Из фестивального баннера можно было узнать, что после концертов четвертого сезона фестиваля поклонников жанра ждут в Нью-Йорке Из фестивального баннера можно было узнать, что после концертов четвертого сезона фестиваля поклонников жанра ждут в Нью-Йорке Фото: Эльвира Самигуллина

КАК ВО ГОРОДЕ БЫЛО ВО НЬЮ-ЙОРКЕ

О том, что «Yзгәреш җиле» в этом году вышел на международный уровень, возвещал фестивальный баннер, который можно было найти не только на фасаде оперного театра, но и в торговых центрах города. Из информации на нем можно было узнать, что после концертов четвертого сезона феста поклонников жанра ждут в Нью-Йорке. То ли подразумевалось, что, увидев эту информацию, жители столицы Татарстана должны броситься в посольство США за визами, то ли просто можно тихо порадоваться за жителей финансового центра Штатов. Так или иначе, ожиданиями исторических гастролей было пронизано все вчерашнее действо — Татарстан, мол, уже покорен, впереди новые вершины.

В этом году организаторы не стали делать какую-нибудь экспозицию, посвященную «Ветру перемен», так что в фойе царил скрипач Захар Штейнберг, который благодаря «Чардашу» и «Хава нагила» привычно был окружен поклонницами бальзаковского возраста. Потихоньку в зале собиралась публика. Впрочем, VIР'ов было не так много с учетом того, что на концерте ждали главу республики Рустама Минниханова (в итоге он наблюдал за шоу в компании супруги Гульсины Ахатовны и генерального продюсера фестиваля Рауфаля Мухаметзянова). Корреспонденты «БИЗНЕС Online» также заметили в ложе напротив от президента РТ его помощника Камиля Исхакова, а также главу ТПП РТ Шамиля Агеева. Среди зрителей партера были генеральный директор ТНВ Ильшат Аминов, глава комитета по культуре Госсовета РТ Айрат Зарипов

Рустам Минниханов наблюдал за шоу в компании супруги и генерального продюсера фестиваля Джалиля Рауфаля Мухаметзянова Рустам Минниханов наблюдал за шоу в компании супруги Гульсины Ахатовны и генерального продюсера фестиваля Рауфаля Мухаметзянова Фото: president.tatarstan.ru

Началось мероприятие с обширного бекстейдж-видео о том, как готовится проект. Далее ведущие Равиль Шарафеев и Марина Ясельская довольно долго рассказывали каноническую историю появления «Yзгәреш җиле». Интересно, что фактически на этом их миссия и была завершена, далее конферанс ограничился лишь объявлением номеров. Дело в том, что в Казани показывали полностью программу, которую должны увидеть зрители в Карнеги-холле, но с одним нюансом: в качестве ведущей туда уже выписали Чулпан Хаматову (видимо, ее выступление в США будет идти на русском языке), поэтому вплетать в сюжетную канву вчерашнего концерта Шарафеева и Ясельскую не было особой необходимости.

Ну а дальше последовало само шоу, к которому мы уже привыкли за предыдущие три года. Все тот же джаз-оркестр музыкального руководителя феста, джазового трубача Вадима Эйленкрига с добавлением струнной группы из оркестра театра им. Джалиля и баяниста-виртуоза Айдара Гайнуллина, а также парад вокалистов разного уровня талантов и умений. Кстати, каждый номер предваряла визитная карточка певца, представленного на видео в интерьерах казанской оперы. Учитывая, что каждая такая презентация длилась примерно минуту, а концертных номеров было более 30, это несколько утомляло публику.

Однако, главная надежда и опора оперной труппы театра им. Джалиля Гульнора Гатина не стала звездой «Yзгәреш җиле», а скорее разочаровала Главная надежда и опора оперной труппы театра им. Джалиля Гульнора Гатина не стала звездой «Yзгәреш җиле», а скорее разочаровала Фото: Эльвира Самигуллина

На этот раз «Ветер перемен» ни принес ни одного нового номера, к четвертому году существования фестиваля свежие аранжировки на татарскую классику закончились, поэтому нам показали «лучшее, любимое и только для вас» за предыдущие три сезона. Правда, было одно свежее лицо. Однако главная надежда и опора оперной труппы театра им. Джалиля Гульнора Гатина не стала звездой «Yзгәреш җиле», а скорее разочаровала. В первом отделении она исполнила танго «Көтәм сине» («Жду тебя») Сары Садыковой (в первом сезоне эту композицию пела Илюса Хузина), но очевидно, что оперная прима не очень чувствует себя в этой музыке и не совсем понимала, куда себя деть на сцене. После антракта Гатиной доверили народную песню «Су буйлап», но она скорее не про вокальные данные, а про душу, так что вспомнился проект «Голос.Дети», на котором тогда еще 13-летняя Саида Мухаметзянова заставила плакать Пелагею и Диму Билана.

Cовершенно незачем было во время выступления Jukebox trio запускать на авансцену танцоров в нелепых костюмах а-ля «восставшие мертвецы» Совершенно незачем было во время выступления Jukebox Trio запускать на авансцену танцоров в нелепых костюмах а-ля восставшие мертвецы Фото: Эльвира Самигуллина

КОМУ СУЖДЕНО ПОПАСТЬ В УЧЕБНИКИ?

