«Поздравлять любимых людей с «красными днями календаря» — всегда хорошо. Но если по-настоящему любишь, можно хоть каждый день это делать», — рассуждает митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл, говоря о том, почему католический День всех влюбленных уводит нас в сторону от подлинных христианских ценностей. О том, как продвигается православная реституция в республике и что его удивляет в татарстанцах, владыка рассказал в интервью «БИЗНЕС Online».
Митрополит Кирилл: «В 90-е годы, кроме «Валентинова дня», к нам пришли День святого Патрика с его традицией пить пиво Guinness, а также печально известный Хеллоуин. Причины этого понятны: рухнул Советский Союз, оковы цензуры пали»
«ВЛЮБЛЕННОСТЬ — ЭТО ТУМАН, ОН РАССЕИВАЕТСЯ, А В ЛЮБВИ ЕСТЬ ПОСТОЯНСТВО И ОТБЛЕСК ВЕЧНОСТИ»
— Владыка, сегодня в России многие будут праздновать 14 Февраля, День всех влюбленных, пришедший к нам из католического календаря. С некоторых пор этот праздник у нас очень популярен, хотя, как я знаю, русская православная церковь не очень одобряет его, противопоставляя всевозможным «валентинкам» День святых Петра и Февронии. Между тем святой Валентин, давший начало «Валентинову дню» — это раннехристианский подвижник, и априори он вроде бы должен почитаться обеими церквями, восточной и западной. Или это не так?
— Святой Валентин, с которым на Западе связывают праздник 14 Февраля, жил во второй половине III века от Рождества Христова в городе Терни (итальянский город, носивший во времена Римской империи имя Интерамны, — прим. ред.). Так, по крайней мере, гласит предание. Но я не могу согласиться с вашим утверждением об исключительной популярности святого Валентина — как в западной церкви, так и тем более у нас, в восточном христианстве. В народе всегда был особенно любим праздник другого святого — Николая Угодника, Николы Чудотворца. И сейчас, и особенно в прежние времена Николин день отмечала огромная масса людей, причем несколько раз в году, начиная от «Николы Зимнего», когда Чудотворец, как считают верующие, обходит дозором всю Русскую землю, прогоняя с ее лица духов тьмы. Также День Казанской иконы Божией Матери, хоть и возник значительно позже Николина дня, очень почитаем среди православных. Если бы это было не так, никому не пришло бы в голову совмещать государственный праздник, День народного единства, с 4 Ноября. Но это общенациональный и общехристианский праздник для всех православных в России, и, если бы он остался лишь в церковном календаре, это нисколько не умерило бы его мощи. Можно ли сравнивать День святого Валентина со значением, которое имеют для всех нас Николин день или же «Казанская»? Думаю, ответ очевиден: нельзя.
Кстати, в 90-е годы, кроме «Валентинова дня», к нам пришли День святого Патрика с его традицией пить пиво Guinness, а также печально известный Хеллоуин. Причины этого понятны: рухнул Советский Союз, оковы цензуры пали, прежние советские праздники начали вызывать насмешку, и люди стали оглядываться на заграницу в поисках чего-нибудь интересного и занимательного. Конечно же, День всех влюбленных, как принято именовать День святого Валентина, показался многим очень привлекательным. Влюбленность — такое состояние, которого вряд ли кто-то избегал в своей жизни. Но если мы посмотрим на это чувство внимательно (не на любовь, а именно на влюбленность), то что мы увидим? Некий прекрасный утренний туман. Дунет житейский ветер — он и рассеется. И вновь воцаряется обыденность.
Что касается Дня памяти святых Петра и Февронии (отмечается 8 июля — прим. ред.), то его вовсе не «придумали», чтобы противопоставить Дню святого Валентина — нет, он издавна существовал в русском церковном календаре. Да, с 2008 года его стали пропагандировать и активно внедрять в общественную жизнь, но при этом и назвали очень хорошо — День семьи, любви и верности. Данная триада, вынесенная, так сказать, в заглавие праздника, не рассеивается за один миг, как розовый туман влюбленности, — в ней есть постоянство, а значит, и отблеск вечности. Кроме того, история муромского князя Петра и его верной супруги Февронии, хотя и облачена в волшебную фату сказочности, все же имеет под собой некую реальную историческую основу, мы можем найти прототипы этих героев в русских летописях. А спроси у современных школьников и студентов, которые дарят друг другу валентинки: «Кто был такой святой Валентин?» Скорее всего, почти никто не ответит.
