В этом году в МАКСе участвуют 827 компаний из 33 стран, в том числе 184 иностранных В этом году в МАКСе участвуют 827 компаний из 33 стран, в том числе 184 иностранных Фото: Алексей Белкин

«ПРИВРАТНИКИ» АIRBUS И EMBRAER

«Откройте двери! Мне плохо!» — кричала пассажирка автобуса, который вот уже час едва ехал в пробках перекрытого полицейскими подмосковного Жуковского. Переполненный автобус, неработающие кондиционеры и палящее солнце сделали свое дело: изнывающие от духоты пассажиры были готовы выломать двери и окна ради глотка свежего воздуха. Спустя 5 минут подлетела скорая и увезла женщину. Так, уже по традиции, начинался международный авиационно-космический салон в Жуковском. Из года в год давка и мучительная дорога от станции электричек до аэродрома ЛИИ им. Громова обеспечены всем желающим попасть на МАКС, и это несмотря на то, что в первые дни форум открыт только для журналистов и спецделегаций.

В этом году в МАКСе участвуют 827 компаний из 33 стран, в том числе 184 иностранных. При этом впервые партнером авиасалона стал Китай. Москва и Пекин заговорили о такой возможности в сентябре 2018 года, а в марте 2019-го от китайской стороны пришел официальный ответ о формате участия. Так что на этом МАКСе Поднебесной отведены отдельный павильон и статическая площадка.

Первое, что при входе на выставку видят посетители, — A350-900 XWB. Его привозили и в прошлые годы, но в этот раз, как говорят, улучшили дизайн салона и технологии для комфорта пассажиров Первое, что при входе на выставку видят посетители, — A350-900 XWB. Его привозили и в прошлые годы, но в этот раз, как говорят, улучшили дизайн салона и технологии для комфорта пассажиров Фото: Алексей Белкин

Первое, что при входе на выставку видят посетители, — A350-900 XWB. Его привозили и в прошлые годы, но в этот раз, как говорят, улучшили дизайн салона и технологии для комфорта пассажиров. Рядом бразильцы выкатили ближнемагистральный Embraer E195-E2. А чтобы он мог выигрышно смотреться на фоне соседнего самолета, раскрасили его в стиле Tech Lion. E195-E2 впервые представлен в России. Сотрудник Embraer Павел Скутели объяснил корреспонденту «БИЗНЕС Online», что самолет на днях приступит к полетам в составе Azul Brazilian Airlines, а через пару недель появится у европейских авиакомпаний.

Впервые на МАКСе — ульяновский Ил-78МК-90А. Он предназначен для дозаправки истребителей и бомбардировщиков Впервые на МАКСе — ульяновский Ил-78МК-90А. Он предназначен для дозаправки истребителей и бомбардировщиков Фото: Алексей Белкин

ЧТО РОДНИТ МС-21 И ТАТАРСТАН

Впервые на МАКСе — ульяновский Ил-78МК-90А. Он предназначен для дозаправки истребителей и бомбардировщиков. «Он конвертируемый и может превращаться в обычный 76-й для десантирования и перевозки грузов. В отличие от старого, у него другие двигатели, меньше расход, он дальше летает и больше берет», — рассказал нам авиатехник Данил Гуленков. По его словам, на МАКСе представлен пока единственный экземпляр Ил-78, который вскоре должен получить сертификат летной годности, а пока проходит испытания.

В разделе советских легенд неизменной популярностью пользовался Ту-160. Буквально на днях министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров пообещал, что в конце 2020 года начнутся испытания первого построенного с нуля бомбардировщика-ракетоносца — Ту-160М2. Рядом красовался Ту-144 — такой же перед открытием МАКСа встал на вечную стоянку у аэропорта Жуковский, и теперь этот памятник и музей встречал посетителей авиасалона по пути на аэродром.

В разделе советских легенд неизменной популярностью пользовался Ту-160 В разделе советских легенд неизменной популярностью пользовался Ту-160 Фото: Алексей Белкин

А вот долгожданного среднемагистрального пассажирского самолета МС-21-300, мировая премьера которого была назначена как раз на МАКС-2019, на указанном на карте месте не оказалось. Инженеры соседнего «Суперджета» махнули рукой: «Вон там стоит. А еще один поставят сюда после полетов». Подобраться поближе к тому, что стоял на площадке, вчера не удалось: из-за приезда президента Владимира Путина ее огородили. МС-21-300 взлетел во время речи президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, который также побывал вчера на МАКСе.


К слову, Татарстан тоже приложил руку к созданию этого лайнера. АО «КАПО-Композит» представило на стенде часть крыла МС-21. «Это воздушный тормоз. Он изготовлен из полимерных композиционных материалов», — начальник отдела главного технолога Дмитрий Середкин схватил довольно массивную деталь с явным намерением дать ее подержать корреспонденту «БИЗНЕС Online». «Грубо говоря, из угля», — объяснил гендиректор «КАПО-Композит» Алексей Слободинский. Также татарстанское предприятие изготавливает для МС-21 корневой и концевой закрылки, интерцепторы, воздушный тормоз, элерон, руль направления, руль высоты, панели хвостовой и носовой части крыла. Вообще, кажется, крыло МС-21 — особая гордость, к которой причастно АО «КАПО-Композит». «Впервые в мире такое крыло сделано! Так называемое черное», — подчеркнул Слободинский.

Татарстан в этом году отхватил себе отдельный стенд в павильоне авиационных регионов Татарстан в этом году отхватил себе отдельный стенд в павильоне авиационных регионов Фото: Алексей Белкин

МВЕН НАДЕВАЕТ СОМБРЕРО, А «ЭНИКС» НЕ ВЕРИТ В ДОСТАВКУ ГРУЗОВ БЕСПИЛОТНИКАМИ

Татарстан в этом году отхватил себе отдельный стенд в павильоне авиационных регионов (рядом с Ульяновской, Самарской областями и Пермским краем), где умудрился разместить экспозиции 18 компаний.

«Эникс» выставил не только крошечные модели на скромной стойке, но и развернул в поле отдельную скученную экспозицию беспилотников и воздушных мишеней. Из новинок, например, «Элерон-7» — комплекс, который лишь недавно прошел испытания. На форуме «Армия-2019» его уже показывали. «Отличие того, что привезли на МАКС, — исполнение для стран с теплым климатом, — пояснил заместитель директора Сергей Побежимов. — Нам удалось снизить нагрузку на силовую установку, облегчить тепловой режим, то есть за счет этого температурный режим вверх у нас расширился». А вот проект Иннополиса по доставке грузов беспилотниками, кажется, обречен на провал. И если со стороны компании сложностей нет, то главный вопрос в том, заинтересуются ли потенциальные заказчики — доставка какой-нибудь пиццы обойдется дорого. «Золотая получится пицца, — усмехнулся Побежимов. — Для труднодоступных районов — согласен, особенно медикаменты, боеприпасы, это оправданно, а в обычной гражданской сфере дороговато. Пока это игрушки».

«Эникс» выставил не только крошечные модели на скромной стойке, но и развернул в поле отдельную скученную экспозицию беспилотников и воздушных мишеней «Эникс» выставил не только крошечные модели на скромной стойке, но и развернул в поле отдельную скученную экспозицию беспилотников и воздушных мишеней Фото: Алексей Белкин

За соседней стойкой расположился МВЕН. Ведущий инженер-конструктор парашютно-спасательных систем Александр Кондаков заверил, что основа основ МВЕН — производство быстродействующих парашютных систем, предназначенных для спасения летательного аппарата с экипажем и пассажирами. «Наши спассистемы уникальны, они устанавливаются на ультралегкие и легкие летательные аппараты, а сейчас разрабатываем систему для летательных аппаратов массой более 5,5 тонны», — рассказал он. Замгендиректора по коммерческим вопросам и маркетингу Алина Ризванова сообщила, что после удачной для МВЕН апрельской выставки FAMEX спассистемы начали активно продвигать в Мексике, там готовится их сертификация. «В Мексике открывается дилерский центр, а в будущем планируется наладить производство», — пояснила она.

МВЕН привез макеты сельхозсамолета МВ-500, беспилотного летательного интеллектуального комплекса на базе вертолета МВЕН, легкого самолета «Мурена» и турбореактивного бизнес-джета «Кинетик» МВЕН привез макеты сельхозсамолета МВ-500, беспилотного летательного интеллектуального комплекса на базе вертолета МВЕН, легкого самолета «Мурена» и турбореактивного бизнес-джета «Кинетик» Фото: Алексей Белкин

Кроме спассистем, МВЕН привез макеты сельхозсамолета МВ-500, беспилотного летательного интеллектуального комплекса на базе вертолета МВЕН, легкого самолета «Мурена» и турбореактивного бизнес-джета «Кинетик». Если про МВ-500 гендиректор Илья Ермоленко предпочел умолчать, то о «Мурене» рассказал, что идет ее глубокая модернизация. «Есть клиент, который хочет выкупить под ключ весь проект, но в переработанном виде», — рассказал он. На разработку же «Кинетика» компания надеется найти инвесторов. «Впервые на самолете такого класса установлена система спасения, — рассказал главный конструктор Андрей Манжелий. — Это позволило нам отказаться от второго двигателя и тем самым сократить расходы на эксплуатацию. Соответственно, себестоимость полета на „Кинетике“ будет ниже, чем на аналогичных машинах такого же класса. Кроме того, высота салона — 180 сантиметров, что позволяет вставать в полный рост. Это самый большой салон для самолетов такой размерности». Через два года МВЕН планирует привезти на МАКС полноразмерный макет, а еще через два был бы рад представить летающий образец.

Также на стенде Татарстана нашлось место для макета самолета Ту-324 — так и несбывшейся мечты республиканских властей Также на стенде Татарстана нашлось место для макета самолета Ту-324 — так и несбывшейся мечты республиканских властей Фото: Алексей Белкин

ТУ-324: «ЭТОТ САМОЛЕТ ПРИОСТАНОВЛЕН, НО ОН ЕСТЬ!»

Также на стенде Татарстана нашлось место для макета самолета Ту-324 — так и несбывшейся мечты республиканских властей. Тем не менее его с упорством привозят на авиасалон. В 2015 году он скромно занимал место среди беспилотников «Эникса». Тогда директор компании Валерий Побежимов объяснил это тем, что «Рустам Нургалиевич очень болеет за самолет».

Советник премьер-министра РТ Назир Киреев в далекие 1990-е был идеологом проекта. «Это ведь необычный самолет, — рассказал Назир Талипович „БИЗНЕС Online“. — Он создан без рубля федеральных средств. Его необходимость подтверждали ГосНИИ гражданской авиации им. Громова и авиакомпании». Киреев пересказал все злоключения проекта Ту-324 — от того, как вице-премьер Борис Немцов остановил проект (об этом мы уже писали), до того момента, когда Мантурова убедили, что для производства Ту-324 ничего не готово. «Получается, этот самолет приостановлен, но он есть!» — заверил Киреев.

Еще мы обратили внимание на Казанский агрегатный завод. Первый заместитель коммерческого директора Роман Белов пояснил, что на МАКСе демонстрируются «Ансат» и Ми-171А2 с их медицинскими модулями. «Новые заказчики — в процессе переговоров, — рассказал он. — Плюс на сентябрь запланированы сертификационные испытания нового модуля для „Ансата“». Также модули казанского производства устанавливаются на Ан-148, они же подходят для SSJ-100 и Ми-8. Также есть для вертолета Ка-226, и таких в эксплуатации минобороны сейчас 10 штук. Есть модуль для Ил-76 — по два таких медборта — в МЧС и Минобороны.

