Мода на фуд-моллы добралась до Казани. Как стало известно «БИЗНЕС Online», новый формат, уже взявший штурмом Москву, предложит президент ГК «Корстон» Анатолий Кузнецов. Весь первый этаж комплекса превратится в гигантское гастропространство, для которого в фасаде собираются прорубить окна. Эксперты говорят, что гастрономия — последнее прибежище традиционных моллов, теряющих трафик под натиском онлайн-торговли. Хуже всего в этих условиях придется традиционным ресторанам вне храмов торговли.
Президент ГК «Корстон» Анатолий Кузнецов готов вложить около 100 млн рублей в первую очередь гастропространства на площади 2 тыс. кв. метров
«КОРСТОН» ВКЛЮЧАЕТСЯ В ГОНКУ ФУД-МОЛЛОВ: 55 КОРНЕРОВ НА 2 ТЫС. КВ. МЕТРОВ
Успех крупнейшего в мире фуд-молла «Депо. Москва», управляют которым известные рестораторы – братья Алексей и Дмитрий Васильчуки, похоже, не дает покоя игрокам ресторанного рынка. Официальное открытие с участием мэра Сергея Собянина состоялось 7 марта 2019 года. Но теперь уже говорят о планах разных инвесторов открыть два десятка подобных площадок по стране к концу этого года, а в 2020-м — еще столько же.
В Казани тренд наметился еще раньше. Реконцепцию пространств еды провели ТЦ «Мега», «Тандем», XL. Теперь же, похоже, ставки повышаются и разворачивается гонка фуд-моллов, причем в российском их понимании — в том самом, которое развернули Васильчуки. На Западе фуд-молл — прежде всего рынок, где можно закупиться свежими деликатесами, а заодно продегустировать блюда. В Москве же это в первую очередь фуд-корт гигантского масштаба. На неделе «БИЗНЕС Online» стало известно о подобных планах компании Ирека Миннахметова — совместно с братьями Васильчуками он планирует фуд-молл в подземельях улицы Баумана. Проект, возможно, откроется через год. А накануне выяснилось, что опередить его собирается президент группы компаний «Корстон» Анатолий Кузнецов. Как стало известно «БИЗНЕС Online» накануне на полях форума HoReCa, первая очередь фуд-молла в ТЦ «Корстон» откроется 14 февраля.
Концепция фуд-молла в ТЦ «Корстон»
«Первая очередь включает в себя 20 кухонь — мы называем их корнерами, от английского слова corner, то есть угол, — рассказал „БИЗНЕС Online“ вице-президент группы компаний „Корстон“ Денис Моноленко. — А всего будет 55 корнеров». Сейчас в «Корстоне» различными кафе и ресторанами занято примерно 3 тыс. кв. м площадей. Фуд-молл займет еще 2 тыс. «квадратов» — это гостевая зона и территория самих корнеров, не включая прочие общественные пространства первого этажа комплекса. Сейчас здесь размещается различная торговля: бутики одежды, аксессуаров и прочего. Всем этим арендаторам предложат площади на других этажах, а на первом останется только огромное гастропространство.
Основные посетители фуд-молла — средний класс, люди, которым не очень хочется идти в традиционные рестораны с официантами, но еще меньше тянет посидеть на пластиковых стульях фуд-кортов с одноразовой посудой, описывает целевую аудиторию Моноленко. Им-то и покажут на выбор предложения арендаторов-корнеров. Вот-вот начнется ремонт помещений, а заключать договоры с потенциальными арендаторами администрация «Корстона» собирается с 1 ноября. Интерес участники ресторанного рынка проявляют, но до подписания соглашений называть их некорректно, считает наш собеседник. Он не исключает, что в проекте будут участвовать рестораторы из других регионов, в том числе из Москвы.
Внутрь помещений первого этажа впустят дневной свет: окна прорубят в буквальном смысле слова, оставив несущие колонны
Проект реконструкции первого этажа уже в работе — предварительные эскизы есть в распоряжении «БИЗНЕС Online». Снаружи «Корстон» тоже изменится: появится открытая веранда, а внутрь помещений первого этажа наконец впустят дневной свет: окна прорубят в буквальном смысле слова, оставив несущие колонны. До Нового года будут подведены инженерные системы корнеров, затем — сразу после новогодних каникул — стартуют работы в гостевых зонах, а партнеры начнут завозить свое оборудование, заниматься пусконаладочными работами. И 14 февраля первая очередь из 20 корнеров примет своих посетителей — она разместится в левой части комплекса (если смотреть снаружи), где сейчас вход в конгресс-центр и ресторан Le Buffet. Ближе к конференц-залам переедет и гардероб, а возле входа разместят сцену. Помимо собственно еды, публике обеспечат приятное сопровождение — артисты и диджеи по пятницам и субботам, тематические мероприятия и так далее.