И это неслучайно. Святой Валентин мифологизирован в значительно большей степени, чем святые Петр и Феврония муромские. Эксперты уже давно сошлись во мнении, что основной венок легенд вокруг Дня всех влюбленных был сплетен на Западе романтиками Средних веков и раннего Возрождения. Шекспировская пьеса «Ромео и Джульетта», хотя и не напрямую связана с такими легендами, но все же заимствует их дух и суть. Для Запада подобная традиция выглядит органичной — здесь еще со времен провансальских трубадуров развивался культ Прекрасной дамы и куртуазной культуры поведения (рыцарского кодекса манер по отношению к женщине — прим. ред.). У нас же традиция развивалась несколько иначе, по канонам восточного христианства, и превалировал культ Богородицы — поклонение духу материнства и любви. Да и вообще, и в народном, и в церковном календарях Руси имелось такое множество праздников, что нам до других «дней», отмечаемых на Западе, никакого дела не было.
Если говорить о вредном влиянии этого праздника, то можно сказать, что он внушает молодому поколению некую безответственность. Там же, где применительно к святым благоверным Петру и Февронии мы говорим о любви, семье и верности, мы заявляем как раз об ответственности. Извините, семья — это ответственность, верность — это ответственность. Спросите у любого семейного человека (пусть даже он месяц назад создал семью), как меняется при этом образ мыслей и привычек, как формируется воля. Ну жил ты раньше, предположим, один со своей влюбленностью и мог в любой момент поменять ее на другую — какой с тебя спрос? А в семье, да еще когда появляются дети, спрос с тебя совершенно другой. Поэтому если критиковать 14 Февраля, то как раз за то, что такой праздник уводит людей от понятия ответственности. Это вообще огромная проблема сейчас. Мы хотим жить широко, любить и быть любимыми, но в то же время ни за что не хотим отвечать, не хотим трудиться, преодолевать сложности и прочее. Мы думаем: «Я все время молодой, все время красивый и интересный». Но жизнь-то идет, и однажды ты смотришь в зеркало, а там все наоборот, все не так, как ты привык о себе думать. И лишь тогда «розовый туман» рассеивается. Но лучше, если мы раньше задумаемся о подлинных чувствах и перестанем размениваться по мелочам. В идеале любовь должна быть одна и на всю жизнь. И настоящая любовь — это жертва: ты полностью отдаешь себя другому человеку. Из двух человек должно сотвориться единое. Как сказано у апостола Павла в послании к Ефесянам: «Оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое едина плоть».
К сожалению, многие сегодняшние молодые люди живут, будучи оторванными от почвы. Они напоминают мне листву, волнуемую ветром, — вроде бы зеленые свежие листья, и шума от них много, но если присмотреться, то ствола и корней нет. Нынешние 14-летние и 20-летние как раз и выросли в тот период, когда День святого Валентина внедрился в нашу жизнь (хотя будет вернее сказать, что его внедрили). Для них это все совершенно естественные вещи. Но жизнь очень скоротечна, и свою целостность, свою уникальность мы можем легко разменять на пустяки. А когда ты наконец встретишь человека своей мечты, то будешь уже весь потрепанный, старенький и вместо прежнего костра внутри тебя останутся дотлевать угольки.
«Влюбленность — такое состояние, которого вряд ли кто-то избегал в своей жизни. Но если мы посмотрим на это чувство внимательно, то что мы увидим? Некий прекрасный утренний туман. Дунет житейский ветер — он и рассеется»
— Но разве плохо просто поздравлять любимых людей с праздником? Уместно ли здесь проводить хоть какую-то идеологическую черту? От советской традиции нам остались на весну «мужской день» 23 Февраля и «женский день» 8 Марта — так мы и их, как известно, не забываем отмечать.
— Точно могу сказать, что поздравлять любимых людей, которые живут в нашем сердце, с какими-то «красными днями календаря» — всегда хорошо. Но если по-настоящему любишь, можно хоть каждый день это делать. Разумеется, ничего такого страшного в Дне всех влюбленных нет, но могу вас уверить, что ни с общехристианской традицией, ни с нашей русской православной этот праздник никак не связан. Он родился позже, в русле европейской средневековой мифологии, о чем мы уже говорили.
— Кстати, согласно европейской мифологии, святой Валентин тайно венчал римских преторианцев с их возлюбленными, хотя жестокий император Клавдий строго запрещал своим гвардейцам жениться. Значит, институт семьи все-таки присутствует в празднике 14 Февраля?
— Давайте еще раз вспомним, когда жил святой Валентин — во второй половине III столетия от РХ. А когда появилось таинство венчания как церковный христианский обряд? Не ранее конца IV века, а широко распространилось лишь в V веке от РХ. Но точно не в III веке. Поэтому христианские историки и склонны считать такие сведения о святом Валентине сказками. Но они распространены в народе. Вы думаете, только у нас не знают догматику и церковное предание? Нет, католики тоже не очень сильны в собственной истории, им легче жить в сказке и создавать новые. Жизнь порою слишком сурова, а людям хочется побыть детьми, сотворить себе иллюзорный мир и потом начать в него верить.
«Мы всегда должны вести борьбу с грехом, с самим собой и с жизненными обстоятельствами и уповать в этой борьбе на помощь Божию — только так можно достигнуть внутренней чистоты»
«В КАЗАНИ ДЕЙСТВУЕТ ОЧЕНЬ ХОРОШИЙ МОЛОДЕЖНЫЙ ХРИСТИАНСКИЙ КЛУБ. У НИХ ДАЖЕ ЕСТЬ СВОЙ ХРАМ»
— Можем ли мы сказать, что «внедрение» праздника 14 Февраля в нашу жизнь (так же как Дня святого Патрика и Хеллоуина) — это очередная попытка католической экспансии? Или сейчас, в нынешнем ее качестве, католическая церковь на такое уже не способна?
— Католическая церковь по-прежнему мощная и сильная организация, и не надо об этом забывать. Она имеет общемировую структуру и распространена практически на всех земных континентах. Можно ли допустить, что Ватикан раз и навсегда оставил мысли, чтобы приумножить свою паству, чтобы он больше не заботился о том, дабы как можно больше людей верило в Бога в «католическом изложении»? Я думаю, что допускать это было бы наивно. Но в 1990-е годы это была не столько экспансия, сколько последствия разрушения советского государства. Как говорил в те годы Борис Николаевич Ельцин: «Берите столько суверенитета, сколько сможете проглотить» (эта фраза, согласно официальным источникам, была произнесена 6 августа 1990 года на митинге в Казани — прим. ред.). Вот и брали — не только суверенитет, но и вообще все, что могло заполнить образовавшуюся тогда идеологическую и духовную пустоту. Собственные корни и традиции оказались к тому времени преданы забвению. Люди стали искать, а где в мире хорошо живут? Ага, на Западе. Какие там отмечаются праздники? А вот такие. Вот и вся «экспансия». При этом духовные подтексты западных праздников людьми не прочитывались. Хотя в отношении Дня всех влюбленных данный подтекст, как я уже сказал, сводится к уходу от ответственности. Впрочем, так на мой взгляд, но, может, кто-то считает иначе.
— Кстати, «Повесть о Петре и Февронии муромских», написанная псковским средневековым писателем Ермолаем, очень поэтично объясняет, почему следует хранить верность. Когда Петр и Феврония плыли на судне по Оке, на красоту Февронии загляделся один из случайных попутчиков. Феврония велела своему ухажеру отпить воды по одну сторону борта, что он и сделал. Затем по другую сторону. «Одинакова ли водица?» — спросила княгиня. «Одинакова», — согласился ее поклонник. «Так и женское естество — одинаково», — заключила Феврония. В связи с этим мне думается, что праздник 14 Февраля рассчитан на тех, кто пока не умеет различать ту и другую сторону борта и думает, что где-то «водица» вкуснее.
