Всю минувшую неделю внимание СМИ было приковано к «американской» повестке дня. На этом фоне резко активизировался «восточный вопрос», который, впрочем, и не выпадал из поля зрения российских политиков высшего ранга. Речь идет уже о том, чтобы в рамках Тюркского совета сосредоточиться на укреплении общего военного потенциала и переходить к конкретным шагам в сфере технического сотрудничества. То, какие цели здесь ставятся, анализирует востоковед, кандидат филологических наук, автор нашей газеты Азат Ахунов.
В бывших среднеазиатских советских республиках активно обсуждают идею о создании так называемой «Армии Турана» — военного блока, который бы объединил все тюркоязычные страны. Эта идея вновь активизировалась в связи с предстоящим визитом в Казахстан президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана
Готовность к дальнейшему полномасштабному сотрудничеству в военной и военно-технической сферах
В эти дни в странах Центральной Азии — бывших среднеазиатских советских республиках — активно обсуждают идею о создании так называемой «Армии Турана» — военного блока, который бы объединил все тюркоязычные страны. На самом деле эта идея не нова — публично она была озвучена официальными турецкими СМИ еще осенью прошлого года, но вновь активизировалась в связи с предстоящим 30 марта двухдневным официальным визитом в Казахстан президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана.
Предыстория «туранского вопроса» такова. 27 октября 2020 года правоцентристско-консервативная и самая тиражная газета Турции Türkiye («Турция») опубликовала редакционную статью Çare Turan Ordusu («Путь/средство — Армия Турана»), в которой, пожалуй, впервые открыто была поднята эта тема. Поводом послужило недавно завершившееся турне в Казахстан и Узбекистан министра обороны Турции Хулуси Акара, а также успехи азербайджанской армии (при поддержке Турции) в Карабахе.
Октябрьский визит Акара в Казахстан и Узбекистан на самом деле можно было назвать успешным и плодотворным. Тогда в Нур-Султане министр назвал Казахстан прародиной тюркских народов, непрестанно акцентируя внимание на «общей истории, прошлом и общих ценностях». И еще раз напомнил, что соглашения о военном сотрудничестве между Казахстаном и Турцией были подписаны на самом высоком, президентском, уровне, имея в виду официальный визит Нурсултана Назарбаева в Анкару в сентябре 2018 года. В ответ министр обороны Казахстана Нурлан Ермекбаев приветствовал министра Акара фразой «Добро пожаловать на Родину с Родины».
В Ташкенте турецкая делегация также была принята на самом высоком уровне. Во время официальной встречи с президентом Узбекистана министр национальной обороны Турции подтвердил готовность к дальнейшему полномасштабному сотрудничеству в военной и военно-технической сферах.
Кроме того, Акар и его узбекский коллега Баходир Курбанов подписали Соглашение о военном и финансовом сотрудничестве и протокол о предоставлении денежной помощи.
Но вернемся к статье в газете Türkiye, с которой можно ознакомиться в переводе «ИноСМИ». Освещая турне министра обороны Турции в страны Центральной Азии, газета отмечала, что этот визит «расценивается как один из шагов к созданию единой армии тюркских государств». Такой же линии придерживаются и опрошенные эксперты. Например, профессор, доктор Кюршад Зорлу сказал следующее: «Туранская армия — очень важная цель и на данный момент отражение определенного предвкушения, определенного идеала. Это показатель того, что в долгосрочной перспективе ожидания тоже будут высокими. В настоящее время необходимо сосредоточиться на укреплении общего военного потенциала в рамках Тюркского совета и переходить к конкретным шагам в сфере технического сотрудничества».
Другой эксперт, профессор, доктор Джемалеттин Ташкыран полагает, что такому быстрому сближению между тюркскими странами способствовали успехи Азербайджана на карабахском фронте. «Это вызвало радость во всем тюркском мире, — говорит Ташкыран. — Думаю, можно сказать, что поддержка Турции меняет балансы в регионе. Дойдет ли это до Туранской армии? Надеюсь, да. Но пока говорить об этом слишком рано. Подобные разговоры пробудят определенные круги. На самом деле, когда возникнет сильная воля, вещи, которые сегодня кажутся невозможными, могут осуществиться за короткое время, в средне- или долгосрочной перспективе».
Своеобразным отголоском этого октябрьского центральноазиатского турне главы оборонного ведомства Турции стало подписание в среду президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиеевым постановления «Об утверждении международных договоров». Данным постановлением глава Узбекистана утвердил соглашение между правительством Республики Узбекистан и правительством Турецкой Республики о военно-финансовом сотрудничестве и протокол об оказании финансовой помощи, подписанные 27 октября 2020 года в Ташкенте.
Сергей Шойгу (слева) об «Армии Турана»: «Ну хорошо, вот вы об этом мечтаете, вы к этому какие-то пытаетесь шаги сделать. Для чего и против кого? Точно такие же тюркоязычные народы проживают на территории России, их у нас достаточно много. У нас страна многоконфессиональная и многонациональная. И мы веками живем вместе»
Развивать межгосударственные отношения по советским лекалам уже невозможно
Усилившиеся в последние дни разговоры и слухи по поводу «Армии Турана» стали поводом к большому интервью, которое в минувшую среду министр обороны России Сергей Шойгу дал сетевому изданию Tengrinews.kz. На самом деле трудно сказать, кто являлся инициатором этого выступления в СМИ. Наверное, интерес был и с российской стороны, поскольку голос России все реже и реже слышен на просторах бывших советских республик Средней Азии.
В интервью Шойгу ответил и на вопрос об «Армии Турана». «Ну хорошо, вот вы об этом мечтаете, вы к этому какие-то пытаетесь шаги сделать, — сказал политик. — Для чего и против кого? Точно такие же тюркоязычные народы проживают на территории России, их у нас достаточно много. У нас страна многоконфессиональная и многонациональная. И мы веками живем вместе».
Министр также добавил, что Россия в настоящее время продолжает вести с Турцией работу, которая, несмотря на то что складывается непросто, уже дает результаты.
В отличие от турецких политиков высшего ранга, которые во время официальных встреч и интервью не устают подчеркивать, что сотрудничают с бывшими советскими республиками как с полностью независимыми и самостоятельными государствами, и рассыпаются в комплиментах, наши государственные деятели до сих пор не могут принять того факта, что эти страны уже давно находятся в свободном плавании, а СССР уже 30 лет не существует. Подобная риторика и интонации «старшего брата» ощущаются и в интервью Шойгу.
В Казахстане все еще не забыли декабрьское выступление председателя комитета по образованию и науке Госдумы России Вячеслава Никонова. Как говорится, «ложечки нашлись, а осадок остался». Тогда Никонов заявил буквально следующее: «Казахстана просто не существовало, Северный Казахстан вообще не был заселен. Они (казахи) существовали гораздо южнее. И, собственно, территория Казахстана — это большой подарок со стороны России и Советского Союза».
Журналист казахского издания не мог не задать вопроса и на эту тему, имея в виду вероятное «присоединение Казахстана к России». По его словам, в Казахстане говорят об этом «на полном серьезе».
Отвечая на данный вопрос, Шойгу предложил «спуститься на землю от подобных фантазий». «Я могу порассуждать про Абылая Великого — историческую личность, которую я изучил, его путь и его подвиги, его заслуги», — сказал министр обороны, имея в виду хана всего Казахского ханства Абылай-хана (1711–1781), подписавшего в 1740 году с Россией договор о покровительстве.
Глава российского оборонного ведомства также подчеркнул, что между странами давно сложились братские отношения и нет никакого повода что-то делить между собой. «Потому что мы провели полную демаркацию границ еще в 1998 году. И более того, у нас заключен договор о границе, он, по-моему, в 2005-м был подписан. У нас прекрасные отношения, зачем во все это вмешиваться?» — сказал политик.
Но уже на следующий день на праздничном концерте в Лужниках в честь возращения Крыма в состав России президент России Владимир Путин вновь упомянул о «щедрых территориальных подарках» России соседям.
«В 20-е годы прошлого века большевики, формируя Советский Союз, по каким-то причинам, непонятным до сих пор, передали значительные территории, геополитические пространства в адрес квазигосударственных образований. А потом, развалившись сами, развалив свою партию изнутри, развалив Советский Союз, привели к тому, что Россия утратила колоссальные территории и геополитические пространства», — сказал Путин. «Но мы никогда не согласимся только с одним — чтобы кто-то позволил себе использовать щедрые подарки России для нанесения ущерба самой Российской Федерации. Надеюсь, это будет услышано», — заявил российский лидер.
Фактически это была интерпретация его же слов, произнесенных летом прошлого года, когда глава государства дал четко понять, что размен «общей квартиры» при распаде СССР проходил на невыгодных для России условиях. «Возникает вопрос: если та или иная республика вошла в состав Советского Союза, но получила в свой багаж огромное количество российских земель, традиционных российских исторических территорий, а потом вдруг решила выйти из состава этого Союза — ну хотя бы тогда выходила с тем, с чем пришла. И не тащила бы с собой „подарки“ от русского народа», — высказал свое мнение президент России.
«Крымское» выступление Путина относительно «щедрых подарков России» по понятным причинам было услышано в Казахстане (хотя, безусловно, в контексте Крыма и Донбасса — в Новороссии оно больше адресовалось Украине). На этой части речи акцентировали внимание почти все казахстанские СМИ. Особого резонанса не последовало, в том числе и потому, что в настоящий момент на страну накатывает третья волна COVID-19 и многим людям не до политики. Но идет ли все это на пользу укреплению российско-казахстанских отношений — большой вопрос, ведь каждый слышит то, что хочет.
В целом можно констатировать тот факт, что в нынешнее, скажем так, «идейное межвременье» дрейф бывших среднеазиатских республик в сторону Турции и Запада только усиливается. Отношения с Россией еще тесные, но есть ощущение, что не такие крепкие, как раньше. Эти страны быстро меняются и стремительно избавляются от советского бэкграунда. Развивать межгосударственные отношения по советским лекалам уже невозможно, и надо искать новые концепты, пути и подходы. Может, например, пора актуализировать разговоры о Евразийском Союзе, популярные еще 10–15 лет назад, а сейчас подзабытые?
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 215
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.