Евгения Ардашева – основатель и гендиректор центра развития «Индивид.Ум»

НАЙТИ ЛЕНИВОГО РЕБЕНКА – ЭТО НАДО СИЛЬНО ПОСТАРАТЬСЯ

С Евгенией Ардашевой, которая, будучи уже доктором экономических наук, открыла в Казани необычную монтессори-площадку, а теперь и начальную монтессори-школу, мы встретились в ее новом помещении на ул. Комсомольской, 1. Оно сразу очаровывает: здесь просторно, экологично, много воздуха и света… А еще здесь много удивительных… учебных пособий? Они куда больше похожи на яркие разноцветные игрушки. Но это серьезный автодидактический материал, специально разработанный для самостоятельной работы детей. Даже взрослому хочется подержать все в руках, повертеть – и вдруг обнаружить, что математика и геометрия, язык и естественные науки – это очень понятно и при этом глубоко! Вот и дети здесь изучают даже сложнейшие предметы сенсорно, через материал.

– Монтессори-метод глубоко научен, поскольку основан на фундаментальных знаниях об особенностях и потребностях детей на каждом этапе развития, – рассказывает Евгения Павловна. – Природа предусмотрела «задачи возраста», и если давать возможность детям их решать через постоянную работу с тем материалом, который «тянет» к себе, то развитие идет своевременно. Не убегает и не тормозится, а именно всё происходит в свое время. Неудивительно, что все дети очень самостоятельны, деятельны и многое умеют: к шести годам легко работают в десятичной системе со всеми четырьмя операциями (сложение, вычитание, умножение, деление), знают дроби, пишут и читают, а в начальной школе понимают отрицательные числа, степени и квадратные корни, теорему Пифагора, делают проекты и исследования по географии, биологии, истории, изучают музыку и искусство. Серьезная учеба, результаты которой удивляют.

Мария Монтессори, прекрасный врач, педагог, ученый, на основании наблюдений, большой практики в разных странах и собственного гения (!) вывела закономерности человеческого развития от рождения до зрелости, – говорит Ардашева. – И на этой основе осознала, как дети могут осваивать естественным образом новые навыки, учиться с удовольствием, брать из среды как раз то, что важно для становления личности и социализации. Человеческая природа открывает в каждом возрасте определенные каналы, так называемые сензитивные периоды, которые позволяют ребенку учиться через желаемый и активный труд, а потому как бы незаметно. Все, что может ребенок в определенном возрасте сделать сам, мы даем ему делать самому. Например, наши дети говорят, что сами научились писать и читать! Что не менее важно, вместе со свободой работать ребенок получает и ответственность работать. Опять же осознание этого – процесс долгий и незаметный. То есть работа в классе – это и свобода, и ответственность! Все как в жизни!

Евгения Павловна улыбается:

– Вообще, найти ленивого ребенка – это надо сильно постараться. Если все же мы наблюдаем что-то подобное, то тому есть причины, препятствия, которые надо снимать. Опытный взрослый помогает, направляет, он гид, который знает, как создать среду, как ориентировать в ней, когда вмешиваться в процесс, а когда, затаив дыхание, наблюдать в сторонке. Помоги мне сделать самому, помоги мне думать самому, помоги мне самому стать членом общества – вот что как бы говорит нам ребенок. Это девиз метода от 0 до 18!

Монтессори работала с самой человеческой природой, она была истинным ученым. Не ставила изначально задачи научить, хотела помочь научиться. Человек делает себя сам, мы не можем поработать за ребенка в процессе его развития. Заставить можем, конечно, и исторически заставляем, но глубоко остается в нас именно то, что сделал человек сам, следуя внутренней потребности. «Ребенок – отец человечества», а потому каждый из нас и наше общество есть результат того, как поработал наш ребенок когда-то.

Исходя из такого подхода, и дисциплина у нас выстраивается активная, подвижная, дети говорят, общаются и при этом продолжают заниматься. Нам не нужно наказывать. Впрочем, у меня, как и у всех наших педагогов, и нет традиционных карательных инструментов: мы не ставим ребенка в угол, не наказываем плохой оценкой, не делаем записи в дневнике, не вызываем родителей. Помимо того что подобное унижает, угнетает личность, это учит только одному способу поддержания порядка и получения знаний, закладывает единственный способ взаимодействия учителя и ученика, взрослого и ребенка, старшего и младшего, сильного и слабого, руководителя и подчиненного, государства и общества... Хотим иметь демократическое, гуманное, миролюбивое общество – начинать нужно с детей, дать им возможность развиваться без насилия. 

У НАШИХ ДЕТЕЙ ПРОБЛЕМ С МАТЕМАТИКОЙ НИКОГДА НЕТ

– Какая в вашей начальной школе программа обучения?

– У нас в программе 8 основных предметов – география, в которую входят также основы естественных наук и экономическая география, биология, история, математика-арифметика, математика-геометрия, язык, включая литературу, искусство и музыка. Работа начинается от общего к частному благодаря так называемым Большим историям. Это рассказы, которые учитель дает в начале учебного года, задавая некую познавательную рамку – начиная с ответа на вопрос, откуда все взялось, до рассказов о том, что появился человек, и объяснений, что он смог сделать полезного за историю своего существования. Рассказ ведется с опорой на воображение детей, используются прикладные демонстрации и эксперименты, ведь воображение – это человеческое качество, которое получает мощное развитие как раз начиная с 6 лет. Поэтому уроки у нас образные, интересные, яркие, используется много дополнительного материала, схем, рисунков. Мы пытаемся простым и ярким языком говорить о сложном.

Так же впечатляюще даются и ключевые уроки – это вводные уроки, раскрывающие саму суть, саму концепцию какого-либо сложного понятия. Благодаря им нам удается довольно рано давать детям многие «взрослые» темы, например дроби, проценты, системы счисления по разным основаниям (десятичная и не только), степени, корни, отрицательные числа, площади и объемы, первые теоремы, темы из языка (родного и иностранного), смена дня и ночи, сезоны, работа воздуха и воды, классификации позвоночных и так далее. Могу перечислять бесконечно… Вообще, уроки (у нас они называются презентацией работы с материалом) даются детям в небольших группах и далее самостоятельно прорабатываются школьниками, о чем они ведут записи в специальном дневнике. Видите, у нас тоже есть дневник, но он нужен для самоконтроля учебы ребенка, а со временем и для самостоятельного планирования. Эдакий учебный тайм-менеджмент по монтессори!

Очень хорошо, если многое удалось заложить еще в монтессори-классе от 3 до 6 лет. Например, еще на дошкольном уровне наши дети легко осваивают счет до тысяч, а в школе – уже до миллионов и далее. С нашими монтессори-пособиями это интуитивно очень понятно, сенсорно, наглядно. Математика начинается со счета до 10, а далее сразу закладываются основы десятичной системы. В школе по тому же принципу мы знакомим с системами счисления по любым основаниям. Или, например, дроби дети легко осваивают, еще и не зная, что это дроби, просто работают с металлическими кругами, которые разделены на равные части. Круг состоит из нескольких равных частей, а это фундаментальная концепция дроби – целое, разделенное на равные части. Это закладка очень глубинная: ребенку 4–5 лет, а он глубинно работает с концепцией дробей. И не надо ничего зубрить, материал подготовлен так, что обучение похоже на игру, хотя это настоящая работа, исследование. Освоив основы десятичной системы, ребенок знакомится с операциями с числами, сразу многозначными, а позже в школе легко начинает умножать шестизначные числа на четырехзначные. Родители изумляются… У детей, прошедших такую подготовку, проблем с математикой никогда нет. Они понимают ее структуру, логику. Я больше скажу: дети, по сути, проходят путем первых людей, открывающих математические понятия и концепции, ведь те же дроби когда-то, как-то и кто-то изобрел…

Мне также очень нравится, что в программу входят блоки музыки и искусства. Они достаточно глубоки и при этом доступны всем детям. В классе есть особая музыкальная зона, здесь по специальному материалу дети будут изучать основы нотной грамоты, музицировать, изучать ритм и движение под музыку. Также есть уроки морали, или, как принято говорить, уроки о «внутреннем свете». Без нравоучений, а в виде конкретных навыков ухода за собой и средой, умения общаться, действовать в конфликтных ситуациях. Очень важны и нужны уроки вне класса, так называемые going out, когда небольшая группа детей в рамках какого-либо своего проекта с сопровождающим взрослым выходит во внешнюю среду. Туда, где есть дополнительная учебная информация и эксперты, где можно что-то зарисовать, записать, взять литературу. Из дополнительных занятий у нас еще – английский язык, физкультура, работа с психологом на развитие эмоционального интеллекта, ведь дети постоянно и свободно общаются, работают и учатся в группах.

Как видите, программа шире, чем в обычной школе, но благодаря отсутствию классно-урочной системы, тому, что уроки даются малым группам детей, разновозрастным классам, отсутствию сравнения детей между собой, возможности учителя каждый день корректировать программу под особенности работы отдельных детей и их групп достигается индивидуализация образования. Все дети разные и выйдут на разные результаты в итоге, но в нашей школе есть все шансы, что каждый ребенок выйдет на свой максимальный потенциал. Поэтому аттестации для нас – необходимая формальность, но не главное. Главное – содержательное и комплексное понимание того, что делает ребенок, насколько он эффективен в самостоятельном выборе деятельности, над чем он сейчас работает, куда двигается. Именно об этом важно говорить родителям, освещая результаты и успехи учеников.

