МЕНЕДЖМЕНТ ХОЛДИНГА УВЕРЕН: ГЛАВНОЕ — ПОКАЗАТЬ СУДНО, ТОГДА И ПОКУПАТЕЛИ НАЙДУТСЯ

Сегодня на ОАО «Зеленодольский завод им. Горького» спустили на воду головное судно проекта А145 — морской скоростной пассажирский теплоход. Изначально предполагалось, что со стапелей сойдут два судна, но серийного собрата сегодняшнего новорожденного не удалось достроить к сроку из-за нехватки квалифицированных сварщиков. Тем не менее в Казани и Зеленодольске считают, что проблемы не помешают успеху проекта. Детали уникального проекта выяснял корреспондент «БИЗНЕС Online».

К САМОМУ ЧЕРНОМУ МОРЮ

Судно спроектировано петербургским ООО «Агат Дизайн Бюро». Теплоходы А145 предназначены для перевозок до 150 пассажиров в прибрежной морской зоне со скоростью около 40 узлов на расстояние 200 миль и, по идее, должны заменить морально и физически устаревшие суда на подводных крыльях типа «Комета», «Колхида», «Восход», «Катран». Головной корабль был заложен в Зеленодольске 19 ноября 2010 года.

Как сообщают на заводе, финансирование проекта идет по лизинговой схеме, в которой лизингодателем выступает лизинговая компания Ак Барс Банка - ОАО «Финансовая экономическая группа». Конкретных покупателей судов, насколько можно понять, пока нет, но большие надежды связывают с Олимпиадой-2014 в Сочи. На это прозрачно намекает официальный пресс-релиз: «В дальнейшем планируется применять эти суда для осуществления перевозок пассажиров по туристическим и регулярным маршрутам Черноморской прибрежной зоны Краснодарского края».

Надо сказать, что «обработка» южан идет давно. Еще в 2007 году зеленодольцы презентовали на международном инвестиционном форуме в Сочи ближайшего «родича» А145 – теплоход проекта А45 класса «река-море». На сегодня в Зеленодольске построено пять таких судов (солидная по нынешним временам серия, выводящая завод им. Горького в лидеры речного судостроения России), все - для дальневосточных речников. В 2010 году на очередном сочинском форуме президент РТ Рустам Минниханов и губернатор Краснодарского края Александр Ткачев договорились, что «эти корабли очень нужны». Генеральный директор завода Ренат Мистахов тогда рассказал «БИЗНЕС Online»: «Было принято решение. Нам пошел навстречу Ак Барс Лизинг, мы начинаем строить эти корабли. К сентябрьскому международному форуму, который пройдет в Сочи в 2011 году, будет два судна проекта А145. Вообще же, думаю, будет серия таких судов, поскольку они очень востребованы, благодаря своим техническим и экономическим характеристикам». Отметим, что заинтересованность столицы зимних Игр-2014 в А145 выразил заместитель начальника управления по курортному делу и туризму администрации Сочи Алексей Грачев.

«ЕСЛИ НА СУДНЕ МОЖНО ПРОКАТИТЬСЯ — ЭТО СОВЕРШЕННО ДРУГОЙ ЭФФЕКТ»

А145 будет презентован в Сочи, на том же традиционном Международном инвестиционном форуме. Но о конкретных покупателях, повторимся, речи пока нет. В этом ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс» (владеет 74,99% акций завода им. Горького) пошла на большой, но, как представляется, оправданный риск — судостроители (не только зеленодольские) не раз заявляли, что любые переговоры с потенциальными покупателями заходят в тупик именно из-за того, что продукцию невозможно «потрогать руками» - ее попросту нет.

Собственно решение о начале строительства, по заверениям топ-менеджеров холдинга, было чисто волевым. Так, по словам председателя совета директоров ОАО «АК БАРС» Банк Роберта Мусина, между ним и генеральным директором холдинга Иваном Егоровым произошла беседа на тему: «Сколько угодно можно проводить маркетинговые исследования, но мы должны совместно с нашими питерскими коллегами строить эти новые корабли. Они будут востребованы». Некоторые подробности выяснились в беседе корреспондента «БИЗНЕС Online» с первым заместителем генерального директора ХК Ак Барс Сергеем Мухиным.

- Сергей Павлович, на что вы надеетесь, строя эти суда?

- Мы уверены: будет презентация реального теплохода, будет и результат.

- Переговоры с потенциальными покупателями идут?

- Да, есть несколько заинтересованных сторон. Но дело не в том, проявляет кто-то интерес или нет. Мы строим эти суда в инициативном порядке именно для того, чтобы, так скажем, регулировать спрос. Поясню. Если «живого» теплохода нет, продавать его сложно — покупатель не может ощутить его конкурентное преимущество перед другими. А если судно ходит, и на нем можно прокатиться, это совершенно другой эффект.

- На сколько процентов А145 состоит из импортных комплектующих?

- Если говорить о приборах и изделиях российского производства, то их доля маленькая - оборудование применяется, в основном, импортное. А вот сталь, отделка корпуса делаются нашей компанией.

- Насколько суда проекта А145 унифицированы с теплоходами А45?

- Унификация большая. В первую очередь, - по конструкторским решениям. Суда и того, и другого проектов сделаны из легких сплавов, имеют малую, не более одного метра, осадку, то же электронное оборудование, управление, почти одинаковые рубки.

- В России кто-то еще строит аналогичные суда?

- Нет, ничего похожего не делается.

- Теплоход пойдет в Сочи своим ходом?

- Нет, отправим его на барже - в связи с тем, что испытания судно все-таки будет проходить на Черном море, после форума.

«ВОЗНИКЛА ОДНА ПРОБЛЕМА»

В ходе беседы с Мухиным выяснилась любопытная деталь. Второе заложенное в Зеленодольске судно А145 к нынешнему форуму спустить на воду не удастся, хотя изначально планировалась, что теплоходы отправятся в Сочи в паре. Но подтвердились высказанные еще при закладке опасения.

Начальник достроечно-стапельного цеха №25, специализирующегося на постройке судов из белого металла, где и заложили головной А145, Сергей Макаров тогда рассказал «БИЗНЕС Online», что заводчан радует продолжение традиции строительства судов из алюминиевых сплавов, и соответствующие мастера еще сохранились: «У нас есть специалисты, правда, не сказать, что в достаточном количестве, поскольку кризисные годы немного выпали из производства. Чтобы сохранить специалистов осваивали конструкции из черного металла. Но есть старый контингент работников, которые, уверен, научат молодежь». Но, как выяснилось, квалифицированных рабочих рук все же не хватило, что и задерживает строительство второго судна.

Мухин прокомментировал ситуацию со вторым А145 следующим образом: «Второе судно было заложено не так давно. Могли заложить его раньше, но возникла одна проблема. Мы хотели привлечь дополнительную рабочую силу, в том числе с других судостроительных предприятий, но получилось так, что специалисты, которых мы привлекли (из Украины, с Севера), не смогли качественно варить легкие сплавы. Поэтому нам пришлось приостановить закладку и дождаться, пока освободятся собственные сварщики».

Тимур Латыпов