Помимо почетных гостей, среди которых были президент Татарстана Рустам Минниханов и министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максут Шадаев, Kazan Digital Week посетило несколько сотен экспертов со всего мира в поисках передовых решений и услуг цифровой трансформации Помимо почетных гостей, среди которых были президент Татарстана Рустам Минниханов и министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максут Шадаев, Kazan Digital Week посетили несколько сотен экспертов со всего мира в поисках передовых решений и услуг цифровой трансформации

Новые идеи по развитию интеллектуальных транспортных систем

Сегодня в Казани завершается один из крупнейших международных форумов в области цифровизации — Kazan Digital Week. Помимо почетных гостей, среди которых были президент Татарстана Рустам Минниханов и министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максут Шадаев, мероприятие посетили несколько сотен экспертов со всего мира в поисках передовых решений и услуг цифровой трансформации.

Одним из стендов, мимо которого не смогли пройти многие эксперты, включая министра транспорта и дорожного хозяйства РТ Фарита Ханифова, принадлежал ФАУ «РОСДОРНИИ». Это подведомственное министерству транспорта РФ учреждение, которое занимается разработкой и научным сопровождением федеральных, целевых и региональных программ, направленных на инновационное развитие и совершенствование состояния автодорог. Сами сотрудники нередко называют свою организацию «мозгом» минтранса РФ.

На Kazan Digital Week РОСДОРНИИ приехал с идеями по развитию интеллектуальных транспортных систем (ИТС).

В понимании большинства жителей нашей страны Россия едва ли не на пороге перехода на беспилотный транспорт. Так ли это, сколько лет потребуется для достижения этого эффекта, какие трудности есть, мы решили уточнить у начальника управления внедрения цифровых технологий ФАУ «РОСДОРНИИ» Игоря Евстигнеева.  

Игорь Евстигнеев: «С Татарстаном у нас плотное сотрудничество на протяжении многих лет:  мы активно ведем работу с руководством  министерства транспорта РТ во многих областях» Игорь Евстигнеев: «С Татарстаном у нас плотное сотрудничество на протяжении многих лет: мы активно ведем работу с руководством министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ во многих областях»

— Игорь Анатольевич, ваш институт активно занимается развитием и внедрением ИТС. Как обстоят дела на сегодняшний день?

— Важно понимать, что обеспечение безопасного движения беспилотного транспорта невозможно без использования интеллектуальной дорожной инфраструктуры. ФАУ «РОСДОРНИИ» разработало концепцию национальной сети ИТС, проект положения о федеральной платформе ИТС, которые в данный момент находятся на согласовании в министерстве транспорта РФ. Надеюсь, что уже в следующем году приступим к реализации проекта.

— Приоткройте завесу тайны — что будете предлагать руководству министерства?

— В рамках государственного проекта «Безопасные и качественные дороги» планируется создание единой цифровой платформы управления транспортной системой (ЕПУТС). По предварительной оценке, ЕПУТС появится минимум в 64 городах РФ, в которых планируется внедрение ИТС.

В России есть центры управления дорожным движением и на дорогах федерального значения, которые находятся в ведении федерального дорожного агентства (ФДА) и государственной компании «Автодор». В результате мы можем получить порядка 70 разрозненных центров управления дорожным движением. И задача федеральных властей — объединить их в единое целое на базе формируемой федеральной платформы ИТС, но это не так просто осуществить.

 На какой стадии все сейчас находится, скоро ли появится высокоавтоматизированный или даже беспилотный транспорт? Есть ли решение, как это сделать?

— Для этого нужна единая система на базе различных стандартов, положений и методических рекомендаций. И сейчас РОСДОРНИИ в процессе создания такого решения. В качестве отправной точки выбрали Татарстан — у нас есть совместный проект с ОАЗ «Алабуга» по созданию пилотной зоны, где мы должны будем отрабатывать технические требования к дорожной инфраструктуре для обеспечения движения высокоавтоматизированных средств.

Отмечу, что с Татарстаном у нас плотное сотрудничество на протяжении многих лет: мы активно ведем работу с руководством министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ во многих областях. Прежде всего речь о разработке рекомендаций в области интеллектуальной транспортной системы для Казани и Набережных Челнов. А недавно наша передвижная лаборатория «Эскандор» отсканировала 500 километров дорог в РТ, завершив проверку состояния дорожного покрытия в республике. Татарстан стал третьим пилотным субъектом РФ, где «Эскандор» провел диагностику в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные дороги». Полученные данные отправлены в Москву, где сотрудники ФАУ «РОСДОРНИИ» проведут камеральную обработку информации.

«Я считаю, что нужно работать непосредственно с дорожной инфраструктурой и начинать нужно с формирования высокоскоростных каналов связи, которые способны выдержать не только кибератаки, но и которые нельзя вывести из строя средствами радиоэлектронной борьбы» «Я считаю, что нужно работать непосредственно с дорожной инфраструктурой и начинать нужно с формирования высокоскоростных каналов связи, которые способны не только выдержать кибератаки, но и которые нельзя вывести из строя средствами радиоэлектронной борьбы»

«Вам же не принципиально, кто привезет бутылку воды…»

— Какие есть еще сложности с ИТС, помимо отсутствия нормативной базы?

— Недостаток отработанных технологических решений. Можно двигаться разными направлениями. Первый — ждать, пока этот путь пройдут страны Запада, и адаптировать их опыт под наши реалии. Второй — создавать техническую базу самостоятельно. И на это у нас есть не более 2–3 лет. Если не успеем, подсядем на зарубежный «крючок», слезть с которого будет в разы дороже, нежели создать свое. Все прекрасно понимают, что человечество в шаге от революционного перехода к высокоавтоматизированным, в том числе беспилотным, транспортным средствам и здесь надо действовать на опережение, если мы не хотим оказаться в роли догоняющих…

— Человечество стремится к беспилотному транспорту, аргументируя это в том числе снижением количества ДТП. Есть ли прямая зависимость?

— По разным исследованиям, 90–95 процентов ДТП происходит из-за человеческого фактора. И если его минимизировать, то мы значительно повысим безопасность. Это факт. Но меня смущает самоцель — убрать человека из машины любой ценой. Целью должно быть другое — обеспечение безопасности и экономическая рентабельность перевозок. Вам же не принципиально, кто привезет бутылку воды? Но если ее доставит робот в 2 раза дороже, вряд ли вы будете рады. В транспортной отрасли есть четыре столпа: безопасность, мобильность, комфорт и экология. А цифровизация — только способ достижения данных целей.

Да и кто вам сказал, что беспилотник водит лучше, чем профессиональный водитель? Я думаю, что пока далеко не каждый готов посадить ребенка в машину, которой управляет робот…

«Со своей стороны РОСДОРНИИ готов сделать все возможное для эволюции дорожно-транспортной системы в стране» «Со своей стороны РОСДОРНИИ готов сделать все возможное для эволюции дорожно-транспортной системы в стране»

— В России достаточно качественных дорог. Надо заниматься их адаптацией к умному транспорту или проще оснащать автомобили десятками датчиков?

— Здесь мнения разнятся. Есть сторонники того, что на машину надо установить десятки датчиков, и пусть она там сама ориентируется в пространстве и времени. Но проблема в том, что процент таких машин на дорогах минимальный, а их безопасная скорость пока только 30–40 километров в час. Как им перемещаться по скоростным магистралям? Выделять под них отдельную полосу никто не будет, очень дорогое удовольствие.

Я считаю, что нужно работать непосредственно с дорожной инфраструктурой и начинать необходимо с формирования высокоскоростных каналов связи, которые способны не только выдержать кибератаки, но и которые нельзя вывести из строя средствами радиоэлектронной борьбы. Второе — создавать системы высокоточного позиционирования, где основную роль, безусловно, займут спутниковые технологии, но мы должны иметь 2–3 резервных решения на случай ЧП. Третье — сформировать высокоточные динамические карты.

Подход государства к строительству дорог должен в корне измениться: нам необходимо строить не просто дороги, а экосистему цифровых транспортных коридоров. Основная задача — на системной основе создать в России постоянно работающую и развивающуюся систему инфотелекоммуникационного обеспечения всех участников дорожного движения. У ИТС есть начало, но нет завершения. Это бесконечный процесс совершенствования. Со своей стороны РОСДОРНИИ готов сделать все возможное для эволюции дорожно-транспортной системы в стране.