Петиция с требованием ввести студенческий проездной плавно перемещается из онлайн-площадок в высокие кабинеты Петиция с требованием ввести студенческий проездной плавно перемещается из онлайн-площадок в высокие кабинеты Фото: «БИЗНЕС Online»

«БИЛЕТНАЯ» ПЕТИЦИЯ СТУДЕНТОВ ДОШЛА ДО АДРЕСАТА: РУСТАМ МИННИХАНОВ ПОРУЧИЛ ДАМИРУ ФАТТАХОВУ ВЗЯТЬ ВОПРОС ПОД КОНТРОЛЬ

Адресованная президенту РТ Рустаму Минниханову петиция казанских студентов на сайте Change.org «За студенческий проездной в Республике Татарстан» с требованием ввести льготный проезд и жалобой на повышение тарифов нашла отклик в высоких кабинетах. Накануне официальный представитель казанского Кремля Лилия Галимова рассказала о том, что президент РТ в курсе ситуации. По его поручению министр по делам молодежи Дамир Фаттахов взял этот вопрос на свой контроль.

«Вопрос актуальный, стоит достаточно остро. Если студенческое сообщество такой вопрос ставит, значит, это предмет работы профильного министерства, министерства молодежи», — сказала Галимова.

Ранее Фаттахов в своем «Инстаграме» рассказал, что в сложившейся ситуации защита интересов студентов в приоритете его ведомства. «Вопрос требует детальной проработки. Сейчас мы анализируем опыт других регионов, обсудим это с профильными коллегами и со студенческим сообществом и в ближайшие дни внесем руководству республики свои предложения по этому поводу», — написал Фаттахов. К слову, сегодня в 10:00 в минмолодежи пройдет встреча с главой ведомства — от прессы ее решили закрыть. 

Дамир Фаттахов: «В ближайшие дни внесем руководству республики свои предложения по этому поводу» Дамир Фаттахов: «В ближайшие дни внесем руководству республики свои предложения по этому поводу» Фото: «БИЗНЕС Online»

Добавим, что к вечеру 17 января петиция уже собрала 3,8 тыс. подписей, а следующая цель — собрать 5 тыс. подписей. Для сравнения, 16 января подписей было всего 2,3 тысячи. «Казань часто называют столицей студенчества, однако возможности пользоваться общественным транспортом на льготных условиях у студентов Казани нет, — говорится в тексте обращения. — Нет такой возможности и у студентов Набережных Челнов, Нижнекамска, Елабуги и других городов нашей республики».

В пример несогласные ставят Москву, Санкт-Петербург, Омск, Самару и другие города, где существуют транспортные льготы для студентов. Как таковой транспортной льготы для студентов до повышения цены на проезд не было и ранее. Но они (как и многие казанцы!) активно пользовались проездным на 50 поездок за 750 рублей. «Сегодня этот тариф в процессе отмены. И мы уже предвидим, как вся наша и без того скромная стипендия будет уходить на проезд», — описано в петиции. Указана и просьба ввести в РТ студенческий проездной как в Самарской области. Так, в Самаре «Безлимитная студенческая карта» стоит 730 рублей, можно купить и 40 поездок за 560 рублей.

Если не сажать бедных студентов на шею транспортной системы, за это должен кто-то платить. По расчетам 2016 года, на это надо как минимум 200 млн рублей — такую сумму озвучили в министерстве молодежи. Однако, если компенсировать проезд до уровня обычных, нельготных пассажиров, на дотации для поездок 70 тыс. студентов требуется 1,3 млрд рублей ежегодно: такие цифры приводят в комитете по транспорту казанского исполкома. 

