Сегодня в Елабуге открыли мемориальную доску писательницы Анастасии Цветаевой, сестры поэтессы Марины Цветаевой. На церемонии присутствовала ее внучка Ольга Трухачева, приехавшая на значимое событие из США. Она поделилась многочисленными воспоминаниями о бабушке, а вечером прочитает главу из книги, посвященную сестре-поэтессе.
Сегодня в Елабуге у здания пенсионного фонда состоялось открытие мемориальной доски писательницы, переводчицы и художницы Анастасии Цветаевой, младшей сестры поэтессы Марины Цветаевой
«Бабушка, уходя, говорила: «Не делай в моей квартире музей»
Сегодня в Елабуге у здания пенсионного фонда состоялось открытие мемориальной доски писательницы, переводчицы и художницы Анастасии Цветаевой, младшей сестры поэтессы Марины Цветаевой. Дату и место выбрали не случайно — в городе празднуют 125-летие со дня рождения Цветаевой-младшей. На памятное событие в город приехала и ее внучка Ольга Трухачева.
Когда-то в здании пенсионного фонда располагалась гостиница под названием «Елабуга», в которой некогда останавливалась Анастасия. Перед открытием мемориальной доски гендиректор елабужского музея-заповедника Гульзада Руденко рассказала, как в октябре 1960-го года писательница посетила Елабугу в поисках информации о смерти своей сестры. Она хотела найти затерянную на елабужском Петропавловском кладбище могилу, а не обнаружив ее, установила крест с надписью: «В этой стороне кладбища похоронена Марина Ивановна Цветаева». Возвратившись в Москву, Анастасия написала книгу по своим путевым заметкам. В 1970 году по решению союза писателей крест заменили на гранитную плиту.
Пред открытием мемориальной доски гендиректор елабужского музея-заповедника Гульзада Руденко рассказала, как в октябре 1960-го года писательница посетила Елабугу в поисках информации о смерти своей сестры
«Это сегодня не гостиница, а пенсионный фонд. Разместить мемориальную доску, которая станет еще одним пунктом остановки елабужан и туристов, очень хорошо и нужно. Я считаю, что таких мемориальных объектов в городе должно быть много», — заявила Руденко.
Трухачева, приветствуя собравшихся, пожалела, что в эти дни с ней в Елабуге нет детей и внуков. «Того, что делается в Елабуге, по-моему, нет больше ни в одном городе, — сказала внучка писательницы. — Бабушка, уходя, говорила: „Не делай в моей квартире музей. У нашей семьи музеев будет много“. И действительно, музеи начали открываться в 1992 году, а сейчас появился уже 9-й культурный центр Анастасии Цветаевой в Соколе, в 38 километрах от Вологды. Туда я поеду из Елабуги. Я хочу сказать при всех: низкий поклон Гульзаде Ракиповне. Без ее помощи мы никогда не смогли бы спасти дом, только по ее инициативе мы писали об этом в министерство культуры».
Ольга Трухачева: «Вся семья умерла рано, я одна живу за всех, — говорила бабушка. — Я хочу любить людей действенной любовью, и, знаешь, Оля, мне еще есть что сказать людям». Ей было почти 99 лет»
«ТАТАРСКАЯ ЗЕМЛЯ ПРИНЯЛА МАРИНУ, а ЗЕМЛЯ НА ВАГАНЬКОВО ДОСТАЛАСЬ ТАТАРСКОМУ ПОЭТУ»
Анастасия Цветаева родилась в Москве 15 (27) сентября 1894 года в семье музейного деятеля профессора Ивана Цветаева. Как и ее старшая сестра Марина, она получила домашнее начальное образование, а затем училась в частной московской женской гимназии Марии Брюхоненко. В 1902–1905 годах девочки жили в западной Европе, учась в частных пансионах Швейцарии и Германии, затем около года прожили в Ялте. После смерти матери в 1906-м Анастасия вернулась в Москву. В 1912 году Цветаева вышла замуж за 19-летнего Бориса Трухачева. Умерла писательница в 1993-м в возрасте 98 лет.
