ЭКСПЕРТЫ БИЗНЕС ONLINE ОЦЕНИЛИ ШАНСЫ НА ПРОДАЖУ ИСТОРИЧЕСКИХ РАЗВАЛИН КАЗАНИ

Сегодня комитет земельных и имущественных отношений (КЗиО) Казани выставил на продажу три знаковых для Казани исторических здания. Приобрести их можно будет фактически по бросовой цене. Эксперты «БИЗНЕС
Online», однако, считают, что найти новых владельцев объектам будет чрезвычайно сложно. Не выказывает энтузиазма и само руководство министерства культуры РТ, а эксперты утверждают, что проблему пока не решат и субботние прогулки президента РТ Рустама Минниханова по исчезающей Казани.

«К ТАКОЙ СУММЕ СОБСТВЕННИК ОКАЗАЛСЯ НЕ ГОТОВ»

Итак, на на торги выставлены:

1) дом Маркова (Баумана, 27; как сообщил вчера на «деловом понедельнике» в мэрии Казани руководитель Ирек Фаттахов, продаются нежилые помещения 1-го, 2-го, 3-го, 4-го, 5-го этажей и подвала – всего общей площадью 2827 кв.м.). Стартовая цена, которую в соответствии с законом установили независимые оценщики, – 27 млн. рублей, то есть менее 10 тыс. рублей за метр.

2) флигель Петонди -Лошкина (Дзержинского, 11/2, лит.21; двухэтажное здание площадью 337,6 кв. м.). Стартовая цена двухэтажного здания площадью 337,6 кв. м – 8,6 млн. рублей.

3) дом Фукса по (Московская, 58/5; двухэтажное здание с подвалом площадью 921 кв. метр и земельным участком площадью 624 кв.м.). Стартовая цена - 6 151,0 тыс.руб.

Здания, выставляемые на торги, имеют богатую историю. Дом К.Ф. Фукса в свое время посещали поэты Пушкин, Баратынский, Языков и др. Во флигеле Ф.И.Петонди-В.М.Лошкина в 1846-1847 г жил сам Лев Николаевич Толстой. Дом А.Т.Маркова, расположенный на центральной улице Казани, принадлежал Петербургскому Столичному ломбарду, а после революции в нем какое-то время располагался горисполком.

памятники архитектуры (3).jpg

Как было сообщено, заявки от претендентов принимаются до 30 сентября. Для участия в торгах, которые состоятся 7 октября, необходимо внести задаток в размере 10% стартовой цены.

По всем трем объектам выставлены жесткие обременения, рассказал Фаттахов. Покупатели обязаны заключить охранное обязательство с министерством культуры РТ и до начала 2013 года отреставрировать здания. При нарушении срока договор купли-продажи будет расторгнут без возврата денег.

Но если с обязанностями покупателей все более-менее ясно (во всяком случае, на декларативном уровне), то найдутся ли сами покупатели — большой вопрос. Эти здания уже выставлялись на торги (а дом Фукса - дважды), однако реализовать их не удалось. Приобретшее было дом Фукса за 1 млн. руб. загадочное ООО «Арден» (которое об этом, как уверяют наши источники, крепко попросили) впоследствии отказалось от памятника. На его реконструкцию понадобилось бы не менее 63 млн. руб. «К такой сумме собственник оказался не готов», - констатировал Фаттахов. Но и эта цифра, как выясняется, изрядно занижена. Как рассказал вчера «БИЗНЕС Online» заместитель министра культуры РТ Игорь Нестеренко, «последний раз озвучивалась сумма гораздо большая – порядка 80-100 миллионов рублей».

Впрочем, на этот раз для завлечения купцов нынешние торги пойдут на понижение. Стартовая цена при этом может быть снижена вдвое, рассказал Фаттахов. «Например, как я уже говорил на прошлой неделе, дом Фукса может быть реализован всего за 3 миллиона рублей – то есть по цене трехкомнатной квартиры» - обрисовал перспективы руководитель КзиО.

По мнению Мэра Казани Ильсура Метшина, для решения проблемы исторических памятников инвесторы необходимы, как воздух для жизни: - Мы понимаем, что на восстановление исторической части города нужны миллиарды рублей. Таких денег ни в бюджете города, ни в бюджете республики нет, - цитирует мэра портал kzn.ru. - Нужно провести среди инвесторов широкую разъяснительную работу в средствах массовой информации, организовать день открытых дверей для потенциальных покупателей, наладить с ними активный диалог.

памятники архитектуры (5).jpg

ДОМ ФУКСА КАК ЗУБНАЯ КЛИНИКА

«БИЗНЕС Online» опросила экспертов, насколько оправданы надежды властей на бизнес.

Игорь Нестеренко – заместитель министра культуры РТ:

- Купит ли кто-то эти дома?.. Мы в комитет земельных и имущественных отношений представили все обременения, то есть, по сути, проект охранного обязательства, со всеми требованиями по обеспечению сохранности данных объектов. Очень важно, чтобы потенциальный инвестор заранее знал, какие обременения и ограничения ждут его на том или ином объекте. И обременения на самом деле серьезные.

Каких вложений потребуют эти объекты? Применительно к дому Фукса говорилось о 63 миллионах рублей, но, честно говоря, последний раз озвучивалась сумма гораздо большая – порядка 80-100 миллионов рублей. По остальным домам таких цифр пока нет – их можно получит, только проведя исследования.

По дому Фукса уже два раза покупателей не нашлось, на два других объекта – тоже. Заинтересуется ли кто-то этими домами на этот раз, сказать трудно. Каждый объект индивидуален. У дома Фукса, например, определенные проблемы - отсутствует земельный участок. По Дому Толстого, может быть, кто-то и найдется. Наверное, самый привлекательный - дом Маркова. Нет, он выставляется полностью, а этажи и подвал специально прописаны, чтобы было понятно, что конкретно предлагается... В июле я беседовал с руководством одной фирмы, которая хотела участвовать в аукционе по дому Фукса, но пока говорить о чем-то конкретном проблематично.

памятники архитектуры (2).jpg

Александр Сергеев – генеральный директор управляющей компании «Александр Лтд»:

- Такие здания могут быть интересны предпринимателям. Главное – цена, по которой их продают. И восстановить их вполне реально. Но вот в чем проблема. Как правило, эти дома – малоэтажная застройка, площадей мало, и, соответственно, они малоэффективны с точки зрения коммерческого использования. Если землю под этими домами покупать по кадастровой цене, то это проект, не имеющий коммерческой выгоды, тем более что реставрация это колоссальные затраты. Памятник должен отдаваться, как любит говорить Минтимер Шарипович, «за рубль», но – с условием: в течение определенного срока восстановить его исторический облик. И, соответственно, землю под ним надо отводить по выкупной цене (раз в десять дешевле, чем кадастровая). Тогда, думаю, эти дома расхватают и восстановят быстро.

И ведь главное в данном случае – не деньги получить с этих объектов, а восстановить их. Городу не получится одновременно и восстановить памятник, и заработать на нем, как в поговорке, – и конфетку съесть и... Это несовместимо. Или то, или это.

Такой пример. У тебя есть раритетная старинная машина в «убитом» состоянии, она тебе не нужна и у тебя нет денег на ее ремонт, но хочется, чтобы автомобиль жил. Если хочешь, чтобы машину починили, отдай его любителю-автомеханику «за бесплатно». А иначе она сгниет… Да так и происходит. Люди такие машины за копейки берут и вкладывают в них десятки, сотни тысяч. А если я хочу продать «Победу» за 20 тысяч долларов, то кому она нужна? Так и будет гнилой стоять во дворе.

Как можно использовать выставляемые на продажу старинные дома? Тот же дом Фукса реально использовать под офис, под зубную клинику, даже под жилье «заточить». Но должно быть жесткое условие: в собственность покупателя здание должно переходить только после того, как он сделает реконструкцию.

