Ленару Биктимирову (справа) удалось «изобрести велосипед»: он продает франшизы по ремонту балконов. И их уже купили предприниматели более чем в 20 городах России

Сегодня мы поговорим с молодым человеком, который строит свое дело на ремонте и отделке балконов. Казалось бы, сфера приземленная и банальная. Но Ленару Биктимирову удалось «изобрести велосипед»: он продает франшизы по ремонту балконов. И их уже купили предприниматели более чем в 20 городах России. В чем уникальность его бизнес-модели и как он пришел к такому, на первый взгляд странному бизнесу, попытаемся разобраться в беседе с основателем компании «КакСвоим».

— Ленар, чем был вызван выбор такой ниши?

— Сферу я не выбирал, просто искал работу. По рекомендации друга меня взяли без опыта и навыков помощником монтажника в фирму, которая занималась остеклением и отделкой балконов. Я понимал, что ничего не умею, и был согласен на любую зарплату. Небольшие временные подработки, как у большинства студентов, меня не устраивали, хотелось стабильно зарабатывать. Мне повезло с наставником, так как оплату за работу он щедро делил пополам.

— То есть ты с этого начал и продолжаешь зарабатывать по сей день?

— Да, так удачно получилось.


— Как скоро появились мысли о своем деле?

— Достаточно быстро. Около полугода я поработал на фирме, и пришло осознание, что могу сам организовать подобную деятельность. Еще продолжая работать по найму, я часть заработка тратил на размещение объявлений и после основной работы вечерами выезжал с консультациями уже к своим клиентам.

— Что в предпринимательской деятельности есть такого, чего ты не мог получить от обычной работы?

— Думаю, что главное — это свобода, воля принятия решений, выбора направления деятельности. Свое видение рабочих процессов приводило иногда и к конфликтам с начальством, когда приходилось кому-то подчиняться. Также оставались материальные желания: машина, квартира и прочее. Тогда накопить какие-то 100–200 тысяч на собственный автомобиль казалось мечтой, а теперь я езжу на машине за 5 с лишним миллионов. На первую квартиру я заработал в 2013 году.

— За какое время ты этого добился?

— Как индивидуальный предприниматель я зарегистрировался в 2010 году — получается, почти 10 лет.

— Теперь давай попробуем разобраться, почему не каждый «балконщик» накопил на квартиру, машину и не продает франшизы по городам страны. Считал ли ты, сколько балконов отремонтировал всего?

— Раньше мы сдавали около 500 балконов в год — гнались за количеством. Очень много заказов взять можно было, лишь предлагая конкурентную цену, и от этого страдала рентабельность. Сейчас подход к бизнесу изменился, и, сосредоточившись на качестве услуги, подходе к заказчику, снижении маркетинговых расходов, получилось повысить маржинальность с 15–20 до 35–40 процентов.

— И сколько теперь объектов в месяц делает твоя компания, например в Казани?

— В столице РТ в месяц ремонтируется около 50 балконов. Но последний свой заказ я делал в середине 2018-го года, и с тех пор в городе под брендом «КакСвоим» работы выполняются партнерами, которые приобрели франшизу. Я с несколькими сотрудниками занимаюсь поддержкой филиалов в управляющей компании.

— Как происходит распределение прибыли?

— На ремонте балконов зарабатывают только партнеры. Управляющая компания ежемесячно получает роялти с каждого филиала — 10 тысяч рублей. Эти деньги пока не покрывают расходы офиса и сотрудников, основной доход приносит продажа франшиз.

— Сколько стоит франшиза «КакСвоим»?

— В зависимости от города цена варьируется от 250 до 350 тысяч рублей.

— Что такого особенного получает партнер за эти деньги?

— Хочется сразу отметить, что подавшие заявку на франшизу проходят отбор. Мы не готовы давать право использовать свой бренд любому, имеющему деньги. Нужно, чтобы человек разделял наши взгляды на бизнес, был честен с клиентами, обладал здоровыми амбициями. Даже с таким подходом не всегда филиалы работают, как хотелось бы. В нескольких городах проекты пришлось закрыть. Все партнеры проходят обучение в Казани и не позднее чем через месяц начинают работать в своем городе. Кроме пошаговых инструкций по становлению бизнес-модели, руководители филиалов получают постоянную поддержку, ощущение крепкого тыла в виде опытной команды и, как правило, в первый месяц работы имеют прибыль, которая иногда окупает паушальный взнос.

— Наряду с какими-то своими фишками, например в отделочных материалах или дизайне, которые нетрудно придумать, мне кажется, любому конкуренту, чем твоя модель бизнеса может похвастаться?

— Нам удалось до минимума сократить расходы на рекламу особым подходом к продвижению в социальных сетях. В основном нашими клиентами становятся молодые семьи — пользователи интернета, которым, может быть, и в голову не приходило обустроить красиво свой балкон. Но, просматривая фото наших работ в «Инстаграме» или во «ВКонтакте», они невольно становятся заказчиками и, главное, потом об этом не жалеют! Старые маркетинговые подходы до сих пор работают, но требуют намного больше вложений. Мы через все это прошли. Начиная с объявлений в бесплатных газетах и заканчивая недешевой телевизионной рекламой в прогнозе погоды. По моим подсчетам, грамотный маркетинг в социальных сетях примерно в 10 раз дешевле, чем рекламные кампании по старинке, а это весомый аргумент для малого бизнеса.

