Заслуженный артист РТ поет о настоящей любви и настоящей дружбе, любит об этом поговорить с публикой, ну, а когда нужно не пустить скупую слезу, а вдоволь посмеяться, включает свой давний опыт тамады Фирдус Тямаев поет о настоящей любви и дружбе, любит об этом поговорить с публикой, ну а, когда нужно не пустить скупую слезу, а вдоволь посмеяться, включает свой давний опыт тамады

«О, ЭТО НАШ, «КОЛХОЗНИК»!»

В начале марта, когда ковид еще только набирал обороты, а о будущем локдауне лишь можно было предполагать, певец Фирдус Тямаев собрал 10 аншлаговых концертов за 10 дней в УНИКСе, зал которого вмещает 1 тыс. человек. При этом артист даже сетовал на друзей и знакомых, требующих пригласительные билеты, дескать, если ты мой друг, то купи билет и прояви тем самым ко мне уважение. Такие масштабы, почти уровня Салавата эпохи его расцвета, выводят певца в новую лигу.

Вот и «БИЗНЕС Online» решил набраться смелости и назвать Тямаева «Человеком года в культуре Татарстана». Непростому году — неожиданный герой. «Когда я поднимался, было время: публике надоел европейский стиль. Появился я — „колхозник“, который пел и плясал по-народному. Люди приняли меня: „О, это наш, „колхозник“!» — рассказывал певец в интервью нашему изданию. Выпускник Лениногорского музыкального училища всегда подчеркивает, что его творчество не претендует на какие-то интеллектуальные высоты, но зато оно искренне, честно и нравится рядовому зрителю. «Я на данный вопрос отвечаю так: судья — это народ! Если на концерты артиста ходят, если его песни заказывают на радио, то это хороший исполнитель», — уверен Тямаев.


Заслуженный артист РТ поет о настоящей любви и дружбе, любит об этом поговорить с публикой, ну а, когда нужно не пустить скупую слезу, а вдоволь посмеяться, включает свой давний опыт тамады. Его клич «Мишари, вперед!» стал практически брендом. При этом он может себе позволить отказать «Барс Медиа» и не участвовать в юбилейном «Татар Җыры», на его популярность никак не повлияла и глупая история, которую он устроил на трассе с Гузель Уразовой.

Тямаев — это тот тип настоящего мужчины, который в дефиците как на татарской эстраде, так и в жизни. «Сижу дома, разобрал у кухонного гарнитура вентиляцию, сейчас ее ремонтирую, вот в саду прибрался, хочу летний домик подчистить, дома надо чего-то подкрутить, подправить, — так описывал он „БИЗНЕС Online“ свое времяпрепровождение в разгар локдауна. — Целый день что-то делаю. Разобрал брусчатку в гараже, нужно сейчас вновь ее постелить…»

На его сайте написано просто Безнең Тямай (Наш Тямай), и, если верить афише, только в октябре он отработал 26 концертов в Татарстане и Башкортостане. Вряд ли кто еще из артистов на татарской эстраде может похвастать такой плотностью графика в разгар пандемии. При всей разности образов, кажется, что наш герой начинает заменять Элвина Грея в качестве самого популярного певца в Татарстане.

Кстати, Грей как-то рассказывал о знакомстве с Тямаевым: «Познакомились мы с ним очень интересно: когда я жил в Москве, то о нем слышал, думал еще: прикольно, необычно. Как-то приехал в Казань, торопился, подрезал некоторые машины… Одна из них меня догоняет, видимо, хотели меня отругать. Когда сравнялись, то смотрю, а там Фирдус сидит. Он меня узнал, хотел обругать, но потом обрадовался. Притормозили на обочине, пошли к нему домой, там ночевали. Я тогда первые шаги делал на татарской эстраде». Вместе артисты сделали очень красивую песню «Янгыр», которую потом перестали исполнять из-за проблем с правами на композицию.

Известная казанская ведущая Гульназ Сафарова призналась, что сама недавно задумалась над причинами популярности артиста, когда работала с ним на одном мероприятии Известная казанская ведущая Гульназ Сафарова призналась, что сама недавно задумалась над причинами популярности артиста, когда работала с ним на одном мероприятии

«ВЫРОСЛО СЫТОЕ ПОКОЛЕНИЕ, ОБЕСПЕЧЕННОЕ, ПРОБЛЕМ НЕТ, ИМ НУЖНЫ ТОЛЬКО ДИСКОТЕКИ, ФИРДУС  ЭТО И ДАЕТ»

Эксперты «БИЗНЕС Online» рассказали о своем отношении к творчеству «Человека года в культуре Татарстана – 2020».