План первого этажа
«Проекта такого масштаба в Казани пока нет»
Объем инвестиций самого «Корстона» в данный проект — около 100 млн рублей. Это будут собственные средства, пояснил Моноленко. «Мы полагаем, что срок окупаемости — около 3–5 лет. Проекта такого масштаба в Казани пока нет, есть на рынке интерес к этому продукту, но ничего подобного не реализовано. Потому все расчеты среднего чека можно вести лишь в сослагательном наклонении», — добавил он.
«Чем отличается фуд-молл от других подобных проектов? Сама кухня, корнер, занимает площадь примерно 25–30 квадратных метров. И тот, кто готовит там еду, предлагает немного вариантов блюд — может быть, 10, 5. Главное — их полная аутентичность той кухне, что на вывеске. И когда ты приходишь с друзьями, с банкетом на день рождения или просто поесть, то выбор идет не из огромного меню, а из небольших, на первый взгляд, предложений. Но те блюда, которые вы выбираете, выполнены профессионалами: если повар готовит пасту, то можете быть уверены, что в его ассортименте только итальянская кухня и он не станет на соседнем столе делать суши или ростбифы», — отметил вице-президент ГК «Корстон».
Пространственная схема фуд-молла
Концепция фуд-молла включает в себя также общий контроль наполнения блюд. Если вдруг резко «выстрелит» условный грузин со своими хачапури, собирая очереди и делая кассу, другой аналогичной кухни рядом не появится. А условный японец-сушист не переключится на вдруг ставшие популярными аджарские лепешки. В общем, здесь вам не рыбалка, где удачливый рыбак тут же окружается коллегами с удочками. «Мы на берегу договариваемся с нашими партнерами и утверждаем концепцию — кто что делает. Тогда Азия не будет заниматься Италией, а Франция вдруг не предложит гостям Мексику. В нашем фуд-молле не должно быть никаких подделок», — описывает концепцию Моноленко.
Входной билет для арендатора будет зависеть от ряда условий — занимаемых площадей, запрошенных услуг. В среднем владельцы «Корстона» рассчитывают получать по 100 тыс. рублей с каждого корнера площадью 25–30 кв. метров. Но «нарезка» их будет разной, есть кухни, которые могут занять и 5 «квадратов», и цена для них окажется другой. Это уже вопрос переговоров с каждым из арендаторов. Так что, возможно, предложение заинтересует и талантливых самозанятых: никто ведь не мешает им выпекать свои тортики на кухне фуд-молла. Кроме того, не исключен и вариант торговли — какими-нибудь особенными деликатесами.
Рассадка гостей будет общей — молл, он и есть молл. Оборудование гостевой зоны полностью берет на себя «Корстон»
МЕБЕЛЬ И МЫТЬЕ ПОСУДЫ ОТ «КОРСТОНА», А БЛЮДА ОТ ПАРТНЕРОВ
Рассадка гостей будет общей — молл, он и есть молл. Оборудование гостевой зоны — отделка, общие интерьеры, мебель — полностью берет на себя «Корстон».
«Мы предоставляем все это нашим партнерам. С мебелью хорошего качества, нормальной посудой и ее мойкой, уборкой гостевых зон, — говорит Моноленко. — Арендаторам корнеров не придется содержать гостевые зоны или платить за них дополнительно. Вложения арендаторов будут минимальны: за ними вывеска, кухонное оборудование, персонал, продукты, блюда. Все остальное делает „Корстон“».
Кроме того, есть возможности задействовать мощности центральной кухни комплекса: разделочные цеха, отдельные помещения для работы с рыбными, мясными, овощными продуктами, центральная закупочная система, бухгалтерия.
«Мы можем предложить партнеру воспользоваться всеми этими услугами, взяв на себя, допустим, поставку очищенного картофеля, подготовленных рыбных или мясных продуктов с тем, чтобы повару осталось лишь блеснуть фантазией и проявить все свои таланты. Ведь корнер — небольшая площадь, и даже при ограниченном наименовании блюд готовить продукты может оказаться сложно. Конечно, если владелец корнера хочет делать все сам, это его право, мы не навязываем свои услуги», — рассказывает собеседник «БИЗНЕС Online».
Еще одна опция — IT-системы комплекса, вплоть до заказа блюд через планшеты с одновременным вводом данных в отчетность. «Возможности нашей бухгалтерии тоже могут войти в комплекс услуг. Владельцу остается думать лишь о качестве своей кухни, гостях, а бэк-офис фуд-молла снимет все вопросы», — резюмировал Моноленко. Ну и, наконец, в одной из зон с верандами станут работать официанты — этот вопрос будет решаться уже совместно с партнерами, и такой подход тоже отличает фуд-молл от фуд-корта, где в гостевой зоне в основном предлагается самообслуживание.
