Алексей Сеченов: «Самое приятное здесь, это когда ты закладываешь некую идею, мысли в свою работу, а зритель их считывает» Алексей Сеченов: «Самое приятное здесь — это когда ты закладываешь некую идею, мысли в свою работу, а зритель их считывает» Фото: Сергей Елагин

«ТЫ НАКОПИЛ ХАОС, А ТЕПЕРЬ ЕГО НАДО УПОРЯДОЧИТЬ»

— Алексей Геннадьевич, церемонии открытия и закрытия чемпионата мира WorldSkills — это уже третий ваш запоминающийся опыт работы в Казани, если не считать организации боксерских поединков. Насколько вы довольны тем, что получилось на этот раз? Удалось ли реализовать все имевшиеся режиссерские идеи?   

— Как вы понимаете, это вопрос довольно сложный… Вообще, такого рода темы, они из разряда внутренних рассуждений, разговоров с самим собой. И если ты когда-то, много лет тому назад, запустил в себе этот внутренний диалог, он так и будет продолжаться, он не закончится. Доволен художник или нет — это рассуждения. Но есть и функциональная вещь, разумеется. Поэтому, с точки зрения функционала, результата, которого я хотел добиться, с точки зрения восприятия зрителей, телевизионной публики, считаю, что все удалось. Во-первых, это опять же мое внутреннее ощущение. А совесть всегда честна, ты ее не можешь обмануть. Она тебя обставит, а ты ее нет. (Смеется.) Поэтому могу сказать, что да, удалось. Во-вторых, есть объективное мнение зрителей, которое для меня ясно и понятно.

Знаете, самое приятное здесь — это когда ты закладываешь некую идею, мысли в свою работу, а зритель их считывает. Как если хотя бы один человек после спектакля вышел и сказал, что хочет поменять свою жизнь. Значит, работа удалась.    

— В интервью нашей газете во время водного мундиаля в 2015-м в Казани вы рассказывали, что на создание шоу «Пилигрим», открывавшее чемпионат, у вашей команды ушло более года. Сколько времени потребовалось на «Пульс» — шоу открытия WorldSkills на «Казань Арене»? 

— Два года делался «Пульс». Это средняя временная величина для создания такого рода проекта. На самом деле здесь проделывается очень большое количество аналитической работы, особенно в самом начале, и работы накопительной. Потому что ты не можешь создать такой проект, если в тебе не укомплектовались определенный багаж знаний, объем, хронометраж, вес, как угодно можно назвать. И ты должен в себе заполнить эту бочку. И дальше, исходя из накопленного, бредешь по разным дорогам, составляешь различные комбинации, тот мир, который покажешь… Ты накопил хаос, а теперь его надо упорядочить.

«Два года делался «Пульс». Это средняя временная величина для создания такого рода проекта» «Два года делался «Пульс». Это средняя временная величина для создания такого рода проекта» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Выходит, вы вообще не прерываетесь и не отходите от раздумий над проектами?

— А это невозможно, если ты хочешь, чтобы работа получилась. Да она тебя и не отпустит никуда! В этом ремесле нужно быть абсолютным трудоголиком.    

— Правда ли, что изначальная концепция «Пульса» администрацией WorldSkills, так скажем, не совсем была принята и кое-что пришлось корректировать?

— Нет, это слухи. Такими сплетнями всегда будет полна любая премьера, будь то маленький спектакль или большой.

«ВСЕ, ЧТО СВЯЗАНО С МОЕЙ ПРОФЕССИЕЙ, ДОЛЖНО БЫТЬ КАК НА ФАБРИКЕ»

 — Те, кто внимательно следит за вашими казанскими проектами, уже примерно представляют ваши личные музыкальные вкусы. Вы приглашаете выступать Therr Maitz, Елку, Guru Groove Foundation, Zventa Sventana и других. Такая стильная отечественная поп-музыка, но часто не на слуху, условно говоря, у широкой аудитории. А для чего вам на этот раз понадобились Филипп Киркоров и Светлана Лобода?

— А почему нет? Лобода и Киркоров были приглашенными артистами. Это что-то вроде: а вечером был праздник, проводилась дискотека. Как-то так.    

— Вы создаете удивительные, сказочные шоу. А в среде деятелей культуры и искусства вас принимают как настоящего художника или там относятся к профессии режиссера зрелищных мероприятий свысока?    

— Не знаю, не спрашивал, если честно. Искусство, оно ведь от слова «искусный». Вот если то, что вы видите, сделано искусно, значит, это искусство.

