«НАШИ ДУХОВНЫЕ ЛИДЕРЫ ЕСЛИ И ЛОБЫЗАЮТ СИЛЬНЫХ МИРА СЕГО, ТО…»

На днях глава римской католической церкви встал на колени перед лидерами Южного Судана и поцеловал им ноги, умоляя сохранить мир в их истерзанной войной стране. Даже получив независимость, это государство не перестало быть ареной кровопролитных междоусобиц, стоивших жизни сотням тысяч людей. Достигнутые недавно мирные договоренности постоянно откладываются и нарушаются, а военный переворот, свершившийся в соседнем Судане, может самым непредвиденным образом дестабилизировать и без того хрупкий мир на африканской земле. И понтифик решил использовать весь свой авторитет, чтобы мирный процесс все-таки не был сорван.

Согласитесь: нечасто нам приходится видеть, как человек, стоящий на вершине мира, так унижает себя ради блага человечества. Вне всяких сомнений, это очень сильный жест, на которой способны далеко не все религиозные лидеры. Сложно представить, чтобы патриарх русской православной церкви целовал ноги украинским генералам и полевым командирам Донбасса или шейх всемирный исламской лиги — политикам Палестины и Израиля. Наши духовные лидеры если и лобызают сильных мира сего, то, увы, совсем в иные места и совсем с иными целями.

Тремя годами ранее Папа Римский совершил не менее сильный символический жест. В Великий Четверг Страстной недели он омыл и поцеловал ноги 12 верующим — 11 беженцам и одной итальянке в центре временного содержания лиц городка Кастельнуово-ди-Порто, расположенного близ итальянской столицы. Среди 12 верующих католиков было только пятеро. Остальные представители других религий: трое мусульман, трое коптов и один индуист. Еще ранее в колонии для несовершеннолетних Casal del Marmo среди прочих малолетних преступников участницей обряда стала также мусульманка из Сербии.

Традиция омывания ног в Великий Четверг, отсылающая нас к Тайной Вечери, существует и в других христианских деноминациях. Даже в РПЦ она была недавно возрождена. К слову, этот день католическая церковь отметила на этой неделе, а РПЦ будет отмечать на следующей. Но если у православных священники моют ноги священникам, а в других конфессиях могут омыть ноги и прихожанам, но обязательно христианам, то понтифик впервые в мировой истории распространил этот обряд и на нехристиан. У католической церкви есть много внутренних проблем, но в вопросах межрелигиозного диалога она — несомненный лидер планеты.

Удивительно, но у сторонней публики христианский обряд омытия ног нередко вызывает гневное, даже яростное, осуждение. Страшно бывает заглянуть в его обсуждения на интернет-форумах, где христианских священников поносят просто на чем свет стоит за то, что они падают на колени перед другими и моют им ноги. И эта реакция, как ничто другое, показывает, насколько сильно изменился наш мир, который не сулит ничего хорошего для всех традиционных религий, в том числе и для ислама.

ВСЕ ПЕРЕВЕРНУЛОСЬ С НОГ НА ГОЛОВУ

В чем главное отличие традиционной культуры от современной? В той точке отсчета, которая задает направленность всем остальным смысловым координатам. В традиционном обществе коллектив преобладает над человеком, а в современном, наоборот, человек возвышается над коллективом. Раньше человек был неотъемлемой частью рода, племени, религиозной общины. Вместе с остальными он разделял глобальные цели и смыслы жизни, а также субсидиарную ответственность за грехи и преступления. У многих народов было распространенно даже такое наказание, как изгнание своего провинившегося собрата. Человек, оставшийся без роду и племени, становился никем, и с ним можно было сделать все что угодно. Сегодня это просто немыслимо.

Современное же общество предельно атомизировано. Деньги как универсальный конвертатор всеобщего обмена и идея свобод и прав человека дробят его на множество независимых личностей, застолбивших за собой автономное социальное пространство. Сегодня уход из своего материнского сообщества — не наказание, а скорее благо. Экспаты часто имеют намного больше возможностей, чем соплеменники, оставшиеся дома. Все перевернулось с ног на голову.

Отсюда и отличия в системе ценностей для традиционного и современного укладов жизни. В современном обществе культивируется сам человек, его индивидуальность. Быть самим собой — главный лейтмотив духовных, да и карьерных, поисков современного человека. А успеха добивается тот, кто ломает существующие стереотипы, выходит за рамки привычного. В традиционной же системе координат, напротив, индивидуальность человека ставится вне закона. Борьба с самим собой — эго, нафсом, плотью — и есть суть духовного пути в традиционных культурах. Жизнь всегда строится по эталону великого прошлого. О какой ломке стереотипов тут может вестись речь?

