Ректор, основатель университета управления «ТИСБИ» Нэлла Прусс (справа). Татарский институт содействия бизнесу создан в 1992 году, стал первым негосударственным вузом Татарстана с государственной аккредитацией Ректор, основатель университета управления «ТИСБИ» Нэлла Прусс (справа). Татарский институт содействия бизнесу создан в 1992 году, стал первым негосударственным вузом Татарстана с государственной аккредитацией

ГЕРОЙ

Ректор, основатель университета управления «ТИСБИ» Нэлла Прусс. Татарский институт содействия бизнесу создан в 1992 году, стал первым негосударственным вузом Татарстана с государственной аккредитацией. Входит в число крупнейших частных высших учебных заведений республики, состоит из 7 факультетов. Количество студентов — 8 тысяч. На платной основе обучаются 74% очников и все заочники. В этом году вуз выпустит 1,5 тыс. дипломированных специалистов.

С 6 апреля университет управления «ТИСБИ» перешел на дистанционный режим обучения, сейчас у студентов экзаменационная сессия «С 6 апреля университет управления «ТИСБИ» перешел на дистанционный режим обучения, сейчас у студентов экзаменационная сессия» Фото: kzn.ru

НАСКОЛЬКО ТЯЖЕЛО КРИЗИС УДАРИЛ ПО КОМПАНИИ?

  • С 6 апреля университет управления «ТИСБИ» перешел на дистанционный режим обучения, сейчас у студентов экзаменационная сессия. Все экзамены, в том числе государственные, а также предзащиты и защиты дипломов проводим онлайн. В зданиях университета нет ни студентов, ни преподавателей, в обычном режиме работают только 30 человек административного персонала.
  • В плане образовательного процесса удаленное обучение не равно переходу на заочное. Формат требует концентрации внимания и самоотдачи как от студентов, так и от преподавателей, которым приходится больше готовиться к занятиям. Никогда «дистант» не заменит живого общения! Педагогу важно видеть учащегося вживую, а не с экрана монитора. Я всю жизнь преподавала, потому знаю, как это непросто.
  • Вступительные испытания тоже пройдут онлайн, приемная комиссия заработала 1 июня в онлайн- и офлайн-формате с соблюдением социальной дистанции, бесконтактной термометрией, обработкой рук антисептиком.
  • Переход на «удаленку» не ударил по вузу, поскольку университет применял образовательные интернет-технологии и до карантина, с начала 2000-х годов. К этому подтолкнула необходимость обучения людей с ограниченными возможностями. Тогда университет разработал собственную систему управления учебным процессом, в которой умеют работать как преподаватели, так и студенты. Никого не нужно было обучать. У коллег существовала иная ситуация, им срочно пришлось искать электронные площадки, перестраивать программу обучения под них.
  • Тем не менее переход на стопроцентное дистанционное обучение стоил вузу 2–3 млн рублей. Деньги потребовались для увеличения пропускной способности интернет-каналов, хранение и обработку данных, покупку дополнительных лицензированных программ, аренду серверов. «Удаленка» не дешевле очного и заочного обучения.
  • Выручка немного снизилась, но в целом платежная дисциплина не ухудшилась. Некоторые студенты-платники, их родители потеряли работу, попали в сложную финансовую ситуацию из-за пандемии. Тем, кто обратился, университет предоставил отсрочку по оплате и рассрочку с ежемесячными платежами. Около 10 человек отчислились по собственному желанию и отсрочек не просили. Вуз по своему решению никого не отчислял.
  • Не могу сказать, что кризис стал самым тяжелым для сферы частного образования, потому что игроки рынка перестроились на дистанционное обучение.

Арендуем у муниципалитета только один из учебных корпусов, но сумма не критичная, поэтому не просили арендодателя об отсрочке или уменьшении платежей «Арендуем у муниципалитета только один из учебных корпусов, но сумма некритичная, поэтому не просили арендодателя об отсрочке или уменьшении платежей»

ЧТО СОБИРАЕТЕСЬ ДЕЛАТЬ?

  • Несмотря на сложности в экономике, не сокращаем направления подготовки, а, наоборот, расширяем программы бакалавриата. За несколько дней до объявления режима самоизоляции вуз прошел государственную аккредитацию по всем программам и уровням высшего образования. Аккредитацию получили на максимально возможный срок — до 2026-го. Готовимся к новому учебному году, улучшаем, совершенствуем систему дистанционного обучения.
  • Арендуем у муниципалитета только один из учебных корпусов, но сумма некритичная, поэтому не просили арендодателя об отсрочке или уменьшении платежей. Кредитов нет, привыкли жить на свои средства, потому выбранная финансовая модель показала свою эффективность.
  • Конечно, полная самоизоляция подорвала экономику, и самое неприятное в том, что люди потеряли работу. Понимая это, не планируем повышать стоимость обучения с нового учебного года. Остаемся в тех же разумных пределах.

ПОМОГАЮТ ЛИ МЕРЫ ПУТИНА И ПРАВИТЕЛЬСТВА?

  • Буду откровенна: частные образовательные организации высшего образования несильно пострадали от карантина. Если говорить об образовательном процессе, то основной удар, конечно, приняли на себя школы, учителя, дети, родители. Наш вуз не остался в стороне, проводили обучение для 400 школ, делились опытом дистанционного обучения, помогали и частным российским вузам из Ярославля, Перми, Тамбова, Южно-Сахалинска.

Сколько студентов не смогут оплатить обучение в новом учебном году? Ни у кого пока нет ответа на этот вопрос. Мы же только надеемся и делаем все, чтобы не потерять и найти своего студента «Сколько студентов не смогут оплатить обучение в новом учебном году? Ни у кого пока нет ответа на этот вопрос. Мы же только надеемся и делаем все, чтобы не потерять и найти своего студента»

ВАШ ПРОГНОЗ ПО СИТУАЦИИ

  • Никто не говорит с уверенностью о завтрашнем дне. Последствия карантина покажут себя к новому учебному году. Сколько студентов не смогут оплатить обучение в новом учебном году? Ни у кого пока нет ответа на этот вопрос. Мы же только надеемся и делаем все, чтобы не потерять и найти своего студента.
  • Спрос на частное образование скорее вырастет, чем упадет. Во-первых, у людей стало меньше денег, а образование в негосударственных вузах доступнее платного обучения в государственных. Во-вторых, из-за нестабильной эпидемиологической обстановки родители боятся отправлять детей на обучение в другие регионы, страны и выбирают вузы, ссузы поближе к дому.

СОВЕТ БИЗНЕСМЕНАМ, ОКАЗАВШИМСЯ В ТРУДНОЙ СИТУАЦИИ

  • Не падать духом, потому что плохие мысли материализуются, как и хорошие.