Пока что отдушиной студентов Татарстана продолжает оставаться проект «Транспортный грант», реализуемый Лигой студентов РТ совместно с вузами и ссузами республики Пока что отдушиной студентов Татарстана продолжает оставаться проект «Транспортный грант», реализуемый Лигой студентов РТ совместно с вузами и ссузами республики Фото: «БИЗНЕС Online»

СУЩЕСТВУЮЩИЙ ТРАНСПОРТНЫЙ ГРАНТ: ЗАЯВКИ ПОДАЛИ 10 ТЫС. СТУДЕНТОВ

Пока что отдушиной студентов Татарстана продолжает оставаться проект «Транспортный грант», реализуемый Лигой студентов РТ совместно с вузами и ссузами республики. По словам президента студенческой организации Руфата Киямова, этот проект родился по итогам возникшей еще в 2010 году аналогичной дискуссии вокруг студенческого проездного. Тогда решили вместо него раздать студентам компенсации за его отсутствие. Сегодня она выдается только самым активным или добившихся значимых результатов в обучении студентам.

Выплаты гранта производятся два раза в год — осенью и весной. Размер такой выплаты в этом году составляет 4 тыс. рублей, то есть по 1 тыс. рублей компенсации на учебный месяц. Два года назад эта сумма составляла 800 рублей, в прошлом году — 900 рублей, то есть транспортный грант студентам ежегодно индексируется. Всего на проект из бюджета республики ежегодно выделяется по 30 млн рублей. По результатам последнего конкурса транспортный грант получили 6 тыс. студентов со всей республики, хотя заявки подавали 10 тыс. учащихся вузов и ссузов. Эта цифра, по всей видимости, и является показателем насущной необходимости такого проездного — к ней мы еще вернемся ниже, когда дадим слово владельцам автобусных маршрутов. 

Темой студенческого проездного обеспокоены сегодня и в Лиге студентов РТ. Как пояснил руководитель этой организации, на днях он лично посещал комитет по транспорту Казани, где наводил справки о возможности появления такого проездного. В качестве главного аргумента студентов — существующая практика в других городах. Например, в Москве, где есть социальная карта студента, или Санкт-Петербург с безлимитными проездными. «Мы начали думать, какой же модуль можно было бы применить в Татарстане. Пока работаем над этим в рабочей группе. Буквально позавчера мы встречались со студентом-активистом, кто запустил эту петицию. Мы поговорили, я пригласил его в рабочую группу. Сейчас мы пока работаем над поиском конкретных предложений для руководства республики», — пояснил Киямов. Как он утверждает, его подопечные хотят проездной минимум на 60 поездок за 850 рублей.

Студенты-активисты «достучались» до высоких кабинетов, и теперь их просьбу изучат под микроскопом. Но кто возвысит голос за многодетных, за детей, за школьников? Студенты-активисты достучались до высоких кабинетов, и теперь их просьбу изучат под микроскопом. Но кто возвысит голос за многодетных, за детей, за школьников? Фото: «БИЗНЕС Online»

«Мы говорим о том, что Казань — спортивная и студенческая столица. У нас большинство студентов из других городов, и они тратят довольно большие суммы на проживание: общежитие, питание, проезд. И основная категория расходов — это только проезд. Моя личная позиция как студента Киямова, который живет в Казани и пользуется общественным транспортом, в том, что студенческий проездной — это важное решение для развития студенчества. Это повышение привлекательности для молодых талантливых ребят из других регионов», — отметил президент Лиги студентов РТ.

Что ж, это прекрасно. Студенты-активисты достучались до высоких кабинетов, и теперь их просьбу изучат под микроскопом. Но кто возвысит голос за многодетных, за детей, за школьников? Они тоже ездят в автобусах, трамваях, на метро, и их гораздо больше. Одних только многодетных семей в Казани — более 8 тыс., и в них — более 25 тыс. детей. Почему бы не повысить привлекательность Казани, дав им всем льготный проезд? 

