Постепенное удорожание — вынужденная мера для автопроизводителей, которые боялись отпугнуть покупателей, резко взвинтив стоимость Постепенное удорожание — вынужденная мера для автопроизводителей, которые боялись отпугнуть покупателей, резко взвинтив стоимость Фото: «БИЗНЕС Online»

«СТОИМОСТЬ ВЫРАСТЕТ ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТОГО, КАКОЙ ШИЛЬДИК НАКЛЕЕН НА КАПОТЕ»

Еще несколько лет назад автолюбители ждали Нового года, чтобы как можно выгоднее купить новенькие авто, которые дилер не успел распродать до конца года минувшего. Но с приходом кризиса в 2014 году все перевернулось с ног на голову и понятие «выгодно» стало иметь не сезонный, а мимолетный характер. Кто успел купить сегодня и сейчас, тот выиграл, кто отложил покупку автомобиля на потом — проиграл. Сколько именно — вопрос открытый, поскольку каждый из производителей корректирует стоимость в зависимости от спроса и других своих взглядов. Например, только за 2019 год большинство автомобилей прибавили в цене порядка 9–10%. А за последние 6–7 лет некоторые иномарки и вовсе подорожали на 89%. Например Skoda Octavia, которая в 2013 году обошлась бы в базовой комплектации в 590 000 рублей, к концу 2019 года стоила уже 1 119 000!

Да, рост этой и других марок известных брендов не был сделан в моменте — как правило, автодилеры обновляли ценники каждый квартал, корректируя их в сторону увеличения на 2–3%. Постепенное удорожание — вынужденная мера для автопроизводителей, которые боялись отпугнуть покупателей, резко взвинтив стоимость. Однако такое поведение уже ударило по их кошельку и сейчас, когда повторяется сценарий 2014 года, нет никаких гарантий, что мировые автопроизводители будут столь же гуманно переписывать ценники.

Очевидно, что все мы находимся в непростом положении. И сейчас нужно принимать решения  быстро, потому что промедление равноценно потере денег — лучше немного поторопиться с покупкой автомобиля, но получить при этом очевидную выгоду, чем потом кусать локти и сокрушаться, что машина стоила месяц назад существенно дешевле. Тем более рубль может либо вообще не вернуться к своим прежним позициям — 60 рублей за доллар, либо будет это делать очень долго, что повышает вероятность увеличения стоимости автомобилей в ближайшее время на 5–7%. И это при том, что многие производители уже подняли стоимость в начале этого года. А если ситуация продолжит ухудшаться и рубль продолжит падение, мы можем стать свидетелями роста на все 15%…

Безусловно, как и в 2014 году, дилеры вряд ли будут молниеносно повышать цены, тем более есть негативные примеры. Например, марки Opel и Chevrolet доказали, что ничего хорошего из «прыжка» в стоимости на 40% не получится, — им даже пришлось покинуть российский рынок. Но предвидеть все шаги зарубежных автопроизводителей невозможно, поэтому исключать подобный сценарий нельзя.

Примечательно, что после обвала рубля некоторые эксперты предположили, что ситуация позитивно скажется на спросе отечественных автомобилей. Но нельзя забывать, что стоимость на них также вырастет, ведь собираются они в том числе из иностранных комплектующих.

Это нормальная практика не только для России, но и для других стран.   Не секрет, что даже в Германии или США автомобили частично собираются из комплектующих, завезенных из Азии. Это обусловлено экономически — выгодно изготовлять некоторые детали там, где рабочая сила стоит дешевле.

Можно предположить, что такие бренды, как LADA, Toyota, KIA, BMW, Mercedes, Lexus и Mazda уже в ближайшее время распродадут остатки и перепишут ценники Можно предположить, что такие бренды, как LADA, Toyota, KIA, BMW, Mercedes-Benz, Lexus и Mazda уже в ближайшее время распродадут остатки и перепишут ценники Фото: «БИЗНЕС Online»

БЫСТРЕЕ ВСЕХ ПОДОРОЖАЮТ ПОПУЛЯРНЫЕ МАРКИ

Помимо девальвации рубля, есть еще одна причина, по которой стоимость автомобилей в нашей стране растет: с 1 января 2020 года в России повысились ставки утилизационного сбора — в среднем примерно на 111%! По сути, это должно ударить только по импортным авто, поскольку за отечественные автомобили производители получают от государства субсидии. С другой стороны, когда цены на иномарки пойдут вверх, есть вероятность, что начнут переписывать прайс-листы и на локальные модели.

Кроме того, с марта 2020 года в России вводятся так называемые этикетки энергоэффективности, на которых будут указываться данные о потреблении топлива автомобиля и уровне вредных выбросов — нечто подобное мы уже видим на бытовой технике. Хотя минпромторг  РФ уверяет, что их внедрение не повлияет на стоимость машин, исключать этого пока нельзя. Помимо «одноразовых» причин роста цен, на них традиционно скажется инфляция, которая только официально составляет около 4–5% в год.

Какие марки автомобилей дорожают быстрее всех? Те, чьи запасы иссякнут в России раньше, поскольку завезенные ранее авто еще можно, пускай и со «скрипом», продать по сходной цене, но вновь привезенные вряд ли обретут владельцев на вегетарианских условиях. Следовательно, можно предположить, что такие бренды, как LADA, Toyota, KIA, BMW, Mercedes-Benz, Lexus и Mazda уже в ближайшее время распродадут остатки и перепишут ценники.

Некоторые эксперты прогнозируют, что это случится уже в апреле. Все прекрасно понимают, что в подобных экономических условиях автомобиль в том числе и средство сохранения средств. И если вы вкладываетесь в понятный всем товар, то есть все шансы даже приумножить в дальнейшем эти средства, что подтверждают и цифры — по сравнению с мартом прошлого года, продажи некоторых марок уже выросли на 20%.  

Также эксперты опасаются, что девальвация рубля может и вовсе заставить уйти с российского рынка некоторые модели. В зоне риска те производители, которые не локализовали производство в России: Honda, Subaru, а также и менее популярные в нашей стране Fiat и Jeep. Но и это еще не все — на фоне всех происходящих событий многие банки уже объявили о том, что могут пересмотреть кредитные условия.

Из этого можно сделать вывод, что если раньше призыв поторопиться с покупкой авто был больше частью маркетинговой кампании, то сейчас это скорее констатация факта. Конечно, в сложившейся ситуации дилеры и покупатели будут ждать мер поддержки от правительства, чтобы смягчить негативный эффект, но пока никаких действий не предпринято.