«Лобода и Киркоров были приглашенными артистами. Это что-то вроде: а вечером был праздник, а вечером была дискотека. Как-то так» «Лобода и Киркоров были приглашенными артистами. Это что-то вроде: а вечером был праздник, проводилась дискотека. Как-то так» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Но все-таки, несмотря на такие масштабные проекты, вас, главного создателя шоу, по большому счету не знают. И если спросить, кто делал, например церемонии Универсиады-2013, простой зритель вряд ли назовет вашу фамилию, а если кого-то и вспомнит, то продюсера Игоря Крутого. Не обидно?

— Да что вы, какие обиды? Они здесь совсем ни при чем. Понимаете, на пиар нужно время, этому необходимо себя посвящать и так далее. Так сложилось… Меня со студенческой скамьи педагог Виктор Аронович Ман (режиссер-документалист, преподаватель ВГИКа — прим. ред.) приучил, что все, что связано с моей профессией, должно быть как на фабрике: утром на работу пришел, вечером ушел. Собственно, так я сейчас и живу.

— А у вас вообще есть конкуренты в России, делающие подобные шоу? Или вы здесь монополист?

— Конечно, есть. Просто я бы называл их не конкуренты, может, коллеги. Ну вот Олимпиаду в Сочи делал не я, московское «Евровидение» в 2009-м тоже нет. Первый канал как раз этим занимался. Но, честно, не слежу за этой темой, так скажем, за рынком, поэтому кого-то конкретного назвать не смогу. Хотя мне нравится австралийский режиссер Дэвид Аткинс и его церемония открытия Олимпиады в Ванкувере в 2010 году. Она невероятная!

Театрализованное представление на церемонии открытия XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 на стадионе «Казань Арена» в Казани Театрализованное представление на церемонии открытия XXVII Всемирной летней Универсиады – 2013 на стадионе «Казань Арена» в столице РТ Фото: «БИЗНЕС Online»

«МНЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЧАСТО ГОВОРЯТ, ЧТО Я ТАКОЙ ПОЛУДЕПРЕССИВНЫЙ, ГРУСТНЫЙ…»

— При всей красоте ваших шоу чувствуется, что они часто несколько минорные, где-то, может, даже пессимистичные. Это такие непростые размышления о месте человека на этой планете, о его взаимоотношениях с природой…

— Просто это мое мироощущение, мировосприятие, мое отношение к себе, жизни, вот и все. Вообще, мне действительно часто говорят, что я такой полудепрессивный, грустный, утопический. С утопическими идеями, поэтому поднимаю такие же вопросы в спектаклях. Но мне кажется, что мудрость грустна. И, вставая на место зрителя, а я это делаю постоянно, думаю, что он приходит за пониманием чего-то нового, за неким постижением, за переживаниями. Тем более когда он приходит на спектакль, который идет два-три часа. Это ведь целый кусок жизни, который спрессован в несколько часов.

— То есть вы не отталкиваетесь от того, что народ хочет праздника?

— А он желает праздника? Мне кажется, людям хочется видеть что-то новое, интересное, то, что оставит след, то, что они будут вспоминать и рассказывать своим детям, внукам, близким. Да а что подразумевать под словом «праздник»? Набухаться?

— Просто отдохнуть.

— Мне кажется, то, что делаем мы, от этого люди получают некое удовольствие, знания, смысл. А вот это и есть праздник! Люди хотят думать, конечно. Рассуждать, видеть в том или ином спектакле, шоу кусочки своего бытия. Жизнь у человека не состоит из праздников, смеха, в большинстве своем она включает в себя решение проблем, вопросов. Ведь вы, я, мы задаем себе вопросы и стоим перед выбором. Еженедельно, ежечасно, всегда.

Так вот, мое шоу — тот же самый выбор. А принятие решения — внутреннее состояние человека. И внутри этого выбора он находится всегда: «Много ли мне надо денег? Сколько мне нужно? Если будет вот столько, то что я с этим буду делать?» Потом он задает себе вопрос: «А нафига мне столько много?» Потом, на закате жизни, возникнет вопрос: «Что мне остается вспомнить? Сделал ли я что-то хорошее? А что такое хорошее?»

Вот из этого человек состоит. Ну а во главу угла в режиссерских сценариях мы ставим диалог между создателем и зрителем. Это основополагающая вещь. И принципиально нужно задавать себе вопрос: «Ты живешь, чтобы работать, или работаешь, чтобы жить?»

— Вы как отвечаете на этот вопрос?

— Да ответ давно сформирован… На самом деле такая тонкая грань между этими двумя ответами… Наверное, все-таки второе — я работаю для того, чтобы жить. Это такой очень функциональный ответ, и он непосредственно связан с внутренними размышлениями.