— Как же с контекстной рекламой, к примеру? Это тоже современный и эффективный инструмент продвижения?

— И через подобное мы прошли. Я, наверное, одним из первых начал использовать контекстные объявления в нише ремонта балконов. Спустя год-два конкуренты стали массово заходить на эту площадку и расходы на рекламу увеличились. Пришлось искать новые подходы к продвижению бизнеса. В 2017 году мы сделали ставку на активное позиционирование в соцсетях, и пока результатами я доволен.

— У компании «КакСвоим» единые аккаунты для всех партнеров на всю Россию?

— Изначально задумка была такой, но у всех филиалов на этапах развития разные потребности и рекламные бюджеты. Мне пришлось бы собирать какую-то дополнительную абонентскую плату за маркетинг, а многим хочется самостоятельно регулировать затраты на рекламу. С другой стороны, и ответственность за результат тоже на самом партнере. Вместе с франшизой руководители филиалов получают все маркетинговые шаблоны, наработки, фотографии. Затем, в процессе работы, пополняют коллекцию снимками сданных объектов, отзывами и, конечно, непрерывно получают рекомендации и новые идеи от управляющей компании.

— Ты сам и твои сотрудники отслеживаете работу партнеров в соцсетях?

— Мы заинтересованы в репутации бренда, так как выбрали позицию лидера рынка в своей нише. Обратная связь от клиентов через социальные сети приходит мгновенно. Иногда лично приходится улаживать конфликтные ситуации с заказчиками, и руководитель филиала в таких случаях получает свою порцию замечаний.

— Продажа франшизы — это твой путь по масштабированию бизнеса?

— Можно сказать и так. Моим амбициям было тесно в рамках Казани и Татарстана. Появлялись попытки по открытию филиала в другом городе, но замотивировать наемного руководителя сложно. Скорее всего, заканчивалось бы тем, что, освоив модель бизнеса, человек открывал бы свое дело по шаблону. При такой схеме инвестиции нужны были бы огромные и большая бы часть из них не оправдалась. Самую большую заинтересованность в развитии бизнеса может проявлять только его собственник. Поэтому и возник существующий формат франшизы.

— Все равно мне до конца непонятно, почему люди, решившие открыть свое дело, останавливают выбор на твоем бренде и тем более платят деньги? Ведь кажется, что бизнес простой и особых хитростей в нем нет.

— С первого взгляда может показаться и так. Но начинающему предпринимателю на первых порах непросто одному. Мой личный 10-летний опыт в этой сфере позволяет ответить почти на любой возникающий вопрос, а их бывает немало, когда сталкиваешься с чем-то в первый раз. И еще понимание того, что десятки людей по всей стране следовали тем же советам и рекомендациям, получали готовые рабочие бизнес-рецепты и у них уже получилось, вселяет уверенность.

— Сколько франшиз уже продано?

— На сегодня работают более 35 партнеров в 25 населенных пунктах России. В больших городах объем рынка позволяет продавать по несколько франшиз, например, в Казани — пять. Несколько партнеров сейчас на стадии запуска бизнеса, то есть они уже прошли обучение и заканчивают подготовительные работы у себя в городах.

— А есть ли статистика — из тех, кто проявил интерес к бренду, сколько человек купили франшизу?

— Могу назвать примерные цифры. Из сотни заинтересовавшихся ее уже приобрели 10 человек. Примерно столько же в раздумьях или поисках денег.

— Хороший показатель конверсии. У меня сложилось впечатление, что, по сути, ты продаешь консалтинговые услуги, или я ошибаюсь?

— Консалтинговая составляющая присутствует, но не только. Данный бизнес, как ты уже отмечал, простой и понятный. Но в этом и его привлекательность. Я взял понятную схему, доработал, улучшил, добавил больше ценностей для клиентов, исходя из своего опыта. В общем, сделал упаковку. Дополнил бизнес-модель эффективным маркетингом. И все это работает и приносит деньги.

— Звучит неплохо. То есть, даже будучи опытным работником в этой сфере, человек может найти что-то новое в твоем подходе к ремонту балконов?

— Именно так. Есть несколько примеров уже работающих со мной партнеров, которые в этом бизнесе не новички, и все-таки они увидели в нашей модели что-то новое для себя. Кстати, один из казанских ребят, который проработал со мной не один год наемным монтажником, сейчас трудится по моей франшизе. Недавно мы забирали из салона его новенький автомобиль за 2 миллиона.

— Есть ли какая-то сформулированная большая цель в бизнесе, может быть, открыть определенное количество филиалов или выйти на какой-то уровень прибыли?

— В Казани мы уже тестируем направление по установке натяжных потолков, и, предугадывая вопрос о большой конкуренции, отвечу, что смотрю на это под другим углом. Если есть конкуренция, значит, имеется и спрос, и деньги в этой нише. В долгосрочной перспективе хотелось бы освоить установку дверей и окон, шкафы-купе, кухни. Сделать компанию «КакСвоим» многопрофильной. Вот такие планы примерно на 5–6 лет. 

— Амбициозные планы. От души желаю, чтобы они исполнились. Благодарю за увлекательную беседу! Успехов тебе!

Если у вас есть вопросы к Ленару Биктимирову, вы можете задавать их здесь.

 Канал Руслана Абдулнасырова на YouTube, серия про бизнес Ленара Биктимирова ЗДЕСЬ
Instagram Руслана Абдулнасырова @ruslan_abdulnasyrov

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции