Айрат Шафигуллин заподозрил в сговоре 8 крупнейших торговых сетей. За беспрецедентный рост цен на куриные яйца им грозят оборотными штрафами Фото: «БИЗНЕС Online»

сговорились на восьмерых?

Картель «на куриных яйцах» выявил накануне УФАС по Татарстану. Речь идет о предполагаемом сговоре целого ряда торговых сетей, которые в преддверии Нового года резко завысили цены на главный ингредиент многих новогодних блюд — куриные яйца. К ответу призвали 8 крупных ретейлеров — как федеральных, так и татарстанских. В перечне «сговорившихся» антимонопольщики числят ООО «Агроторг» (магазины «Пятерочка»), АО «Тандер» («Магнит»), АО «Торговый дом „Перекресток“», ООО «Ашан», АО «ТК „Эдельвейс“», ООО «Лента», ООО «Союз Св. Иоанна Воина» (магазины «Верный»), ООО «Оптовик» (сеть магазинов «Эссен»). 

Специалисты УФАС отмечают, что рост стоимости яиц наблюдается в торговых сетях республики начиная с сентября этого года. По данным комитета РТ по социально-экономическому мониторингу, средняя стоимость за десяток куриных яиц с сентября 2018 года по декабрь 2018 года выросла на 28,85% в Республике Татарстан и на 30,84% в городе Казани, а в отдельных вариантах (см. ниже) — до 77%. 

Сетям предстоит доказать правомерность и обоснованность повышения цен на яйца и дать пояснения, в связи с чем стоимость продукта выросла столь существенно. Дело возбуждено по п. 1 ч. 1 ст. 11 федерального закона «О защите конкуренции». В случае если картельный сговор будет подтвержден, его участникам грозят оборотные штрафы по ст. 14.23 КоАП РФ — от 3% до 15% размера суммы выручки компании от продажи куриных яиц за период нарушения. Также магазинам выдадут предписания о необходимости снижения цен на куриное яйцо.

Стоит отметить, что это первое крупное «картельное» дело нового шефа татарстанского УФАС Айрата Шафигуллина. Как пояснила пресс-секретарь УФАС РТ Оксана Ефимова, антимонопольный орган рассматривает несколько обращений граждан в связи с повышением ценников на куриные яйца. Она пояснила, почему в сговоре подозревают продавцов, а не производителей, как это часто бывает в делах по ценовым сговорам. «По итогам нашего расследования было выявлено, что именно в торговых сетях цены на продукцию являются завышенными», — сказала Ефимова. 

Анализ расценок птицефабрик показал, что рост оптовых цен был не такой значительный, как в рознице. Антимонопольный орган установил, что у ООО «ТД «Яйцофф» (Вятско-Полянская птицефабрика) подорожание произошло на 8%, на птицефабрике «Вараксино» (Удмуртия, «Комос Групп») — на 16%, у ООО «ТП „Союз“» (Йошкар-Ола) — на 25%. ООО «РусПрод» (Высокая Гора) увеличил отпускные цены на 9,7%. Самый большой скачок цен замечен у птицеводческого комплекса «Ак Барс» («Ак Барс Холдинг») — на 26%, компания реализует яйца под торговой маркой «Яратель». Так что, как видим, эти наценки не столь шокирующие, как итоговые в торговых сетях. 

Сетям предстоит доказать правомерность и обоснованность повышения цен на яйца и дать пояснения, в связи с чем стоимость продукта выросла столь существенно Фото: ©Сергей Пивоваров, РИА «Новости»

рост цен за месяц: в «Пятерочке» — на 79%, в «Магните» — на на 64,6%

Антимонопольщики не ограничились статистической информацией госкомитета и сами прошлись по магазинам. Выяснилось, что цены, установленные сетями, значительно отличаются от тех, что фигурируют в данных официального отчета. По состоянию на 24 декабря 2018 года цена на яйца куриные первой категории установлена в размере от 63,3 рубля до 89 рублей за десяток, отборная категория колеблется от 71,33 рубля до 87,9 рубля за десяток, констатировали в УФАС.

«Подобный рост можно отнести на счет сезонности: зимой объемы производства падают, а цены, как правило, идут в рост», — предположили специалисты ведомства.

Для этого они сравнили цены декабря 2018 года с ценами декабря 2017-го. Выяснилось, что они выросли весьма неоднородно. В магазинах сети «Эдельвейс» цены на яйца увеличились на 64,66%, в «Ленте» — на 35,6%, в «Пятерочке» — на 76,62%, в магазинах «Перекресток» — на 39,4%, в сети «Верный» — на 28,2%, в «Магните» — на 60,7%, в «Эссене» — на 57,1%, в «Ашане» — на 28,3%.

Самый значительный скачок произошел в ноябре-декабре 2018 года. Так, стоимость десятка яиц первой категории всего за месяц в «Эссене» выросла на 23,4%, в «Пятерочке» — на 79% и 53% (в период акции), в «Перекрестке» — на 45,8%, а по отборной категории — на 42,7%. «Верный» переписал ценники на 26% дороже, «Магнит» задрал цены на 40%, а по отборной категории — на 64,6%.

«Стоимость продукции, актуальность которой в преддверии празднования Нового года весьма значима, станет предметом антимонопольного расследования в отношении торговых сетей, чьи действия за короткий промежуток времени привели к существенным изменениям ценника на яйца», — говорится в сообщении антимонопольного органа.

Летом отпускать яйцо птицефабрикам приходится дешевле, иногда даже ниже себестоимости, только чтобы продукция не испортилась. В сентябре цены традиционно начинают расти и к Новому году достигают своего пика Фото: «БИЗНЕС Online»

«сложно представить себе сговор таких компаний, как региональная сеть «Оптовик», международная сеть «Ашан» и федеральная сеть «Магнит»

Представители торговых сетей, с которыми сразу же после опубликования пресс-релиза связался корреспондент «БИЗНЕС Online», оказались даже не в курсе заведенного дела. Ситуацию прокомментировала руководитель юридического департамента ООО «Оптовик» Светлана Долниковская: «О позиции УФАС по РТ мы узнали только вчера от журналистов „БИЗНЕС Online“, но пока никаких официальных документов нам не поступало, поэтому комментарии могут быть неточными. Обвинения в сговоре совершенно необоснованны. На рынке ретейла острая конкуренция. Цена на яйцо является одной из цен, привлекающих покупателя, поэтому каждая сеть старается представить наиболее низкие цены. Вообще, очень сложно представить себе сговор таких компаний, как региональная сеть „Оптовик“, международная сеть „Ашан“ и федеральная сеть „Магнит“. Более того, даже в информации на сайте ФАС видно, что рост цен очень разнится в упомянутых в документе сетях — от 28,2 и до 76,6 процента».

По словам Долниковской, тенденция повышения розничных цен объясняется следующим образом: «Все поставщики яйца в период от октября до середины декабря уведомили нас о повышении отпускных цен до 20 процентов. Однако мы сочли оправданным принять повышение цен только на сумму от 4 до 18 процентов». Причины повышения, по информации от поставщиков, следующие. Первое — это сезонный рост цен (с сентября по декабрь цены растут ежегодно). Второе — сложившийся дефицит яйца. В этом году было закрыто несколько птицефабрик в России, а также 2/3 птицефабрик в Узбекистане. Третье — общий рост себестоимости производства яйца: рост затрат на корма от 50% до 80% за год, рост валют и цены на топливо привели к удорожанию запчастей, премиксов, тары, упаковки, ремонтного молодняка промышленного стада, уточняет представитель ООО «Оптовик».

«Ценообразование в сети автоматизированное: в программе есть определенный алгоритм, соблюдающий условия наценки. В этот период наценка не повышалась. Одновременно с этим с 21 по 23 декабря была запущена традиционная акция, при которой яйца первой категории одного из производителей продавались на 10,6 процента ниже закупочной цены. Компания располагает всеми подтверждающими документами, которые будут представлены 17 января», — заявила Долниковская.

В пресс-службе компании «Эдельвейс» нашему изданию сообщили, что в течение двух лет сдерживают цены на такой социально значимый продукт, как яйцо, при этом порой в ущерб интересам компании. В 2017 году в магазины сети поставку яйца осуществляли птицеводческий комплекс «Ак Барс» («Яратель») и «Яйцофф». Для сравнения: если в декабре 2017 года закупочная цена одного яйца марки «Яратель» составляла 4,08 рубля, то в декабре 2018 года — 6,1 рубля (рост на 50%). Яйца марки «Яйцофф» стоили 3,69 и 4,85 рубля за штуку соответственно (рост — 30%).

«Розничная рублевая маржа в ТК „Эдельвейс“ на яйцо составляла 1–1,8 рубля в зависимости от категории. На сегодняшний день средняя наценка в ТК „Эдельвейс“ на яйцо с октября 2018 года по декабрь 2018 года — 12,5 процента, то есть 0,46 копейки за яйцо. Тем самым ТК „Эдельвейс“ за счет своей наценки снижает цены на яйцо, притом что от производителей идет рост закупочных цен», — сообщили нам в «Эдельвейсе».

