Накануне стартовали очередные большие гастроли ТГАТОиБ им. Джалиля в Королевстве Нидерланды. За месяц с небольшим труппа театра даст 32 (!) представления «Севильского цирюльника» и «Евгения Онегина» в местных провинциальных городках, что едва ли не больше, чем общее число оперных спектаклей в столице Татарстана за целый сезон. При этом, как выяснил «БИЗНЕС Online», разговоры о проданных за месяцы вперед билетах на представления казанцев в Голландии — это не более чем PR.
Накануне стартовали очередные большие гастроли ТГАТОиБ им. Джалиля в Королевстве Нидерланды. За месяц с небольшим труппа театра даст 32 (!) представления «Севильского цирюльника» и «Евгения Онегина»
«ТО КОЛИЧЕСТВО СПЕКТАКЛЕЙ, КОТОРОЕ МЫ ДАЕМ В ГОД, ВЫВЕРЕНО ВРЕМЕНЕМ»
Вчера поздним вечером стартовала очередная серия овеянных легендами больших европейских гастролей театра им. Джалиля. Напомним, примерно пять, а то и все шесть месяцев в году самый богатый театр Татарстана проводит в Старом свете, а конкретно — в Голландии. Когда-то в «голодном» 1994-м, когда такие выезды элементарно позволяли театру оперы и балета держаться на плаву, директор Рауфаль Мухаметзянов впервые устроил масштабные выступления в стране тюльпанов и ветряных мельниц. И так это дело понравилось обеим сторонам, что в этом году De Staatsopera van Tatarstan отметит 25-летие регулярных чёсов по Королевству Нидерланды и окрестностям, где ежегодно ТАТОиБ им. Джалиля дает 100–150 представлений.
В самом факте международных гастролей, конечно, нет ничего зазорного: если театр востребован в Европе — это прекрасно, необходимо выезжать, показывать себя разному зрителю, знакомиться с авторитетными импресарио, демонстрировать самый лучший продукт. Но все это должно происходить не в ущерб спектаклям на родной сцене перед собственными зрителями, которые, не будем забывать, — налогоплательщики, на чьи средства и существуют государственные театры.
Но что же мы видим в нашем случае? Итак, на этот раз в Голландию поехала оперная труппа ТГАТОиБ им. Джалиля, которая в привычно сумасшедшем режиме (отсюда нам кажется правомерным определение «чёс») даст 32 спектакля в период с 28 февраля по 6 апреля — 22 «Севильских цирюльника» и 10 «Евгениев Онегиных». Заметим, что осенью театр уже был месяц в Нидерландах и показал около 30 раз свою «Тоску». Итого — порядка 60 оперных спектаклей в сезоне 2018/2019, показанных в стране Рембрандта, эвтаназии и чупа-чупсов с марихуаной.
«Севильский цирюльник»
Порадовавшись за наших голландских друзей, давайте теперь подобьем статистику по количеству представлений на сцене самого театра им. Джалиля, здание которого мы видим каждое утро в «Инстаграме» президента Татарстана. Выглядит же положение дел следующим образом. Начали сезон в Казани в конце сентября двумя показами мировой премьеры оперы «Сююмбике» (27–28 сентября), далее были «Джалиль (2 октября) и «Риголетто» (4 октября). Затем, с гигантскими перерывами, «Борис Годунов» (15 ноября), «Севильский цирюльник» (18 ноября) и оперетта «Летучая мышь» (25–26 декабря). Наконец, отзвучал Шаляпинский фестиваль, включавший в себя 10 спектаклей и два гала-концерта. Известна афиша театра до конца мая — в ней можно найти еще пять оперных спектаклей, все в апреле, включая два новых показа «Сююмбике». Подводим итог: с начала сезона по конец весны 2019-го на сцене ТГАТОиБ пройдет 25 оперных спектаклей (причем мы сюда включили и оперетты, и оперные гала). Конечно, есть еще и лето, когда казанский театр обычно работает, но за этот период искомая цифра подрастет не более чем на 10 представлений.
В любом случае вывод очевиден: в Голландии ежегодно татарский оперный театр дает в два раза (!) больше оперных спектаклей, чем в Казани. И все делают вид, что этот нонсенс — норма жизни. «То количество спектаклей, которое мы даем в год, выверено временем, это самый оптимальный вариант», — рассказывал как-то «БИЗНЕС Online» директор Мухаметзянов, придумавший простой как палка способ создания искусственного ажиотажа вокруг выступлений театра на своей сцене. Правда, хочется напомнить, что финансируется ТГАТОиБ им. Джалиля из татарстанского бюджета, а не из голландского. И хотя из всех культурных учреждений республики оперный театр зарабатывает больше всех — 81 млн рублей за 2018 год по данным минкульта РТ (при этом речь не только о билетах, здесь постоянно проходят и какие-то арендные мероприятия вроде концерта Сергея Пенкина или какой-нибудь антрепризной оперетты под оркестровую фонограмму), с учетом бюджета, приближающегося к полумиллиарду рублей, ни о какой его прибыльности речи, конечно, не идет.
ИЗ ОССА — В РЕЙСВЕЙК, А ТАМ И ДО АМСТЕЛВЕНА РУКОЙ ПОДАТЬ
Вновь вернемся к нынешним гастролям нашего любимого театра. В конце концов, даже если мы не можем попасть на его спектакли, бренд De Staatsopera van Tatarstan гремит в Европе! Во всяком случае, нам об этом регулярно докладывает руководство театра и те журналисты, которых иногда казанская опера берет с собой заграницу.
Кстати, заинтересовала вся эта гастрольная тема корреспондента «БИЗНЕС Online» как раз после прочтения одной из таких статей, где трогательно рассказывалось про летние домики, в которых живут на голландских гастролях артисты, — в данном случае речь шла о балете. Кроме того, коллеги поведали, как спектакли нашего театра с легкостью заполняют залы на 2 тыс. мест, а тамошние ценители классического искусства билеты «раскупают за месяцы вперед». Тогда без труда, потратив на это 15 минут, мы нашли сайты театров, где выступал казанский балет. Так вот, примерно за час до начала «Щелкунчика» в городе Вагенгин (это меньше 40 тыс. жителей) в свободной продаже была примерно половина билетов при вместимости зала местного театра заметно меньше тысячи человек.
Ну а где же выступает казанская оперная труппа? Напомним, что на одной из пресс-конференций одиозный замдиректора ТГАТОиБ Юрий Ларионов совершенно искренне говорил, что они делают для имиджа Татарстана за границей больше, чем весь минкульт РТ вместе взятый. Правда, о толпах голландских туристов, жаждущих познакомиться с Казанью после встречи с его оперным театром, никто не слышал.
Зато в столице Королевства Нидерланды — Амстердаме — есть котирующийся в Европе оперный театр, есть знаменитый концертный зал «Консертгебау»… Но, как вы понимаете, это всё не про гастроли казанцев. Кстати, с голландским расписанием «Севильского цирюльника» и «Онегина» вы можете ознакомиться сами. Заметим лишь, что из десятки самых населенных городов страны ТГАТОиБ на этот раз выступит только в пяти — Роттердаме, Гааге, Эйдховене, Тилбурге и Неймегене. В Роттердаме 20 марта «Севильского» покажут на довольно известной площадке — в театре «Новый Люксор», зал которого вмещает 1,5 тыс. человек, по состоянию на 1 марта он не продан и наполовину.
Хорошо — роттердамцы, наверное, избалованы большим количеством культурных событий и прочими формами досуга. Но в маленьких голландских городках (30–90 тыс. населения) наверняка тот еще ажиотаж, ведь к ним приезжает настоящая профессиональная оперная труппа! К сожалению и здесь вас ничем не можем порадовать. Вчера гастроли казанской оперы начались в городе Осс. «Википедия» нам рассказывает, что там живут 76,6 тыс. человек и, кроме того, это родина певицы C.C. Catch, а также футболиста Руда ван Нистелроя. Примерно за час-полтора до спектакля на сайте местного Theater De Lievekamp был почти полностью не распродан балкон, зияли прорехи и в партере. То есть нельзя сказать, что зрителей нет вовсе, но и ажиотажа никакого нет, а рассказы о том, как «билеты раскупают за месяцы вперед», — это попросту вранье.
Аналогичная картина на всех ближайших голландских представлениях казанской оперы. Свободно можно купить билеты, их полно в продаже, и на сегодняшнего «Севильского цирюльника» в Рейсвейке (51,7 тыс. населения), и на завтрашнего в Амстелвене (89,8 тыс.), и далее по списку.
ЭТИ МАНЯЩИЕ МИЛЛИОНЫ ЕВРО
При этом, повторимся, каким-то «абсолютным злом» подобные чёсы называть нельзя. Например, с большой благодарностью о таком опыте вспоминают молодые артисты, для которых зачастую это настоящий шанс попробовать себя в настоящей классической оперной постановке профессиональной труппы. Кто-то, возможно, удивится, ведь обычно на гастроли везут самое лучшее, но в Голландии как раз по полной «пашут» те, кого в Казани часто не допускают, по решению руководства, дальше ролей «кушать подано». Например, перспективный баритон Артур Исламов в Нидерландах споет и Фигаро, и Онегина. Конечно, очень бы хотелось услышать, как будет звучать Исламов в заглавной партии великой оперы Чайковского, учитывая, что в столице Татарстана привыкли к солистам уровня Василия Ладюка или Игоря Головатенко, но вместо казанцев об этом узнают интересующиеся классическим искусством жители Венло и Заандама.
В Голландии по полной «пашут» те, кого в Казани часто не допускают, по решению руководства, дальше ролей «кушать подано». Например, перспективный баритон Артур Исламов в Нидерландах споет и Фигаро, и Онегина
Есть и еще один насущный вопрос, который часто задают в комментариях наши читатели и на который нет ответа: а куда идут деньги, заработанные на голландских гастролях казанской оперы? Очевидно, что сюда не входят те самые 81 млн рублей, зафиксированные минкультом и заработанные театром в 2018 году, поскольку самый грубый и нехитрый подсчет показывает: если 100 спектаклей в Европе (на самом деле их даже больше) собирают хотя бы по 500 зрителей каждый при средней цене на билет порядка 40 евро, то в результате уже получается 2 млн евро выручки. Видимо, эта манящая цифра и заставляет руководство ТГАТОиБ им. Джалиля вновь и вновь стремиться в страну тюльпанов.
В заключение хочется обратить внимание еще на один момент. Удивительно, насколько насыщенна жизнь небольших европейских населенных пунктов в несколько десятков тысяч человек. В местных театрах каждый день что-то происходит: джазовые концерты, танцевальные перформансы, какие-то лекции. В одном из городов даже ставят оперу и предлагают местным жителям приходить по вечерам на репетиции, чтобы поучаствовать в мимансе. Вот такая голландская художественная самодеятельность, рядом с которой гордо реет бренд De Staatsopera van Tatarstan.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 110
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.