17 февраля считается днем рождения Нового города, который составляет основную часть Набережных Челнов. В этот день в 1971 году началось строительство первого дома. Двенадцатиэтажка 2/01 была сдана за 8 месяцев. Возвели здание специалисты «Главмосстроя», у которых, как признаются в руководстве «КамГЭСэнергостроя», челнинцы тогда обучались культуре строительства. А проспект, вместе с которым строился молодой район, в честь «отцов-основателей» назвали Московским.
50-летие нового города
Строительство Камского автозавода повлекло за собой массовый наплыв в Набережные Челны рабочих рук со всей страны. С начала 70-х население города росло на 30–40 тыс. человек ежегодно. Разумеется, разместить их всех было непросто. Многие ехали в Челны не только и не столько в поисках романтики стройки века, сколько для решения квартирного вопроса. И решался он в будущем белом городе с небывалой для страны скоростью.
Чтобы разместить рабочих, начали осваивать обширные пустыри, которые впоследствии и стали территорией Нового города. Впоследствии молодой район заселят строители КАМАЗа.
В первые годы бурной застройки людей размещали в вагончиках, которые устанавливали прямо возле предприятий, на которых они работали. Так образовывались целые поселки, которым обитатели сами давали имена: «Энтузиастов», «Колосок», «Солнечный».
Для скорейшего решения жилищного вопроса строителей и будущих заводчан в марте 1970 года — вслед за началом строительства камского батыра — было создано строительно-монтажное управление КАМАЗа, в обязанности которого входило возведение жилых домов и объектов соцкультбыта. СМУ КАМАЗа стало, по сути, первым камазовским подразделением.
Приказ министра автомобильной промышленности СССР Александра Тарасова за №56 «О создании СМУ» гласит:
«В целях обеспечения строительства жилых домов для работников Камского автомобильного завода в новой части города Набережные Челны приказываю:
1. Создать строительно-монтажное управление (на хозрасчете) в городе Набережные Челны с подчинением его дирекции строящегося автомобильного завода.
Чтобы разместить рабочих, начали осваивать обширные пустыри, которые назвали Новым городом. Впоследствии молодой район заселят строители КАМАЗа
2. Генеральному директору строящегося Камского автомобильного завода товарищу Васильеву в месячный срок предоставить на утверждение руководству министерства проект устава СМУ в городе Набережные Челны».
База СМУ КАМАЗа находилась на Элеваторной горе, возглавил управление Вячеслав Ширманов.
Начиналось предприятие с нескольких человек, одним из которых был электрик Альянаст Хамидуллин. В Челны из родного Альметьевска он приехал в 1969 году — после того как стало известно о начале строительства на Каме автозавода.
По его рассказам, первыми объектами, сданными молодым СМУ в год образования, стали жилые дома 15–32, 15–26, 15–28, 15–29 и детский сад в том же 15-м комплексе поселка ЗЯБ.
Параллельно с решением квартирного вопроса тогдашнее камазовское руководство озаботилось и культурной программой для сотрудников
Параллельно с решением квартирного вопроса тогдашнее камазовское руководство озаботилось и культурной программой для сотрудников. Силы СМУ направили на строительство лыжной базы в районе Боровецкого родника, пионерских лагерей и баз отдыха.
В 1972 году работников управления подключили к освоению Нового города. Одним из знаковых объектов стал первый парк Нового города — «Гренада», где камазовцы построили молодежный центр и танцплощадку. Хамидуллин делится по-своему уникальными кадрами строящегося молодежного центра. В новейшей истории Челнов, к слову, планируется немного не дожившее до 50-летия здание снести, чтобы на его месте построить крытый футбольный манеж.
СМУ КАМАЗа привлекли также к строительству жилых домов молодого микрорайона.
Однако самый первый дом Нового города построили не камазовцы, а москвичи. Освоение его началось со второго комплекса, а именно — с дома, получившего строительный номер 2/01 и почтовый адрес Московский, 133
Первым стал второй
Однако самый первый дом Нового города построили не камазовцы, а москвичи. Освоение его началось со второго комплекса, а именно — с дома, получившего строительный номер 2/01 и почтовый адрес Московский, 133. Днем его рождения считается 17 февраля 1971-го. Сдали дом в сентябре того же года.
Многим современным челнинцам непонятно, почему первый дом построили не в первом, а во втором комплексе. Дело в том, что именно туда вели имеющиеся на тот момент в городе дороги. На месте подвели электричество, и работа закипела. По соседству со стройплощадкой — в 54-м — располагались вагончики администрации предприятий, в том числе и штаб «Камгэсэнергостроя», который заложил фундамент 2/01. Завершили возведение рабочие Главмосстроя.
Одноподъездную башню назвали в народе «стекляшкой» — за примыкающий к ней магазин с витринами во всю стену.
Чтобы и следующим поколениям челнинцев было известно, чем же 2/01 отличается от других типовых многоэтажек, в 2004 году на доме установили памятную табличку, гласящую: «2/01. Первый дом Нового города, построен силами УС Главмосстрой за период с февраля по сентябрь 1971 года». При установке мемориальной доски присутствовали тогдашний мэр Ильдар Халиков, председатель горисполкома Михаил Шалкин (1969–1974), председатель горисполкома Юрий Петрушин (1984–1991).
Следом за первенцем сдавались в эксплуатацию общежития 4/04, 4/06, 4/08. Все они строились москвичами, в честь которых проспект, вдоль которого рос микрорайон, назвали Московским
Однако памятная табличка затерялась во времени. По словам жильцов, лет 6 назад ее сняли. Кто — неизвестно.
Следом за первенцем сдавались в эксплуатацию общежития 4/04, 4/06, 4/08. Все они строились москвичами, в честь которых проспект, вдоль которого рос микрорайон, назвали Московским. В строительстве микрорайона принимали участие командированные из Ленинграда, Уфы, Казани и, конечно, местные работники.
Заселение района требовало и развития инфраструктуры. Средний возраст первостроителей на начало 70-х — 20–30 лет: самое время создавать семьи, заводить детей. Первому поколению коренных жильцов новых Челнов нужны были капитальные детсады и школы. На тот момент учебные классы размещались в таких же вагончиках, что и «дома».
Первому поколению коренных жильцов новых Челнов нужны были капитальные детсады и школы. На тот момент учебные классы размещались в таких же вагончиках, что и «дома»
10 апреля 1972-го была основана первая школа Нового города, которая получила номер 13. К началу учебного года сдать ее не успели. 1 сентября 1972-го учителя встретились с детьми во дворе школы, которую в это время спешно отмывали и очищали от строительного мусора. Впервые за парты ученики 13-й сели 4 сентября.
Строительство шло, как тогда говорили, ударными темпами. И уже к концу 70-х – началу 80-х вагончики, которые составляли рабочие поселки, сносились. Сами бытовки продавались работникам предприятий — в основном для установки в огородах. А на их место первостроители-энтузиасты высаживали деревья.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 10
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.