1. На днях страницы истории Казани пополнились знаковым событием — в одном из спальных районов города, на территории ЖК «Малиновка», известный художник Рустам Кубик (QBic) нарисовал мурал, претендующий стать самым длинным в столице Татарстана, с символичным называнием «Я могу дышать». Живопись появилась на стене паркинга — его длина 183 м, а максимальная высота — 16 метров!

  2. Кстати, не стоит путать мурал с граффити. «„Граффити“ — это такое старое понятие, и если детализировать определение, то рисунки выполняются строго аэрозольными баллончиками, — объясняет Кубик. — Композиции, как правило, — это надписи, часто никнеймы самих художников, и в редких случаях это могут быть стилизованные персонажи. В общем-то, все. Хотя если граффити выполнено в масштабных размерах, на большой стене, то его тоже можно отнести к муралам. Ну а „мурал“ в переводе с английского означает „фреска“. В России обыватели такое слово не очень знают, а за рубежом оно самое обычное. И любой рисунок на стене — это мурал».

  3. У художников-муралистов своя техника рисования — никаких баллончиков с краской. В работе используются исключительно банки с красками и валики разных размеров. Те, что побольше, — для создания фона, другие — для более тонкой работы. Например, чтобы рисовать детали — черты лица, небольшие предметы.

  4. Вот так паркинг выглядел до нанесения рисунка: серый и безликий. Если бы не желание застройщика сделать из него что-то «поживее», он так и остался бы невзрачным сооружением, где хранятся «железные кони» владельцев прилегающих квартир.

  5. Главный идеолог преображения серого фасада в предмет искусства — директор группы компаний «СМУ-88» Илья Вольфсон. Свою идею он объяснил нам так: «Для нас очень важен общий облик города, поэтому мы не смотрим на этот проект как на дополнительные финансовые издержки. Я убежден, что красивым должен быть не только центр Казани, но и спальные районы, где живут тысячи семей».

  6. Вольфсон отметил, что не менее важно было найти художника высокого уровня, поэтому пригласили именно Кубика. Это известный в мире художник-муралист, его работы можно найти в Новой Зеландии, Мексике, Норвегии, США, Китае, Польше, Турции, Австралии. Например, на этом фото из «Инстаграма» Рустама — его работа в городе Айия Напа (Кипр). Свою роль сыграло то обстоятельство, что Рустам — казанец, которому прежде так и не представился шанс нарисовать ни одного мурала в родном для себя городе.

  7. «6 лет назад, когда я только начинал развиваться в этом направлении, в России мало уделяли внимания уличному искусству, — признается Рустам. — Поэтому я понимал, что сначала мне нужно сделать имя на Западе. Я реализовывал проект за проектом и со временем стал узнаваемым. И вот меня пригласили реализовать нечто особенное в родном городе. Для меня это большой проект, в который я вложил всю душу».

  8. Картина «Я могу дышать», которая уже красуется на внешней стене паркинга, была не единственным претендентом на стену длиною в 183 метра. По просьбе Вольфсона Кубик предложил три эскиза, из которых победителя выбирали народным голосованием в социальных сетях.

  9. Судя по высокой активности — в голосовании за неделю приняли участие свыше 1 200 жителей города, — казанцам понравилась идея такого подхода и сами рисунки не оставили равнодушными. Среди предложенных был романтичный вариант — «Свидание» и рассказ о взрослении — «Дорога жизни». Из них за эскиз «Я могу дышать» проголосовали 675 человек.

  10. «Я очень рад, что город, жители выбрали именно этот вариант, потому что эскиз „Я могу дышать“ был мне ближе всего по душевным соображениям, — отметил художник. — Его я нарисовал первым из трех эскизов, а первая работа — самая искренняя. И мне кажется, люди это почувствовали».

  11. На каждую картину Рустама вдохновляют определенные события в его жизни. В данном случае отправной точкой стала пандемия. «Самоизоляция, масочный режим легли в основу проекта „Я могу дышать“, — отметил Кубик. — Это новая реальность, к которой человек должен как-то адаптироваться. Признаюсь честно, в последнее время меня все чаще вдохновляют темы экологии и освоения космоса. Я поразмышлял на эту тему и нарисовал мальчика, который с детства читает книги про космос и уже с юных лет мечтает быть астронавтом, который высадится на новой планете в поиске новой жизни».

  12. Проект нашел поддержку в мэрии и у главного архитектора Казани. Ильсияр Тухватуллина на запрос «БИЗНЕС Online» ответила, что хорошо относится к уличной росписи — особенно когда она расположена на протяженных, монотонных пространствах или подпорных стенах. «В том же Лондоне это переросло в целое течение, очень модное, — напомнила она. — Но надо, чтобы подобное было выполнено со вкусом, выбрано правильное место, выглядело уместно». По ее мнению, движение государства, застройщиков и художников к благоустроенной городской среде должно быть обоюдным: «У нас есть местные нормативы и требования — если площадь объекта составляет более 1,5 тысячи квадратных метров, то застройщик должен думать о каком-то арт-объекте на своей территории, который будет работать на весь город. С нашей стороны мы всячески поддерживаем это, но и со стороны художников и проектировщиков должно быть движение в сторону созидания».

  13. Рустаму очень повезло с погодой — он начал проект в конце июня, когда в Казани устоялась теплая, солнечная погода. Это позволило ему раньше сроков сдать объект — из запланированного месяца потребовалось лишь 2,5 недели. «Остановить работу мог только проливной дождь, но его так и не было», — говорит художник. Краска, которой рисует Рустам, на водной основе — как только она высыхает, непогода ей нипочем. Кстати, всего на эту картину у Кубика ушло свыше 250 л краски.

  14. Поскольку паркинг в высоту полтора десятка метров, чтобы вести работы наверху, используется подъемник с увеличенной площадкой, куда художник может взять весь необходимый инструмент.

  15. А вот так один из крупнейших в Казани муралов выглядит из окон «Малиновки». Во время осмотра хода работ было принято решение о расширении рисунка на пару десятков метров. Застройщик попросил художника доработать подпорную стену, прилегающую к паркингу в общей концепции рисунка. На вопрос, ждет ли теперь застройщик нового наплыва покупателей, Вольфсон отметил, что комплекс и так уже почти распродан — осталось меньше 20% квартир.

  16. На этой фотографии не простое рукопожатие деловых партнеров — это фиксация договоренности о том, что сотрудничество СМУ-88 и Кубика продолжится. На вопрос, разовая это акция или Казани стоит ждать новые монументальные произведения искусства от образовавшегося тандема, Вольфсон ответил, что возможно все и компания будет искать новые возможности для подобного творчества.