Ильсур Метшин (в центре): «Это микрорайон современного типа, мы будем и дальше его развивать, делать все, чтобы здесь уровень жизни был по-настоящему столичным» Ильсур Метшин (в центре): «Это микрорайон современного типа, мы будем и дальше его развивать, делать все, чтобы здесь уровень жизни был по-настоящему столичным» Фото: kzn.ru

Транспортная проблема в «Салават Купере» поехала

Проблема транспортной доступности ЖК «Салават Купере», над решением которой город бьется не первый год, постепенно исправляется. Сегодня жилой массив посетил мэр Казани Ильсур Метшин, где ему представили два нововведения. Уже с 25 августа по жилому комплексу начнет курсировать общественный транспорт, а добраться до новых общеобразовательных учреждений с нового учебного года учащиеся смогут на школьных автобусах. Они будут выполнять несколько рейсов в день, исходя из расписания занятий. Ежедневно школьный автобус будет перевозить более 200 юных жителей микрорайона. «Автобусы уже определены. Маршрут разработан совместно с ГИБДД», — доложил начальник управления образования Казани Ирек Ризванов.

«Это микрорайон современного типа, мы будем и дальше его развивать, делать все, чтобы здесь уровень жизни был по-настоящему столичным, — пообещал Метшин. — Казалось бы, совсем недавно, в 2014 году, мы заложили фундамент первого дома в „Салават Купере“, а сегодня здесь уже проживают 20 тысяч человек. 46 домов уже построено, еще 12 будет введено в эксплуатацию в этом году».

Столичность, разумеется, невозможна без транспортного сообщения. По просьбе жителей микрорайона с 25 августа изменится схема автобусного маршрута №62 Дворец водных видов спорта — Осиново. Сейчас автобусы 62-го маршрута проезжают по проспекту Заречье, не заезжая в микрорайон. Теперь же по двум очередям «Салават Купере» раскинется 8 остановок, а протяженность маршрута увеличится на 2,5 км, он свяжет все местные социальные объекты. По словам заместителя руководителя исполкома Ильдара Шакирова, сейчас в микрорайоне завершается установка новых павильонов на остановках «Ул. Тансык», «Ул. Виктора Сажинова», «Ул. Наиля Юсупова», «Ул. Альфии Авзаловой», «Ул. Хибинская», «Проспект Ильгама Шакирова», «Ул. Мустая Карима» и «Проспект Заречье». Каждый день на маршрут будет выходить 14 автобусов, а время ожидания должно составить 15 минут.

«Изменение маршрута №62 с заездом в „Салават Купере“ — это закрытие острой транспортной потребности жителей», — отмечает Марат Хисамутдинов, исполняющий обязанности председателя комитета по транспорту Казани. По его словам, это де-факто не продление маршрута, а реализация заложенной изначально схемы движения. «Этот маршрут планировался как раз до „Салават Купере“ — до Осиново мы его продлевали временно: дорожные условия микрорайона не были приведены в нормативное состояние, не имелось разворотной площадки. Сейчас ситуация изменилась: сделаны заездные карманы, поменялась организация дорожного движения: на отрезке „Салават Купере-1“ сделали одностороннее движение. Это то, чего мы добивались изначально при запуске маршрута, но только сейчас эти мероприятия были реализованы», — объясняет он.

По мнению Хисамутдинова, 14 единиц подвижного состава пока на этом этапе достаточно, чтобы закрыть потребности жителей на данный момент. Тем более что маршрут №36 продолжает работать в прежнем режиме — правда, теперь это будет единственный автобус до Осиново. Но руководитель транспортного комитета в этом неудобств для жителей не видит: на маршруте продолжит работать 21 автобус, который будет курсировать с интервалом в 6 минут, так что никаких проблем не предвидится.

Работы по организации остановочных площадок здесь уже начались. Сами площадки и подъездные карманы к ним рабочие доделывают уже сегодня, а остановочные павильоны, по их словам, привезут уже на днях Работы по организации остановочных площадок здесь начались. Сами площадки и подъездные карманы к ним рабочие доделывают, а остановочные павильоны привезут уже на днях Фото: Александр Гавриленко

«Даже не верится, что так удобно будет!»

