Жалобы торговцев овощами и фруктами на нелегальных конкурентов достигли цели: исполком автограда собрал межведомственные группы и теперь ежедневно шерстит город, собирая штрафы за несанкционированную торговлю. Сегодня начальник АТИ Айрат Насыбуллин отчитался о результатах, рассказал о барьерах, мешающих ловить нелегалов за руку, и напророчил им неминуемый конец. Не помогут штрафы — начнут арестовывать имущество, пообещал спикер.
Жалобы торговцев овощами и фруктами на нелегальных конкурентов достигли цели: исполком автограда собрал межведомственные группы и теперь ежедневно шерстит город
ИСПОЛКОМ ПРОТИВ АВТОЛАВОК
В автограде вовсю развернулась борьба властей с автолавками — несанкционированной торговлей, которая для горожан стала предметом споров в соцсетях. Мнения на этот счет два: одни комментаторы считают, что автолавки — это рассадник заразы, который снижает рентабельность легальной торговли, демпингуя за счет продаж мимо кассы; иные горожане, больше озабоченные семейными бюджетами, нежели проблемами бизнеса, удивляются — зачем трогать людей, которые предлагают овощи и фрукты посвежее магазинных, подешевле и прямо около дома?
К примеру, в июне этого года проблему подняли легальные предприниматели на встрече с прокурором Набережных Челнов Дмитрием Ерпелевым. По словам бизнесвумен Елены Ивановой, которая имеет свою точку продажи продуктов, таким, как она, тяжело конкурировать с нелегалами. При этом жалобы в администрацию Автозаводского района дают противоположный эффект — проверки начинаются у самого заявителя. «Понимаете, как поставлена работа — там стоят наши, российские женщины, но фактически бизнес ведется другими людьми, — возмущалась Иванова. — Кавказцы, азиаты, таджики, азербайджанцы — вы представляете, у них такие масштабы! Мой киоск на их фоне просто меркнет! Там такие палеты стоят, „Газелями“ выгружают!» Предпринимательницу тогда поддержал председатель правления местной Торгово-промышленной палаты Юрий Петрушин — он предположил, что некто во власти «крышует» нелегалов.
Муниципалитет на эти претензии отреагировал масштабным рейдом уже через неделю, однако части горожан это пришлось не по душе. К примеру, на официальной странице исполкома во «ВКонтакте» пользователь Жанна Стратейчук поставила вопрос — кому все же мешают эти автолавки? «Отличные помидоры, к примеру, а не безвкусная „трава“, как в магазинах», — высказалась Стратейчук.
Насыбуллин твердо убежден, что из фургонов торгуют не фермеры, а перекупы. При этом спикер отметил, что администрация города считает важным организовать места для реализации садоводческой продукции
Другой пользователь обвинил власти в поддержке крупного бизнеса. «В таких точках можно было купить нормальные помидоры, — написал аноним. — А теперь вынуждены покупать не понятно что в „Челны-Хлебе“, „Пятерочке“ и „Магните“. Чиновники работают в интересах местных и федеральных сетей?» (Орфография и пунктуация автора сохранены — прим. ред.) Однако через несколько дней пресс-служба городской администрации отчиталась о ликвидации 19 несанкционированных точек.
Сегодня же позицию исполкома доступно и в цифрах изложил в формате пресс-конференции начальник административно-технической инспекции Айрат Насыбуллин. По его словам, разработана вполне конкретная дорожная карта, в соответствии с которой «большая проблема неорганизованной и несанкционированной торговли» будет ликвидирована. Так, согласно свежему решению властей, ответственность за контроль над этой сферой деятельности возложена на районные администрации. Руководители районов теперь контролируют работу созданных недавно межведомственных групп, в которые вошли сотрудники АТИ, общественных пунктов охраны порядка (ОПОП), участковые, инспекторы ФНС, делегаты от Роспотребнадзора и собственно районных администраций.
Основной костяк групп, выходящих в рейды по городу, составил ОПОП. Дружинники теперь выходят на свои территории ежедневно, а группы в полном межведомственном составе — по конкретному графику. В каждой группе по 13–17 сотрудников от ОПОП, по 3 — от администрации, по одному от АТИ, полиция и налоговая тоже присоединяются. Однако, как отметил Насыбуллин, стоит группе выйти в поле, как автолавки закрываются, и в этом случае сделать с ними ничего нельзя. К примеру, 5, 6 и 9 июля группа выходила в рейды по Автозаводскому району. Хотя все торговые точки контролерам уже известны и они обошли восемь комплексов, в первый день удалось застать лишь четыре машины, хозяевам были предъявлены протоколы. «В четырех комплексах автолавки на это время просто закрылись и ушли. Мы прошлись впустую, никого не смогли привлечь. Нарушения есть, но машины закрыты», — сетует Насыбуллин. Во второй раз поймать за работой удалось лишь троих, в третий — двоих. Насыбуллин не высказывал никаких версий относительно осведомленности торговцев о графике проверок, но из его слов можно сделать вывод, что Петрушин, говоря о заинтересованных людях в администрациях, был недалек от истины.
Елена Иванова: «Кавказцы, азиаты, таджики, азербайджанцы — вы представляете, у них такие масштабы! Мой киоск на их фоне просто меркнет!»
