В Казани начался рекрутинг водителей для сервиса заказа такси DiDi. Крупнейший перевозчик КНР начинает экспансию в Россию и предлагает водителям 400 рублей в час, а пассажиров хочет заманивать скидками. Заход иностранного агрегатора испугал даже депутатов Госдумы: парламентарии сетуют, что никто не озаботился протекционистскими мерами для отечественных перевозчиков, а китайцы через такси получат доступ к персональным данным россиян.
В Казани начался рекрутинг водителей для сервиса заказа такси DiDi
«К нам уже обратились сотни человек»
Хантинг казанских водителей в ряды таксистов китайской транспортной компании Didi Chuxing начался в республиканских соцсетях. Пользователь «ВКонтакте» с ником Андрей Карась разместил в самой массовой группе для водителей «Яндекс Uber Gett такси Казань (водители)» приглашение подключиться к DiDi taxi. «Стань одним из первых», — гласил его призыв. В объявлении сообщалось о поиске шоферов в возрасте от 21 года со стажем от трех лет, в такси принимаются машины от 2004 г. в., а также марки авто LADA 2114, LADA 2115, Daewoo Nexia и т. д. Комиссия такси составляет 5%, еще 3% — комиссия партнера. Гарантированный доход для водителей — 400 рублей в час «даже без заказов».
На звонок «БИЗНЕС Online» по указанному номеру телефона ответил молодой человек, представившийся Андреем, представителем DiDi. По его словам, водители набираются в новый таксопарк, в плане агрегатора — набрать в Казани несколько тысяч таксистов. После найма шоферов подключат к службе поддержки, они смогут принимать заказы. «К нам уже обратились сотни человек, мы берем водителей как с личным автомобилем, так и без него — неважно, — рассказал Андрей. — Такси новое, тем более заходит из-за рубежа, они не знают российского рынка, только прощупывают его возможности». «Основная цель — победить „Яндекс.Такси“», — подчеркнул собеседник издания.
Почему именно столица РТ была выбрана первым городом в России для запуска DiDi? «Это один из самых успешных городов в сфере такси, здесь присутствуют практически все агрегаторы, — отвечает собеседник издания. — И почему-то именно Казань „выстреливает“ лучше всех».
Представитель DiDi прокомментировал и возрастной ценз, который допускает использование транспортных средств в преклонном возрасте. «„Яндекс.Такси“, например, принимает автомобили до 2008-го (на самом деле самые возрастные машины, допускаемые для перевозки пассажиров по тарифу „Эконом“, — Toyota Camry и Volkswagen Golf от 2003 г. в. — прим. ред.), — сказал он. — Весь рынок такси — это преимущественно жесткий эконом».
Базовая стоимость поездок не будет отличаться от «Яндекса» и «Ситимобила», заверил Андрей. Завоевывать рынок китайский агрегатор будет испытанными средствами в таксомоторном бизнесе — с помощью промокодов и скидок.
Будет ли DiDi заходить в другие города республики? «Это зависит от того, насколько успешным будет проект в Казани», — говорит представитель агрегатора.
«Казань — один из самых успешных городов в сфере такси, здесь присутствуют практически все агрегаторы»
«С БОНУСАМИ ДЛЯ ВОДИТЕЛЕЙ ОНИ НАЧНУТ РЫНОК ГРЕСТИ ПОД СЕБЯ»
Система мотивации участников рынка на первый взгляд не впечатлила. «Нормальные водители со всеми „плюшками“ „Яндекс.Такси“ зарабатывают 600 рублей в час с учетом комиссии, — говорит владелец одного из таксопарков „Яндекс.Такси“ Владимир Козлов. — Обещание 400 рублей в сравнении с этим — такая хрень. Ради чего таксист будет менять место работы, когда 400 может сделать в „Яндексе“ запросто, а если он с головой, то и гораздо больше этой суммы?»
Однако водителей могут ждать и дополнительные бонусы, предполагает Козлов. «Я вспоминаю, когда приходил „Яндекс“, там обещали 400 рублей в час, но по факту было гораздо больше с разными акциями, — заметил он. — Те, кто начинал в системе работать, выясняли, что есть бонусная система, превышающая стоимость поездок, и за ее счет очень неплохо люди зарабатывали в 2015 и 2016 годах в „Яндексе“ и Uber. Возможно, DiDi сделает то же самое: минималка в 400 рублей и бонусы, например, в 150–200 рублей за каждую выполненную поездку. И тогда они начнут рынок грести под себя».
Автомобили преклонного возраста быстро покинут рынок, полагает эксперт. «Тачки 2004 года старые и, как правило, без газа. Если на такой начать работать, она рассыплется через месяц-два, — говорит он. — Последнее, что сделают думающие водители, — купят еще одну такую тачку. Так что либо они возьмут новую, либо завяжут с такси».
«DiDi в России — показатель огромного потенциала нашего рынка такси, — полагает представитель пресс-службы „Везет“ Мария Фойхт. — В крупных городах, таких как Казань, сервисы заказа такси становятся альтернативой общественному транспорту, при этом аудитория пользователей данной услуги постоянно растет. Выход на новые рынки подразумевает большие бюджеты: приоритеты DiDi будут сосредоточены на том, чтобы занять свою долю. Этот процесс может изменить баланс условий как в конкретном городе, так и на рынке в целом. Жители 116 городов России 20 лет знают сервис „Везет“, а мы хорошо знаем наших пользователей, поэтому наши маркетинговые затраты нацелены на увеличение выручки на привычных рынках, а не на краткосрочную войну за клиента. Наша бизнес-модель устойчива, мы стабильно держим свою долю рынка после активной экспансии „Яндекс.Такси“ и „Ситимобила“».
«Ради чего таксист будет менять место работы, когда 400 рублей может сделать в «Яндексе» запросто, а если он с головой, то и гораздо больше этой суммы?»
По мнению Фойхт, наводнение рынка такси автомобилями старше 15 лет может привести к снижению качества услуг.
Руководитель отдела по связям с общественностью сервиса заказа такси «Максим» Павел Стенников рассказал «БИЗНЕС Online», что об интересе DiDi к российскому рынку известно давно. «Надо понимать, что агрегатор идет на уже сформировавшийся, современный, технологичный и конкурентный рынок, где действуют крупные сервисы, — отмечает он. — С точки зрения отраслевых технологий у наших пользователей все уже есть: удобные мобильные приложения, выбор способов заказа, в том числе по телефону через оператора, разнообразие тарифов, собственная картография и адресные базы, поддержка, материальная защита водителей и пассажиров. Усиление конкуренции на качественном уровне — это хорошо для пользователей и тех организаций, которые умеют постоянно развиваться и улучшать сервис».
Собеседник отмечает, что, вероятно, в Китае у компании есть большой опыт привлечения водителей, но и в России за долгие годы сложились взаимовыгодные отношения между отечественными сервисами и водителями. «Так, „Максим“ предлагает низкую комиссию, удобные расчеты и развивает собственную экосистему, в которой водителям выгоднее оставаться. Как наши партнеры они пользуются существенными скидками на широкий круг услуг и товаров для работы и жизни. И эти дополнительные возможности постоянно расширяются, — говорит Стенников. — У каждого большого сервиса есть своя лояльная аудитория пользователей, которую никто не отдаст так просто».
Представитель сервиса заказа такси «Максим» говорит, что в сфере такси мало маркетинговых инструментов. Один из них — снижение цен. «Но цены поездок давно на уровне рентабельности, снижать их некуда, — подчеркивает Стенников. — Сейчас конкуренция идет в основном в плане условий для водителей, улучшения технологий и качества обслуживания, внедрения сопутствующих услуг типа дистанционных покупок и доставки, совершенствования механизмов ответственности».
Стенников считает, что агрессивный демпинг может затормозить многие позитивные процессы, происходящие в отрасли. «Никому из действующих участников это не нужно, а стратегии китайского конкурента мы пока не знаем», — заключил собеседник издания.
«Конкуренция — хороший драйвер развития для всей отрасли. Приход в Россию международного игрока потребует от нас еще более тщательно работать над улучшением своего сервиса, — говорит пресс-секретарь „Ситимобила“ Полина Ломоносова. — Несколько тысяч водителей для города-миллионника — реалистичная цифра. Например, сейчас к „Ситимобилу“ в Казани подключены более 5,5 тысячи активных водителей». Год выпуска автомобилей партнеров, которые допускает к работе новый игрок, является фактором медленного роста базы их клиентов, полагает Ломоносова. «Во-первых, в Казани пользователи такси привыкли к машинам определенного класса и не готовы совершать поездки на менее комфортных, — говорит она. — Например, мы получали негативные отзывы о поездках на Daewoo Nexia, и в данный момент авто этой марки и модели не выполняют заказы с нашим сервисом. Во-вторых, возраст транспортных средств напрямую влияет на безопасность поездок. Устаревшие модели менее безопасны, а также такие машины чаще всего не имеют лицензии на пассажирские перевозки».
«В крупных городах, таких как Казань, сервисы заказа такси становятся альтернативой общественному транспорту, при этом аудитория пользователей данной услуги постоянно растет»
ЗАСТАВИТ ЛИ ТАКСИСТОВ РФ КОМПАНИЯ, ВЫТЕСНИВШАЯ UBER ИЗ КИТАЯ, ПЕРЕЙТИ НА 24-ЧАСОВОЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ?
