«В ряде случаев отмечаем отношение к служебному авто как к частной собственности», — сетовали участники круглого стола, посвященного теме развития рынка газомоторного топлива, на чиновников, которые сопротивляются переводу их машин на газ. Но успехи все равно есть: за 8 лет потребление КПГ в Татарстане выросло в 10 раз, появилось 28 АГНКС, и строятся десятки новых. О том, почему создание одной новой заправки — это дополнительный спрос на 30 газомоторных «КАМАЗов» и какую экономию дал перевод на газ 100 машин из автопарка премьера РТ Алексея Песошина, — в материале «БИЗНЕС Online».
Накануне в рамках татарстанского международного форума по энергоресурсоэффективности и экологии – 2021 на «Казань Экспо» прошел круглый стол по теме развития газомоторного топлива (ГМТ) в РТ
«Газомоторка» показала рост
Накануне в рамках татарстанского международного форума по энергоресурсоэффективности и экологии – 2021 на «Казань Экспо» прошел круглый стол по теме развития газомоторного топлива (ГМТ) в РТ. Модераторами выступили помощник премьер-министра РТ по вопросам нефтегазохимического комплекса Эльдар Адеев и заместитель министра промышленности и торговли РТ Тимур Саматов, в числе гостей мероприятия были приглашены компании – участники рынка газомоторного топлива.
Первым по теме «газомоторки» по видеосвязи выступил замдиректора департамента нефтегазового комплекса минэнерго Артем Верхов. Он подвел промежуточные итоги начатой еще в 2019 году стратегии опережающего развития рынка ГМТ: темпы строительства заправочных станций выросли втрое, в 2020-м в стране введено 96 новых АГНКС, а общее их количество увеличилось на 20% (к уровню 2019 года), потребление компримированного природного газа (КПГ) выросло на 60% (к 2018 году) до 1 млрд куб. м газа в год.
«В 2020 году Татарстан в очередной раз оказался в роли одного из лидеров», — похвалил Верхов и региональную программу развития рынка газомоторного топлива, и программу переоборудования дизельной техники на газомоторную.
«С 2021 года вводится требование по локализации оборудования, которое используется на заправках», — сообщил спикер, вдохновляя участников рынка разворачивать собственное производство такого оборудования. Позже докладчики говорили, что, конечно, горячо приветствуют тему импортозамещения, но высказали опасение, не затормозит ли это реализацию программы, ведь для запуска производства оборудования для газовых заправок требуется время.
Далее Верхов порадовал, что меры по дополнительному субсидированию переоборудования автотранспорта на газ для МСП и для граждан будут продлены и на 2021 год. «Вместе с программами поддержки от „Газпрома“ для владельцев транспорта услуга переоборудования обходилась всего в 5 процентов от стоимости», — сообщил он.
Пока в этой программе участвует только 29 регионов, но замдиректора департамента нефтегазового комплекса уверен, что в дальнейшем в нее должны включаться и другие регионы, чтобы у потребителя «была возможность заправиться на большей территории страны». Правда, для этого потребуется дополнительно 40 млрд рублей госсубсидий. Позже докладчики на слайдах показывали, что пока охват автомагистралей в РФ АГНКС — это скорее пунктирная, нежели прямая линия. Проехать на метане через всю страну пока довольно проблематично, если не сказать невозможно.
«Кто выигрывает от развития рынка ГМТ? Прежде всего потребители, владельцы транспорта, которые уже сэкономили миллиарды, перейдя на природный газ, — не уставал восторгаться Верхов. — Вторым бенефициаром можно назвать Татарстан и ПАО „КАМАЗ“, которое сумело перейти к серийному производству автотехники на ГМТ, снизив себестоимость производства и получив федеральные субсидии на технику ГМТ».
По оценкам чиновника минэнерго, каждая новая АГНКС — это дополнительный спрос на 30 газомоторных грузовиков КАМАЗа и 750 тыс. рублей субсидий на каждую машину. «500 новых АГНКС за 5 лет — это 15 тысяч грузовиков и 12 миллиардов рублей субсидий», — подсчитал он.
Далее Верхов перешел к теме СПГ-заправок (криоАЗС). Госпрограмма предусматривает создание за три года сети из 80 криоАЗС на 12 федеральных автомагистралях, этим количеством заправок должны быть перекрыты все основные маршруты автоперевозок. Причем принято решение не ждать строительства стационарных криоАЗС, а начать реализовывать СПГ с мобильных криоПАГЗов. Это поможет быстрее покрыть территорию страны сетью криозаправок. «Учитывая развитие СПГ в Челябинске и Санкт-Петербурге, очевидным становится их соединение в единое направление. Татарстан видится естественным местом для производства СПГ», — заявил Верхов.
По его словам, сейчас министерство прорабатывает программу по снижению на 30–32% стоимости строительства объектов СПГ. Мол, российские требования сегодня слишком жесткие, теперь чиновники думают, как ослабить эту «удавку» для бизнеса.
Сообщив, что после послания президента РФ минэнерго «кипит нешуточно», Верхов поспешил откланяться. В ответ Адеев обещал приехать в гости к московским коллегам с делегацией от Татарстана.
Для того чтобы рынок начал активно развиваться, следует решить извечную дилемму, что должно появиться раньше: «курица» (массовый потребитель ГМТ) или «яйцо» (транспорт/инфраструктура)
«Поставить модуль СПГ на бензиновой станции — это интересная творческая задача»
Исполнительный директор национальной газомоторной ассоциации Василий Зинин начал с небольшого ликбеза, мол, пропан от метана народ уже научился отличать, но пропан — это уже вчерашний день, и «государство поддерживает метан». Но теперь новая задача — объяснять потребителям, чем КПГ (компримированный природный газ) отличается от СПГ (сжиженный природный газ): и то и то — метан, просто отличается своими физическими свойствами, способами транспортировки и применением. «Для внутригородских перевозок — городских перевозок, коммунальной техники, таксомоторных парков — актуален КПГ, а для магистральных более приоритетен СПГ», — пояснял спикер.
Для того чтобы рынок начал активно развиваться, следует решить извечную дилемму, что должно появиться раньше: «курица» (массовый потребитель ГМТ) или «яйцо» (транспорт/инфраструктура). На взгляд Зинина, необходимо снижать барьеры для входа на рынок, предлагать привлекательные условия для инвесторов. Известный факт: газовые заправки дороже традиционных бензиновых, средства на переоборудование автотехники нужны немаленькие, новая газовая техника также дороже традиционной — в общем, необходима «морковка» и для производителей, и для потребителей.
- Первая идея ассоциации, как подобное сделать, — это развитие сегмента бытовых домашних заправок (АГНКУ). «Речь идет о частных домах, которые уже газифицированы, на территории домовладения можно поставить домашнюю установку медленной заправки, которая будет за ночь заправлять ваш автомобиль», — предлагал Зинин. Это решит проблему отсутствия (в данный момент) газовых заправок в том или ином регионе.
В то же время потребитель имеет приятный бонус: заправлять такое авто можно будет по средней в РФ цене в 6,5 рубля за «куб» газа, тогда как средняя цена на КПГ в стране — 19,5 рубля. Стоимость такой домашней установки — порядка 120 тыс. рублей. Это механизм дополнительного создания спроса на газомоторную технику, считает Зинин, потенциальная емкость рынка для производителей оборудования может составить 200 млрд рублей. Но пока домашние АГНКУ никак не отрегулированы в законодательстве.
- Вторая идея — создание возможностей для строительства многотопливных заправочный станций, чтобы на одной заправке потребитель мог пополнить бак авто как бензином, так и СПГ с КПГ. Это сконцентрирует потоки покупателей и сделает строительство заправок более выгодным для инвесторов. «Сейчас просто так поставить модуль СПГ на бензиновой станции — это интересная творческая задача, расстояние от одной колонки до другой будет таким, что вам придется серьезно увеличивать свои земельные владения», — с улыбкой говорил Зинин. Он не исключает, что на подобных многотопливных заправках в будущем могли бы появиться и «колонки» с водородным топливом. «Потому что одиноко стоящая водородная заправка коммерчески никогда не окупится», — констатировал докладчик. В общем, препятствующие подобным союзам косные своды норм и правил следует менять, считает представитель газомоторной ассоциации.
- Третья идея — пересмотреть существующий ныне «коридорный» принцип инвестирования в криоАЗС, когда целая федеральная трасса передается в руки только одного инвестора. Позже за эту идею голосовали и другие докладчики, мол, одна (даже крупная) компания вряд ли захочет брать на себя ответственность за целую автомагистраль, а вот если за каждую заправку будет отвечать отдельный инвестор, глядишь, желающих вкладываться в газомоторную тему станет больше.
«2020 год для нас явился знаковым, потому что жидкие моторные топлива „упали“ в связи с коронавирусными ограничениями, а рынок газомоторного топлива показал рост на 10 процентов», — закончил Зинин на позитивной ноте.
Совладелец компании «РариТЭК» Рафаэль Батыршин обозначил проблему регистрации дорожно-строительной и сельскохозяйственной техники на СПГ. Представитель Минского тракторного завода пожаловался, что компания не может получить сертификат на газовый трактор. «Если мы газовый комбайн может засертифицировать, выдать как готовое изделие, то газовый трактор не можем по причине отсутствия методологии сертификации», — сетовал спикер. Зинин пообещал взять эти вопросы в работу.
Сегодня в республике 9,25 тыс. машин ездит на газе. Переоборудованием автотранспорта в РТ занимается 12 аккредитованных пунктов, имеется две испытательные лаборатории
100 машин кабмина перевели на газ: экономия — 1,5 млн в месяц
Далее с докладом о Татарстане выступил Адеев. Он напомнил, что история развития «газомоторки» в республике началась в 2012 году, на тот момент потребление газа составляло 4,5 млн кубометров, на территории РТ колесило 510 машин на газе, было всего 9 газовых заправок («Газпром Трансгаз Казань»).
С тех пор сделан большой скачок вперед. В 2020 году потребление природного газа составила 54,5 млн кубометров. В РТ уже имеется 28 АГНКС, из них в прошлом году было введено 7 АГНКС. В 2021-м дороги республики должны пополниться 21 новой газовой заправкой (14 АГНКС, 6 криоАЗС и 1 пункт сжижения природного газа при существующей АГНКС). По оценкам участников круглого стола, это позволит вдвое увеличить мощности по отпуску природного газа в РТ.
Сегодня в республике 9,25 тыс. машин ездит на газе. Переоборудованием автотранспорта в РТ занимается 12 аккредитованных пунктов, имеется две испытательные лаборатории. С 2016 по 2019 год шел рост числа физлиц, которые переоборудовали на газ своих «боевых коней», но 2020-й подкосил эту статистику. Так, если в 2019 году люди переоборудовали 625 машин, то в 2020-м — только 309. Юрлица переводили на более экологичное топливо в среднем от 200 до 300 автомобилей в год. В 2020-м произошел всплеск из-за перевода на газ грузовиков логистических компаний (1,2 тыс. машин).
Плюс на газ переводят по 300 машин, принадлежащих госструктурам и муниципалитетам. К примеру, 100 автомобилей из гаража кабмина РТ уже полностью перешло на «голубое» топливо. «Экономия ежемесячно по топливу — порядка 1,5 миллиона», — заметил Адеев. Сам помощник, как выяснилось, также перемещается на «газовой» служебной машине.
Директор ГАУ «Центр энергосберегающих технологий РТ при КМ РТ» Марат Ахмеров дополнил картинку того, как непросто на самом деле идет переоборудование на газ государственных и муниципальных авто. По его словам, всего с 2016 года в РТ было переоборудовано 1 185 казенных машин. Стараются в первую очередь переводить автомобили там, где поблизости уже действуют или вот-вот построят АГНКС. Но работа эта порой встречает и препоны со стороны водителей, которые ради собственного удобства не желают экономить для республики бюджетные рубли. «В ряде случаев отмечаем отношение к служебному авто как к частной собственности», — сетовал Ахмеров.
В Татарстане компания «Газпром» построила 12 АГНКС, объем инвестиций в инфраструктуру составил 2,5 млрд рублей, в маркетинг и стимулирование клиентов — еще 0,5 млрд рублей
Проекты «Газпрома» и «Новатэка»
Директор средневолжского филиала ООО «Газпром газомоторное топливо» Булат Газизуллин рассказал о том, что в Татарстане компания построила 12 АГНКС, объем инвестиций в инфраструктуру составил 2,5 млрд рублей, в маркетинг и стимулирование клиентов — еще 0,5 млрд рублей. Есть планы развивать сеть и дальше. Затем Газизуллин привел любопытный слайд, наглядно демонстрирующий то, что использование газомоторного топлива, несмотря на рост цен, все-таки очень выгодно для автовладельцев.
«В последнее время было много критики в адрес газомоторного топлива ввиду динамики цены на КПГ. Да, действительно, цена подорожала с 9 рублей в 2013 году до 19 рублей в 2021-м. Но напомним, что 1 литр бензина примерно эквивалентен 1 „кубу“ газа. Если мы посмотрим на разницу в цене, то увидим, что в начале реализации проекта разница в стоимости (между газом и бензином) была 18,89 рубля, а сегодня разница между бензином и газом составляет 24 рубля и 22 копейки. Мы понимаем, что в абсолютной величине ездить на природном газе стало дешевле», — аргументировал Газизуллин.
Отметим, что ранее президент Татарстана Рустам Минниханов и председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер подписали соглашения по реализации инвестиционных проектов «Строительство комплекса по сжижению природного газа в РТ» и «Строительство сети криогенных автозаправочных станций в РТ».
«1 литр бензина примерно эквивалентен 1 «кубу» газа. Если мы посмотрим на разницу в цене, то увидим, что в начале реализации проекта разница в цене (между газом и бензином) была 18,89 рубля, а сегодня разница между бензином и газом составляет 24 рубля и 22 копейки»
В кулуарах корреспондент «БИЗНЕС Online» поинтересовался, как идет работа по созданию в Челнах блока по сжижению природного газа, о котором, в частности, заявлялось в 2020 году на полях татарстанского нефтегазохимического форума. «Идут проектные работы, заключен контракт на поставку основного технологического оборудования, это будет отечественное оборудование производства „НТЛ-холдинг“, Екатеринбург», — сообщил Газизуллин. Мощность установки по сжижению газа составит 1,5 т в час, ориентировочная стоимость проекта — около 500 млн рублей.
Отметим, что на данный момент несколько компаний планирует реализовывать проекты в области СПГ в Татарстане. Так, компания «Новатэк» миллиардера Леонида Михельсона недавно открыла первую криоАЗС в Челнах. Начальник отдела маркетинга газомоторного топлива «Новатэка» Роман Ланихин рассказал собравшимся, что к 2026 году в Татарстане предполагается построить 6 АГНКС, а также одну СПГ-заправку в Казани (в 2025-м) и завод по сжижению природного газа в Челнах (в 2026-м). Производительность будет обозначена позже, но не менее 1,7 т в час, уточнил Ланихин.
Другие компании также проводят работу по развитию газомоторного рынка. Так, «РариТЭК» освоил выпуск техники на СПГ, а также криобаков и криоемкостей для транспортировки СПГ, Зеленодольский завод им. Горького — производство судов на СПГ («Чайка»).
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 26
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.