30 апреля в Москве открывается III международный конкурс молодых пианистов Grand Piano Competition, который уже получил негласную приставку «младшего брата» конкурса Чайковского. За 6 конкурсных дней 14 музыкантов из 7 стран мира продемонстрируют свое фортепианное мастерство перед членами жюри. Чем отличается Grand Piano от подобных конкурсов, как повлиял на него пандемийный локдаун и за что борются участники, рассказал сам художественный руководитель конкурса, пианист Денис Мацуев в ходе прошедшей пресс-конференции.

«Мы ждали этого события год. Могли его провести в прошлом году, но это было бы несправедливо к тем участникам, которые не смогли бы приехать. К счастью, сейчас в России возможны концерты, поэтому уже завтра мы откроем Grand Piano Competition», — сообщил Мацуев.

Около 200 участников из 30 стран прислали видеозаявки, но к конкурсному этапу были допущены только 15 человек. Причем пять из них относятся к русской фортепианной школе. Однако непосредственное участие примут 14 человек. «К сожалению, по семейным обстоятельствам китайская пианистка, которая живет в Америке, не смогла добраться. Я уверен, что она будет участвовать в нашем следующем конкурсе. У нее большой талант», — отметил Мацуев.

Впервые в музыкальном состязании примут участие пианисты из Германии, Израиля и Коста-Рики. Правда, последний будет представлять все же русскую фортепианную школу, т. к. учится в ЦМШ при Московской консерватории. Также на конкурс приехали таланты из Грузии, Китая и Южной Кореи.

Несмотря на юный возраст участников (высший порог — 16 лет), член жюри и директор Центральной музыкальной школы Валерий Пясецкий обратил внимание, что конкурсанты играют как большие артисты и многих из них хочется дослушать до конца. А это, по признанию Пясецкого, случается крайне редко.

Главной особенностью Grand Piano, по словам Мацуева, можно назвать максимальное отвлечение от соревновательной системы. «Конкурс — это очень волнительная история. Всегда есть недовольные, обиженные. У нас же все отобранные — уже победители. И каждый играет на сцене. Поэтому мы очень гордимся этой концепцией», — обратил внимание Мацуев.

Пять лучших пианистов получат звание лауреата и премию в размере $ 5 тысяч. Один из них станет обладателем гран-при. «Победитель конкурса Grand Piano Competition получит акустический рояль», — добавил Мацуев. Правда, в первом конкурсе главный приз получили 2 участника. Такое решение жюри приняло буквально за пять минут во время гала-концерта. И вместо одного подарочного рояля получилось два. Остальные участники будут считаться дипломантами конкурса. Их наградят премией в размере $ 1 тысячи. Эту же сумму вручат педагогам юных пианистов, завоевавших звание «Лауреат».

Все решения будут принимать 6 членов жюри: профессор Международной академии в Имоле (Италия) Борис Петрушанский, профессор Музыкального университета им. Фредерика Шопена в Варшаве Петр Палечный, президент фестиваля в Анси Паскаль Эсканд, профессора Московской консерватории Павел Нерсесьян и Владимир Овчинников и директор Центральной музыкальной школы Валерий Пясецкий.

А откроет долгожданный и праздничный во всех смыслах вечер Госоркестр России им. Светланова под управлением худрука ГСО РТ Александра Сладковского в Большом зале консерватории. Солировать будут сам Мацуев и 13-летняя пианистка, обладательница гранд-при II Grand Piano Cоmpetition Александра Довгань. Музыканты исполнят «Праздничную увертюру» Шостаковича, Andante spianato и Большой блестящий полонез Шопена, «Славянский марш» Чайковского, а также Концерт №2 для фортепиано с оркестром Щедрина. Причем сам Родион Константинович в этот момент будет присутствовать в зале.