«Для меня вопрос: почему меры разработаны, деньги выделены, но они не дошли конкретно до вас?» — интересовалась депутат Госдумы Альфия Когогина на встрече с предпринимателями Челнов. В беседе с бизнесом автограда супруга рулевого КАМАЗа похвалилась созданием «самозанятых» и взяла на карандаш жалобы на банки. О том, как челнинские предприниматели откровенничали об обходах закона ради выгоды, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Альфия Когогина встретилась с предпринимателями Челнов
Когогина доведет проблемы челнинского бизнеса до комиссии Госдумы
«Я ее пригласил и предложил посмотреть, как живут и отдыхают мужики в гараже», — рассказал лидер Партии Роста в Татарстане Олег Коробченко о том, как ему удалось сегодня организовать встречу челнинских предпринимателей с депутатом Госдумы Альфией Когогиной. Рандеву состоялось на базе мотоклуба «Наиком», который появился в прошлом году рядом поселком Азьмушкино благодаря усилиям местного бизнеса и, в частности, владельца сети АЗС «Наиком» Наиля Хуббатуллина.
«Мне действительно было интересно, я восхищена тем, что увидела. Это не что-то на один день. Это любовь и страсть к спорту, которая объединяет людей», — поделилась впечатлениями от мотоклуба Когогина. Правда, интерес не единственная причина, почему она согласилась на встречу. Основная цель — «честная беседа» с бизнесом на тему того, как они пережили коронавирус. «В прошлом году государство в целом на поддержку предпринимательства направило триллион рублей! Это масса мер, начиная от моратория на проверки, заканчивая списанием и отсрочкой налогов и льготными кредитами. Линейка впечатляющая, но при всем при том оказывается, что есть случаи, когда данные меры не доходят на места», — обозначила проблему гостья.
Она добавила, что 6 апреля в Госдуме станут обсуждаться вопросы поддержки бизнеса. По итогам дискуссий будет сформировано предложение правительству. Поэтому челнинские предприниматели могли рассматривать встречу как возможность отправить обратную связь правительству. «Те системные ошибки, которые мы сегодня услышим, обязательно будут доведены до членов комиссии и обсуждены. Если это массовая, общая российская проблема, то будут подготовлены предложения по усовершенствованию политики», — обозначила спикер.
Олег Коробченко рассказал, что в городе есть отрасли, которые пострадали больше остальных, — гостиничный бизнес, рестораны, производственники, машиностроители, представители культуры
Бизнесменов Челнов депутат называет друзьями, коллегами и соратниками, ведь 10 лет назад сама активно вела бизнес в автограде: «Я занималась бизнесом, и вся моя творческая история — больше ответ на ситуацию, которая тогда сложилась. Я ее видела, и мне хотелось по-честному исправить загогулины в законодательстве, которые существовали в то время. Как-то у меня родилась идея, и я волею судьбы оказалась в депутатском кресле. Теперь я не могу заниматься предпринимательством, но считаю, что это было лучшее время для меня, когда ты создаешь, творишь».
Коробченко рассказал, что в городе есть отрасли, которые пострадали больше остальных, — гостиничный бизнес, рестораны, производственники, машиностроители, представители культуры. С поддержки последних лидер Партии Роста и предложил начать беседу. Основатели театра-студии Liberta Татьяна и Сергей Заболотские рассказали, что они едва выжили в период пандемии: «Раньше мы собирали тысячи людей, а сейчас этого нет. Мы работаем на ползала и выживаем. Мы частный театр и мер поддержки не получили. Наш ОКВЭД не попал в число наиболее пострадавших. Кто же знал, что по ним все станут выяснять? У нас была клубная деятельность. И с этим ОКВЭДом мы мучились все лето и еле дожили до сентября».
Основатель театра-студии Liberta Сергей Заболотский рассказал, что театр едва выжил в период пандемии
Тема ОКВЭДов неоднократно рассматривалась на площадке Госдумы, и в итоге там пришли к тому, что такое разделение абсолютно несовершенно, отметила Когогина. Уже в процессе обсуждения закона делались прогнозы касательно большого количества недовольных предпринимателей, которые остались бы без мер поддержки. Но правительство тоже можно понять, считает спикер: «Им нужно было запустить меры поддержки быстро, сразу системно и на всю страну».
Кроме того, по ее словам, сейчас депутаты Госдумы готовят новое предложение по мерам поддержки: «Они будут не по ОКВЭДам. Мы специально встречались с банками и узнавали, могут ли они отслеживать снижение выручки. И мы предложили оказывать меры поддержки: если выручка снижается на сколько-то процентов — на 20, на 30, то предприятие будет считаться пострадавшим».
Руслан Нигматулин: «Главная сложность получения господдержки — отсутствие обратной связи от банков. Если бы они говорили, что нужно сделать, то было бы гораздо проще»
«Меня, честно говоря, удивляет такое отношение банков»
Руководитель исполкома Челнов Наталья Кропотова рассказала, что вопросы по частным театрам, детским садам и клиникам поднимались на уровне министерства экономики. Туда было направлено письмо с просьбой пересмотра ОКВЭДов. «Выдвигалось предложение на уровне республики, на уровне рабочей группы с участием министра экономики. Его поддержали и должны были выйти дальше с инициативой на уровне Госсовета», — сообщила спикер.
Председатель набережночелнинского территориального отделения Партии Роста Руслан Нигматулин напомнил, что в октябре было вынесено постановление о мерах поддержки по дополнительному ОКВЭДу: «Главная сложность получения господдержки — отсутствие обратной связи от банков. Если бы они говорили, что нужно сделать, то было бы гораздо проще. Например, по одному юрлицу мы не получили поддержку не из-за ОКВЭДа, а потому, что у нас имелся штраф на рабочую машину. Он не отображался в госуслугах. Мы отправляли запросы во все инстанции и в налоговую, чтобы узнать, где у нас есть задолженности. И только наш юрист смог выяснить, что все дело в штрафе двухлетней давности, которого нет ни в одной системе. Штраф выплачен, но он не оказался в ГИБДД. Мы вопрос решили, нам предоставили поддержку. Но если бы банки давали обратную связь по поводу того, почему они отказывают, было бы хорошо».
О своих проблемах из-за непопадания в перечень пострадавших отраслей поведал и директор рекламной компании «Август» Игорь Сидоренко
Для Когогиной откровения местного бизнеса стали удивлением: «Вы же понимаете, что никаким законом не прописано, что банки должны молчать как партизаны? Наоборот, вся система поддержки малого и среднего бизнеса направлена на помощь в развитии и росте. Вся государственная политика направлена на то, чтобы помочь людям — тем, кто имеет предпринимательский пыл, — стать вначале самозанятым, открыть ИП, малое предприятие, то есть масштабировать этот бизнес».
Еще одной логикой государственной политики, которую продвигают депутаты, Когогина назвала взятие на себя всех транзакционных издержек. В качестве примера она рассказала о возникновении термина самозанятых, где государство уже взяло все подобные издержки на себя. «Помните решение правительства о контрольно-кассовых аппаратах? В Госдуме существовало много претензий и проблем. Аппараты обходились дорого, это было необоснованно. Мы в нашем комитете создали площадку для обсуждения проблематики данного вопроса. В итоге мы растянули сроки на два с половиной года. За то время люди поняли, что это такое, кассовые аппараты значительно подешевели, и мы выяснили, что есть огромный пласт предпринимателей, которым не нужны кассовые аппараты. Они работают в одиночку, без наемного персонала. И тогда появился термин „самозанятые“», — напомнила Когогина. К слову, тогда депутаты встретились с главой ФНС Михаилом Мишустиным и доказали ему, что есть такие предприниматели, с которых надо снять бремя отчетности. «Это чисто наша работа», — с гордостью рассказала спикер.
Альфия Когогина: «Мы выяснили, что есть огромный пласт предпринимателей, которым не нужны кассовые аппараты. Они работают в одиночку, без наемного персонала. И тогда появился термин «самозанятые»
Возвращаясь к истории с банками, депутат вновь высказала свое недоумение: «Я не знаю даже, как это парировать. Я обязательно поставлю такой вопрос. На самом деле это какая-то защита от идиота. Не примешь же на самом деле закон, чтобы менеджер банка объяснял, почему они приняли то или иное решение?»
О своих проблемах из-за непопадания в перечень пострадавших отраслей поведал и директор рекламной компании «Август» Игорь Сидоренко. По его словам, они обращались с заявкой в два банка, но ему отказывали без объяснения причин. Поддержку удалось получить только в третьей организации спустя два месяца после локдауна: «Такая разноплановость рассмотрения банками наводит на мысль, что есть некое двоякое трактование выдачи поддержек».