Входной билет для арендатора будет зависеть от ряда условий — занимаемых площадей, запрошенных услуг
«ВСЕ ГОВОРИТ О ТОМ, ЧТО КОНКУРЕНЦИЯ БУДЕТ увеличиваться, А ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ НЕ УЛУЧШАЕТСЯ»
«БИЗНЕС Online» предложил экспертам оценить идею с фуд-моллом «Корстона».
«Рынок Казани безумно перспективный, здесь есть свои рестораны холдинга Васильчуков, которые себя очень хорошо чувствуют. Мы довольны их работой и будем открывать еще проекты в городе, точно не остановимся. Я, безусловно, верю, что гастромаркет, фуд-молл, называйте как хотите, тут „выстрелит“, это 100 процентов», — считает управляющий партнерских проектов фуд-молла «Депо» Леонид Литвин. По его мнению, один из главных плюсов фуд-молла для самой площадки — легкое переосмысление и ребрендинг подобных проектов, потому что большой ресторан на площади 600–800 «квадратов» уже сложно переделывать: это фундаментальный проект с крупными инвестициями — и он либо останется на рынке, либо закроется. «Когда вы открываете небольшой корнер на площади 20–40 метров, это абсолютно другие инвестиции, и его легко переформатировать, — продолжает собеседник „БИЗНЕС Online“. — Он не пошел, не понравился, вы его переделали, начали осуществлять что-то другое».
Причины, по которым крупные ТЦ делают ставку на развитие фуд-кортов, по его мнению, уже очевидны. В Москве, как он указывает, прослеживается перспектива вымирания больших торговых центров вроде «Меги». Этот формат торговли устарел: люди уходят в интернет, обращаются к каким-то крафтовикам, мелким брендам, и посещаемость храмов торговли падает катастрофически. Переход к ресторанной, развлекательной тематике становится некоей палочкой-выручалочкой.
О проекте «Корстона», как оказалось, на рынке уже знают. Во всяком случае, председатель правления ассоциации рестораторов Казани и РТ, гендиректор «Татинтер Ресторантс» Зуфар Гаязов в разговоре с «БИЗНЕС Online» сразу же упомянул, что в курсе. По его мнению, рост количества предприятий общепита таит в себе риски — столице РТ нужны новые магниты для туристов, готовых тратиться на общепит, иначе посетителей на всех не хватит. «Все говорит о том, что конкуренция будет увеличиваться. И, естественно, кто-то пострадает от этого, — резюмировал он ранее. — Платежеспособность населения не улучшается. Так что будем конкурировать! Главное, чтобы от подобного выиграли жители и гости столицы».
Девелопер Мурат Ахмеров считает, что потенциал роста числа людей, готовых перейти с домашней еды на общепит, в Казани далеко не исчерпан. «Конечно, есть бедные люди, — соглашается он. — Однако и платежеспособных достаточно. В последнее время намечается тренд развития общепита в торговых центрах. Он отвечает стремлению и потребности людей питаться вне дома». На Западе, как известно, доля таких граждан высока, к этому стремится и столица РТ — и за счет приезжих, и за счет того, что казанцы в силу высокой занятости уже начали выбирать подобный образ жизни, отмечает наш собеседник.
Директор ООО «Подмосковье» Андрей Белов (один из участников форума HoReCa) отмечает, что для фуд-молла важнейший момент — это трафик, а в «Корстоне» он создан, потому проект может получиться, хотя есть ряд не менее важных условий: «Если организаторам удастся разработать грамотный концепт корнеров, подобрать арендаторов… Если у „Корстона“ получится в каких-то моментах повторить „Депо“, фуд-молл будет пользоваться спросом».
Компания Белова из тех, что ведут сейчас переговоры с «Корстоном». У «Подмосковья» есть ряд проектов, которые продвигаются по франшизам, и рассматривается возможность захода в столицу РТ с одной из них в формат гастромаркета или фуд-молла. «По поводу кухни мы еще не решили: это может быть Грузия, Вьетнам, Греция. Как сказал один из спикеров, Казань по количеству ресторанов на душу населения идет после Санкт-Петербурга (в 2014 году после Питера был Красноярск, а столица РТ находилась на пятом месте — прим. ред.). С одной стороны, это показатель большой конкуренции, а с другой — значит, что люди в Казани едят, то есть готовы оставлять какие-то деньги», — добавил он.