Казанские перевозчики солидарны: никто не против возить сколько угодно льготников. Это лишь вопрос справедливой компенсации их проезда Казанские перевозчики солидарны: никто не против возить сколько угодно льготников. Это лишь вопрос справедливой компенсации их проезда Фото: «БИЗНЕС Online»

ПЕРЕВОЗЧИКИ НЕ ПРОТИВ: «ДАВАЙТЕ КАК В САМАРЕ! ТАМ БЮДЖЕТ ДОПЛАЧИВАЕТ ЗА ЛЬГОТНИКА КАК ЗА ОБЫЧНОГО ПАССАЖИРА — ДО ПОЛНОЙ ЦЕНЫ»

Впервые требование о необходимости поднять цену проезда минимум до 33 рублей перевозчики озвучили в октябре 2018 года — с таким заявлением они обратились и в госкомитет РТ по тарифам. В итоге он урезал их аппетиты, но поднял стоимость проезда на 2 рубля — до 27 рублей. Пока этот тариф в силу не вступил — ожидается, что по новым ценам казанцы поедут с 1 февраля. Как указано на официальном сайте ООО «Транспортная карта», электронный проездной билет (ЭПБ) на все виды городского транспорта (включая максимум 50 поездок на метро) стоит 2,5 тыс. рублей. Безлимитный проездной на все автобусные маршруты теперь обойдется в 2,3 тыс. рублей, неограниченное число поездок на наземном электротранспорте можно будет купить за 1,6 тыс. рублей. ЭПБ на один вид трамвая или троллейбуса стоит 1,5 тыс. рублей, на один маршрут автобуса — 1,3 тыс. рублей. А вот 750-рублевых карт больше нет. Вместо них появится месячный проездной на 100 поездок за 1,8 тыс. рублей, то есть по 18 рублей за одну поездку. Эти тарифы, по данным ОАО «Транспортная карта», вступят в силу 1 февраля. 

Опрошенные «БИЗНЕС Online» казанские перевозчики солидарны: никто не против возить сколько угодно льготников. Это лишь вопрос справедливой компенсации их проезда. 

«Я и сам был студентом в начале 2000-х, и тогда этот вопрос активно поднимался, но все не так просто так. По сути, это ведет к появлению целой новой категории льготников, проезд которых должен кем-то оплачиваться. А почему речь идет только о студентах вузов? Чем хуже студенты ссузов и школьники?» — рассуждает руководитель ООО «Республиканский автовокзал» Ленар Мухаметов. По его мнению, не совсем понятно, почему студенты активизировались, когда все решения о повышении стоимости проезда уже были приняты. Ведь те же 27-рублевые билеты «для простых смертных» уже лежат в расчетах транспортных предприятий, а новая «льготная дивизия», если за нее будут платить меньше, поломает этот бюджет. 

Гендиректор ООО «Байлык» Руслан Юсупов сообщил, что готов бесплатно возить не только граждан льготных категории, а вообще всех. За опытом в этой сфере можно обратиться хотя бы к Таллину, где проезд для всех горожан бесплатный: с 2013 года это оплачивает муниципалитет. «Пусть только нас по закону дотируют, — добавляет Юсупов. — Мы готовы, но нужна компенсация перевозчикам. Никто ни в одном магазине колбасу не продает студенту в два раза дешевле, только потому что он студент?» Что же до 27-рублевого тарифа, то они, по сути, лишь временная мера. «Нам дали [новые тарифы], чтобы мы не обанкротились, — говорит гендиректор ООО „Байлык“. — Мы сейчас остаемся на плаву, но мы не сможем улучшить работу. Народ будет говорить: „Проезд подняли, а как ездили плохо, так и ездят, интервал между автобусами большой“. А что ни слово, то Нижний Новгород и Самара! Но в Самаре за поездку одного льготника бюджет платит 28 рублей. Если нам за провоз одного студента будут платить по 25 рублей, то почему бы не возить?»