Новая транспортная схема — это еще и важное объединение двух очередей микрорайона. Несмотря на то что по бумагам «Салават Купере» числится единым целым, до последнего времени две его части, как крылья у птицы, были не связаны друг с другом. Первый «Салават», как его привыкли называть жильцы, находится ближе к ЖК «Радужный» и селу Осиново, второй — примыкает к Залесному. Теперь автобус 62-го маршрута не будет проскакивать по краю первого «Салавата», а спустится прямо к самым дальним домам на улице Тансык, потом обогнет их по Зилантовской, где тоже есть остановка, посадит людей на улице Айрата Арсланова и после этого отправится уже во второй «Салават». Работы по организации остановочных площадок здесь начались. Сами площадки и подъездные карманы к ним рабочие доделывают уже сегодня, а остановочные павильоны, по их словам, привезут на днях.

Несмотря на то что в интернет-сообществах слухи о новом маршруте движения ходили уже давно, жительница дома на улице Тансык Эльвира об этом узнала только от нашего корреспондента. Но реагировала не менее бурно. «Больно хорошо! Ходить теперь далеко не надо. Раньше-то мне приходилось почти километр до остановки идти, да еще с ребенком! А теперь остановка станет близко. Даже не верится, что так удобно будет!» — говорит она.

А вот Фирдия Ильгизовна отмечает, что ипотечникам благодаря этому автобусу будет не только проще уехать в город, но и добраться до отделения Госжилфонда во втором «Салавате» — на улице Наиля Юсупова. Из-за неудобства автобусных маршрутов туда было проще дойти пешком, а это почти 1,5 километра. Сейчас же достаточно будет просто сесть в автобус у дома, чтобы через несколько минут выйти у Госжилфонда. Женщину не беспокоит даже то, что автобус будет терять время на то, чтобы зайти во второй «Салават», — плюсы «шаговой доступности» транспорта это все перевешивают. Стоит отметить, что следующая остановка нового маршрута — на улице Зилантовской — будет максимально приближена к поселку Залесный-2, а значит, и его жители смогут пользоваться этим автобусом.

Екатерина и Евгений, жильцы дома около следующей остановки — на улице Айрата Арсланова, тоже не знали о том, что автобус теперь будет останавливаться около их дома. Но оценивают эту перспективу очень положительно. «Раньше приходилось очень долго идти до остановки на улице Нурихана Фаттаха. А теперь на автобус садиться будем рядом с домом. Это очень удобно», — говорит Екатерина. Ее муж тоже считает, что заезд на улицу Наиля Юсупова ненамного удлинит время поездки.

Уже сделаны не только подъездные карманы для остановок, но и установлены сами остановочные павильоны. Они изготовлены из железа, но крыш, защищающих пассажиров от дождя или солнца, на них пока нет Во втором «Салавате» сделаны не только подъездные карманы для остановок, но и установлены павильоны, однако крыш у них пока нет Фото: Александр Гавриленко

Перемещаемся во второй «Салават». Там, оказывается, не только сделаны подъездные карманы для остановок, но и установлены сами остановочные павильоны. Они изготовлены из железа, но местная жительница Мадина отмечает, что крыш, защищающих пассажиров от дождя или солнца, на них пока нет. Мадина-апа говорит, что часто ездит до остановки «Компрессорный». Раньше ей приходилось для этого идти в поселок Залесный и там садиться на 36-й автобус. То, что сейчас здесь будет остановка 62-го автобуса, идущего в ту же сторону, ее не очень радует. Оказывается, ей хотелось бы, чтобы остановка была прямо рядом с домом. Впрочем, в этом втором «Салавате» автобус будет делать петлю, так что, возможно, мы с Мадиной-апой просто еще не разобрались в схеме его движения и остановка окажется все-таки намного ближе к ее дому, чем нам сейчас показалось.