памятники архитектуры (4).jpg

Эмиль Гасымов – генеральный директор ЗАО «Татарстанская международная инвестиционная компания»:

- Насчет домов не знаю, но вот, например, такой объект, как гостиница «Казань» нас интересует. Нам было бы интересно рассмотреть варианты покупки именно этой гостиницы, конечно, с тем, чтобы и фасад сохранить, и построить внутри то, что мы хотим сами. Считаю, что это может быть выгодным. И, конечно, исторический облик нас интересует. Кстати, с точки зрения классической гостиницы расположение у «Казани» не очень выгодное, например, нет удобных транспортных подъездов (для постройки новой гостиницы был бы интересен район Ривьеры, с видом на воду). Но историческое значение этого здания сильно повышает его привлекательность – и для предпринимателя, и для потенциальных клиентов гостиницы.

Все-таки, думаю, можно сочетать полезное с приятным. Не вижу ничего фантастического в том, чтобы купить и «довести до ума» такой объект. Если будет хорошая цена, то почему бы нет? И, конечно, неплохо бы иметь надежду на определенные преференции со стороны властей - для снижения рисков.

Валерий Абсалямов – директор ООО «Центральный дом недвижимости «Валери»:

- По моей информации, эти дома вряд ли кому интересны. Они ведь уже выставлялись на продажу, но воз и ныне там – никаких заявок. Я не слышал, чтобы кто-то горел желанием приобрести исторические дома в центре. Там же вложений очень много и куча вопросов. Выгоднее новое строить, чем старое латать. И по внешнему виду «замордуют» – соответствие историческому облику и так далее. И, подумайте, для чего реальному бизнесмену все эти вложения?! Чтобы сказали, что это дом, который реставрировал Иван Иванович? Да кто об этом вспомнит? Выйдите на улицу, спросите — девять из десяти не знают, что в Казани есть дом Кекина, который сейчас больше узнают по пивному бару, или тот же дом Фукса.

Можно ли создать условия, чтобы эти объекты стали привлекательными для бизнеса? Тут два момента. Первый - цена стартовая должна нравиться. Второй – город должен не палки в колеса вставлять, а помогать по максимальному количеству вопросов – с коммуникациями и так далее.

памятники архитектуры (1).jpg

Сергей Саначин – главный архитектор проектов ОАО «Институт «Казгражданпроект», краевед:

- «Флигель Толстого» и дом Фукса, естественно, никто не купит. Почему? Раньше для покупателей таких домов не было обременений, поэтому разные «умники» их и приобретали. Сейчас обременения, видимо, появились, и все испугались. Правильно – зачем связываться с «развалинами»?! Уверен, и дом Фукса изначально купили именно потому, что в договоре ничего не было прописано про обременение – думали «на шару» сломают, а там видно будет. А теперь после этой шумихи, когда президент стал ходить по улицам, и вовсе поняли, что ничего не светит. Никто не купит. Хотя нет: если бесплатно или «за одну копейку» отдадут, то, может быть, и найдутся желающие. Впрочем, даже и в этом случае сомневаюсь – надо вкладывать большие деньги. В тот же дом Фукса. Не знаю, что по нему прописали, но если решили восстановить то, что сейчас стоит, это, конечно, ерунда – это не дом Фукса (мы на эту тему уже говорили). А если сделать нормальный дом Фукса, то необходимы большие деньги... Но в том-то и дело, что мы не знаем, что прописали в обременениях. Нам говорят: «Мы назовем собственников всех исторических домов». А что толку?! Надо написать, какие у этих собственников были обременения. Вот тогда все станет ясно, в том числе, и прокурору Амирову…

Флигель Толстого представляет ценность как дом XVIII века (таких в Казани сохранилось, может быть, шесть) и как последняя квартира Толстого, откуда он уехал из Казани. А на Баумана, 27, мне кажется, дом приличный – думаю, его купят. Только почему там упоминаются этажи и подвал? Продают не дом, а помещения? Что за формулировка?..

«Прогулки с президентом» ничего не дадут. По-другому надо все делать. А как - никто не хочет ни думать, ни спрашивать. Ведь до полного позора доходит, и никто об этом не трубит, даже «БИЗНЕС Online»! Недели три назад сломали главное родовое гнездо Апанаевых. И, отметьте, это уже при новых министре, начальнике управления охраны памятников!