«Ансат» стал героем вчерашнего дня дважды. Путин и Эрдоган осмотрели машины в двух исполнениях — с салоном Aurus и медицинским модулем «Ансат» стал героем вчерашнего дня дважды. Путин и Эрдоган осмотрели машины в двух исполнениях — с салоном Aurus и медицинским модулем Фото: Алексей Белкин

«НАМ ПРИЯТНО, ЧТО НАШ ВЕРТОЛЕТ БЫЛ ВЫБРАН И ПОДОШЕЛ»

Раз уж мы вспомнили про «Ансат», то этот вертолет, по сути, стал героем вчерашнего дня дважды. Путин и Эрдоган осмотрели машины в двух исполнениях — с салоном Aurus и медицинским модулем. Для того, что с вип-салоном, выделили отдельную площадку, на которой рядом поставили лимузин Aurus Senat. «Нам приятно, что наш вертолет был выбран для этого проекта и подошел, — рассказал „БИЗНЕС Online“ управляющий директор Казанского вертолетного завода Юрий Пустовгаров. — Это идея руководства „Вертолетов России“ и НАМИ. Кого же еще выбирать? „Ансат“ — самый доступный на сегодня по цене, двухдвигательный, с массой преимуществ перед другими вертолетами». Производители Aurus уверены в востребованности их автомобиля, а КВЗ — в том, что скоро качество полетов перейдет в количество продаж.


Внутри «Ансат-Аурус» выглядит по-деловому. Дизайн придумали в НАМИ, а конструкторскую и технологическую документацию, как и производство самого модуля салона, выполняет «Авиа-концепт». Управляющий директор этого предприятия Максим Пирязев заверил, что все материалы салона — отечественного производства, поэтому стоимость вертолета по сравнению с серийной машиной выросла несущественно. «Это коммерчески привлекательный продукт», — заверил он. Жаль, что Пустовгаров так и не рассказал нам, кому достанется первый такой «Ансат». «Я вам секреты открывать не буду, но на него уже положили глаз несколько человек и компаний», — обтекаемо отметил он. А Пиризяев добавил: «В субботу состоялись первая встреча и продажа. То ли еще будет!» Впрочем, одного потенциального клиента нашли прямо на выставке — Эрдогану предложили приобрести себе такой вертолет. Как написал в своем «Твиттере» журналист кремлевского пула Дмитрий Смирнов, турецкий лидер поинтересовался, какова цена вопроса, на что получил ответ: $8 млн плюс лимузин «Аурус» в подарок. «Хорошо, согласен!» — ответил Эрдоган. Кроме того, президенты посидели в салоне еще одного казанского вертолета — VIP-овского варианта Ми-38.

В салоне Ми-38Фото: kremlin.ru

Турецкого президента заинтересовал и другой «Ансат» — тот, что красовался на стенде КРЭТ в ливрее национальной службы санитарной авиации. «Это вертолет производства КВЗ, прошедший глубокую модернизацию на КРЭТе в части установки стеклянной кабины, современной навигационной системы, которая дает возможность выполнять полеты в сложных метеоусловиях, что очень важно для санитарной авиации», — пояснил нам один из сотрудников КРЭТ, пожелавший остаться неназванным. К слову, именно вчера Росавиация в присутствии вице-премьера РФ Юрия Борисова выдала дополнительный сертификат типа на вертолет «Ансат-РТ», который позволяет ему летать при всех погодных условиях.

Эрдогана кажется, куда больше заинтересовал другой «Ансат» — тот, что красовался на стенде КРЭТ в ливрее Национальной службы санитарной авиации Эрдогана, кажется, куда больше заинтересовал другой «Ансат» — тот, что красовался на стенде КРЭТ в ливрее национальной службы санитарной авиации Фото: Алексей Белкин

Эту машину тоже показали Путину и Эрдогану. Как рассказал наш собеседник в авиаотрасли, экскурсию провел гендиректор КРЭТ Николай Колесов, который не просто продемонстрировал плюсы вертолета, но и предложил турецкому президенту развивать службу санитарной авиации. «Тот, думаю, в дальнейшем согласится», — улыбнулся наш собеседник. Пока же Эрдоган попросил сделать скидку. В ответ Колесов уточнил, что «Ансат-РТ» стоит $7 млн и если вдруг Турция решится на покупку большой партии, то о скидке всегда можно договориться. «Мы можем сделать вам систему санитарной авиации с вертолетными площадками, с самой системой обслуживания, сервисными центрами», — пообещали в КРЭТ.

МАКС-2019 будет работать по 1 сентября.