«Пирамида, которая была придумана для шоу, создана из образа человека, смотрящего вверх с поднятыми руками» «Пирамида, которая была придумана для шоу, создана из образа человека, смотрящего вверх с поднятыми руками» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЧТО ЖЕ ТАКОЕ СЧАСТЬЕ ПРИ НЫНЕШНЕМ ПРОГРЕССЕ?»

— Каким из своих больших спектаклей вы гордитесь больше остальных?

— Самое близкое мне — «Пульс». Это такая квинтэссенция моих размышлений за годы жизни, опыта, набранных и фундаментальных знаний, некоторых внутренних изменений, выходов из каких-то состояний и прочее. То есть произошел выплеск всего того накопленного во мне и вылилось в этот спектакль. Он любимый не просто потому, что последний, а потому, что он как некий внутренний барьер, который я преодолел.

И даже сама пирамида, которая была придумана для шоу, создана из образа человека, смотрящего вверх с поднятыми руками. Поэтому «Пульс» мне ближе всего. И те проблемы социально-значимые, которые были затронуты внутри каждого эпизода, они для меня были важны.  

— Как бы вы сформулировали эти проблемы?

— Состояние грядущего. То, о чем думает человек, каким будет ближайшее будущее или чуть далекое. Как человек себя ощущает в этом будущем. Каждый об этом задумывается: молодая мама, потому что у нее маленький сын; бабушка, потому что у нее внук. А это еще и очень большая проблематика нашего времени. Потому что сейчас есть поколение, которое провело жизнь в XX веке, и есть то, которое живет уже в XXI-м, которое через 10–20 лет увидит принципиальные изменения мировой структуры. Это большой стык людей, а также культурологический и высочайшего технологического прогресса. Вот как в нашем мире все уживается? Это крайне сложно.

И один из важных вопросов, который задает себе человек: что же такое счастье при нынешнем прогрессе? Двигаться вперед, осознавать, добиваться и прочее — это счастье? Или счастье лежит у тебя на соседней подушке? Человек ежедневно находится в этом состоянии.

«Формирование бюджета — это тоже искусство. Это не просто посчитать деньги, сплюсовать и попросить у заказчика» «Формирование бюджета тоже искусство. Это не просто посчитать деньги, сплюсовать и попросить у заказчика» Фото: Сергей Елагин

«СКОЛЬКО БЫ ШОУ Ни СТОИЛО, ЛЮДЯМ ДОЛЖНО КАЗАТЬСЯ, ЧТО ЕГО ЦЕНА ВЫШЕ»

— Бывали случаи, когда что-то шло не так во время самого шоу? Как реагировали?

— Бывали кошмарные сны после. Очень страшно, когда снится, что все остановилось, а люди поднимаются и уходят. А каких-то непоправимых сложностей не случалось.

— Есть какая-то низшая планка сметы для ваших проектов? И доводилось ли делать шоу, скажем, дома у олигархов? Или все-таки вам нужен как минимум дворец спорта?

— Такой планки нет. Я могу создавать шоу для помещений любого формата. Собственно, их и делал.

— А сложно вообще вписаться в бюджет, который вам озвучивают?

— Вначале надо определиться: вы занимаетесь экономией или экономикой? Это две разные составляющие и принципиально иной подход. Мне кажется, я себя заставляю заниматься экономикой. Безусловно, деньги — неотъемлемая часть такого рода искусства, которым мы занимаемся. Поэтому к бюджету надо относиться ровно так же, как ты воспринимаешь сценарий. Формирование бюджета тоже искусство. Это не просто посчитать деньги, сплюсовать и попросить у заказчика.

Принцип моего создания бюджета заключается в том, чтобы вы, когда посмотрели спектакль, сказали: «О, какой, он стоит Х рублей!» А на самом деле все имеет цену в три раза меньше. Так вот, в каждом вложенном рубле вы должны видеть три. Это и называется «моя экономика». Сколько бы шоу ни стоило, людям должно казаться, что его цена выше.     

— У вас уже есть какие-то новые планы сотрудничества с Татарстаном и Казанью, намечены ли какие-то проекты? Как вам работалось с республиканским руководством? 

— В Казани пока нет новых планов, а работалось замечательно. Сейчас я заканчиваю пьесу, точнее, мюзикл, который хочу поставить в следующем году. Подробностей пока раскрывать не буду. В прошлом году, если вы слышали, наша компания Sechenov.com уже ставила спектакль, голографический, «Саша I Alex», это оригинальная история, созданная мной. Ну а так есть большие работы, которые на постоянной основе…