ПОКА ДЕПУТАТЫ ГОССОВЕТА РТ ГОТОВЯТСЯ ПРИНЯТЬ МЕСТНУЮ РЕДАКЦИЮ ЗАКОНА «О ТАКСИ», ТАКСИСТЫ РАССКАЗАЛИ БИЗНЕС ONLINE, ЧТО ОНИ УЖЕ ИЗОБРЕЛИ СПОСОБЫ, КАК ЕГО ОБОЙТИ

Сегодня в Госсовете РТ публично дискутировали о том, к каким изменениям нужно готовиться рынку таксомоторных услуг. Уже на ближайшем заседании парламенту предстоит принять республиканский закон, регулирующий эту сферу во втором – ключевом чтении. Как выяснил корреспондент БИЗНЕС Online, побывавший на заседании комитета, главные перемены, которые ожидают такси – двухцветная перекраска автомобилей, чеки и квитанции, а также запрет на работу в такси машин с правым рулем

ЗАКОН КРИТИКУЮТ, НО ФЕДЕРАЛЬНЫЙ

Как известно, 1 сентября вступил в силу федеральный закон «О такси» (ФЗ №69), который, как считается, направлен на борьбу с нелегальными перевозчиками. Согласно ему, все машины обязаны иметь шашечки на борту и фонари на крыше, а владельцам авто – частным предпринимателям или таксопаркам – нужно будет получить лицензию, а также выдавать пассажирам чеки или квитанции.

Закон является рамочным для регионов – они имеют право вводить у себя и другие правила и ограничения для такси. Напомним, что в Татарстане в июле этого года был принят в первом чтении законопроект «Об организации транспортного обслуживания легковыми такси на территории Республики Татарстан» (инициатор – миндортранс РТ), вызвавший большой резонанс и дискуссии среди участников рынка и депутатов.

Сегодня комитет Госсовета РТ по экономике по экономике, инвестициям и предпринимательству под председательством Марата Галеева рассмотрел поправки, поступившие в ходе подготовки законопроекта ко второму чтению. Их за лето набралось немало, один только депутат Артем Прокофьев (фракция КПРФ) прислал около сорока.

После внесения поправок республиканский законопроект сократился вдвое, сообщил сегодня Галеев – с 10 до 5 страниц. Правда, главным образом за счет того, что из него убрали дублирование федеральных статей. Как оказалась, это простая осторожность.

«Закон продолжает критиковаться, но федеральный, - отметил Галеев. – По последней информации, возможно, к корректировке федерального закона еще вернутся».

БЕЛЫЙ, ЖЕЛТЫЙ, ЛЕВОРУЛЬНЫЙ

Итак, что же предполагают поправки, внесенные депутатами Госсовета?

Во-первых, их авторы предлагают в Татарстане сделать такси двух цветов. В белом цвете будут ездить машины бизнес-класса. В желтый цвет будут окрашены такси эконом-класса. Цветовое деление должно быть организовано к 1 января 2013 года. «Мы максимально отодвинули сроки, чтобы не взвинтить цену на покраску», - прокомментировал Галеев.

Во –вторых, в республике также запрещается эксплуатировать в качестве такси машины с правым рулем.

В-третьих, первое разрешение на перевозку пассажиров и багажа легковыми такси будет выдаваться бесплатно…

По традиции последних двух лет, не могли не сослаться на опыт Сингапура. По словам Галеева, там и вовсе ездят такси трех цветов. Помимо белого и желтого такси там еще есть синее – нечто среднее между бизнес- и эконом -классом.

«В чем различие между классами, кроме цветов?» - уточнил Дамир Каримуллин, гендиректор КМПО. Глава комитета объяснил, что в дальнейшем в республике будут приняты подзаконные акты с четким описанием марки машин, технических характеристик. Таким образом, цвет может оказаться далеко не единственным ограничением для работы в такси.

Кстати, сейчас рассматриваются различные преференции такси. Например, в Казани могут разрешить такси ездить по автобусным полосам.

Депутат Альберт Бикмуллин предложил оставить в республиканском законе права пассажиров, несмотря на то, что они дублируются с федеральным законодательством. Однако после непродолжительных споров и от этого решили отказаться.

Рассмотренные поправки рассмотрят на ближайшей сессии Госсовета. Ориентировочно, она состоится 15 сентября.

«ПОДЪЕЗЖАЕТ «МЕРСЕДЕС», А У НЕГО ШАШЕЧКИ…»

Участники рынка уже готовятся к нововведениям. Руководитель такси «Казань» Алексей Быстров рассказал БИЗНЕС Online, что закон можно сравнительно легко обойти и такие примеры уже есть в Москве.

«В Москве есть услуга «Дисконт-кар», когда иномарки повышенной комфортности подписывают договор на обслуживание своих клиентов – и возят их не как такси, а как отдельный формат услуг, - рассказал Быстров газете «БИЗНЕС Online». - Другие могут ездить, как автомобили туроператоров. Они обслуживают клиента, и определенные проценты идут туроператору. Такая схема также применяется в Москве возле вокзалов, в аэропортах. Также не попадает под такси перевозка персонала. Таким образом поступил один гипермаркет - под видом развоза персонала он оказывал услуги своим клиентам».

Представитель такси «Копейка», беседовавший с БИЗНЕС Online на условиях анонимности, отметил, что республиканские законодательные акты ни на что не влияют. «Единственное, на что можно обратить внимание – на получение первый раз бесплатной лицензии. А в остальном – даже если бы они (депутаты Госсовета – прим. авт.) и хотели как-то облегчить жизнь таксистам, то выше федерального закона не прыгнешь. А там уж извините… Так что таксистам что с этим обсуждением, что без него – все равно будет тяжело».

Руководитель «Бизнес-такси» Игорь Кузьмин рассказал газете «БИЗНЕС Online», что против маркировки такси могут выступить не только водители, но и сами пассажиры.

«Раньше в такси работали люди, которые были в этой профессии годами: они знали город, имели культуру вождения, - сказал он. - Сейчас государство опять пытается воссоздать профессиональное такси, но сделать это вряд ли получится. Если сейчас собрать всех людей, которые работают «профессионально», настоящих мастеров этого ремесла наберется на одно-два такси. Остальные же в основном работают в качестве подработки.

По поводу опознавательных знаков на машине. Возьмите, к примеру, наше такси. У нас в договорах прописано, чтобы на наших авто не было ни раций, ни опознавательных знаков. Потому что люди приезжают разные. Те, кому нужно по городу проехать, им без разницы, на каком авто. А если заказывают авто люди бизнес-класса, неужели «Мерседес» подъедет к ним с шашечкой или с таксометром?» - задается вопросом Кузьмин.