«Популярность Тямаева объяснима, слова незатейливые: „Парни, будем вместе“, „Когда вместе, добьемся всего“ и так далее, — говорит драматург, депутат Госсовета РТ Ркаил Зайдулла. — Феномен как раз в этой простоте, ведь и в литературе так же. Менталитет народа такой, сейчас ему не нужны сложные песни с мелизмами, что поделать, это наша культура, причем по всему миру то же. Да и наш народ не особо интеллектуальный, а народ, он и в Африке народ. Мы прошлое любим идеализировать, но ведь и тогда популярны были певцы с простенькими песнями, например, Марьям Искандерова пользовалась большой любовью в народе. Послушайте ее граммофонные записи, они сохранились, там очень простые слова, даже эротические оттенки есть, поэтому народу и нравилось».

Известная казанская ведущая Гульназ Сафарова призналась, что сама недавно задумалась над причинами популярности артиста, когда работала с ним на одном мероприятии. «Я, как ведущая, абсолютно равнодушно отношусь ко всем, когда выступают певцы, занимаюсь своими делами. Но, когда поет Фирдус, я не ухожу, мне хочется посмотреть, — вспоминает Сафарова. — Думала, чем же он берет? Наверное, в первую очередь своей энергетикой, мужской харизмой. Если мы посмотрим на Салавата — успешный, сколько женщин смотрят с восхищением на него и до сих пор думают: „Ох, какой мужчина“». Наша собеседница считает, что Безнең Тямай — это тот же Салават в 90-е: «Распахнутая рубашка, мужское эго, голос, харизма — они делают свое дело. Этим он привлекает мужчин и притягивает женщин. Не песнями, хотя они тоже играют роль. Вот на последнем концерте все собрались вокруг него, смотрят ему в рот, а он зрителей гипнотизирует, такой альфа-самец. У него и голос пропадает, так он сильно кричит, но от всей души: „А давай!“ И народ ему отвечает: „А давай!“ И идет за ним. Не знаю куда, но идет».


А вот продюсер, руководитель фонда им. Вагапова Рифат Фаттахов категоричен: «Фирдус Тямаев — феномен? Да вы что, это просто какое-то недоразумение, таково мое личное мнение. Возможно, я не очень хорошо знаю его и особенно не интересуюсь творчеством Тямаева, так как область моих интересов и научных изысканий — профессиональное вокальное искусство, а не самодеятельность. А то, что он собирает залы, — временное явление, я же сказал, что это какое-то недоразумение».

«Фирдус — умный, талантливый парень, из него можно и нормального певца сделать, — считает певец, народный артист РТ  Фердинанд Салахов. — Сейчас нет идеологии, нравственного ориентира, сегодня ведь не будешь петь о дедушке Ленине. Выросло сытое поколение, обеспеченное, проблем нет, им нужны только дискотеки, Фирдус это и дает. Ты попробуй провести концерт из классических произведений, придут ли на него? Не стало татарских школ, перестали читать татарские книги, артисты собачатся друг с другом в интернете. Вы можете себе представить, чтобы Альфия Авзалова и Ильгам Шакиров вот так ругались между собой? Мы на них смотрели как на небожителей. Дешевое время рождает свои песни и певцов, а он работает, знает, что нужно народу, стремится воспользоваться этим и заработать деньги». Салахов уверен, что о серьезном искусстве здесь речи не идет, но замечает, что Тямаев может говорить важные вещи со сцены: «Умеет нажать на больные точки, но сам говорит о безнравственности, потом прыгает-прыгает, а дальше начинает говорить такие мудрые вещи, что все это ставит зрителя в тупик». Народный артист Татарстана считает, что у Тямаева имеются вокальные данные: «Есть природа, голос, свой диапазон, просто школы нет, он не был обучен, а ведь существует культура звука, звуковедения. У него есть и высокие, и низкие ноты, весь материал для того, чтобы учиться певческому искусству».

