Должны ли мусульмане праздновать ночь Рагаиб, которая отмечается сегодня, почему люди обращаются, чтобы их рассудил шариатский судья, и отвечает ли современная юстиция на вызовы нового времени? Главный казый ДУМ РТ Джалиль Фазлыев рассказал об особенностях функционирования республиканского института казыев, который считается одним из самых эффективных в Российской Федерации.
Джалиль Фазлыев: «Казый — это шариатский судья. Предвосхищая всевозможные кривотолки, сразу отмечу, что шариатский суд не противопоставляется государственной системе правосудия»
«ПОМНЮ ТЕ ВРЕМЕНА, КОГДА СОЗДАВАЛСЯ КАЗЫЯТ В ТАТАРСТАНЕ»
— Джалиль хазрат, сегодня мы отмечаем почитаемый у мусульман праздник — Ночь Рагаиб, ее еще называют Ночью Даров или Ночью Благосклонности. Ночь Рагаиб по традиции отмечается в первую пятницу месяца Раджаб. Это день памяти о никахе родителей пророка Мухаммада и его зачатии. Но есть верующие, которые считают, что это так называемое нововведение в исламе и не нужно праздновать то, что не отмечалось при жизни самого Посланника Аллаха. Вы что думаете об этих спорах?
— Рагаиб — это ночь, когда был совершен никах между матерью пророка Мухаммада Аминой и его отцом Габдуллой. Да, некоторые обсуждают — важна ли данная дата для правоверных или нет. Смотря на чем делать акцент… Вы знаете, сегодня распадаются многие семьи, поэтому мы рассматриваем Ночь Рагаиб как еще один повод взглянуть на важность традиционных ценностей, необходимость бракосочетания, сохранения отношений между супругами. Я и в своих проповедях об этом говорю: ничего предосудительного нет в том, что собираются люди и взывают с мольбой к Аллаху, просят его укрепить их семью. А те, кто еще ее не создал, может попросить себе благочестивую пару. Тот, кто стоит на пороге развода, может в эту ночь серьезно задуматься о том, как его избежать.
Тем более что Рагаиб приходится на ночь перед пятницей, а это время само по себе благое, и мольба раба Аллаха принимается им. Пятницу же считают днем, который по степени стоит выше, чем даже Ураза-байрам и Курбан-байрам.
— Такие вопросы, как отмечать или не отмечать какой-то из религиозных праздников, рассматривает казыят, который вы возглавляете. Какие еще важные вопросы стоят перед вашей организацией? Вообще, кто такой казый, чем он занимается, какие споры решает?
— Казый — это шариатский судья. К казыям мусульмане обращаются за урегулированием спорной ситуации, чтобы раз и навсегда поставить точку в конфликте. Это всегда беспристрастный человек, потому что в Судный день ему предстоит отчитаться за каждое свое решение. В Коране сказано: «Воистину, Аллах велит вам возвращать вверенное на хранение имущество его владельцам и судить по справедливости, когда вы судите среди людей» (сура «ан-Ниса», аят 58).
— А много ли людей к вам обращаются?
— Я помню те времена, когда создавался казыят в Татарстане. ДУМ РТ был создан в 1992 году. Помню, что в 1989-м председатель ЦДУМ России Талгат хазрат Таджуддин собрал в Казани всех имамов, если мне не изменяет память, тогда существовало 74 прихода на всю страну. А в 1995-м в РТ уже было около 700 приходов. Охватить вниманием такое количество мечетей один лишь муфтий физически не мог, поэтому решили назначить старших мухтасибов, которые должны были вести религиозную деятельность в 5–6 районах республики. Потом наступило время, когда количество практикующих мусульман стало увеличиваться, у единоверцев возникало много вопросов по соблюдению шариата в повседневной жизни. Как вести бизнес и зарабатывать, что делать, если семья на грани развода или возник конфликт с соседями, родственниками, начальником… Но решением имущественных, семейных, деловых споров мухтасибы не занимаются. Поэтому стало понятно, что в Татарстане назрел еще и вопрос создания института казыев. Именно для решения спорных ситуаций между мусульманами! Сейчас в ДУМ РТ функционирует полноценный совет казыев, а вся республика условно поделена на 9 казыятов, то есть регионов, в каждом из которых работает местный казый.
«В зону ответственности каждого из наших 9 казыев в среднем входит 5–6 муниципальных районов. Это помогает им лучше понимать ситуацию и проблематику на местах»
«40 ДНЕЙ ПОСТИЛСЯ, ДАЖЕ ДАЛ ОБЕТ, ЕСЛИ МЕНЯ НЕ ИЗБЕРУТ, ТО СОВЕРШУ ШУКУР-НАМАЗ»
— Говорят, что именно совет казыев ДУМ РТ один из самых эффективных в России. Так ли это?
