«Это тоже очень хорошо, что в правительстве есть наши люди», — отвечал президент РТ Рустам Минниханов столичному мэру Сергею Собянину, открывая концерт в честь традиционных Дней Татарстана в Москве. О том, как Элвин Грей написал в карантин новый альбом, а Шамиль Тарпищев — две книги, как Москву и Татарстан связал Марат Хуснуллин, — в фотоистории «БИЗНЕС Online».
-
Накануне завершились традиционные Дни Татарстана в Москве. Вчерашний, пожалуй, был одним из самых насыщенных, причем в первую очередь для президента РТ Рустама Минниханова, который к полудню отправился на Химкинское кладбище, где торжественно открыл памятник советскому разведчику Исхаку Ахмерову и его жене Хелен Лоури. Наша газета подробно писала о шефе советской резидентуры в США, «устроившем Перл-Хабор».
-
Уже спустя два часа Рустам Нургалиевич вместе с председателем Мосгордумы Алексеем Шапошниковым возлагал цветы к Могиле Неизвестного Солдата у кремлевской стены.
-
Оттуда татарстанская делегация прямиком направилась в Третьяковскую галерею на Крымском валу, где гостей поджидала директор Зельфира Трегулова. Все вместе они открыли выставку работ авангардистов из коллекции Государственного музея изобразительных искусств РТ «Шедевры из Казани. От Рериха до Кандинского». Данная экспозиция приурочена не только к 100-летию образования ТАССР, но и, по словам Трегуловой, к вековому рубежу с тех пор, как работы появились в Казани. Отметим, что начало коллекции было положено в 1920 году, когда Казанский научно-промышленный музей реорганизовали в Казанский губернский музей, а затем — в Центральный музей Татарской АССР и в его фонды передали ряд произведений ведущих русских художников, представлявших на тот момент новейшие течения. В следующие десятилетия коллекция музея также пополнялась за счет поддержки государственного музейного фонда, Русского музея, Третьяковки.
-
Тут Рустам Нургалиевич оказался уже в сопровождении первого вице-премьера РФ Андрея Белоусова и помощника президента РФ и бывшего министра культуры РФ Владимира Мединского.
-
В такой компании они быстро обошли два зала, где расположилась выставка, причем экскурсию провела Трегулова. Директор, лихо лавируя между журналистами и телекамерами, вела почетных гостей от одной картины к следующей.
-
Обратимся к некоторым из них. В первом зале сосредоточены произведения русского импрессионизма, символизма, художников Серебряного века. «Это предавангард, предчувствие, — так описала экспозицию данного зала куратор выставки Надежда Мусянкова. — Отчасти у представленных художников учились живописцы, которые составили группу „Бубновый валет“. Их произведения сосредоточены во втором зале». Например, тут расположена картина Николая Рериха «Мехески — лунный народ».
-
А это «Карусель» Николая Сапунова. По словам Мусянковой, Татарстану повезло, поскольку картина находилась в частном собрании казанского адвоката Андреева, который коллекционировал искусство рубежа веков. В Третьяковке тоже есть своя «Карусель», но меньшего размера.
-
Мусянкова предполагает, что в дом Андреева был вхож и Александр Родченко, которого мы знаем как авангардиста, дизайнера и фотографа. Он учился в Казанской художественной школе и, возможно, видел «Карусель» Сапунова. А на данной выставке представлена уже во втором зале его ранняя футуристическая «Девушка с цветком». «Родченко тоже строит свою работу в духе кубофутуризма, членит фигуру обнаженной девушки, цветок намечен лишь стеблем и отдаленно напоминающими его лепестками», — описала куратор. Уже потом Трегулова рассказывала Минниханову и Белоусову, что тут прослеживается влияние Пабло Пикассо.
-
Еще одна женская фигура в зале — «Крестьянка (Авдотья)» Магды Нахман, которая была ученицей живописца Кузьмы Петрова-Водкина. И тут Казани снова несказанно повезло: мало того что работ данной художницы сохранилось очень немного (она вышла замуж за индуса и уехала в Бомбей), именно она написала единственный прижизненный живописный портрет Марины Цветаевой. В экспозиции представлена «Крестьянка» — картина со сложной судьбой. По словам Мусянковой, в какой-то момент работу списали из коллекции музея, вычеркнули из документов за формализм и то, что она не соответствовала духу времени. Спасли полотно сотрудники казанского музея, которые спрятали картину и вернули на место только в 1990-е годы.
-
Та же участь постигла «Импровизацию» Василия Кандинского, которая была создана в 1913 году — тогда же, когда и монументальная «Композиция VII», которая находится в постоянной экспозиции галереи. «Это действительно шедевр и работа, которая экспонируется за рубежом, когда организуются выставки Кандинского. Мы всегда обращаемся в музей в Казани», — отметила Трегулова.
-
Любопытна работа Михаила Ле-Дантю «Гуляние в парке». Куратор выставки рассказала, что в музее в Казани картина хранилась под названием «Рыбы». И действительно, глядя на полотно, можно увидеть и рыб, но если присмотреться, то проглядывают и ноги… В итоге сравнили с выставочными каталогами и поняли, что это все-таки не рыбы, а прогулка в парке.
-
К слову, именно Ле-Дантю вместе с братьями Ильей и Кириллом Зданевичами открыл в Тифлисе художника Нико Пиросмани, работы которого представлены в соседнем зале Третьяковки. Тут стоит отметить, что вчера вместе с выставкой коллекции музея РТ открыли заодно следующие залы постоянной экспозиции галереи, которые были закрыты несколько месяцев из-за ремонта кровли.
-
По данным залам Трегулова также устроила для почетных гостей экскурсию.
-
Мы же с удивлением обнаружили на выставке Элвина Грея, который рассматривал картины. «Есть интересные работы. Мне понравилась та, где девушка нарисована…» — признался певец нашему корреспонденту. Сам артист, кроме песен и музыки, картины писать не начал, хотя, по его словам, друзья советовали попробовать. Зато во время коронавируса и карантина времени не терял — написал новый альбом, который выйдет уже в сентябре. «Для меня инфекция сыграла в плюс. Обычно у меня мало времени для творчества — всегда в разъездах. А тут написал целый альбом! Мне нужен был отдых. Я расслабился и морально, и физически. Теперь ждем, когда все откроют, а то уже затянулось…» — даже под маской стало заметно, как Радик Юльякшин улыбнулся.
-
Завершался день праздничным концертом — по традиции в Доме музыки, где уже за два часа до начала собирались гости.
-
Надо отметить, что коронавирус внес и тут свои коррективы: на входе настоятельно рекомендовали надеть маску, измеряли температуру, а в зале рассаживали через одного. Но разве сдержишь взаимное тяготение двух больших государственных мужей!
-
Пока самые важные гости не подъехали, мы пообщались с не менее уважаемыми VIP-персонами. Вот, например, президент федерации тенниса Шамиль Тарпищев. «Друзей всегда хочется видеть. Человеческие взаимоотношения — та область, которую ни купить, ни продать невозможно. Душа поет, когда видишь своих», — признался нам собеседник. Карантин он успешно пережил, даже успел написать две книги, посвященные теннису.
-
Рад был наконец выйти в свет и генерал-полковник Расим Акчурин. Он печалился лишь об одном: в 2020-м мероприятие пришлось провести в более узком кругу. «Раз в году все родственники встречаются именно благодаря этому дню — и русские, и татары, и все остальные. Прекрасный праздник, дай бог, чтобы он существовал!» — отметил собеседник.
-
А вот и его брат — известный кардиохирург Ренат Акчурин. И если Тарпищев играл с первым президентом РФ Борисом Ельциным в теннис, то Ренат Сулейманович сделал тому операцию на сердце. «Существуют империи: Российская, СССР можно так назвать. Они постепенно, улучшая в среднем уровень жизни, растворяют в себе нации и культуры. Посмотрите на американцев: там очень редко встречаются национальные праздники. Татарстан имеет совершенно независимую культуру. Ее поддерживают не только жители РТ, но и все татары, которые живут на территории России, — второй по численности коренной народ страны», — с радостью отметил Акчурин.
