В исполкоме Нижнекамска сегодня прокомментировали драматическую ситуацию с уборкой дорог от снега В исполкоме Нижнекамска сегодня прокомментировали драматическую ситуацию с уборкой дорог от снега Фото: e-nkama.ru

«НЫНЕШНЯЯ ЗИМА ВЫДАЛАСЬ ОСОБЕННО СНЕЖНОЙ»

Сегодня утром во время делового понедельника мэр Нижнекамска Айдар Метшин начал разговор о проблеме издалека. «На прошлой неделе природа преподнесла обильные снегопады, которые „накрыли“ весь Нижнекамский муниципальный район. Потом наступило потепление, сменившееся похолоданием. И пешеходы, и водители транспортных средств в эти дни испытывали затруднения при передвижении. Коммунальная и дорожная техника не успевала привести в порядок тротуары и проезжие части городов и сельских поселений, — начал Метшин, после чего многозначительно добавил. — К сожалению, не все оказались готовыми к таким катаклизмам, хотя у нас достаточно и техники, и людей».

О том, кого имел в виду мэр, стало ясно из доклада руководителя исполкома города Дениса Баландина, но не сразу. Для начала он традиционно отчитался о статистике. Всего в городе 290 км дорог. Из них 54 км — это основные магистрали, 116 км — внутриквартальные, 120 км — промзона и дороги вне города. Магистральные и внутриквартальные дороги чистит МУП «Комплексное предприятие благоустройства города Нижнекамска» (КПБ). Уборка от снега дворов и внутриквартальных проездов — ответственность управляющих компаний. 

«Нынешняя зима выдалась особенно снежной, что подтверждает и объем вывезенного снега по сравнению с предыдущими периодами. На 1 марта — 233 тысячи кубометров, что больше, чем весь объем за зимние периоды последних трех лет», — завил Баландин.


«Данные затраты не были включены в смету»

Далее зашла речь о камне преткновения — дорогах в промзоне. Их протяженность, по словам Баландина, составляет 35 километров. Из них 11 км убирает муниципальный КПБ, остальные — традиционно за предприятиями.

«В период уже начавшейся зимы и выпадения осадков в декабре 2018 года ПАО „Нижнекамскнефтехим“ (НКНХ) и ГК „ТАИФ“ отказались от содержания Соболековской дороги протяженностью 8 километров. Данный участок автомобильной дороги для нижнекамцев является одним из самых важных, так как это не только ежедневный маршрут для тысяч работников НКНХ и других предприятий, но и транспортное сообщение с близрасположенными городами», — сообщил Баландин. По его словам, на уборку этой дороги нужно не менее 9 единиц снегоуборочной техники, а также зарплата, ГСМ, соли и пр. «Данные затраты не были включены в смету на содержание дорог в зимний период 2018–2019 годов. Таким образом, коммунальное предприятие Нижнекамска для поддержание данной автодороги в нормативном состоянии вынуждено направлять снегоуборочную технику, предназначенную для города, тем самым снижая качество уборки в самих жилмассивах», — заявил руководитель исполкома.

НКНХ долгое время был практически единственным градообразующим предприятием города со всеми вытекающими последствиями НКНХ долгое время был практически единственным градообразующим предприятием города со всеми вытекающими последствиями Фото: tatarstan.ru

Здесь стоит заметить, что Соболековская дорога уже давно стала предметом трений между мэрией и ТАИФом. Два года назад перед празднованием 50-летия НКНХ власти города объявили, что к этому событию приурочат реконструкцию трассы. Заявление было действительно громким, потому что дорога — по сути, въезд в Нижнекамск и главная промышленная трасса — находилась в плачевном состоянии, последний раз ремонт проводился в 2008 году. Из-за состояния полотна в ГИБДД вынуждены были снизить скоростной режим на трассе, доведя его в итоге до 40 км/ч, что, конечно же, вызывало многочисленные нарекания горожан. Ремонт предполагался в два этапа: первый — уже в 2017-м, второй — на следующий год. Деньги на работы должны были выделить НКНХ и республика, однако работы так и не начались. Позже, во время интернет-конференции «БИЗНЕС Online», мэр Нижнекамска пояснил, что проблема возникла из-за сложности в механизме выделения денег. В итоге первый этап реконструкции провели в 2018 году, но на деньги республики. В этом году должны завершить второй этап, но источник финансирования непонятен.

Складывается ощущение, что в Нижнекамске нарастают противоречия между властью, ТАИФом и «Татнефтью». НКНХ долгое время был практически единственным градообразующим предприятием города со всеми вытекающими последствиями. Химкомбинат брал на себя львиную долю забот о Нижнекамске. Сейчас же ситуация изменилась — центров силы в городе несколько. И, судя по всему, НКНХ решил снять с себя определенную нагрузку, учитывая, что теми же дорогами пользуются и другие предприятия, в том числе и «Татнефти».

