Казанская компания «Данафлекс» открыла собственный завод в Чехии, рассчитанный на выпуск 15 тонн гибкой пленки ежегодно Казанская компания «Данафлекс» открыла собственный завод в Чехии, рассчитанный на выпуск 15 тыс. тонн гибкой пленки ежегодно Фото: president.tatarstan.ru

ОТКРЫТИЕ DGPACK: ШУМ СТАНКОВ И СЕЛФИ НА ПАМЯТЬ

Сделав себе осенью 2018 года подарок на день рождения открытием в ОЭЗ «Алабуга» завода стоимостью 1,7 млрд рублей, владелец татарстанской компании «Данафлекс» Айрат Баширов не остановился на достигнутом и завершил строительство первой очереди собственного завода площадью 10 тыс. кв. метров в чешском городе Простиев в двух часах езды от Праги. На вчерашнее открытие четвертого по счету в РФ и первого в Европе производства казанской компании приехали министр промышленности и торговли Чешской Республики Марта Новакова, глава минпроторга РФ Денис Мантуров и президент РТ Рустам Минниханов.

С рабочим визитом в Чехию президент РТ прилетел около 17:00 по московскому времени. В аэропорту города Брно Минниханова встречали первый заместитель гейтмана Южно-Моравского края Роман Ганак, генконсул России в Брно Александр Будаев и другие, сообщала пресс-служба президента РТ. К слову, попасть в Чехию не удалось одному из представителей МИД РФ — чешские власти посчитали его шпионом. Дипломат летел в Прагу на сегодняшнее заседание межправительственной комиссии, в которой принимал участие и Минниханов.

Рабочая программа президента РТ началась в Чехии накануне с посещения завода MSR Engines, занимающегося разработкой и производством досок для серфинга с мотором. Обсудив с директором компании Мартином Шулой возможность проведения в Казани этапа мирового чемпионата по Motosurf WorldCup, лицензия на который принадлежит чешской компании JetSurf, Минниханов уже в компании Мантурова и Новаковой около 19:00 по Москве прибыл на открытие завода «Данафлекс».

В «Инстаграм» Минниханова попали уже работающие станки, из-за шума на производстве еле слышалась речь Баширова, который что-то рассказывал Новаковой о последних тенденциях. В «ленту» президента попало селфи с Башировым и табличка церемонии открытия, на которой «Добро пожаловать» было написано на трех языках: чешском, татарском и английском.

«Инвестиционный проект компании „Данафлекс“ является хорошим вкладом в расширение российско-чешского сотрудничества на региональном уровне», — сказал Минниханов на открытии. Новакова в своей речи же подчеркнула, что каждый инвестор поддерживается правительством Чехии, а открытый завод — это высокотехнологичное производство. Мантуров пожелал заводу успехов и новых достижений. «Думаю, что мы с вами еще будем свидетелями открытия новых производств», — сказал он.

Айрат Баширов (третий справа) планирует довести долю экспорта до 30% от выручки и осваивать биоразлагаемую упаковку Айрат Баширов (третий справа) планирует довести долю экспорта до 30% от выручки и осваивать биоразлагаемую упаковку Фото: president.tatarstan.ru

«НЕ ЗНАЕМ, ВО ЧТО ВСЕ ЭТО В БУДУЩЕМ ВЫЛЬЕТСЯ, НО…»

Свои планы по чешской стройке Баширов анонсировал еще в 2016 году, а неделю назад он рассказал о проекте на встрече членов закрытого некоммерческого Private Сlub ассоциации предпринимателей-мусульман РФ в Казани, на которой побывал и «БИЗНЕС Online». Сейчас «Данафлекс» продает продукцию в более чем 20 европейских стран, в компании уже работают 1,5 тыс. человек, в том числе и на чешском заводе. Охват рынка Европы в компании пока называют несущественным, но цель ближайших пяти лет — увеличить долю на российском рынке упаковки с нынешних 15% до 25%, а также нарастить долю экспорта до 30% от выручки (в 2018 году группа компаний показала выручку в 12,1 млрд рублей). В числе основных потенциальных клиентов чешского завода Danaflex, принадлежащего дочерней компании DGPack s.r.o., — производители продуктов питания в Европе и Великобритании.

«Мы стали заниматься экспортом продукции, но столкнулись с тем, что оказались не очень конкурентоспособными в европейских странах, если экспортировать упаковку, произведенную в России, — объяснил причины выхода в Европу Баширов. — У нас одна из самых дешевых рабочих сил в мире, дешевле Китая, у нас конкурентная цена на энергоресурсы, но в нашем бизнесе большая составляющая — это сырьевая (доходит до 70 процентов), и продукция неконкурентоспособна [на рынке Европы] в силу того, что есть два-три крупных производителя сырья — они держат достаточно высокие цены — на 20–30 процентов дороже, чем на аналогичное сырье в Европе».

Речь, как объяснил «БИЗНЕС Online» президент компании «Данафлекс», идет о российских производителях. Напомним, в 2015 году Баширов заявлял о том, что ТАИФ (владеет «Нижнекамскнефтехимом» и «Казаньоргсинтезом») и другие российские производители полимеров отгружают сырье российским переработчикам по экспортным ценам, взлетевшим после обвала рубля.

«Это одна из причин, она не на первом, даже не на втором, не на пятом месте, может, на последнем, — отметил Баширов. — Мы просто хотим глобально расти, у нас есть клиенты в Европе, поэтому мы должны быть ближе к потребителю. Поставлять сырье из России с двойным логистическим плечом и двойной таможней — это не выгодно, а выгодно здесь поставить [завод]. Но те же самые наши производители сырья, о которых мы говорим, с удовольствием готовы на внешние рынки давать более конкурентные внешние цены. Мы с ними очень плотно сотрудничаем в этом плане и прорабатываем данный вопрос. Просто они будут поставлять сырье сюда, в Европу, мы его перерабатывать и продавать местным потребителям».

«Мы поняли, что в рамках экспорта из России нам будет сложно развиваться в Европе, но увидели много новых возможностей. Не знаем, во что все это в будущем выльется, но надеемся, что все будет хорошо», — подытожил владелец «Данафлекса».

Чешский завод, как и другие заводы компании (два в Казани — на ул. Родина и в технополисе «Химград», третий — в ОЭЗ «Алабуга»), будут работать на сырье, поставляемом со всего мира. Речь идет о поставщиках татарстанских, российских и международных компаний. «На некоторые виды материалов в Европе мы получили цены лучше, в силу этого от наших отечественных поставщиков мы ожидаем некой гибкости в продвижении своих материалов на экспорт», — подчеркивают также в пресс-службе компании.

В 2017 году говорилось о том, что в первую очередь проекта будет вложено 30 млн евро, а в 2018-м расходы выросли до 40 млн евро. Всего запланировано два этапа строительства, первая очередь — на 10 тыс. кв. метров, вторая — на 16 тыс. кв. метров. «Были переносы сроков, но они были обусловлены тем, что уже в процессе строительства инженеры находили более эффективные решения, и после их обсуждения вносились изменения в проект», — объяснили «БИЗНЕС Online» задержку с открытием в компании, добавляя, что для пуско-наладки оборудования компания командировала в Чехию своих лучших инженеров и технологов.

Часть средств в проект вложил европейский банк (какой — компания не уточняет), а кроме того, предприятие воспользовалось инструментами поддержки инвестиционных программ в промышленности. Срок окупаемости чешского завода — от 7 до 9 лет в зависимости от развития сценариев бизнес-плана. Планируется, что к 2022 году выручка предприятия DGPack вырастет до 63 млн евро.

Одна из проблем, возникшая при запуске чешского завода, — это дефицит рабочей силы и ее высокая стоимость Одна из проблем, возникшая при запуске чешского завода, — это дефицит рабочей силы и ее высокая стоимость Фото: president.tatarstan.ru

В РОССИИ ПОКА БЕЗ РОБОТОВ, ЗАТО С «ДЛИННЫМИ» ЗАКАЗАМИ

Всего на DGPack будет создано более 200 новых рабочих мест (пока там работают более 100 человек), а производственная мощность составит 15 тыс. тонн гибкой упаковки в год. Одна из проблем, возникшая при запуске чешского завода, — это дефицит рабочей силы и ее высокая стоимость. Например, вопрос роботизации склада чешского производства для «Данафлекс» был как никогда актуален. За счет этого еще на стадии проектирования в компании сократили предполагаемое изначально количество наемных работников.

«Когда принимается такое решение, важно понимать финансовую отдачу. Почему мы делаем это в Чехии? Там уровень зарплаты в три раза выше, чем здесь. Здесь пока можно обходиться без роботов, и это, на самом деле, дешевле для финансовой отдачи», — объяснил Баширов. С чешского завода (на нем внедрена система сквозного бережливого производства) в компании начнется масштабная цифровизация всего производства «Данафлекс» — в новое программное обеспечение будет вложено в общей сложности 120 млн рублей.

«Все, что можно оцифровать, оцифруем», — рассказал глава «Данафлекса» и озвучил следующий шаг — переход на искусственный интеллект в создании рецептур продукции. А так как их сотни, то стоит задача автоматизировать процессы и облегчить работу для персонала.

DGPack оснащен так, что покрывает практически весь спектр пищевой упаковки: от относительно простых ламинатов для кондитерской продукции и бакалеи до самых сложных упаковочных решений для кофе, реторт пакетов кормов для животных и даже пакетов для детского питания. В компании рассказывают, что завод в Чехии одновременно повторяет (по оснащению станками) «Данафлекс-Алабуга» и дополняет экспортные мощности компании. Да и в целом чешская площадка спроектирована так, что можно воспроизводить такую же продукцию, что и на заводах в Татарстане.