Главным недостатком «Yзгәреш җиле» второй год можно назвать отсутствие внятной режиссерской руки. Ранее этим занимался опытный оперный постановщик Юрий Александров. Теперь, согласно программке, за «творческую и техническую реализацию проекта» отвечает компания Q Stage Production, на счету которой есть различные стадионные шоу. Спасибо ей, что на этот раз не так слепила светом зрителей, как годом ранее, но не более. Добавим сюда и мало запоминающиеся танцевальные номера от Street Jazz Сергея Мандрика. Показалось даже, что в Штаты «Yзгәреш җиле» лучше стоит лететь вообще без танцоров. Мы прекрасно помним шоу Бритни Спирс или Джастина Тимберлейка с сумасшедшей хореографией, да что там далеко ходить, посмотрите концертные номера законодателей моды на постсоветском пространстве, скажем, Monatik или Maruv. Например, совершенно незачем было во время выступления Jukebox Trio запускать на авансцену танцоров в нелепых костюмах а-ля восставшие мертвецы, хотя мастерства и харизмы вокальному трио зачастую даже хватает, чтобы обходиться вовсе без музыкантов. «Чуваки, вы вообще кто такие?» — казалось, говорили братья Ивановы, пытаясь не наступить на артистов из танцподдержки.

А еще безымянный автор вчерашнего шоу, кажется, судит об Америке на уровне зрителя советского фильма «Человек с бульвара Капуцинов», вышедшего на экраны в 1987 году, иначе трудно объяснить появление ковбойского салуна в номере Максуда Юлдашева «Кырга чыктым, юлга чыктым» («Выйду в поле, выйду в путь»). Да, и еще второе отделение концерта началось с того, что Эйленкриг играл соло на трубе, положив ноги на стол. Ну это же Америка, там же все держат ноги на столе — видимо, так рассуждают авторы «Yзгәреш җиле» в 2019 году. По этой логике, если бы какое-то американское шоу везли в Россию, то в нем обязательно должен был быть фрагмент, где медведи в неограниченных количествах употребляют водку.

Автор шоу, кажется, судит об Америке на уровне зрителя советского фильма «Человек с бульвара Капуцинов». Иначе трудно объяснить появление ковбойского салуна в номере Максуда Юлдашева Автор шоу, кажется, судит об Америке на уровне зрителя советского фильма «Человек с бульвара Капуцинов», иначе трудно объяснить появление ковбойского салуна в номере Максуда Юлдашева Фото: Эльвира Самигуллина

Был и рэп от Ильяса Гафарова, правда, лидер Yummy Music и главный человек в мире татарской альтернативной музыки больше напоминал в этот момент не «певца городских окраин», а скорее Басту, в том числе и комплекцией. Казалось, он вот-вот запоет «медлячок, чтобы ты заплакала». Откровенно не повезло Марселю Вагизову: пожалуй, новая аранжировка «Ак калфак», превращающая знаменитую народную песню в скучный проходной джазовый номер, — одна из главных неудач проекта за несколько лет его существования. Как обычно, многое держалось на вокальных талантах Алины Шарипжановой и Ильнара Миранова. А вот два сольных номера от музыкального педагога «Yзгәреш җиле» Ксении Коробковой (уже заслуженной артистки РТ) — это было чересчур. Вообще, удивляет, как певицу, в послужном списке которой только участие в одном из сезонов «Голоса» и обычная судьба вечной бэк-вокалистки, представляют в Казани чуть ли не как большую звезду.

И вот на фоне всего этого слово взял Эйленкриг — музыкальный руководитель феста, джазовый трубач, сын бывшего директора таких артистов, как Кобзон и Гурченко. Перед собственным выступлением — «Адриан дингез» Сайдашева (интересно, но баянист Гайнуллин своего сольного номера не получил, музыкальный руководитель проекта показал, кто в доме хозяин) — музыкант вдруг разразился спичем о том, как его команда сделала аранжировки на сотню татарских песен. Эта работа, как выразил надежду оратор, «еще при нашей жизни» будет оценена и попадет в учебники. Но и на этом Эйленкриг не остановился и абсолютно серьезно, волнуясь, выразился в том духе, что когда их позвали на проект, то поставили задачу догнать российскую эстраду. Но теперь об этом даже стыдно говорить... «Потому что мы вывели татарскую эстраду на мировой уровень», — отметил он. На этом в принципе концерт можно было заканчивать, но он к тому времени даже не преодолел экватор.

Вадим Эйленкриг выразился в том духе, что когда их позвали на проект, то поставили задачу — догнать российскую эстраду. Но теперь об этом даже стыдно говорить, потому что «мы вывели татарскую эстраду на мировой уровень» Вадим Эйленкриг выразился в том духе, что когда их позвали на проект, то поставили задачу догнать российскую эстраду. Но теперь об этом даже стыдно говорить, «потому что мы вывели татарскую эстраду на мировой уровень» Фото: Эльвира Самигуллина

Интересно, но, когда мероприятие «мирового уровня» преодолело отметку в три часа, публика стала активно растекаться из зала, так что к финалу фест «Yзгәреш җиле» растерял добрую пятую часть аудитории. Жаль, ведь эти зрители не увидели замечательный дуэт Артура и Эльзы Исламовых, всерьез нацелившихся на статус главной пары в татарском музыкальном мире на ближайшие десятилетия…

ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА ВСЕ ЕЩЕ АКТУАЛЬНО

Можно констатировать, что к очередному сезону «Ветра перемен» острота вокруг проекта, поначалу будоражившего татарскую культурную общественность, почти сошла на нет. Четыре года назад, когда президент РТ Рустам Минниханов ко всеобщему восторгу объявил, что татарские артисты поют невесть что и одеваются непонятно как, все забурлило. Многие деятели индустрии предлагали свои рецепты решения проблемы. И нельзя сказать, что с тех пор ничего не сделано: развиваются проекты фонда им. Вагапова, заработал на полную катушку Tat Cult Fest…

Когда мероприятие «мирового уровня» преодолело отметку в три часа, публика стала активно растекаться из зала, так что к финалу «Yзгәреш җиле» растеряло добрую пятую часть аудитории Когда мероприятие «мирового уровня» преодолело отметку в три часа, публика стала активно растекаться из зала, так что к финалу «Yзгәреш җиле» растерял добрую пятую часть аудитории Фото: Эльвира Самигуллина

Но «Yзгәреш җиле» оказался в авангарде этих процессов, причем не только из-за затратности мероприятия. Все-таки его организаторы — директор казанской оперы Мухаметзянов и московские джазмены — решили найти «новый формат татарской песни». Правда, выяснилось, что пели татарскую музыку с джаз-бендом и в прежние времена. Посмотрите хотя бы на Альфию Авзалову или Айдара Файзрахманова.

В общем, за четыре прошедших года в том числе и рекордные бюджеты перестали кого-то удивлять, хотя корреспонденты «БИЗНЕС Online» накануне вдруг вспомнили об этом миллионе долларов в год, когда узнали, что в одном казанском государственном театре двое молодых, но уже ведущих артистов по совместительству работают здесь же дворником и монтажером сцены соответственно, чтобы как-то сводить концы с концами.

Ответ на вопрос о том, как этот фестиваль повлиял на развитие татарской эстрады, а для этих целей он и был создан, очевиден — никак Ответ на вопрос о том, как этот фестиваль повлиял на развитие татарской эстрады (а для этих целей он и был создан), очевиден — никак Фото: Эльвира Самигуллина

При этом ответ на вопрос о том, как фестиваль повлиял на развитие татарской эстрады (а для этих целей он и был создан), очевиден — никак, потому что татарская эстрада — это не один концерт в год с хорошими музыкантами, сценическим дымом и дорогой танцподдержкой, в активе которой работа с такими титанами хорошего вкуса, как группа «Руки вверх» и Елена Ваенга. Татарская эстрада — это ежедневные музыкальные теле- и радиоэфиры, артисты, гастролирующие по всей республике и за ее пределами, то, что слушает и смотрит наш зритель. «Yзгәреш җиле» на горизонтах широкой татарской публики попросту отсутствует. Доказать данный тезис очень легко. Зайдите на YouTube: там есть официальный канал фестиваля, так вот концертные номера «Ветра перемен» за многие месяцы набрали ничтожнейшие 1–3 тыс. просмотров. По сути, они никого не интересуют. И это на фоне того, что не только молодежные герои вроде Элвина Грея или Нурминского, но и, скажем, Иркэ или Рифат Зарипов имеют в своем активе клипы с миллионными просмотрами.

Но, возможно, «Yзгәреш җиле» радикально повлиял на судьбу участников шоу: они теперь известны, выступают с сольными программами, делают их в хороших залах… Ответ: тоже нет. Большинство из них стали «паркетными артистами», которых минкульт или ВКТ привлекает для очередных правительственных концертов, которых в Татарстане, кажется, больше, чем где бы то ни было. Простой пример — это главные вокальные звезды проекта Миранов и Шарипжанова. Так вот первый, обладатель таланта какой-то буквально неземной природы, продолжает работать в одном из казанских ресторанов. Недавно в ленте «Инстаграма» заметили рекламу, где то самое заведение приглашало на концерт артиста, причем за 2 тыс. рублей можно было и послушать музыку, и поесть, выбирая между «филе судака с киноа и шпинатом в соусе голландез» и «салатом со страчателлой и томатами с топленым хересом». Что касается уникальной певицы Шарипжановой (кажется, что даже в оперном театре с его убитой акустикой она вполне могла бы петь с оркестром без микрофона), то как-то летом ваши корреспонденты набрели на фоторепортаж с открытия детской площадки в одном из ЖК Казани, где наша героиня выступала перед четырьмя с половиной бабушками.  

В общем, как ни крути, а получается не «ветер перемен», а этакая «вещь в себе». Очевидно, что проект, хорошо стартовавший, требует серьезной перезагрузки…