С Юсуповым соглашается директор ПАТП-2 Альберт Мухаметшин: новый тариф в 27 рублей лишь поддержит предприятия, не дав им скатиться к банкротству. «Мы были вынуждены взять кредит на выплату зарплаты в январе, — сказал он в разговоре с „БИЗНЕС Online“. — Отдавать будем с новых поступлений». Но на развитие средств не хватает: полностью укомплектовать штат водителей и кондукторов по нормативам предприятиям не удастся все равно. Недаром госкомитет по тарифам пообещал, что к вопросу повышения стоимости проезда придется возвращаться уже в 2019 году: по словам его председателя Александра Груничева, тарифы надо рассматривать, не доводя до кризиса. Но если ввести новую категорию льготников и не заплатить за нее, как за обычных пассажиров, у предприятий снова появятся выпадающие доходы, считает Мухаметшин. Его мнение поддерживает директор МУП «ПАТП №4» Айрат Исхаков. В вопросе о необходимости введения студенческого проездного надо учитывать интересы обеих сторон, отметил он. «Я понимаю: отменяется проездной на 50 поездок за 750 рублей, которым студенты активно пользовались, — говорит Исхаков. — Поймите, нас никто не дотирует, мы сами зарабатываем. А студенты — это такие же пассажиры наших автобусов, как и все остальные. Если говорить о введении новых льготных проездных — по сути, новой категории льготников, — то это шаг назад в решении проблем, которые мы лишь частично разрешили путем нынешнего повышения тарифа».

Льготников возит не только автобус, но и электротранспорт. В разговоре с «БИЗНЕС Online» свою озабоченность выразил гендиректор МУП «Метроэлектротранс» Асфан Галявов. «Мы перевозим много молодежи, в том числе и на метро, — пояснил он. — Посмотрите на пассажиропоток утром, вечером — сколько молодых лиц! Та же станция „Козья слобода“, где энергоуниверситет, тот же „Проспект Победы“. Мы сейчас не можем сказать, сколько студентов перевозим, такой статистики нет. Но при вводе льготных проездных необходимо полностью компенсировать выпадающие доходы, иначе это выбивает экономику предприятий». Кроме того, Галявов указывает на другую проблему: студенческий проездной могут использовать и другие граждане, проще говоря, натуральные зайцы. Значит, потребуется усиливать контроль, что опять-таки повлечет за собой затраты. Но он также поддерживает коллег: если республика хочет ввести льготы — их необходимо оплатить полностью. Потому что дорожает не только дизтопливо, но и электроэнергия, и запчасти для подвижного состава. А машинисты метро, водители троллейбусов и трамваев, слесари в цехах тоже люди, у них тоже есть семьи, и им тоже надо повышать заработную плату. 

«Студенты, похоже, хотят ездить даже дешевле, чем бабушки, — подметил директор ООО „КПАТП-7“ Ильдар Мухитов. — Они готовы заплатить по 15 рублей, а ведь нам за льготников обещали по 18 — и то это несправедливо. Нам говорят о самарском опыте, мол, там есть льготные проездные. Да, они есть! Но за поездки этих льготников Самарская область платит полностью. Я сегодня вернулся из Самары. Там проезд стоит 28 рублей у муниципалов — вот до 28 рублей и доплачивают. Если же наши 70 тысяч студентов хотят ездить, почему бы нашему правительству не компенсировать до 25 рублей, как по транспортной карте? Мы только за!» По словам собеседника «БИЗНЕС Online», тарифный компромисс — лишь отсрочка банкротства перевозчиков. И, раз уж ставят в пример самарские проездные, Мухитов предлагает посмотреть, как там в правительстве думают о льготниках. Бюджет выделяет 1,4 млрд рублей, а в Казани 630 млн, такие цифры были до повышения. И это при том, что подвижной состав в Казани гораздо дороже самарского. «Там гоняют наши „хендайчики“ красного цвета. Там ездят маленькие автобусы. У нас же — большие и дорогие в лизинге машины», — перечисляет он. Да и самих автобусов в Казани больше — не говоря уже о том, что все они возят льготников. «Почему в Самаре власти позаботились о льготном проезде? Казань же не хуже!» — добавляет собеседник «БИЗНЕС Online».

В общем, перевозчики собираются десантировать в Самаре своих представителей, чтобы изучить еще раз всю экономику тамошних владельцев автобусов. А пока они предлагают студентам компромисс: 100 поездок по 18 рублей. Да, это не их мечта о 850 рублях и 60 поездках. Это 1,8 тыс. рублей в месяц. Но неужели бюджет республики при желании не найдет для нуждающихся студентов денег, чтобы доплатить за их право ездить со скидкой в 1000 рублей? Самарская область ведь нашла выход.