Еще в 2017 году Баширов рассказывал, что на европейском производстве будут использованы технологии, которые в первую очередь будут ориентированы на «короткие» заказы. «Если здесь [в России] мы нацелены в первую очередь на производство пленок и выполнение „длинных“ заказов, то в Европу мы идем с уникальной концепцией, которую сейчас пилотируем. Сейчас купили новейшее оборудование печати HP — это то новое, чего вообще еще не было… В Чехии будут именно фокусные „короткие“ заказы, потому что это мировой тренд».

«Это разумно, — считает эксперт-аналитик АО „Финам“ Алексей Калачев. — Развитый потребительский рынок все более индивидуализируется. Клиентам чаще нужна уникальная, выполненная под конкретный товар упаковка. Это требует более гибкого, немассового подхода, быстрой переналадки производства на небольшие партии продукции. На таком рынке при определенных усилиях всегда можно получить свою нишу. На российском рынке „Данафлекс“ уже сейчас можно считать лидером в своем сегменте. Однако нарастить долю до трети рынка будет непросто, так как конкуренты тоже не стоят на месте. Создаются новые производства, покупается новое оборудование, приходят глобальные игроки».

DGPack оснащен так, что покрывает практически весь спектр пищевой упаковки DGPack оснащен так, что покрывает практически весь спектр пищевой упаковки Фото: president.tatarstan.ru

КОНКУРЕНТНЫЙ И ВЯЛОРАСТУЩИЙ РЫНОК ЕВРОПЫ И КУРС НА БИОРАЗЛАГАЕМУЮ УПАКОВКУ

По словам Калачева, в Европе представлены все крупнейшие производители гибких упаковочных материалов, среди которых можно отметить и европейских — Clondalkin Group Holdings (Нидерланды), Constantia Flexibles (Австрия), Wipak (Великобритания), — и глобальных игроков — Amcor Limited (Австралия), Mondi (Южная Африка), Sealed Air (США). «Они составят серьезную конкуренцию на европейском рынке», — говорит эксперт и добавляет, что некоторые из европейских производителей уже имеют свои производства в России: Mondi (Переславль, Екатеринбург), Constantia Kuban (Тимашевск), Sealed Air (Волгоград).

«Специфика нашего рынка не подразумевает контрактации объемов до прохождения специальных пищевых аудитов, а пройти их можно только после окончания строительства и ввода в эксплуатацию, — сообщили в компании на вопрос „БИЗНЕС Online“ о том, какой объем продукции уже законтрактован. — Тем не менее нужно сказать, что уже два года наша команда продаж в Европе успешно ведет переговоры со всеми ведущими европейскими производителями продуктов питания, так что „Данафлекс“ уже все знают и ждут открытия. Мы проработали рынок, Европа очень разная с точки зрения потребления упаковки: на юге — в Италии, Испании — востребована упаковка для детского питания и кофе, в скандинавских странах больше кондитерской промышленности и производства кормов для животных. Мы нацелены развивать разные направления, но прежде всего начнем поступательно с места локации — в Чехии».

В числе перспективных направлений «Данафлекс» видит начало массового производства перерабатываемых видов упаковки. «Об этих вопросах мы даже 10 лет назад и не задумывались, вопросы экологической безопасности сильно нас не волновали, а сейчас они выходят на первое место», — рассказывал владелец «Данафлекса». По словам Калачева, динамика спроса на биоразлагаемую упаковку находится в самом начале, но, безусловно, спрос на нее будет расти. «На это будут влиять как глобальная тенденция к большей экологичности производств и материалов, когда экологическая безопасность становится важнее возможности их вторичной переработки, так и экологическая ситуация в России, где рост потребления, а с ним и объемов используемой полимерной упаковки, подводит ситуацию в мегаполисах к мусорному коллапсу», — говорит эксперт.

В целом рост мирового потребительского рынка и изменение требований к упаковке обеспечивают рост спроса на гибкую упаковку с темпами около 4–5% в год. Точной статистики нет, но весь мировой рынок гибкой упаковки, по оценкам Калачева, уже можно грубо оценить в объеме свыше 20 млн тонн, и на Европу приходится около одной седьмой доли ее потребления. Темпы роста спроса в Европе замедляются и отстают от российских и тем более от рынков Юго-Восточной Азии, но все равно составляют не менее 2% в год. Самыми быстрорастущими рынками гибкой упаковки являются страны Юго-Восточной Азии (Индия, Китай), где рост потребления сочетается с переходом от традиционных к более современным видам упаковочных материалов и технологий.