Спрос на путевки в казанских туристических агентствах упал уже на 10-15%. Туристы в смятении: приберечь деньги или все же съездить отдохнуть? Спрос снижается, в то же время цены на путевки по сравнению с прошлым годом выросли как минимум на 15%, а на некоторые направления даже до 30%. Куда на этом фоне движется туристический бизнес в Казани, выяснял корреспондент "Бизнес Онлайн".

ПАДЕНИЕ СПРОСА: КЛИЕНТЫ СОМНЕВАЮТСЯ, СТОИТ ЛИ ОТДЫХАТЬ ВО ВРЕМЯ КРИЗИСА

- Тенденция снижения спроса на турпродукт на фоне кризиса есть, но она пока не катастрофична, - говорит президент ассоциации турагентств РТ Рамиль Мифтахов. - На ноябрьские праздники мы распродали туры еще в сентябре, поэтому тут кризис на спросе не сильно сказался. Этот период мы совершенно спокойно отработали. А вот на Новый год падение, я думаю, будет посерьезнее. Сейчас люди в ожидании непонятно чего, поэтому отдых в их планы не входит.

Подобного мнения придерживаются и в агентстве путешествий "Открытый мир", где не отрицают факта снижения спроса.
 
- Да, желающих отдохнуть стало меньше примерно на 10-15%, - отметила Наталья Сомова, менеджер агентства "Открытый мир". - Люди опасаются, не знают, что лучше сделать с деньгами, приберечь или потратить. Между тем, среди тех, кто все же едет отдыхать, спросом, по-прежнему, пользуются жаркие страны - Тайланд, Эмираты, Египет.

Кризис еще впереди, отмечают в турагентствах. И бояться нужно не сегодняшнего снижения спроса, а весны, или даже ближайшего Нового года, когда снижение количества туристов прогнозируется уже не на 10-15%, а на все 30%.

- Многие уже спрашивают более бюджетные варианты, например туры по России. Те, кто изначально рассчитывал потратить какую-то крупную суму, они также и бронируют. Но, конечно, спад туристов будет однозначно, - считает Влада Саетова, замдиректора салона путешествий "Киви тур".

МЕЛКИМ КОМПАНИЯМ ЛУЧШЕ НАЧИНАТЬ СВОРАЧИВАТЬСЯ УЖЕ СЕЙЧАС

- В первую очередь кризис скажется на мелких компаниях. Крупные еще могут заработать, они имеют офисы не в аренде, а в собственности, у них серьезный квалифицированный штат -  выживут без проблем. Мелким компаниям на сегодняшний момент я бы порекомендовал просто разбежаться, с точки зрения экономии денег, - дает совет Мифтахов. 

ПОЧЕМУ ДОРОЖАЕТ ОТДЫХ?

- По сравнению с прошлым годом, цены выросли от 15 до 30%, не говоря уже о сезонных турах. Все же подорожало, начиная от энергоресурсов, - отмечает Рамиль Мифтахов. – Поэтому  15% - это лишь минимальное подорожание.

Злую шутку с туристами играет и доллар.

- Стоимость путевок в те страны, что в долларах, увеличивается, потому что доллар растет. Бывает так, что туристы бронируют тур по одной цене, приходят на следующий или через несколько дней оплачивать, но тот же тур стоит дороже. Если курс доллара изменился на рубль, стоимость тура увеличивается на две-три тысячи рублей, - поделилась с корреспондентом "Бизнес Онлайн" Саетова. – А вот стоимость туров в евро, наоборот, падает, появляются даже горящие туры, например в Прагу. Видимо, у некоторых туроператоров уже начинается спад, клиенты бронируют меньше, и, соответственно, приходится снижать цены.

Ирина Калентьева