Ситуация с дорогами действительно в этом году была обострена Ситуация с дорогами действительно в этом году была обострена Фото: e-nkama.ru

«ДОРОГА НА НАШЕМ БАЛАНСЕ, НО ОНИ ПЕРЕД ФАКТОМ ПОСТАВИЛИ…»

Так или иначе, но в результате конфликта компаний и мэрии пострадало население. Ситуация с дорогами действительно в этом году была обострена. Люди жаловались на аварии из-за колейности на дорогах и куч снега, которые мешали обзору на разворотах и кольцевых перекрестках. «Нужно признать, что, несмотря на ежедневную работу и принятые меры по уборке снега, мы не можем поставить себе положительную оценку по результатам уходящего зимнего периода. Мы не сетуем на проблемы, с которыми сталкиваемся в ходе работ по содержанию дорог в зимний период, такие как обильные и продолжительные снегопады и автомобили, которые мешают уборке, не ищем оправдания в причинах и объективно принимаем критику жителей и руководства города», — подытожил Баландин. Он же пригрозил, что по итогам в исполкоме сделают выводы, в том числе и организационные.

«Все правильно и по характеру выступления, и по оценке, и по задачам, которые поставлены, — поддержал Метшин выступление. — Но еще раз: мы живем в климатических условиях, которые связаны с обильным выпадением снега. Действительно, в последние годы зима несколько изменилась, потеплела, меньше снега выпадало. Но нынешняя — это обычная нормальная зима, поэтому мы не должны зависеть от объема осадков, а должны быть готовы к любому объему».

Что касается проблем с ТАИФом, то здесь градоначальник несколько снизил накал страстей. «Дорога на нашем балансе, но то, что они перед фактом поставили… Нам действительно пришлось перестраиваться. Но это тоже не должно было сказаться на результате, — заметил он. — Мы в два-три дня привели город в коллапс. Должны быть тщательно изучены эти проблемы и приняты все меры с тем, чтобы подобного не повторялось. Практически всю зиму прошли хорошо и вот на финише имеем такую ситуацию. Еще раз: мы должны быть готовы к любым погодным ситуациям, люди не должны на себе ощущать эти неудобства».

Пресс-служба ПАО «Нижнекамскнефтехим» прокомментировала претензии исполкома в ответе «БИЗНЕС Online». «Соболековская трасса является муниципальной дорогой, ее обслуживание и очистка зимой от снега — обязанность муниципалитета. Никаких договоров с муниципалитетом на обслуживание Соболековской трассы не было и нет. Общая протяженность данной трассы в одну сторону — 4,6 километра. Это менее 1 процента от общей протяженности всех дорог Нижнекамска. Данное обстоятельство никак не могло сказаться на общей загруженности городских коммунальных служб по очистке города от снега. Каждый должен решать свои задачи. Мы производственное предприятие, которое выпускает продукцию, платит налоги в городской бюджет, а муниципальные коммунальные службы должны чистить дороги. Кстати, „Нижнекамскнефтехим“ является самым крупным налогоплательщиком района. По итогам 2018 года уплачено в местный бюджет более 800 миллионов рублей», — сказано в ответе компании.


«ОЧЕНЬ СЛОЖНО ИДЕТ ПРОЦЕСС СОГЛАСОВАНИЯ…»

Впрочем, прозвучали и хорошие новости: в 2019 году Нижнекамск получит из трех бюджетов — федерального, республиканского и муниципального — 1,7 млрд рублей. 480 млн рублей город получит по национальной программе «Безопасные и качественные автомобильные дороги», в которую вошел впервые. На эти деньги отремонтируют дороги по улице 30 лет Победы от проспекта Мира до улицы Табеева, а также обе стороны проспекта Химиков от Вахитовского кольца до улицы Корабельной, улицы Чабьинской от Гагарина до проспекта Вахитова, а также четную полосу улицы 50 лет Октября от поворота индустриального парка «Пионер» до начала Южной.

Айдар Метшин: «Мы не должны зависеть от объема осадков, а должны быть готовы к любому объему» Айдар Метшин: «Мы не должны зависеть от объема осадков, а должны быть готовы к любому объему» Фото: e-nkama.ru

В целом же в порядок приведут 24 км автодорог города, 2 км дорог садово-дачных территорий, 3,2 км в сельской местности, 4,5 км подъездных дорог к детским оздоровительным лагерям, 9 км Соболековской трассы, 11,7 км автодорог регионального значения.

К слову, отремонтируют и Чистопольскую трассу, на которой в прошлом году нижнекамцы устраивали протестный флешмоб и с которой местный житель принес пробитое колесо в приемную помощника Метшина. На ее ремонт понадобится 335 млн рублей. Деньги на условиях софинансирования с республикой в размере 50 на 50 должен выделить фонд развития моногородов. «Очень сложно идет процесс согласования в министерстве экономического развития РФ, но мы совместно с министерством экономики республики делаем все возможное для получения положительного решения, которое мы ожидаем до конца марта», — сообщил градоначальник.