МЭР СТОЛИЦЫ РТ СЧИТАЕТ УСЛОВИЯ ДЛЯ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА В ГОРОДЕ «ЛУЧШИМИ ИЗ ХУДШИХ»

Мэр Казани Ильсур Метшин в ходе рамках XV Международного экономического форума в Санкт-Петербурге дал развернутое интервью радиостанции «Эхо Москвы». В нем речь шла о наиболее актуальных для Казани темах – решении транспортной проблемы, подготовке к Универсиаде, межнациональных отношениях и о том, за счет чего столица Татарстана может стать центром притяжения на ближайшие 10 лет. 

ПРОБОК НЕ БУДЕТ

- Ильсур Раисович, вчера несколько мэров встречались и обсуждали проблемы городов. Мэр Москвы Сергей Собянин сказал, что главная проблема Москвы – транспортная, это пробки. Как бы вы обозначили главную проблему Казани?

- И как мэр, и как человек, который следит за настроением своих жителей, за данными социологических опросов, встречается с людьми, я знаю, что проблема качества дорог, пробок – номер один сегодня и для всех, потому что кто-то ездит за рулем, кто-то - в качестве пассажира в общественном транспорте.

Количество автомобилей у нас ежегодно растет на 20 процентов. В Казани машин в 6 раз больше, нежели запроектированная пропускная способность дорог. И это серьезнейшая проблема. Нам помогает Универсиада, благодаря подготовке к ней свет в конце тоннеля хорошо виден: к концу 2012 года мы на 95 процентов реализуем транспортный план. А это строительство 120 км дорог, реконструкция, капитальный ремонт свыше 100 км дорог, строительство 14 развязок, 44 пешеходных переходов, трех новых станций метро, более 10 многоуровневых паркингов в центре города, интермодальные перевозки между железнодорожным вокзалом и аэропортом… Комплекс всех этих мероприятий позволяет нам с уверенностью сказать, что в Казани пробок не будет.

- А какая часть этого плана уже реализована?

- В этом году мы только утвердили транспортный план. Работы идут полным ходом, но каждая развязка обходится в 1,5 - 2,5 миллиарда рублей, из которых от 40 до 60 процентов уходит на перенос сетей. Любая дорога – это прежде всего коммуникации: вода, канализация, тепловоды, и перенос их без движения – огромная проблема. Это не дачный домик построить, это серьезнейшая проблема.

- А у вас были проблемы с землеотводом?

- Нет. Мы, слава Богу, ни при возведении спортивных объектов, ни при строительстве транспортной инфраструктуры у нас нет таких проблем. Или же мы решаем их в нормальном режиме, то есть выкупаем или меняем, если это собственники, на другие привлекательные участки.

- Сколько средств уйдет на решение транспортных проблем?

- Транспортный план предусматривает 39 миллиардов рублей плюс 17 миллиардов на строительство метро.

- То есть решение транспортной проблемы – это не строительство дорог, но и другие меры?

- Безусловно, это комплекс мер. Одной таблетки от всего нет. Это комплекс проблем, включая культуру вождения, культуру наших водителей. Во всем мире принято – поставил машину на паркинге или на специально отведенном месте, 10 - 15 минут прошел пешком. Наш автовладелец прямо к подъезду подъезжает, чтобы одной ногой сразу попасть в квартиру, идти ему далеко. А к дому из-за этого не может подъехать мусоровоз, я уж не говорю про скорую помощь, пожарных и другие специальные службы. Что касается ГИБДД, мы работаем в очень тесном контакте, и наше ГИБДД - одно из самых продвинутых в Российской Федерации по количеству новшеств – IT, видеокамеры, система «Паркон», система выделенной полосы движения…

- А вот чтобы выйти на дорогу с палочкой, когда пробка…

- У нас инспекторы ГИБДД работают в поте лица. Конечно, кто ГАИ любит? Никто же не задумывается, что это прежде всего безопасность дорожного движения, а они работают именно в этом направлении. Сейчас они сильно помогают разгрузить пассажиропоток именно в тех местах, где идет стройка.

ЛЮДИ СТАНОВЯТСЯ ТРЕБОВАТЕЛЬНЕЕ

- У вас в местной прессе не раз звучала критика по поводу ямочного ремонта. Качество ремонта, кажется, жителей не очень устраивает…

- Вы не забывайте, что мы работаем по 94-му федеральному закону. Подрядчиков мы выбираем согласно этому закону, а там один вопрос – цена, кто ниже цену дал. А все остальное - это уже наша задача: как умудриться заставить их работать так, как нужно. Что касается качества проводимых работ, у нас есть палка – технадзор, акты приемки выполненных работ.

Речь о другом. В Казани по сравнению с любыми городами-миллионниками, даже без Универсиады, ежегодно строим кратно больше дорог. У нас больше всех объем капремонта, ремонта дворов, больше детсадов строим, других социальных объектов – наши люди требовательнее. Они требуют от нас, и это справедливо, больше изменений, больше дорог, быстрее, выше, сильнее, как в спорте.

- Я хочу продолжить дорожную тему. Построят три новые станции метро. По-моему, сейчас жители Казани не очень часть пользуются метро…

- Пять лет назад, когда я приступил к исполнению обязанностей мэра, из 550 тысяч пассажиров общественного транспорта от 5 до 7 тысяч пользовались метро. Как только мы перешли за реку и связали метрополитеном две части города, этот показатель вырос до 65 - 70 тысяч. Как только мы введем в строй новые станции - а все три станции будут сдаваться одновременно - минимальный пассажиропоток вырастет до 220 тысяч, то есть практически 40 процентов пассажиров перейдут в метро. А сейчас просто первая линия метро не завершена.

ЧЕРЕЗ ДВА ГОДА ЭТО БУДЕТ АБСОЛЮТНО ДРУГОЙ ГОРОД

- Перейдем к теме Универсиады, вы сегодня говорили на круглом столе на эту тему. Вы развиваете транспортную сеть, какие еще мероприятия проводятся?

- Вся городская инфраструктура сегодня готовится к Универсиаде. Безусловно, в первую очередь - спортивные объекты. Из 31 спортивного объекта, включенных в федеральный список подготовки к Универсиаде, готовы и функционируют уже 26, причем работают они не только для профессиональных спортсменов, для детских и юношеских спортивных школ, - они открыты и доступны для наших школьников, и по воскресеньям с 8 утра до 14 часов открывают двери для жителей этого района. Спортивная инфраструктура у нас будет готова к 2012 году.

Сегодня на форуме обсуждалось наследие крупных спортивных мероприятий. Безусловно, для меня, как для мэра, важно, что меняется город, дороги, аэропорт, новый вокзал, появятся новые спортивные объекты в самых густонаселенных микрорайонах Казани, при федеральных вузах… Но главное - меняются люди. С нас сошел налет провинциальности, ощущение Казани как города какого-то там третьего сорта. У нас же были только Москва и Санкт-Петербург. Три года назад мы гордились, когда нас назвали третьей столицей, или когда в прошлом году Дмитрий Анатольевич Медведев назвал нас спортивной столицей России. Сейчас мы говорим – мы просто Казань, так же как есть Мадрид, Барселона, Нью-Йорк, Вашингтон, другие города мира. Поэтому я думаю, что уже через два года к Универсиаде это будет совершенно другой город, достойный новой России и что самое важное - с новой генерацией людей.

- Что вы имеете в виду под налетом провинциальности?

- Вы не забывайте, 20 лет назад мы к вам в Москву ездили за колбасой без талонов, за мясом, за консервами, за шоколадными конфетами, карамельками…

- А сейчас, на ваш взгляд, Казань – это европейский город?

- Скажем так, мы - образовательный центр Поволжья, один из старейших образовательных центров России, большой научный центр, один из IT-центров России. Я считаю, что мы центр культуры, у нас театр, балет – есть все для того, чтобы гармонично развивалась личность любого формата, любых вкусов. Думаю, совсем недалек тот день, когда мы станем городом, легко узнаваемым в мире, в Европе, городом европейского масштаба.

ЧИСЛО ПРИЕЗЖИХ РАСТЕТ

- В продолжение этой темы – молодежь уезжает из Казани? Есть статистика?

- Статистика, безусловно, есть: у нас положительная миграция. Во-первых, у нас за последние два года положительный прирост населения за счет того, что количество рождений превышает количество смертей. И число приезжих в Казань растет. То есть прирост не только за счет рождаемости, но и за счет числа приезжих.

- А сколько уезжает?

- Сколько уезжает, я не могу сказать, на сегодняшний день по данным последней переписи нас почти 1 миллион 200 тысяч. Как мэр я должен конкурировать с другими мэрами в борьбе за людей - как конкурируют между собой компании, «Мерседес» с «БМВ», к примеру. Я считаю, что в Поволжье мы будем главным магнитом, который притянет лучшие, прогрессивные силы, и молодежь, и тех, кто уже немолод, и тех, кто будет возвращаться с Севера, заработав деньги, и военных, которые по федеральным программам будут переезжать. Мы центр притяжения на ближайшие 10 лет, в этом у меня нет сомнений.

- А что вы можете предложить молодежи, чтобы они не уехали в Москву или в Петербург учиться?

- Во-первых, я бы хотел сказать, что мы один из самых безопасных городов. Один из самых толерантных городов, слава Богу, у нас нет национальных, расовых, межконфессиональных проблем. У нас хорошие условия для учебы, прекрасные условия для проживания в Деревне Универсиады, которая станет общежитием, или правильнее сказать, студенческим кампусом федерального университета на 20 тысяч мест. Это трехзвездочный отель – там есть прекрасные комнаты с кондиционером, кухня, туалет, ванная, душ, то, чего нет в других…

ЕСТЬ ДВЕ НАЦИОНАЛЬНОСТИ

- Давайте поговорим о проблемах, которых у вас нет. Приезжие – это проблема для города, приходится как-то ассимилировать людей?

- Я приезжий. У меня ни одного родственника в Казани не было, когда я приехал 17-летним выпускником из небольшого провинциального городка Нижнекамска, и стал студентом, аспирантом, потом поступил на работу… Вот вам лучший пример того, чего можно в Казани добиться, не имея ни «мохнатой руки», ни одного родственника.

- Такое гостеприимство – это менталитет или это заслуга мэрии?

- Нет, это вековые мрадиции, причем дореволюционные еще, мы очень дружно всегда жили, русские, татары, марийцы, чуваши, евреи, азербайджанцы, это в крови у нас. Заслуга ли это Мэра? – нет, конечно, но мы этому уделяем большое внимание. И мой предшественник уделял, и наш первый президент, и действующий президент… Если не заниматься вопросом межнационального согласия и мира, то этот вопрос займется тобой.

- А что касается образования, на каком языке преподают в школах?

-  На русском. Есть татарские национальные гимназии, есть чувашские, есть украинские воскресные школы. Если мою семью взять, то мои дети учатся на русском, но в семье мы стараемся разговаривать только на татарском, для того чтобы не забыть родной язык, родную речь. Боже упаси мне представить Казань, где бы остались одни татары. У меня полно друзей, мой свидетель на свадьбе, Юра Эльцер, по национальности немец, ближайший друг – поляк. Вообще есть две национальности, не надо ничего придумывать, две – хороший человек и плохой человек, вот и все.

ЛУЧШИЕ ИЗ ХУДШИХ

- Скажите, почему IT-отрасль так развивается в Казани?

- Просто потому, что мы видим, насколько это удобно. Раньше вы стояли в сберкассе, а теперь по интернету внесли коммунальные платежи. Или раньше вы 10 справок получали и за каждой очередь отстаивали, а сейчас через интернет можете справку получить. У нас на регистрацию браков сейчас электронная заявка…

- А разводов?

- Разводов тоже, к сожалению, но мы по количеству разводов, слава Богу, не лидеры. Но это тоже наша национальная ментальность, мы, прежде чем развестись, долго думаем.

- Как развивается туризм в городе и в регионе?

- У Казани 1000-летняя богатейшая история. Мы на географическом перекрестке всех путей: и Шелковый путь, и Оренбургский тракт, и Сибирский тракт, все это проходило через нас, Волга – тогда ведь не было самолетов. И мы для себя поставили задачу сделать в Казани туризм отраслью городского хозяйства.

5 лет назад стартовали с позиции 460 тысяч туристов. Не стали изобретать велосипед, пригласили английскую компанию, которая выводила на рынок туризма Иорданию. Они приехали, показали на наши плюсы и минусы, и сегодня мы продвигаемся вперед.

Сегодня работаем с экспертами Сколково в этой области, и я вам хочу сказать, что в кризис мы росли на 18 процентов туристов в год. В прошлом году приняли миллионного туриста. Речь именно о въездном туризме. За 5 лет мы выросли в 2 раза. Мы уделяем этому большое внимание и надеемся, что и Универсиада, и чемпионат мира по футболу свою лепту внесут и мы станем очень посещаемым городом.

- Еще такой актуальный вопрос – как город готов к лету? После прошлого года все боятся пожаров…

- Мы тоже боялись вместе со всеми, но на Бога надейся, а сам не плошай. Вплоть до мобилизации народных дружин, вплоть до мобилизации так называемых «партизан», огромная агитация идет в средствах массовой информации, но и просто к этому надо быть всемерно готовым: работа пожарных гидрантов, отремонтированные насосные… В прошлом году, тем не менее, очаги возгорания были, но мы сумели вовремя отреагировать и потушить.

- Мелкий и средний бизнес как себя чувствует сейчас в Казани?

- Я коротко скажу. Прошлогодние и позапрошлогодние результаты исследований Международного банка поставили Казань по уровню комфортности для бизнеса на первое место. В этом году и Казань, и Татарстан заняли первое место по данным исследований «Форбс» и Международного банка.

Но конечно, у нас не Сингапур по условиям ведения бизнеса. Мы лучшие из худших. У нас, к сожалению, те же семь кругов ада при оформлении земельных участков, к примеру. Но проблем кратно меньше, чем в других миллионных городах. Мы лучшие из худших, и мы над этим вопросом постоянно работаем. Количество субъектов малого и среднего бизнеса, и из них успешных, прибыльных в Казани растет.

БИЗНЕС Online