— В этом сказании очень много поэзии, но ведь и в жизни Петра и Февронии ее было не меньше. Мы знаем, что мощи супругов покоятся в одной гробнице (в Богородице-Рождественском соборе Мурома — прим. ред.), и так повелось изначально, когда оба преставились ко Господу в один день. Подобная смерть — это тоже знак, символ большой верности и любви. Повесть Ермолая рассказывает нам, что к концу жизни Петр и Феврония подстриглись в монашество, каждый ушел в свой монастырь. И вот когда пришел срок муромскому князю умереть, он оповестил об этом свою княгиню, ставшую после пострижения Ефросинией. Княгиня же в этот момент вышивала воздух (тканевый воздушный покров для церковной утвари — прим. ред.) и попросила мужа обождать, пока она не завершит начатое. Трижды слал ей письма Петр: «Не могу долее терпеть, умираю!», и лишь на третий раз Феврония-Ефросинья, закончив вышивание лика святого, послала весточку мужу, что готова к смерти. Как сказано у Ермолая: «И воткнула иглу свою в воздух, и замотала вокруг нее нитку, которой вышивала. И послала сказать блаженному Петру, нареченному Давидом, что умирает вместе с ним. И, помолившись, отдали они оба святые свои души в руки Божии». Такая праведная жизнь и такая светлая кончина должны быть примером для всех нас.
— Владыка, теперь позвольте спросить о ваших казанских делах. Вы в Казани уже более двух месяцев. Ваше мнение о казанской пастве как об уникальной не переменилось?
— Только укрепилось. Я вижу перед собой людей, которые стремятся быть христианами. То есть они воспитывают в себе волю, делают над собой духовное усилие, а не просто ходят в храмы по праздничным и иным дням. Воля — это очень важное качество для православного христианина. Как сказано в Писании, в Евангелии от Матфея: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (в старославянском оригинале: «Царство Божие нудится, и нуждницы восхищают ё»). То есть мы всегда должны вести борьбу с грехом, с самим собой и с жизненными обстоятельствами и уповать в этой борьбе на помощь Божию — только так можно достигнуть внутренней чистоты.
— А много ли молодежи в казанских православных храмах? Ведь именно они — потенциальная аудитория праздника 14 Февраля, о котором мы говорили.
— Это напрямую зависит от конкретного православного прихода и от служащего в нем духовенства. Молодому человеку нужен священник, его слово и авторитет. Если молодое поколение в своем приходе такого священника находит, оно и собирается вокруг него. Если же в приходе нет духовенства, умеющего работать с молодежью, она поневоле переходит к другому батюшке, а может и вовсе уйти из церкви. Но молодые люди, ищущие смысла в этой жизни, обычно очень настойчивы и мобильны: для них не в тягость приехать на службу в другой конец города, если они могут встретить там «своего» священника.
Хотя должен признаться, что распространенный ныне лозунг о необходимости «работать с молодежью» мне не то чтобы претит… Он мне кажется не совсем точным. Православный священник, в принципе, должен быть одинаков для бабушек и дедушек, для взрослого человека, для молодого прихожанина и для ребенка. Там, где священник в самом деле священник, а не поп (простите за выражение), там среди прихожан обязательно найдется место для молодежи. Я знакомился и не перестаю знакомиться с казанскими приходами. И вот приходишь в один храм и видишь там большое количество молодых лиц или же принадлежащих к зрелому поколению, но еще далеко не перешагнувших черту старости. А в другом храме смотришь — в основном бабушки и немного дедушки. И так не только в Казани — в принципе, что-то подобное происходит в тысячах православных приходов по всей стране.
Что касается Казани, то здесь действует очень хороший христианский молодежный клуб. Они называют себя «Казанские православные добровольцы», но нужно помнить, что у нас работает и молодежный клуб «Азбука», и некоторые другие аналогичные объединения. Руководитель молодежного отдела Казанской епархии Артем Гаранин — весьма активный человек и такой, как я бы сказал, очень правильный. У казанской православной молодежи есть даже свой храм, куда они регулярно приходят, общаются, дружат. Я говорю о храме преподобного Сергея Радонежского на Япеева. Так его называют в народе, но по документам он, кстати, числится как Макарьевский.
«В советское время православная церковь — и в Казани, и по всей стране — утратила там так много построек и территорий, что в один миг их просто невозможно получить обратно»
«В ТАТАРСТАНЕ ПОРАЖАЕТ ЛЮБОВЬ И ЗАБОТА ПО ОТНОШЕНИЮ К СВОЕЙ МАЛОЙ РОДИНЕ. ДАЖЕ КРОШЕЧНАЯ ДЕРЕВУШКА ГАЗИФИЦИРОВАНА»
— Какова судьба Николо-Гостинодворской церкви, где в свое время служил будущий патриарх Гермоген? В 2017 году владыка Феофан добился, чтобы здание этой церкви, где в то время располагалось главное архивное управление при кабмине РТ, передали в ведение Казанской епархии. Это была реституция — то, что покойный митрополит называл «восстановлением исторической справедливости». Продолжаются ли в здании реставрационные работы?
— Да, работы в настоящее время ведутся. Более того, вокруг храма сформировался активный приход, и среди прихожан есть благотворители, помогающие восстановлению легендарной церкви. Но если вы представляете себе состояние Николо-Гостинодворского храма на момент передачи его в ведение епархии — а там отсутствовали даже шатровые купола, — то впереди нам предстоит еще очень большой объем работ. Однако мы планируем, что 2 марта этого года, на День памяти святителя Гермогена, там все равно пройдет церковная служба. Она начнется в Кремле и в Богородицком монастыре, но мы обязательно пойдем и в Гостинодворскую обитель.
— Есть ли у вас в планах какие-то новые объекты в Казани, которые могут стать предметом для реституции и возвращения в лоно православной церкви?
— Думаю, пока об этом говорить рано. К примеру, бывшее здание Казанской духовной академии — и мы с вами об этом уже беседовали — не может сейчас рассматриваться как объект для реституции по целому ряду причин. И самая главная из них — там находится городская клиническая больница №6, важнейший социальный объект. Если же говорить о покойном владыке Феофане, то да, он очень много сделал в деле «восстановления исторической справедливости» — он вернул обширные церковные территории, которые теперь надлежит осваивать. Это не значит, что мы не будем двигаться дальше и остановимся в данной точке. В советское время православная церковь — и в Казани, и по всей стране — утратила там так много построек и территорий, что в один миг их просто невозможно получить обратно. Как раз сейчас мы прорабатываем вопрос по одному из бывших церковных объектов, но называть его мне кажется преждевременным — если позволите, я не буду этого делать. Тем не менее до лета, как я уповаю, мы сможем договориться о возвращении еще одного здания, ранее принадлежавшего Казанской епархии.
— Этим летом для всей православной Казани грядет огромное событие — торжественное освящение возрожденного собора Казанской иконы Божией Матери. Возвращение еще одного церковного здания к этому сроку было бы символичным. Кстати, ожидается ли 21 июля, в День Казанской иконы и запланированного освящения собора, приезд Святейшего патриарха Кирилла в Казань?