Обряд омытия ног — самоунижения ради других — отголосок той старой картины мира. И негативная реакция по этому поводу — верный признак того, почему традиционная религия неизбежно проиграет, уступив позиции либо своим осовремененным версиям, либо вообще новым религиозным движениям. Речь идет не только о католицизме и православии, но и об исламе тоже.

ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ЭТОЙ СЛАДКОЙ ПРИМАНКИ НАФС НИКОГДА НЕ ЗАХОЧЕТ

Как известно, традиционному исламу противостоит пресловутый ваххабизм. Многие справедливо отмечают, что «традиционники» часто бывают инертны, в то время как ваххабиты обладают какой-то внутренней харизмой, весьма привлекательной для окружающих. В чем секрет этой привлекательности? И почему ваххабизм, несмотря на все наше сопротивление, неизбежно победит?

Как уже было сказано, в современном атомарном обществе человек — одинокий пуп земли, вокруг прав и кошелька которого вращается вселенная. При этом важно понимать, что общество атомизируется не по чьему-то злому умыслу, а прежде всего в силу экономических причин. Для того, чтобы победить или хотя бы выжить в нескончаемой конкурентной борьбе, нужна предельная социальная мобильность. Поэтому прежний монолит общества и нескончаемо дробится на множество отдельных индивидуумов. А раз общество перетекает в новый формат, для него теперь нужна новая идеология. Идея индивидуализма во всех своих проявлениях и есть эта неизбежная надстройка над поменявшимся базисом.

Однако традиционная религия остается продуктом прежней, надличностной, эпохи. Поэтому она продолжает проигрывать старую пластинку о том, что нам необходимо быть частью чего-то большего. Осознавать свою причастность к чему-то превосходящему традиционная религия учит нас через послушание. Послушание имаму своей махалля, учителям мазхаба, наставнику-устазу и так вплоть до высшего Авторитета в религии. Посыл ее примерно таков: не ты в религии главный, есть что-то выше тебя. Подобное послушание помогает человеку вырваться из плена своего самовлюбленного эго (нафса) и тем самым обрести свободу, ведущую к Богу. 

У ваххабитов же все по-другому. Их главный посыл служит противоположной цели — потрафить тщеславию современного человека. Он звучит примерно так: вот Коран, вот Сунна — читай и решай сам! Ведь это весьма заманчиво, подобно великим муджтахидам, самим отвечать на сложнейшие религиозно-богословские вопросы. Ваххабиты ослеплены этим красивым лозунгом, делающим их значимыми в собственных глазах. Ваххабитский лозунг — бальзам для человеческого эго (нафса), раздувающегося благодаря нему до невообразимых пределов. Поэтому для ваххабитов с таким суперэго нет никаких авторитетов: таким не указ ни имам, ни муфтий — им можно плюнуть в лицо или прикончить их где-нибудь в подворотне, что нередко и происходит. К слову, непризнание официального института ДУМ — из той же оперы.

Вот почему ваххабиты, несмотря на свою «средневековую» длиннобородость и короткобрюкость, это очень современные люди. Ибо сегодня весь мир перекраивается под принципы и стандарты индивидуализма, делающего тебя, потакающего бесконечным желаниям эго, главным двигателем потребительской экономики и центром нового мироздания. Отказаться от этой сладкой приманки нафс никогда не захочет, ведь довериться авторитету, который выше тебя, означает потерять контроль над ситуацией, отказаться от своей эгоцентричности, что для трусливого и самовлюбленного эго равно смерти. Поэтому у традиционной религии практически нет шансов. Что она может предложить взамен? Преклонение перед дряхлыми стариками и целование чужих ног? Ха-ха-ха. Вот почему ваххабиты, оседлавшие волну индивидуализма, и их коллеги в христианском мире сметут на своем пути всех своих идейных конкурентов, старомодно говорящих о каком-то там послушании и самоуничтожении.

И кто знает — может, следующие, кому Папа будет целовать ноги, окажутся не просто приверженцами ислама, но мусульманами, исповедующими ваххабитско-индивидуалистические взгляды. Папа, целующий ноги своим палачам. Это воистину христианский сюжет.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции