«НЕГРАМОТНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, КАДРОВАЯ ПРОБЛЕМА И НЕХВАТКА СРЕДСТВ НА ПЕРЕВООРУЖЕНИЕ»

Фарид Башаров — генеральный директор ТПП Набережных Челнов: Фарид Башаров генеральный директор ТПП Набережных Челнов
— Урожай растет, когда погода позволяет. Челны не отличаются от других городов ничем, кроме той закалки, которую люди прошли после пожара на заводе двигателей, когда челнинцы выживали и формировали бизнес-среду. Сегодня у большей части населения отношение к предпринимательской деятельности позитивное, но нам надо с детского возраста обучать ребятишек тому, что найти себе интересное дело и обеспечить жизнь — это возможно. Деловой климат в городе все равно будет улучшаться, потому что уже сейчас мало кто из молодых людей хочет работать в подчинении. Не все только готовы принять на себя бремя предпринимательской деятельности, потому что ребятам надо изначально давать понять: бизнес — это тяжелый ежедневный труд, чтобы не было иллюзий. Тенденция к оттоку молодежи из города свойственна не только Челнам. Если у нас остается 28 процентов выпускников, то и в Казани, по некоторым данным, остается всего 31 процент. Но даже те, кто остается, не знают, какие предприятия работают в городе, а они есть — очень хорошие предприятия, где можно найти приложение своих сил.

Что сегодня препятствует развитию МСБ? Неграмотность предпринимателей, кадровая проблема и нехватка средств на техническое перевооружение производств. Приезжала Корпорация МСП, объясняла, что деньги-то есть, но, чтобы получить их, нужно 19 документов составить. Государство хочет контролировать эффективность субсидирования, но малочисленные предприятия не справляются с такой нагрузкой. Кроме того, бизнес жалуется на надзорные органы — возможно, это от неумения играть по правилам. Надо исправно платить налоги, отвечать всем требованиям, и в этом смысле нужен не количественный, а содержательный рост — предпринимателям нужно учиться правильному администрированию своего бизнеса. Кадровая проблема — это вопрос прежде всего к школам, у которых профориентационная функция отрабатывается по остаточному принципу.

Кстати, хорошим драйвером для МСБ могут быть национальные проекты. Экспертный совет предпринимателей города говорит об огромных деньгах, заложенных в них. Вот вам и простор для предпринимательской деятельности. В городе при этом есть бизнесы, которые полностью ложатся на национальные проекты — хотя бы то же обустройство городской среды. Чтобы деньги нацпроектов использовать для развития бизнеса в Челнах, надо четко поставить перед предпринимателями цели и задачи, соответствующие федеральным приоритетам.
Антон Явхута — генеральный директор ООО РПК «ИнтерМедиаСервис»: Антон Явхута генеральный директор ООО РПК «ИнтерМедиаСервис»
— Я разделяю точку зрения президента в том, что власти города увлеклись привлечением крупного бизнеса, а малый и средний бизнес оказался в положении бедного родственника, который все время чего-то просит и портит статистику. Понять муниципальные власти несложно: им проще отработать два-три крупных предприятия, которые сразу обеспечат и большое количество рабочих мест, и налоговые поступления. В отношении эффективности прилагаемых усилий они действуют правильно — быстро решают текущие проблемы, но в долгосрочной перспективе страдает малый и средний бизнес, а именно он формирует подушку безопасности для бюджета. Крупный бизнес, особенно иностранный, как пришел, так и ушел, если территория оказалась в кризисе. Малый и средний бизнес быстро не сбегает, особенно если работает в родном городе.

Конечно, у большого числа малых предпринимателей и круг вопросов шире, с ними нужно не столько адресно работать, сколько создавать необходимый климат. Сегодня с деловым климатом в городе все плохо. Взять те же «земельные войны» — законно ли получали люди земли или нет, но любые разборки с бизнесом создают негативный бэкграунд для власти. Можно также долго хвалить нашу налоговую службу, которая неоднократно признавалась лучшей в России. Но ведь для бизнеса хорошая налоговая служба — это препятствие для развития, как бы странно это ни звучало. В целом налоговое бремя нужно снижать. Нам мешает в первую очередь оно и обилие разного рода проверок. С каждым годом гайки закручиваются все плотнее, а в кризисные периоды нужно действовать наоборот — уменьшать прессинг. Снизьте налоги и не мешайте работать.

«ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С БИЗНЕСОМ У НАЛОГОВОЙ И МЭРИИ ОСТАЛАСЬ ФОРМАЛЬНОЙ»

Василий Маньковский — гендиректор ГК КОМ: Василий Маньковский гендиректор ГК «КОМ»
— Я согласен с президентом, резервы есть. Также думаю, что ТОСЭР лучше всех поможет нам в этом. Что касается делового климата в Челнах, то критиковать я его не могу. Не скажу, что он у нас отличный, но зато он очень-очень приличный. «Хорошо с плюсом» — это точно есть.

За последние пять лет я определенно не сталкивался со штрафами, частыми проверками или требованиями. Вот если так будет всегда, то да, мы определенно достигнем успехов. Но надо еще поднапрячься и каким-то образом помочь нашим предпринимателям с производством продуктов с высокой долей добавленной стоимости. Вот здесь должны быть выработаны какие-то механизмы, чтобы потребители хотели такую продукцию купить. Именно отечественного производства, а не импортного какого-нибудь. Тогда мы рванем как не знаю что.

Еще хочу сказать, что добросовестных людей в Челнах очень много. Нужно помогать им развиваться.
Леонид Иванов — руководитель ООО «Аудитор-Ч»: Леонид Иванов руководитель ООО «Аудитор-Ч»
— Резервы-то всегда есть, а вот системной работы нет в этом направлении. Чтобы усилить долю МСБ я, еще будучи депутатом горсовета 15 лет назад, озвучивал и говорил, что технология работы с МСБ, особенно в налоговых органах и экономическом блоке в мэрии, осталась такой же формальной. Я могу четко заявить, и вот даже Олег Коробченко на заседании машиностроительного кластера подтвердил (гендиректор ГК «Кориб» Олег Коробченко прим. ред.), что отраслевые кураторы администрации города не заинтересованы в возможностях развития малого бизнеса.

Никто не спрашивает, почему уходит из города предприниматель, не говорит ему: «Оставайся здесь». Вот эта философия, к сожалению, осталась и сегодня. С малым и средним бизнесом нужно работать, надо его привлекать в город. И когда кто-то уходит, нужно интересоваться, почему уходит предприятие. Значит, что-то не устраивает. Вот если эта работа будет вестись системно и сделаются выводы, то будет хорошо. Делать их нужно на основе проведенного анализа и докладывать мэру о том, почему из других регионов к нам бизнес не бежит регистрироваться.

Эта проблема не исчезает, ее надо решать. Чтобы понять, какой в Челнах деловой климат, нужно посмотреть статистику — сколько предприятий и за какой период покинули город, а также надо знать, сколько новых открылось. Вот эта статистика должна быть опубликована, должна анализироваться совместно с Торгово-промышленной палатой и администрацией города.

Также нужно провести какой-нибудь опрос для исследования проблем, мешающих вести бизнес в городе, и спросить у людей, что нужно сделать для того, чтобы он не уходил из Челнов. Когда это все будет обсуждено с бизнесменами, приняты меры, то все будет по взаимным интересам. Нужно быть заинтересованным в создании новых рабочих мест. Проблема ведь здесь такая есть. Поэтому вопрос МСБ комплексный, и решать его нужно комплексно, предварительно получив реальные данные о проблемах и путях их решения.

«ЭТО НЕ ТО ЧТОБЫ МЕШАЕТ, ЭТО РАЗДРАЖАЕТ»

Прияна Фролова — директор семейной перепелиной фермы: Прияна Фролова директор семейной перепелиной фермы
— Я думаю, что резервов для роста доли малого и среднего бизнеса в Челнах нет. Все у нас с этим плохо.

Конечно, я сталкивалась со штрафами, различными требованиями. Это не то чтобы мешает, это все на самом деле раздражает. Вот что касается фермеров, то я за них не могу ответить, то есть сказать, что нам очень тяжко. Бывает такое, что чем больше о нас знают высокопоставленные лица, тем больше к нам вопросов может быть. Действительно, бывает очень тяжело.
Николай Тятюшкин — гендиректор ООО «Пассажирские перевозки»: Николай Тятюшкин гендиректор ООО «Пассажирские перевозки»
— Резерв и возможность всегда есть. Малому бизнесу ведь только мешать не надо, он-то может все сам сделать и что нужно найти. Вообще не надо ставить такое требование: туда не суйся, туда не ходи. В последнее время нас сильно-то так не теребят. Ну вот только сотрудники ГИБДД проверяли, но это же для безопасности.

Я бы не сказал, что в нашей сфере так все сложно. Честно говоря, я не сталкивался с какими-то штрафами и так далее. Мы ничего не нарушаем, то есть машины рабочие и правила дорожного движения у нас водители знают. Что от нас требуется, мы все исполняем. Может, в другом каком бизнесе и наказывают, штрафуют.

Если взять чуть повыше, на уровне Российской Федерации, то почему бы не подумать и о помощи, например, о закупке новой техники. Если бы со стороны федералов была какая-нибудь помощь, было бы хорошо. В нашей сфере, чтобы купить что-то, нужно чтобы деньги были. Сейчас льготников возим по 15 рублей, вот подняли бы хотя бы до 18 рублей. С другой стороны, если поднимать проезд, то надо понимать, что народ не такой у нас богатый. Да, помощь со стороны республики тоже не помешала бы. А так что? Я еще раз повторюсь: если нам не мешать, мы все свои силы направим на развитие.