Статья 3.2 КоАП РТ, по которой в таких случаях работает АТИ, позволяет штрафовать физлицо на 2-3,5 тыс. рублей, должностное — на 15-30 тыс. рублей, юрлицо — на 200–500 тысяч. Полиция и ИФНС также имеют свои полномочия по административной статье об осуществлении предпринимательской деятельности без госрегистрации в качестве ИП или юрлица. В общей сложности с начала года по вчерашний день комиссия рассмотрела 1296 протоколов по ст. 3.2 КоАП РТ. Общая сумма штрафов по этой статье составила 1,2 млн рублей.
«ЭТО ВЕДЬ ОЧЕНЬ ВЫГОДНО: ЗАКУПИЛСЯ НА ОПТОВОМ РЫНКЕ — И ПРОДАЕШЬ НА УЛИЦЕ…»
Пройдясь по городу, корреспондент «БИЗНЕС Online» действительно обнаружил овощные фургоны закрытыми. К примеру, в 18-м комплексе Челнов машина стоит закрытой уже несколько дней — с визита контролеров, в составе которых были и налоговики. Любопытно, что прямые конкуренты автолавки — бабушки, продающие овощи с огорода в десяти метрах от фургона, — жалеют торговца, положительно отзываясь и о культуре обслуживания, и о внешнем виде как самого продавца, так и его продуктов.
Между тем контролеры сталкиваются не только с замками на фургонах, но и с регламентными ограничениями. АТИ, к примеру, не уполномочена требовать у хозяина автолавки паспорт, и, если торговец назовет ложные имя и фамилию, протокол окажется в корзине. Для этого в состав групп входят полицейские, которым ничто не мешает запросить удостоверение личности. Тем не менее Насыбуллин верит в победу и считает, что к настоящему времени борьба с нелегалами в ежедневном режиме организована системно.
Еще одна проблема — доход от торговли из фургона, очевидно, превышает расходы на штрафы, о чем свидетельствует показательный пример. «На одну точку составили 200 протоколов, — рассказывает Насыбуллин. — На одного человека! Но он все равно упорно продолжает торговать. Мы в принципе уже все точки знаем — в Центральном районе их, например, 26 штук. На сегодня торговля осуществляется уже по 12 адресам. Конечно, эти точки мы каждый день объезжаем и, если они не успевают закрыться, составляем протокол».
Пройдясь по городу, корреспондент «БИЗНЕС Online» действительно обнаружил овощные фургоны закрытыми. К примеру, в 18-м комплексе Челнов машина стоит закрытой уже несколько дней — с визита контролеров
Насыбуллин позавидовал методам работы в Казани и Москве: если опыт этих городов местной АТИ согласуют руководство города и надзорные органы, то контролеры перейдут к радикальным мерам вплоть до ареста несанкционированной продукции. «По-другому остановить этот процесс, наверное, не получится. Это ведь очень выгодно: закупился на оптовом рынке — и продаешь на улице. Главное ведь, есть жители, которые считают, что это, наоборот, очень свежие продукты, и дешевле. Говорят нам: „Не мешайте людям работать“. Это совершенно неправильно! Уличная несанкционированная торговля влечет за собой множество нарушений санитарных правил. Эти продукты могут стать рассадником эпидемических заболеваний. Не дай бог мне стать оракулом, но инфекционные заболевания распространяются очень быстро, а бороться с ними очень тяжело. У торговцев медкнижек нет, личную гигиену они соблюдать на улице не могут. Я бы предостерег наших жителей от продукции, которая вроде и на виду, и красивая. Места торговли согласованы с учетом требований санитарно-гигиенических правил. И городу, конечно, неприятно, когда ни порядка, ни чистоты нет».
Насыбуллин твердо убежден, что из фургонов торгуют не фермеры, а перекупы. При этом спикер отметил, что администрация города считает важным организовать места для реализации садоводческой продукции. «Пенсионеры — это категория лиц, с которыми мы работаем очень аккуратно, — акцентировал начальник АТИ. — Их мы пока не привлекаем. Видно же, если бабушка сидит с двумя помидорками или пучками укропа, мы и ей говорим, что она тоже нарушает правила, но не штрафуем».
По словам спикера, сигналы от населения АТИ и компания отрабатывают благодаря системе «Народный инспектор», которую в Татарстане запустили еще в 2014 году. Ежедневно инспекция получает порядка тысячи обращений через эту программу — очевидно, они касаются не только торговли, но и всего спектра компетенций АТИ. «Каждый день выездами по таким сигналам занимаются около 80 сотрудников муниципалитета, но не все они представляют АТИ. Собственно в штате инспекции административно-техническими проверками занимаются всего три человека. Но не победить мы не можем, все равно мы эту проблему решим. Торговцам надо понимать, что в любом случае дойдет до жестких мер, вплоть до ареста имущества. Они просто разорятся таким образом. Они должны систематизировать свой бизнес — получить официальное разрешение в исполкоме, согласовать и организовать места торговли. Когда Роспотребнадзор, полиция, налоговая — когда все системно посмотрят эту деятельность на предмет законности, тогда можно торговать. Автолавки — вне закона, и они будут привлечены к административной ответственности», — резюмировал Насыбуллин.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 10
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.