Остановка автобуса на улице Наиля Юсупова находится рядом с многопрофильной гимназией №189. Теперь добраться до учебного заведения и уехать обратно домой учащимся будет очень удобно Остановка автобуса на улице Наиля Юсупова находится рядом с многопрофильной гимназией №189. Теперь добраться до учебного заведения и уехать обратно домой учащимся будет очень удобно Фото: Александр Гавриленко

Следующая остановка автобуса на улице Наиля Юсупова находится, как оказалось, рядом с многопрофильной гимназией №189. Летом этого года выяснилось, что некоторым детям в первом «Салавате» не хватило места в политехническом лицее №182 рядом с их домом. Теперь, получается, добраться до учебного заведения и уехать обратно домой им будет очень просто. Равно как и вернуться домой из школы. А еще эта же остановка станет конечной для тех, кто приедет в новый парк в «Салават Купере». Парка пока нет, но на общественных слушаниях по нему жители все того же соседствующего с «Радужным» и Осиново «Салавата» говорили о том, что им будет трудно до него добраться. Теперь, получается, и эта проблема решена. То же самое и с детскими садами — раньше родители, детям которых не досталось места в близлежащих детских садиках, казалось, что до второго «Салавата», где им предложили места, добираться слишком долго. Теперь, выходит, и этот вопрос урегулирован.

Жительницы соседнего с этой остановкой дома говорят, что они давно знали о планах пустить сюда автобус и теперь очень рады, что ждать осталось недолго. По их словам, новый маршрут значительно упростит им жизнь. «Вот мне нужно сейчас идти в детскую поликлинику, которая находится в первом „Салавате“. И мне придется туда идти пешком. А если был бы автобус, я бы села спокойно и поехала», — говорит Гульнара. Она добавляет, что неплохо бы и автобус 36-го маршрута, который потом уходит на Горьковское шоссе, пустить с заездом на улицу Наиля Юсупова. Тогда бы транспортная доступность ЖК «Салават Купере» была полной.

Казань разрабатывает концепцию запуска метробусов с Российским дорожным научно-исследовательским институтом. Изучаются 4 линии маршрутов Казань разрабатывает концепцию запуска метробусов с Российским дорожным научно-исследовательским институтом. Изучается четыре линии маршрутов Фото: obrazovanie.kzn.ru

На запуск метробусов нужно больше 2 миллиардов

Власти Казани и Татарстана давно ищут пути решения дорожной проблемы в «Салават Купере». И надо признать, что изменение автобусного маршрута снимает вопрос только отчасти. Фундамент первого дома в микрорайоне заложили в 2014 году, но в перспективе население вырастет до 50 тысяч. Причем большинство жителей — бюджетники, которые не могут позволить себе личный транспорт. На примере «Салават Купере» руководство республики осознало ошибку, когда сначала строятся дома, а уже потом «героическими усилиями» создаются дороги, школы и детские сады, отмечал во время отчета перед населением в январе депутат Госдумы от Татарстана Ильдар Гильмутдинов.

«Транспортная загруженность „Салават Купере“ — это комплексный вопрос. Согласована схема движения в Залесном с двумя разворотными петлями, чтобы отменить левые повороты и обеспечить непрерывное движение, что увеличивает скорость потока. Рост автомобилизации, конечно, никто не отменял — и одним из решений проблемы мы видим метробусы, — говорит Хисамутдинов. — Строительство метро достаточно трудоемкое и по времени, и по финансам, железнодорожный транспорт не в полной мере закрывает нужды жителей».

Он рассказал, что только концепция запуска метробусов обошлась в 15 млн рублей, а для ее полноценного проектирования нужно еще 200 миллионов. Стоимость же непосредственно строительства только по ценам 2019 года оценивалась в более чем 2 млрд рублей. «От концепции метробусов мы не отказываемся, реализация этого проекта все равно дешевле других вариантов, но все дело в финансировании. Однако и таких средств у города нет, поэтому исполком ведет работу по привлечению, в том числе в рамках нацпроекта „Безопасные и качественные автомобильные дороги“», — признает он.

Прямо как в Токио: Фарит Ханифов задумался о двухэтажных дорогах на въездах в Казань

Напомним, идею метробусов одобрил в сентябре 2020 года президент РТ Рустам Минниханов, заметив, что историческому центру традиционно уделяется много внимания, но о жилых микрорайонах забывать нельзя. Столица Татарстана разрабатывает концепцию запуска метробусов с Российским дорожным научно-исследовательским институтом (РосдорНИИ), отмечал в августе прошлого года Метшин. По словам градоначальника, изучается четыре линии маршрутов. Ориентировочная стоимость одного из них — из центра города до «Салават Купере» протяженностью 21,6 км — составит 1,8 млрд рублей, обозначал мэр цену вопроса. Новая линия обойдется в 2 млрд рублей, рассказывал недавно Шакиров. Руководство республики изучает также вариант строительства до микрорайона трамвайной ветки или железной дороги для электрички — специалисты анализируют все за и против трех вариантов.

Метробус — это сочлененный автобус большой вместимости. В Казани тестировали в данном качестве, к примеру, «МАЗ-215» на 167 пассажиров. Посадка как в метро — через турникеты на остановках. Самих остановок гораздо меньше, чем у обычного автобуса, но главное — метробус движется по полосе, жестко отгороженной от остальной проезжей части специальными делиниаторами. Все перекрестки он станет пролетать со свистом — АСУДД везде будет включать ему зеленую волну, делая красный для машин. Где-то путь может пройти в теле трамвайных путей, где-то уже есть автобусные полосы, но местами метробус неизбежно вытеснит автомобили на другие улицы. В результате средняя скорость движения возрастает в 1,5 раза: если обычный автобус со всеми остановками преодолевает 20 км/ч, то метробус — 33 км/час.

Пока федеральное финансирование под мегапроект не выделили, вопросы решаются точечными штрихами. В понедельник, например, еще одним поводом для радости местных жителей стало получение положительного заключения госэкспертизы на проектно-сметную документацию по расширению Осиновской улицы, которая выводит поток на Горьковское шоссе. «В рамках реконструкции дороги на участке протяженностью 1,4 километра предусматривается расширение улицы с двух до четырех полос, обустройство тротуаров, велодорожек, сетей наружного освещения, переустройство инженерных коммуникаций, установка светофоров и шумозащитных экранов», — сообщил тогда замруководителя исполкома Игорь Куляжев.


К тому же активно идет строительство дороги – дублера Горьковского шоссе с выходом на М7. Протяженность трассы составит 13 км, общая стоимость дороги — 4,5 млрд рублей. По планам, первые автомобили по новой магистрали смогут проехать в начале 2022 года.

В Казани запускается совершенно новый маршрут — до поселков Привольный и Вишневка. Автобус под номером 94 отправится со станции метро «Дубравная» и пройдет по улицам Габишева, Фучика, Сафиуллина и Кул Гали. В тестовом режиме первый автобус планируют вывести на дороги уже завтра В Казани запускается совершенно новый маршрут — до поселков Привольный и Вишневка. Автобус под номером 94 отправится со станции метро «Дубравная» и пройдет по улицам Габишева, Фучика, Сафиуллина и Кул Гали. В тестовом режиме первый автобус планируют вывести на дороги уже завтра Фото: arhiv.kzn.ru

Казань пополнится еще одним автобусным маршрутом

Но на этом хорошие новости не заканчиваются. Хисамутдинов рассказал, что в Казани запускается совершенно новый маршрут — до поселков Привольный и Вишневка. Автобус под номером 94 отправится со станции метро «Дубравная» и пройдет по улицам Габишева, Фучика, Сафиуллина и Кул Гали. В тестовом режиме первый автобус планируют вывести на дороги уже завтра: в пробный рейс пригласили и сотрудников ГИБДД.

«В этих поселках тоже долгое время не было дорожных условий для автобусного сообщения. Чтобы запустить или просто изменить любой маршрут, нужно согласование ГИБДД, которое выдает его только при соблюдении всех условий безопасности: это и наличие пешеходных переходов, тротуаров, освещения, и отсутствие колейности, и так далее», — рассказывает он.

По его словам, пока в поселки будет ездить один автобус, интервальность составит около 45 минут: пассажиропоток в этом направлении сравнительно небольшой, да и транспортное плечо невелико — до ближайшей станции метро.

А новых маршрутов в ближайшее время можно не ждать. В 2023 году исполком проведет новый конкурс на организацию маршрутной сети Казани — после этого и могут быть более серьезные изменения. Пока проблемы решаются точечными штрихами.