— Мы очень надеемся, что Святейший приедет в столицу Татарстана и ничто ему не помешает. Событие такого масштаба, безусловно, соберет большое количество гостей в Казани. Что касается обыденной жизни епархии, то мы сейчас пытаемся сделать особый акцент на социальном служении. Данное направление уже развито, но мы хотим свести воедино усилия всех, кто этим занят, и, возможно, сделаем это совместно с исламскими благотворителями и активистами. Муфтий Татарстана Камиль Самигуллин — человек очень грамотный и сильный, и он никогда не бывает в стороне от благих дел. И в то же время есть точки приложения силы, где православные и мусульмане могли бы действовать сообща. К примеру, приходишь в места тюремного заключения и видишь, что там уже действуют активисты как с православной, так и с исламской стороны, которые помогают осужденным выйти из состояния уныния и депрессии. В сфере помощи неимущим примерно такая же ситуация: и тут с мусульманами мы действуем синхронно, параллельно друг другу. Так почему бы нам вместе не творить общего дела, не разделяя людей по вероисповедному и национальному признаку? Тому, кто нуждается, не так важно, кто ему поможет — христианин или мусульманин. Если православного в трудной ситуации поддержали мусульмане — это замечательно. Если же мусульманин, попав в непростое положение, сделается предметом нашей опеки, мы сделаем все, чтобы вернуть его к нормальной жизни.
В Татарстане вообще все очень уравновешено, в том числе и в религиозной сфере. Нет такого, чтобы где-то построили мечеть, а потом рядом забыли воздвигнуть православный храм. Даже если где-то, в каком-то местечке живет до 90 процентов мусульман и только 10 процентов православных, русская церковь там все равно появится наряду с мечетью. Это очень ценно.
«Муфтий Татарстана Камиль Самигуллин — человек очень грамотный и сильный, и он никогда не бывает в стороне от благих дел. И в то же время есть точки приложения силы, где православные и мусульмане могли бы действовать сообща»
— А как обстоят дела с храмом-памятником на реке Казанке (церковь в честь Нерукотворного образа Спасителя, неофициально называемая мемориалом воинам, павшим при взятии Казани)? Он намечался к реставрации.
— Восстановление этого храма — наш долг, и мы будем им заниматься. В настоящее время проект реставрации прошел через историко-культурную экспертизу и получил надлежащее согласование. Но предстоит решить важнейшие организационные вопросы, в том числе финансирования работ. Если в данном направлении что-то сдвинется, я тут же об этом сообщу.
— Как складываются ваши отношения с руководством республики? Насколько я помню, у вас уже были совместные мероприятия с президентом РТ Рустамом Миннихановым.
— В январе мы вместе с Рустамом Нургалиевичем, а также с Ильсуром Раисовичем Метшиным инспектировали новый православный детский садик «Росток», на официальном языке — просветительский центр дошкольного образования, действующий при православной гимназии имени святителя Гурия Казанского. Господин президент вместе со всеми осмотрел помещения, классы, бассейн, спортивный зал и все, что связано с дошкольным центром, рассчитанным на 120 воспитанников. Мы заслужили его одобрение, так что надеемся не подвести главу Татарстана. А с первым президентом РТ Минтимером Шаймиевым мы встречались в день его рождения на посвященной ему выставке из цикла «Лица республики». Мне было очень интересно общаться с Минтимером Шариповичем — я ведь принадлежу к тому поколению, которое прекрасно помнит, как он стал руководителем республики. Конечно, я наблюдал за его деятельностью со стороны, из тех российских регионов, куда забрасывала меня судьба. А сейчас, когда я живу здесь, я вижу, как реально много сделано и для Татарстана, и для страны в целом. Но все равно удивляют и поражают эти внимание и забота по отношению к своей малой родине. Когда самая крошечная деревенька в Татарстане газифицирована, когда ее дома и улицы приведены в образцовый порядок, а через саму республику протянулись прекрасные дороги, это не может не радовать. Конечно, везде есть трудности, но в Татарстане бросается в глаза иной, более высокий уровень жизни. Татарстанцы, как я их для себя определил, — это люди, которые в большинстве своем не стремятся никуда уехать — ни в Москву, ни в Петербург, ни за границу. Они живут здесь, на этой земле и собираются жить тут дальше, украшая свой быт и подавая пример остальным. Понятно, что не в каждом российском регионе такое удастся сделать: у Республики Татарстан есть и свои особенности, и свои возможности (в конце концов, не везде есть «Татнефть» и КАМАЗ). Но любить свою землю и заботиться о своем народе можно везде, в любом уголке России, и Татарстан в этом отношении, несомненно, выступает флагманом.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 187
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.