-
А тем временем депутат Госдумы Айрат Фаррахов рассуждал о том, что татары в Москве отличаются от тех, что в республике. «Я сам в 2013 году стал московским татарином. Для меня это необычно, они несколько отличаются от татарстанских в одежде, хватке, держатся друг за друга. Если что-то не так, тебе прямо скажут. В целом люди немного другие», — заявил депутат.
-
Уже давно перебравшийся в Москву певец Ренат Ибрагимов в этот день был не очень разговорчив. В Доме музыки он сегодня стал зрителем, однако подняться на сцену пришлось — получить благодарственное письмо из рук мэра Москвы Сергея Собянина.
-
Не выступала в этот день и оперная певица Альбина Шагимуратова. Зато Минниханов наградил ее медалью «100 лет образования ТАССР».
-
Поскольку в 2020 году все мероприятия в Москве были приурочены к 100-летию ТАССР, министерство культуры республики, отвечавшее за вчерашний праздник, постаралось напомнить об этом выставкой, расположенной в фойе. Она, по сути, отражала все самые важные ценности через события, произошедшие в республике за столетие. «Задаем себе вопрос: на чем строилась государственная политика эти 100 лет?» — объяснила замысел министр культуры РТ Ирада Аюпова.
-
«Каждый год приезжаем в Москву, и тяжело правильно выстроить концепцию программы, потому что тут очень притязательная публика, крайне тяжело кого-то чем-то удивить. Они имеют доступ к лучшим коллективам, которые работают не только в России, но и в мире. Зато у нас есть мон и Ильhам, поэтому мы конкурентоспособны», — убеждена Аюпова.
-
Завсегдатай татарстанских мероприятий Марат Хуснуллин, пересев в кресло вице-премьера, тем не менее не забыл о родном Татарстане. В своем выступлении со сцены чиновник рассказывал, что именно 100-летие образования ТАССР «стало началом нового этапа развития национального самосознания татарского народа». «Данное событие придало мощнейший импульс развитию образования, науки и культуры республики», — заявил Хуснуллин. По его словам, сейчас поднимается новая волна развития культуры РТ. «Культура такой многонациональной страны, как Россия, состоит из множества взаимообогащающих национальных. Мне приятно осознавать, что культура РТ играет важную и заметную роль», — заявил вице-премьер, который возглавляет оргкомитет по празднованию 100-летия ТАССР.
-
Сам Хуснуллин в этот вечер послужил еще и ключевым связующим звеном между Москвой и Татарстаном. Во всяком случае, так он выглядел в речи мэра Москвы, рассуждавшего, что соединяют регионы именно люди. «Но, Рустам Нургалиевич, не все нам достается. Кое-что у нас отбирают… — загадочно говорил столичный градоначальник. — Мы вместе с вами выращивали-выращивали Марата Шакирзяновича, а потом раз — позвонили и сказали: „Марат Шакирзянович нам нужен“».
-
«Марат Шакирзянович многое сделал для республики, очень добросовестно трудился в нашей столице. Сегодня он работает в правительстве. Это тоже очень хорошо, что там есть наши люди», — многозначительно подмигнул в ответ Минниханов.
-
А далее гости больше часа наслаждались концертом. Были тут и оркестр «Новая музыка», и выступление Татарского театра оперы и балета им. Джалиля, и ария Кутузова в исполнении солиста Большого театра Михаила Казакова.
-
А еще выступала участница проекта «Голос.Дети» Саида Мухаметзянова, которой аккомпанировала на скрипке правнучка Мусы Джалиля Лиза Малышева-Джалиль. Услышали даже «Уголок России» в исполнении народной артистки РТ Надежды Кадышевой.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 25
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.