Самому же владельцу корнера важно попасть в правильный сегмент — «Подмосковье» рассчитывает свои предложения исходя из среднего чека в 500 рублей или «цены, чуть выше демократичной». «„Подземку“ на Баумана мы не рассматриваем, потому что это длинная и непонятная история с очень большими инвестициями. Васильчуки — сильные игроки ресторанного бизнеса. Но сложно сказать, получится ли здесь организовать фуд-молл. Там непросто будет решить проблемы с вентиляцией, дымоудалением, канализацией. Это вопрос воздухообмена. Захотят ли люди есть под землей?» — задается вопросом Белов, сравнивая два предложения. Впрочем, инвесторы проекта не скрывают данных сложностей, но рассчитывают преодолеть их — об этом «БИЗНЕС Online» писал ранее.
Это уже не первая попытка «Корстона» найти себя и свое лицо на казанском рынке. «Мы постоянно в движении, в работе новые проекты. Стараемся видеть наши проблемы и не убегать от них», — говорил в интервью президент компании
КАК МЕНЯЛСЯ «КОРСТОН»: ОТ КАЗИНО К ЭЛИТНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ, А ЗАТЕМ К КОНЦЕПЦИИ ГОРОДА РАЗВЛЕЧЕНИЙ
Напомним, что это уже не первая попытка «Корстона» найти себя и свое лицо на казанском рынке. Строился комплекс под казино и открылся в 2006 году — именно этим объясняется закрытая от солнечного света архитектура залов, однако в таком качестве он просуществовал всего 16 дней. А затем в Татарстане игорный бизнес запретили: соответствующий закон в РТ был принят на три года раньше, чем в России! И направление бизнеса пришлось переориентировать. «Корстон» стал площадкой для различных конференций, там развернулся торговый комплекс премиум-класса.
«Мы постоянно ищем что-то новое. Можно сказать, что сегодня у нас все хорошо, но это не значит, что все останется так же через неделю. Мы растем, меняемся. Может показаться, что это огромный, сложный механизм, но „Корстон“ в Казани не динозавр, мы постоянно в движении, в работе новые проекты. Стараемся видеть наши проблемы и не убегать от них», — говорил в интервью «БИЗНЕС Online» Кузнецов.
С момента открытия «Корстона» в 2006 году в нем сменилось несколько команд управленцев. Вспомним только тех, кто работал с 2015-го. Пришедший в ноябре на смену Ирине Герасимовой итальянец Джордано Борри покинул казанский отель год спустя. Назначенная следом Екатерина Лагерь проработала 9 месяцев. На смену ей и пришел Довранбек Базарбаев, начинавший карьеру в «Корстоне» в 2013-м и до своего назначения управлявший кухней ресторана Extra Lounge, и продержался два года.
Он сделал ставку на концепцию развлечений: отель стал развивать концертное направление, приглашая популярных артистов. Попутно, естественно, любой гость может воспользоваться предложениями кафе, ресторанов, баров и клубов, базирующихся в «Корстоне». Вдобавок к этой аудитории добавляются участники конференций, работники и посетители бизнес-центров. В общей сложности трафик вырос примерно на 20% и достиг 12 тыс. человек в день, то есть более 4 млн посетителей в год. Кроме того, взят курс на переход из дорогого ценового сегмента в средний — поменялся состав арендаторов бутиков и магазинов, выросла доля развлекательной составляющей, обновился состав кафе и ресторанов. За счет уплотнения и иной нарезки территорий торговая площадь выросла на 10 тыс. кв. метров. Переход в более доступный ценовой сегмент ярко подчеркивает появление «Макдоналдса», а теперь готовится открытие KFC — рядом с одним из входов.
В феврале Кузнецов расстался и с Базарбаевым, перестраивая управление всей группой компаний в Москве, Серпухове, Казани на основе принципов холакратии.
Бренд «Корстон» (юрлицо — ОАО «Комплекс гостиницы „Орленок“»).
Год основания юрлица — 1992, создания бренда «Корстон» — 2002.
Сфера деятельности компании — девелопмент, оператор гостиничных торгово-развлекательных комплексов в Москве, Серпухове, Казани. Общая численность персонала — около 2 тысяч. Оборот за 2017 год (здесь и далее данные сервиса «Контур.Фокус») — 1,2 млрд, чистая прибыль — 213 млн, баланс — 8,5 млрд рублей.
ООО «Корстон-Казань» создано в 2002-м. Оборот по итогам 2017 года — 1,3 млрд рублей. Площадь комплекса — 110 тыс. кв. м, ресторанов — 3 тыс. кв. м, бизнес-центра — 31 тыс. кв. м, фуд-молла — 2 тыс. кв. м, 415 гостиничных номеров уровня 4 и 5 звезд.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 367
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.