Сегодня утром Mediapart заявил о задержании бывшего президента УЕФА Мишеля Платини. Французское издание сообщило, что дело в расследовании выборов страны-хозяйки чемпионата мира – 2022. Голосование выиграл Катар.
По данным медиа, Платини замешан в коррупционной схеме за право передаче турнира ближневосточной стране. Задержана также Софи Дион — бывший советник экс-президента Франции Николя Саркози. В качестве подозреваемого также проходит генеральный секретарь администрации тогдашнего президента Клод Гуант.
По данным медиа, Платини замешан в коррупционной схеме за право передаче турнира Катару
САРКОЗИ ПРОВЕЛ ТАЙНУЮ ВСТРЕЧУ С ПРИНЦОМ КАТАРА И ПЛАТИНИ В 2010-М
Для начала: почему стоит верить Mediapart? Французское медиа входит в союз с немецким Der Spiegel и голландским NCR. Эти СМИ в прошлом году неделями подряд выкатывали расследования на тему финансовых махинаций в футболе. Именно эти медиа ретранслировали информацию от группы хакеров Football Leaks, которые выкладывали в открытый доступ письма с электронных адресов самых влиятельных людей футбольного мира. Та часть, что не появлялась на их площадках, уходила как раз этим изданиям. Так что ориентироваться на данные Mediapart можно. К тому же они часто подтверждались реальными заявлениями правоохранительных органов.
Вопросы относительно честности выбора Катара идут не первый год. Из сомнительных слухов в стадию факта это перешло в 2013 году. Тогда авторитетный еженедельник France Football опубликовал статью под заголовком Qatargate. По его данным, в 2010 году за 9 дней до выборов стран, где пройдут чемпионаты мира 2018 и 2022, состоялась встреча между президентом Франции Саркози, наследным принцем Катара Тамином бин Хамадом (нынешний эмир страны), Платини и тогдашним владельцем «ПСЖ» Себастьяном Базеном.
В ходе той встречи Хамад сказал, что представители его страны готовы приобрести «ПСЖ». Также он пообещал приобрести контрольный пакет акций в большом медиахолдинге Lagardere и создать спортивный канал (им стал BeIN Sport), который станет конкурентом нелюбимому Саркози Canal+. Взамен требовалось одно — голос Мишеля Платини на предстоящих выборах. Именно над этим сейчас, как утверждает Mediapart, работает Национальная финансовая прокуратура Франции.
Зепп Блаттер в декабре 2016 года заявил, что позиция в ФИФА была такая: ЧМ-2018 отойдет России, а следующий — США
ФИФА РАССЧИТЫВАЛА, ЧТО ЧМ ПОЛУЧАТ РОССИЯ И США
Платини два года назад давал показания на этот счет. По его словам, он сам назначил встречу Саркози через Дион, чтобы объявить, кому отдаст голос. Но на встрече он увидел его помощника Гуанта и принца Катара. Бывший президент УЕФА утверждал, что Саркози ничего не навязывал, но намеки президента понимал. Сама Дион, по информации Mediapart, сейчас возглавляет в университете Сорбонны в Париже кафедру «Этика и безопасность в спорте». Она существует при поддержке Международного центра безопасности в спорте, который финансируется правительством Катара.
Тогда же в 2017 году следователи интересовались его связями с передачей чемпионата мира – 2018 России. По данным The Sunday Times, российская сторона подарила ему как большому ценителю искусства одну из картин Пабло Пикассо. Почетный президент РФС Вячеслав Колосков тогда опроверг это. В истории этого года ЧМ-2018 не фигурирует, чемпионат уже прошел и мало кого волнует, а вот Катар куда интереснее.
Важное уточнение сделал по ЧМ-2022 бывший президент ФИФА Зепп Блаттер в декабре 2016 года. Тогда он заявил, что позиция в ФИФА была такая: ЧМ-2018 отойдет России, а следующий — США. Но после встречи Платини с Саркози они созвонились. Вот что услышал Блаттер: «Меня попросили проголосовать за интересы французов, и моя группа не будет голосовать за то, за что молча решили голосовать в исполкоме [ФИФА]».
Блаттер считает, что такое решение лишило Платини поста президента ФИФА, о котором он мечтал, так как все пошло не по плану. В США решение по Катару назвали коррупцией. Дело до сих пор разбирается, но известно, что 16 из 24 членов исполнительного комитета, принимавших участие в голосовании, отстранены или остаются под следствием.
Еще до показаний в прокуратуре в 2015 году экс-капитан сборной Франции признался, что изначально поддерживал кандидатуру США, но именно после «тайной встречи» за несколько дней до голосования в 2010 поменял свою точку зрения в пользу Катара. «Саркози лишь сказал, что катарцы — хорошие люди», — приводит слова Платини L’Espresso со ссылкой на So Foot.
Mediapart утверждает, что через год после той встречи его сын получил работу от катарского поставщика спортивного инвентаря Burrda Sport. Это дочернее предприятие суверенного фонда благосостояния QSI, который также владеет «ПСЖ» и BeIN. Правда, сам сын отрицает причастность отца к своей работе. В 2016 году он присоединился к компании Lagardere, которая после встрече на Елисейских отошла тому же катарскому фонду.
Помимо госинтереса, у Саркози мог быть и личный мотив
КОГДА НА ДОПРОС ВЫЗОВУТ САРКОЗИ?
В марте дополнительно разожгла эту ситуацию газета The Times. За три недели до выборов в 2010 году катарский канал «Аль-Джазира» подписал контракт по телевизионному соглашению на $400 миллионов. Сам канал принадлежит все тому же эмиру страны бин Хамаду. Канал приобрел права на все соревнования под эгидой ФИФА за $150 млн в период с 2015-го по 2018-й и за 150 млн с 2019-го по 2022-й, включая ЧМ в Катаре.
Из документов, скриншоты которых приложила в публикации британская газета, в контракте был бонус $100 млн, если ФИФА отдаст ЧМ-2022 Катару.
По данным медиа, в 2013 году Катар предложил федерации еще один медиаконтракт на $480 миллионов. На этот раз соглашение было заключено с компанией BeIN Media Group. Но скриншотов этой сделки нет. По информации газеты, цифры в договоре в пять раз превышают предыдущие ТВ-контракты этого региона.
В те годы президентом ФИФА был Блаттер. В 2015 году он был отстранен от своей должности из-за коррупционного скандала и получил запрет на участие в любой футбольной деятельности на 6 лет. То же самое наказание получил Платини. Тогда оба оказались связаны из-за перевода в размере 1,8 млн франков со счета Блаттера на имя Платини. Но если французская прокуратура докажет причастность француза в схеме получения Катаром чемпионата мира, то для бывшего президента УЕФА все может усложниться. Однако главный вопрос из нового витка расследования: появится ли имя экс-президента Франции не только в журналистских материала, но и в протоколах прокуратуры?
Помимо госинтереса, у Саркози мог быть и личный мотив. В 2010 году приближались выборы президента Франции, и политику требовались деньги для избирательной кампании 2011–2012 годов. Даже если это так, то деньги эмиров мало помогли Саркози: он проиграл выборы Франсуа Олланду во втором туре выбором, уступив всего 3,2%.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 11
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.