– Все наслышаны о самостоятельности детей из монтессори-классов в быту. Что скажете об этом?

– О да! Это первое и очень яркое впечатление от пребывания в наших классах, хотя мы уже привыкли и часто удивляемся, что люди изумляются. Начиная с прихода в тоддлер-класс (примерно с 1,5 лет) дети быстро и с удовольствием осваивают навыки самообслуживания. «Я сам» – это главное и естественное для растущих личностей. Среда к этому располагает. Дети очень любят ухаживать за собой и за средой, все убирать, намывать, протирать. Ребенок охотно может сам яблочко или банан порезать. У нас столовые приборы хоть и маленькие, под детскую руку, но настоящие. В школе же дети уже выстраивают социальный порядок. Много выходят за пределы класса. Например, могут сходить за продуктами в магазин. Понятно, что вместе с ними идет взрослый, присматривает. А так дети все делают сами. Скажем, надо купить морковку, капусту. Сначала дети составляют список того, что именно нужно купить. Записывают, сколько им выдано денег. В магазине сами спрашивают у продавцов, где что нужное лежит. Сами расплачиваются на кассе. Когда возвращаются, считают по чекам, сколько истратили и сколько осталось. То есть авансовый отчет делают… Заодно и математику на практике прокачивают.

– Шестилетние ребятишки? Ну надо же!

– Знаете, их родителям кажется, что это чуть ли не подвиг, а сами дети считают, что это нормально и просто. Таких моментов обучения практической жизни у нас очень много. Вне школы проходит немало занятий, заодно дети учатся цивилизованно продвигаться по улицам. Например, раз в неделю ходим в библиотеку, она неподалеку. Недавно на наших детей завели учетные карточки. Ребятишки такие довольные! Они уже знают, как сдать книги, как продлить. Учим по телефону заранее нужную книгу заказывать – тоже важный навык для этого возраста.

МЕТОД ПОДХОДИТ ВСЕМ

– Евгения Павловна, почему вы решили открыть монтессори-детсад и школу?

– Я пришла в образование из другой сферы, но меня всегда интересовали вопросы развития в принципе. Защитила докторскую диссертацию по экономике, доктор экономических наук. Но очень хотелось попробовать свое дело, причем обязательно в социально значимой сфере, чтобы было ново, трудно, серьезно, важно. Сфера детского развития, нового образования подходила идеально. Дочке на тот момент было уже 3,5 года, вот все и сошлось. Меня как ученого поразил монтессори-метод, я увидела его научную основу. В тот момент в Казани монтессори-площадок не было, поэтому пришлось нелегко, первые наши сотрудники, включая меня, поехали в Москву учиться. А сегодня наш центр – пока единственная в Казани монтессори-площадка, где на всех возрастных ступенях есть педагоги с дипломами AMI – это высочайший стандарт обучения монтессори-педагогов в мире. Я сама в Испании получила международный диплом AMI, что позволило открыть начальную школу, работать с детьми от 6 до 12 лет. Обучение проходило в Испании, нас было 70 человек со всего мира: из Испании, Индии, Канады, Америки, Румынии, Финляндии, это были мощные, сильные курсы. Три года мы учились, три лета ездили в Испанию, почти все лето там проводили на очных занятиях, в промежутке были заочные сессии, было очень много практики в разных городах и школах. К счастью, во всем мире и уже в России есть монтессори-сады и школы, опыт накоплен огромный.

– Кому из родителей вы советуете записать детей в монтессори-школу «Индивид.Ум»?

– Метод подходит всем. Хочу еще раз подчеркнуть: он научный, основывается на фундаментальных возрастных потребностях и особенностях. У нас есть такой термин «человеческие тенденции» – это те черты, которые присущи человеку как виду, которые миновать невозможно. Мы принимаем в наши классы уже прямо сейчас, надо просто связаться с нами, пригласим на встречи, чтобы рассказать, показать, как и чему учатся наши дети. Есть и летний формат. Мы находимся рядом с парком «Кырлай», практически на берегу Казанки, поэтому этим летом часть образовательно-оздоровительной программы будет проходить на воздухе. Хотелось бы, чтобы родители осознанно принимали решение. Тем более сейчас много прогрессивных, продвинутых родителей. Они побывали в разных странах, знают, что там разные системы образования, и только рады, что ребенок не будет жестко привязан к парте, не будет мотивирован на учебу отметками. Конечно, на нас лежит огромная ответственность. Для этого мы так долго и основательно учились, для этого мы сделали такое хорошее и удобное помещение в зеленой зоне на берегу реки…