14 КАНДИДАТОВ: ДУЭТ, ГРУППА И ДАЖЕ ЦЕЛЫЙ ХОР

Juna

Juna

музыкальная группа

Главные любимцы казанской инди-сцены Juna в этом году наконец-то выпустили дебютный альбом Amanat («Отданное на хранение»), который, кажется, понравился всем. А еще некоторые участники команды активно осваивают театральное пространство, работая над музыкой для проектов таких режиссеров, как Фарид Бикчантаев или Борис Павлович. Вот что говорит солистка группы Ания Файзрахманова о том, как нужно правильно слушать музыку Juna: «Если бы сейчас была теплая осень, я бы сказала, что нужно взять горячий напиток на ваш вкус, хорошие (!) наушники, отключить уведомления на телефоне и уединиться в тихом месте на открытом воздухе. У воды, например».

Аида Гарифуллина

Аида Гарифуллина

оперная певица

Оперное сопрано из Казани продолжает свой путь по лучшим мировым сценам, а в этом году она еще стала и заслуженной артисткой РФ. В феврале Аида Гарифуллина дебютировала в Большом театре, исполнив партию Волховы в «Садко» Римского-Корсакова в постановке великого и ужасного Дмитрия Чернякова. «Мы репетировали по 13 часов в день с маленькими перерывами. В конце концов у меня началась бессонница, я просто не спала по ночам. Это все из-за нервов и сумасшедшего волнения… В общем, пришлось как-то пережить эти небольшие эмоциональные срывы. Так я еще ни одну премьеру не репетировала!» — вспоминала певица в интервью «БИЗНЕС Online». Наградой Гарифуллиной стала номинация на «Золотую маску» за партию Волховы.

Ильгиз Зайниев

Ильгиз Зайниев

художественный руководитель театра «Экият»

Известный драматург и режиссер Ильгиз Зайниев осваивается в роли художественного руководителя театра кукол «Экият», пока здесь самая заметная постановка «эпохи Зайниева» — «Альфия», посвященная Альфие Авзаловой. «В театре кукол можно поставить абсолютно разный материал, но я думаю, что мы будем все же двигаться в сторону технически сложных вещей, которые не могут поставить драматические театры. Нам нужно улететь — мы улетим. Нам необходим космический корабль — его сделаем. Законы физики в нашем театре не работают, в этом плане мы свободны», — уверен худрук. Параллельно благодаря совместной работе с Тимуром Бекмамбетовым Зайниев выходит на новый, российский уровень. На следующей неделе в московском Театре Наций выходит спектакль Бекмамбетова «Ходжа Насреддин», инсценировку к которому режиссер написал вместе с нашим героем. Наконец, худрук «Экията» работает в качестве сценариста и на другом проекте автора «Дозоров» — фильме «Девятаев».

Фарида Исмагилова

Фарида Исмагилова

директор Альметьевского татарского государственного драмтеатра

Директор Альметьевской татдрамы Фарида Исмагилова в последние годы стала одним из самых заметных театральных руководителей республики. А об альметьевском театре, где причудливо соседствуют эстетские фестивальные работы («Магазин», «Медея») с кассовыми хитами по книгам Зифы Кадыровой, заговорили и по всей стране. И вот настоящий успех — сразу 6 номинаций на «Золотую маску» за спектакль «Королевство кривых», который в нефтяной столице Татарстана поставил московский режиссер Антон Федоров. «Мы очень радуемся, счастливы, горды. Конечно, для провинциального национального театра это большая победа, успех, слов нет», — говорит сама Исмагилова, безусловно, главный творец этого достижения.

Ангелина Мигранова и Родион Сабиров

Ангелина Мигранова и Родион Сабиров

основатели казанского «Театр.Акт»

И снова театр. Основатели независимого камерного «Театр.Акт», супруги и единомышленники Ангелина Мигранова и Родион Сабиров, теперь тоже претенденты на национальную театральную премию. «Золотую маску» в трех номинациях они могут получить за спектакль «5 mm/h», который вышел на площадке казанской творческой лаборатории «Угол». «Наш творческий путь начался с 2010 года и продолжается сейчас. А номинация — приятный бонус и определенный кредит доверия. И мы понимаем, что путь продолжается, мы будем работать дальше», — говорят сами режиссеры, которые на своей площадке продолжают в основном ставить пьесы Ивана Вырыпаева.

Эльмир Низамов

Эльмир Низамов

композитор

Композитор Эльмир Низамов сделал то, что удавалось единицам из татарских авторов. Со своим произведением, мюзиклом «Алтын Казан», он пробился на основную сцену театра оперы и балета им. Джалиля. Возможно, что по итогам отдельные вопросы к создателям спектакля остались, но в основном из числа легионеров-постановщиков. «Для меня это национальный мюзикл. С одной стороны, я держал в голове премьеры мировых мюзиклов, которые нам известны, все-таки какие-то традиции заложены за полвека существования данного жанра. Но хотелось это сделать на национальной основе», — говорит Низамов про «Алтын Казан».