Didi Chuxing — китайский сервис для заказа такси, автобусов, лимузинов, частных авто — основан в 2012 году. Компания развивает такси-агрегатор и сервис каршеринга DiDi, а также занимается разработкой беспилотных такси. В 2016-м DiDi выкупила подразделение Uber в Поднебесной. Как писало издание vc.ru в 2018-м, создатель компании и исполнительный директор — Чэн Вэй. Он занял 333-ю строчку в рейтинге миллиардеров Азии по версии Forbes и стал бизнесменом 2016 года по версии Forbes Asia. Фирма Вэя оценивается в $56 миллиардов. Это одна из самых дорогих частных компаний мира и единственная организация, в которой все три китайских IT-гиганта — Alibaba, Tencent и Baidu — являются инвесторами. По словам самого бизнесмена, 80% таксистов в Китае используют систему DiDi, что делает ее монополистом.
Компания последние несколько лет подряд покупает доли в перспективных предприятиях Латинской Америки, Азии и Восточной Европы. В августе 2017-го DiDi начала сотрудничество с эстонской транспортно-логистической организацией Taxify. Также в 2017 году DiDi вложила средства в сервис такси Careem, который в марте 2016-го объединился с американо-мексиканским сервисом Lyft и индийско-пакистанским Ola. Еще Didi инвестировала $100 млн в бразильский «99». Китайская фирма объединилась с японской венчурной компанией SoftBank и инвестировала $2 млн в южноазиатский сервис Grab.
В июле 2019 года компания привлекла $600 млн от Toyota Motor и объявила о создании совместного предприятия, в рамках которого в сервисе заказа такси планируется использовать искусственный интеллект и разработки японского автопроизводителя. Также Didi развивает технологию беспилотных машин, с 2019-го там выделили этот бизнес в отдельное подразделение. В 2020 году Didi Chuxing запустила пилотный проект по распознаванию лиц в автомобилях и обнаружению признаков сонливости водителей.
О том, что сервис может заработать в России, в 2017-м говорил глава российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилл Дмитриев. В ноябре 2016 года РФПИ через российско-китайский инвестиционный фонд вложился в Didi Chuxing.
«Сейчас таксисты в России жалуются, что им приходится работать по 12–18 часов в сутки. Думаю, если вторжение DiDi удастся, им придется перейти на 24-часовой рабочий день»
В декабре 2019-го Didi Chuxing зарегистрировала в России юрлицо ООО «Диди Мобилити Рус», писало издание Rusbase. В январе этого года участники рынка рассказывали РБК, что компания DiDi начала поиски главы российского офиса и других сотрудников.
Депутат Госдумы от «Единой России», член комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин на прошлой неделе в своем личном телеграм-канале вступился за российский рынок агрегаторов такси, который, по его мнению, требует защиты. «В Россию приходит гигантский оператор услуг такси из Китая — DiDi. Я считаю, нам надо срочно продумать протекционистские меры по этому поводу», — написал он.
По мнению депутата, DiDi после прихода на российский рынок начнет «демпинговать» и «откусывать очень большой кусок рынка». Кроме того, компания получит доступ к персональным данным российских граждан.
«Подобного еще не было в России, и перспектива очень настораживает. Это гораздо серьезнее, чем зарубежные социальные сети или мессенджеры. Uber в свое время и близко не подошел к тем количественным показателям, которые может получить в нашей стране DiDi», — пишет Горелкин.
Еще один пункт, над которым, по его мнению, стоит задуматься, — увеличение времени работы водителей. «Сейчас таксисты в России жалуются, что им приходится работать по 12–18 часов в сутки. Думаю, если вторжение DiDi удастся, им придется перейти на 24-часовой рабочий день. С соответствующими последствиями для качества услуг и безопасности», — написал депутат.
На запрос «БИЗНЕС Online» в DiDi taxi по поводу планов в Казани ответ не пришел, в РФПИ также не прокомментировали выход китайского оператора на отечественный рынок.
P. S. 22 июля в редакцию «БИЗНЕС Online» обратилась сотрудник пресс-службы DiDi Russia Евгения Рябова и подтвердила, что компания DiDi недавно начала тестировать свое приложение в России. «Мы стремимся предложить местным пользователям еще больший выбор транспортных услуг, а водителям и партнерам в данном регионе — больше возможностей для получения дохода», — заметила сотрудник пресс-службы. Рябова также подчеркнула, что Андрей, упомянутый в статье, не является представителем DiDi. «Мы с радостью предоставим более подробную информацию СМИ и широкой общественности, как только появится такая возможность, — заметила собеседница издания. — Компания DiDi предлагает транспортные услуги и другие необходимые для жизни сервисы по всему миру, включая Китай, Латинскую Америку, Австралию и Японию».
После разговора с Рябовой корреспондент «БИЗНЕС Online» еще раз связался с Андреем, и он повторил, что занимается рекрутингом водителей для компании DiDi в Казани, однако делает это неофициально. По его словам, набор в такси продолжается, но на другие вопросы он отвечать отказался, сославшись на занятость.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 103
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.