Сейчас ее внучка Ольга постоянно проживает в США, в штате Монтана, но часто бывает в России. В Америке Трухачева со своим мужем ведет бизнес, у них есть компания «Монтана кофе». Раз в два года она бывает в Елабуге — в дни цветаевских чтений и в период вручения литературной премии им. Цветаевой. Три года назад сама Трухачева стала лауреатом этой премии.
По словам гостьи, свой визит в Россию она запланировала еще весной, в мае купила билеты, не предполагая, что окажется в Елабуге и откроет мемориальную доску Цветаевой.
«Елабуга не устает удивлять, — высказалась она. — Я понимаю, что могилы цветаевские принадлежат не только мне, но и всему миру. Когда-то я привезла сюда землю с каждой могилы, высыпала в условную могилу Марины Ивановны, чтобы все были с ней».
Трухачева напомнила, что на семейном участке Цветаевых на Ваганьково (там, где предполагалось похоронить и Анастасию) был по распоряжению властей похоронен татарский поэт Ахмед Ерикеев. Анастасия в итоге была похоронена в том же месте, но чуть в стороне. По словам внучки, писательница говорила по этому поводу так: «Татарская земля приняла Марину, а земля на Ваганьково досталась татарскому поэту Ерикееву». Теперь семья Трухачевой ухаживает как за родовыми могилами, так и за могилой Ерикеева, считает это обстоятельство символичным.
После открытия мемориальной доски приглашенные гости отправились на Петропавловское кладбище. У могилы Цветаевой-старшей прозвучали стихи поэтессы, были возложены цветы. Напомним, что в августе этого года могилам Марины Цветаевой и Надежды Дуровой, которые находятся в черте города на старом кладбище в Елабуге, присвоен статус объектов культурного наследия федерального значения.
После открытия мемориальной доски приглашенные гости отправились на Петропавловское кладбище. У могилы Цветаевой-старшей прозвучали стихи поэтессы, были возложены цветы
«БАБУШКА — ЭТО ВСЕ, ЧТО Я СЕЙЧАС ДЕЛАЮ»
Как рассказала Трухачева корреспонденту «БИЗНЕС Online», елабужская доска — третья, посвященная памяти Цветаевой. Первая была открыта к 100-летию писательницы в Москве на улице Большой Спасской, 8 — там она жила. Два года назад еще одну доску открыли в Александрове Владимирской области. Там Цветаева жила с семьей в 1915–1917 годах, сестра Марина часто навещала их в этом доме. Там же, в Александрове, была написана книга «Дым, дым и дым», посвященная старшей сестре.
«То, что сегодня открыта еще одна, юбилейная доска, очень трогательно для меня, — поделилась Трухачева. — Бабушка — это все, что я сейчас делаю. Она научила меня всему: английскому языку, памяти, чтению книг. Научила слушать и говорить. Я не пишу, но умею говорить, а беседа — это живая память, эмоции, которые помогают мне жить дальше. Все ее называли Ася, а мы звали ее Баб. В 6 я стала называть ее бабенька и обращаться на „вы“, а она мне говорит: „Откуда в тебе появилось это мещанство?“ Выдавила из меня его, заставила обращаться на „ты“. Когда бабушка уходила, я и мои дети закрывали ей глаза. До этого во сне она видела дверь, на которой было написано „Анастасия“, и сказала нам: „На двери написано Анастасия, но там Марина и Андрей“. Мой папа (сын Анастасии Цветаевой — прим. ред.) умер раньше нее на полгода. „Там еще занято“, — сказала бабушка. А потом, накануне ухода, 4 сентября 1993 года, она сказала: „Там освободилось“. „Вся семья умерла рано, я одна живу за всех, — говорила бабушка. — Я хочу любить людей действенной любовью, и, знаешь, Оля, мне еще есть что сказать людям“. Ей было почти 99 лет».
Сегодня вечером в Елабуге Трухачева зачитает главу из книги Цветаевой-младшей «Воспоминания». Глава «Последнее о Марине. Елабуга» посвящена сестре-поэтессе, события в ней начинаются летом 1943 года. В разгар Великой Отечественной войны автор произведения была на Дальнем Востоке и о смерти сестры узнала только спустя два года после ее кончины. Речь в книге также идет о поездке Цветаевой в Елабугу, о поисках дома, где провела свои последние дни ее сестра, и местах захоронения Марины.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.