Данила Новиков

Данила Новиков

финалист телешоу «Ты супер!»

Юноша из Мензелинска Данила Новиков этой осенью сначала прославил свой город на всю страну благодаря своим выступлениям и выходу в финал четвертого сезона телепроекта канала «НТВ» «Ты супер!». А вот потом вновь открыл суровую правду российской жизни. Мальчику, оставшемуся без родителей, под камерами подарили домашнюю студию, что было анонсировано еще в эфире НТВ, а потом отобрали. Благодаря усилиям СМИ у истории оказался счастливый конец, а мы ждем новых творческих успехов от Новикова.

Денис Осокин

Денис Осокин

писатель

Поэт, прозаик и сценарист Денис Осокин в этом году буквально «сломал систему», настолько неожиданно и одновременно справедливо выглядит его награждение в 2020-м премией им. Тукая, которую принято вручать татароязычным литераторам. При этом Осокина ждал еще один успех в текущем году: спектакль «Ночной караул», который Марийский кукольный театр поставил по пьесе нашего земляка, получил «Золотую маску».

Гузель Сагитова

Гузель Сагитова

директор Казанского татарского государственного ТЮЗа им. Кариева

Гузель Сагитова продолжает менять лицо Кариевского театра — такого количества интересных премьер за сезон, кажется, в Татарстане не бывает нигде. Но консерватизм как зрителей, так и прессы, привыкшей к определенной иерархии местных театров, директору Татарского ТЮЗа еще придется преодолеть. Мы же отмечаем и работу Сагитовой в качестве руководителя творческого объединения «Калеб», прежде всего это творческая лаборатория «Безнең җыр», в недрах которой были рождены совершенно новые песни для татарской эстрады.

Фирдус Тямаев

Фирдус Тямаев

эстрадный певец

10 аншлагов за 10 дней в УНИКСе в начале марта — такие стахановские масштабы от Фирдуса Тямаева по-настоящему впечатляют. И даже создают ощущение, что Элвин Грей потихоньку сдает позиции самого популярного певца на национальной эстраде именно Тямаеву. «Главное, чтобы народ жил хорошо, не было безработицы, — говорит сегодня певец, и с ним сложно не согласиться. — Тогда люди станут ходить на концерты, ведь голодный человек вряд ли захочет смотреть, как другие поют».

Чулпан Хаматова

Чулпан Хаматова

актриса

Сериал «Зулейха открывает глаза», по сути, стал самым главным телевизионным проектом этого года, судя по резонансу, уж в Татарстане так точно. А исполнительница главной роли Чулпан Хаматова — одним из самых обсуждаемых деятелей из сферы культуры и искусства. Интересно, что скоро вновь вспомнят о национальности Хаматовой. Она сыграла татарку, жену главного героя, в фильме Кирилла Серебренникова «Петровы в гриппе» по одноименному роману Алексея Сальникова, который должен выйти на экраны в следующем году.

Хор ТАГТОиБ им. М. Джалиля

Хор ТАГТОиБ им. М. Джалиля

главный хормейстер Любовь Дразнина

Хор казанской оперы так часто хвалят, что мы также решили не оставаться в стороне. Каким только испытаниям ни подвергаются подопечные хормейстера Любови Дразниной. Только за этот год им пришлось наизусть выучить «Реквием» Моцарта, а также научиться одновременно петь и танцевать в «Алтын Казан». Из всех подобных передряг коллектив Дразниной выходит с честью.

Артур Шайдулла

Артур Шайдулла

драматург

Молодого драматурга Артура Шайдуллу буквально недавно «поставили» в театре, причем сразу в Камаловском и на большой сцене. Речь о пьесе «Сагынырсызмы?..», которую решил реализовать на сцене сам Фарид Бикчантаев. «Я общаюсь со многими драматургами-товарищами, у нас есть общая черта — проклятый перфекционизм, постоянное желание доделывать, дописывать, додумывать», — вспоминает эту работу Шайдулла. Дебют можно признать успешным.

Гузель Яхина

Гузель Яхина

писательница

Гузель Яхина — еще одна героиня «Зулейхи», автор нашумевшей книги, по которой и был поставлен сериал. Кстати, писательница уже написала свой третий роман, посвященный голоду в Поволжье. Ждем и других интересных новостей. А пока включаем Яхину в наш топ.