Присутствовавшие на встрече бизнесмены также согласились с тем, что вопросы по взаимодействию с банками в городе есть. Коробченко предложил написать коллективное обращение от предпринимателей по этому вопросу, а Когогина, в свою очередь, обещала поднять этот вопрос в Госдуме.
Павел Евдокимов рассказал, что есть лица, которые открыли свои «карманные» фирмы, через которые и проводятся закупки в рамках исполнения законов
«Предприниматель — хитрое и изворотливое существо»
О состоянии социального бизнеса рассказала руководитель детского реабилитационного центра «Чудо-Дети» Ася Кислова. Инициатором ее приглашения на встречу выступила Когогина. По ее словам, социальное предпринимательство — повод для гордости: «10 лет государство не могло подступиться к такой теме. Мы недавно приняли данный закон, и у нас появились социальные предприниматели. Согласно этому документу, регионы должны описать стандарт социальных услуг, создать реестр социальных предпринимателей и, самое главное, допустить их к госзаказам».
«Альфия Гумаровна, предприниматель — хитрое и изворотливое существо. Жизнь такая, — прервал речь Когогиной касательно закона о госзакупках малого и среднего бизнеса гендиректор челнинской группы компаний „Инжиниринг Плюс“ Павел Евдокимов. — Вы говорили про простой механизм: снизилась выручка — выделение господдержки. Но ведь любой предприниматель знает, что можно открыть второе ООО и перевести обороты туда, а потом можно будет просить поддержку. И точно так же вопрос обстоит с госзакупками. Сама идея — это здорово». «Закон хороший, а теперь расскажите, как его нарушают конкретно в Набережных Челнах», — отшутилась Когогина.
О состоянии социального бизнеса рассказала руководитель детского реабилитационного центра «Чудо-Дети» Ася Кислова
Евдокимов рассказал, что есть лица, которые открыли свои «карманные» фирмы, через которые и производятся закупки в рамках исполнения законов. Тендеры также проводятся для «своих». «С этим вроде уже начинают бороться все: начиная от Навального, заканчивая кем-то еще… Это сегодня модная тема. Второй вопрос в том, что даже когда закон исполняется, то встает вопрос цены. Мы данным законодательством ставим наши предприятия в условие, когда весь акцент идет на стоимость, а не качество продукции. Выбирают самое дешевое, но таковое не может быть самым качественным. В конечном итоге мы получаем одноразовые вещи», — сообщил спикер.
Когогина посоветовала объединиться и ужесточить контроль: «Вы же огромная армия. Неужто вас вот так просто обводят вокруг носа и делают закупки компании-однодневки? Такого быть не должно. Сегодня у нас прозрачное общество. Среди вас есть депутаты. Если такие случаи в Челнах есть — выносите их! Я ваш запрос записала, мне интересно разобраться в том, как так может быть, что идет нарушение стандартных регламентов».
Председатель машиностроительного кластера РТ Сергей Майоров предложил законодательно ввести термин «стоимости владения». В качестве примера он привел автобусы ПАО «КАМАЗ» и технику из Китая. Челнинские машины дороже, но они более долговечны, чем те, которые привозят из Азии. Китайские автобусы чаще ломаются. В результате если брать их стоимость и затраты на ремонт, то итоговая сумма значительно превышает ту, которая бы ушла на камазовские автобусы.
Беседа депутата с предпринимателями продолжалась чуть больше часа. Как призналась сама Когогина, она готова вести диалог еще, но ей необходимо было торопиться на очередную встречу. Поэтому она предложила не закрывать мероприятие и продолжить его чуть позже с привлечением спикеров со стороны банков, а также пригласив дополнительно предпринимателей. «По принятым законам из наших бюджетов выделены огромные суммы на поддержку бизнеса. У меня цифры по России есть. Но мне не важно сейчас, сколько получили где-то, важно, сколько поддержки получили в Челнах. В предыдущие годы кризисы, думаю, были серьезнее. Но в этот раз государство гораздо более адекватно реагировало. Для меня вопрос: почему меры разработаны, деньги выделены, но они не дошли конкретно до вас? Тут то ли мальчики и девочки из банков, которые не общаются с клиентами, то ли еще что-то…»
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 36
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.