— Да. Дело в том, что в зону ответственности каждого из наших 9 казыев в среднем входит 5-6 муниципальных районов. Это помогает им лучше понимать ситуацию и проблематику на местах — не всегда в Казани можно почувствовать остроту тех трудностей, с которыми сталкиваются люди из отдаленных районов. Это уникальный формат работы для Центральной России, в нашей республике выстроена целостная система по работе с мусульманами. Средний возраст казыев составляет 40 лет. И каждый год мы проходим курсы повышения квалификации. И не только по шариатским наукам, но и по российскому законодательству и медиации. Можно сказать, что казыи в Татарстане практикуют досудебное решение проблем! Мне лично откуда только не звонят, я говорю, но ведь я не ваш казый. Муфтияты из соседних регионов часто привлекают совет казыев ДУМ РТ для работы у себя на местах.
— А как вы сами стали главным казыем Татарстана?
— Когда заболел первый казый РТ Габдулхак хазрат Саматов, муфтий Гусман хазрат Исхаков отправлял меня в разные районы республики. А в 2006 году Габдулхак хазрат и сам предложил мою кандидатуру на пост главного казыя Татарстана.
— Вы с удовольствием согласились?
— Что вы! У меня ведь на тот момент больших религиозных знаний не было, и я отказал муфтию. Но Гусман хазрат все-таки настоял, дескать, нужен опытный человек, который мог бы с главами районов налаживать отношения, быть дипломатом. Я 40 дней постился, даже дал обет: если меня не изберут, то совершу шукур-намаз (намаз, совершаемый в знак благодарности Аллаху за дарованную Им милость или избавление от трудностей — прим. ред.). Но съезд мусульман республики избрал меня. Я согласился с условием, что свое родное село не покину и буду работать прямо из Бурбаша, пока не найдут более достойного человека. В результате уже 15 лет на данном посту. Каждый второй понедельник месяца мы собираемся с казыями в ДУМ РТ, обсуждаем вопросы, помогаем людям добиться взаимопонимания и справедливости в конфликтных ситуациях.
«Очень много спорных проблем, касающихся семьи, те же разводы. Поэтому у нас в Татарстане при каждом казыяте функционирует комиссия по сохранению семьи»
— Что больше всего обсуждаете?
— Очень много спорных проблем, касающихся семьи, те же разводы. Поэтому у нас в Татарстане при каждом казыяте функционирует комиссия по сохранению семьи. Трудные споры возникают между бизнес-партнерами, например, один задолжал другому. Или вопросы раздела имущества и наследства. Но в нашем светском государстве решения казыев не имеют юридической силы и правообязывающего характера — в рамках действующего законодательства они носят лишь рекомендательный формат.
Недавно рассматривали один спор три раза! Должник согласился отдать долг, потом обещал это сделать частями, на последнем заседании заявил, что и вовсе не отдаст денег. Мы с ним ничего не можем сделать, у нас нет судебных приставов, нет механизма. В таких случаях уповаем лишь на совесть человека, который, уж коли обратился к казыям, по всей видимости, является практикующим мусульманином, а значит, по определению должен признавать для себя исламское правосудие. Для всех верующих мусульман решение казыя является авторитетным словом, обязательным к выполнению.
Мы изучали возможность войти в правовое поле: сотрудничество с третейскими судами позволило бы придать решениям казыев юридическую силу. Но по нынешнему законодательству подобное невозможно. Есть только один путь — досудебное регулирование, медиация. Этим и занимаются казыи ДУМ РТ. Поэтому поначалу я даже предлагал называть нас иначе, ведь переводить слово «казый» как «судья» неверно.
— Наверное, есть недовольные вашими решениями?
— Да. Но гораздо глубже другая проблема — когда человек, недовольный решением казыя, пытается найти альтернативный и удобный ответ на свой вопрос. Например, в ханафитском мазхабе, если мужчина произнесет трижды слово «талак», это означает, что он окончательно развелся с супругой без права воссоединения. Не имеет значения — за раз он это сказал или в разное время и при различных обстоятельствах. И имел место случай, что человеку не понравился ответ нашего аттестованного казыя. Ответ являлся достоверным с точки зрения шариата и аргументированным, но он не был удобен этому человеку. И тот стал искать решение своего вопроса в интернете. То, что он нашел, его устраивало полностью, потому что он мог не нести ответственности за свои поступки и за собственные слова о талаке и всю вину за распад семьи переложил на нашего казыя. Мы всегда предупреждаем мужчин: забудьте навсегда слово «талак»! Нельзя относиться к нему безответственно. Потому что в сердцах его произнести очень легко, но потом наступает сожаление о сказанном, а исправить ситуацию уже нельзя. Таков закон Аллаха, мужчина должен следить за своим языком и отвечать за свою семью. Вообще, у нас, у татар-мусульман, распространено такое явление: люди с вопросами идут не к специалистам-хазратам, а обращаются в редакцию газеты. Хотя ни в одной русскоязычной газете вы не найдете рубрики с консультацией, например, православного священника…
«Казыи почти всегда на стороне сохранения семьи. Мы просим не торопиться, консультируем, оказываем психологическую поддержку»
«КАЗЫИ ВСЕГДА НА СТОРОНЕ СОХРАНЕНИЯ СЕМЬИ»
— И все же казыят играет роль в сохранении семьи…
— К сожалению, супруги, которые находятся на грани развода, к нам приходят в последнюю очередь. А казыи почти всегда на стороне сохранения семьи. Мы просим не торопиться, консультируем, оказываем психологическую поддержку. Бывает, жена приходит и говорит, что муж ее не обеспечивает должным образом, но если они разведутся, то бывший супруг совсем не будет обеспечивать! Кроме того, если у женщины двое-трое детей, ей будет трудно вновь выйти замуж…
— К вам часто обращаются женщины?
— Я, когда встречаюсь с ученицами медресе, всегда советую им составлять брачный договор, заверенный нотариусом, или просить большой махр (в исламском семейном праве — имущество, которое муж выделяет жене при заключении брака, — прим. ред.). У нас ведь люди думают, что махр — это сережки, которые дарят на никахе. Хотя отцы вправе поставить условие женихам: во время заключения никаха ты должен дать моей дочери, например, 20 тысяч рублей, а если разведешься с ней, то должен выплатить ей, допустим, 500 тысяч рублей или 1 миллион рублей. Вот тогда мужчина и задумается: стоит ли ему разводиться. Да и жена, если окажется инициатором развода, подумает, стоит ли развод того, чтобы аннулировать все эти договоренности, которые были достигнуты между ее отцом и супругом. Но современные отцы отдают своих дочерей за сережки…
— В 2019 году в ДУМ РТ вступил в силу документ под названием «Нигезлэмэ» — положение об исполнении богослужений и религиозных обрядов имамами-хатыбами ДУМ РТ. Его разработали казыи. Это значит, что казыи занимаются не только спорными вопросами?
— Во-первых, я считаю, что принятие данного документа является самым большим достижением ДУМ РТ, потому что он поставил точку в спорах между мусульманами по очень многим религиозным вопросам. Теперь каждый аттестованный имам ведет свою религиозную деятельность в соответствии с «Нигезлэмэ». Разрабатывали документ не только казыи, но и улемы ДУМ РТ. Утверждали его всем корпусом имам-мухтасибов. Во-вторых, «Нигезлэмэ» работает не только на бумаге. По сути, внедрив его на всей территории Татарстана, мы запустили механизм сохранения ханафитского мазхаба и татарско-мусульманских традиций. Там, например, есть раздел о порядке проведения обряда имянаречения, в котором прописано, что имам должен при необходимости рекомендовать родителям ребенка выбрать наиболее подходящее исламским канонам и татарским обычаям имя, то есть сделать насихат. Кстати, совет казыев ДУМ РТ сейчас даже готовит к выпуску новый современный сборник татарских имен.
«Муфтий Камиль хазрат Самигуллин посчитал, что целесообразнее будет издать полноценный справочник со всеми татарскими именами»
— Разве недостаточно уже тех книг, которые есть?
— Сначала мы планировали, что это будет всего лишь брошюра с популярными татарскими именами. Но муфтий Камиль хазрат Самигуллин посчитал, что целесообразнее будет издать полноценный справочник со всеми татарскими именами, разрешенными шариатом. Ведь имя является связующим элементом и проводником человека в ту культуру, в которой он родился. Именно по имени человека идентифицируют его национальную и религиозную принадлежность. Имя как бы обозначает, что человек относится к той или иной этнической группе.
— Наверное, перед тем как назвать ребенка, следует к вам обратиться?
— К сожалению, многие родители приходят к хазратам с просьбой провести обряд имянаречения уже со свидетельством о рождении на руках. И в определенных случаях возникают конфликты. Например, есть татарское имя Баки, что означает «вечный», но «вечный» — это один из атрибутов Аллаха, человек не может же быть вечным. А Габдельбаки — разрешенное шариатом имя, означает «раб вечного Аллаха». Разумеется, прежде чем официально зарегистрировать имя ребенка, лучше посоветоваться с хазратами. Сейчас есть все возможности для этого. Даже мусульманский кол-центр создали в ДУМ РТ: достаточно позвонить, и вам дадут компетентные разъяснения!
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 52
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.