«На 29 декабря закупочная цена для ТК „Эдельвейс“ фирмы „Яйцофф“ составляет 4,85 рубля, розничная цена на полке — 5,65 рубля. В „Яратель“ яйцо первой категории не берем — дорого. Кроме того, на рынках яйца стоят еще дороже — цены доходят до 9–10 рублей за яйцо, хотя более половины — это яйца с птицефабрик, а не из своего хозяйства. Более того, нам поступила информация, что в Теньках ими торгуют уже по 8 рублей за штуку. Видимо, такие же цены в других поселках, где нет таких конкурентов, как ТК „Эдельвейс“», — полагают в компании.

Себестоимость продукции зависит от цен на зерно, это ключевая составляющая корма для птицы. В прошлом году стоимость зерна колебалась от 5,5 до 6,5 рубля за килограмм, сейчас она составляет 12,5 рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

«Зерно с 5,5 рублЯ за килограмм подорожало до 12,5 рублЯ. И это не предел»

Напомним, что «БИЗНЕС Online» уже написал о предновогоднем повышении цен на яйца. Это выяснилось в ходе вычисления нашего традиционного «индекса „Магнита“ и „Бахетле“». Наши корреспонденты, которые также прошлись по магазинам, отдали за десяток яиц категории С1 67,3 рубля — на 40,5%, больше, чем в сентябре. За год же цена, по нашим подсчетам, подскочила на 55%.

Начальник отдела развития продовольственного рынка минсельхозпрода РТ (МСХП) Дмитрий Яшин заверил «БИЗНЕС Online» , что яйца, согласно данным статистики, подорожали всего на 17%. Но, как мы видим, справедливость подсчетов данного госоргана теперь опровергается не только нашими выводами, но и исследованием УФАС по РТ.

Директор птицефабрики «Яратель» Фанис Нигаматуллин в беседе с нашим изданием подробно объяснил природу повышения цен на яйца. Во-первых, действительно, существует сезонность. Спрос снижается летом, когда люди уезжают в отпуска, а в частном секторе начинают нестись домашние куры. Среднемесячный объем производства продукции не имеет таких колебаний, поэтому летом отпускать яйцо птицефабрикам приходится дешевле, иногда даже ниже себестоимости, только чтобы продукция не испортилась. С сентябре цены традиционно начинают расти и к Новому году достигают своего пика. Однако в этом году на ценообразование серьезное влияние оказал еще и рост стоимости кормов нового урожая и цен на топливо.

«Себестоимость продукции зависит от цен на зерно, это ключевая составляющая корма для птицы. В прошлом году стоимость зерна колебалась от 5,5 до 6,5 рубля за килограмм, сейчас она составляет 12,5 рубля. И это не предел, — считает Нигаматуллин. — Также мы зависим от цены на топливо: оно подорожало на 30 процентов, и, как следствие, увеличиваются тарифы грузоперевозчиков. Подорожали и запасные части для импортного оборудования, установленного на нашем заводе, — цены на них зависят от курса евро».

С лихвой оправдывают себя и негативные предсказания по поводу роста цен в связи с повышением налога на добавленную стоимость. «НДС повышается на 2 процента, но поставщики тары и упаковки повышают свои цены не на 2 процента, а на 10–15 процентов», — говорит Нигаматуллин.

Также наш собеседник отмечает, что в 2015–2017 годах цена на яйца снижалась и что сейчас, несмотря на рост, она еще не достигла уровня 2015 года. Что касается декабрьского повышения цен, то Нигаматуллин говорит, что всему виной традиционный предновогодний ажиотаж. Но, едва пробьют куранты, цена на яйцо будет снижаться вплоть до праздника Пасхи. Это тенденция, которая наблюдается ежегодно. Нигаматуллин уверяет, что цены в декабре пиковые и дальнейшего повышения в январе не предвидится.

По состоянию на 24 декабря 2018 года цена на яйца куриные первой категории установлена в размере от 63,3 рубля до 89 рублей за десяток, отборная категория колеблется от 71,33 рубля до 87,9 рубля за десяток Фото: «БИЗНЕС Online»

«ТУТ ПРОСТАЯ АРИФМЕТИКА… ЭТО ВАМ НЕ КРАБОВ В ЯПОНИЮ ПРОДАВАТЬ!»

«Если вы хоть немного представляете, откуда берется яйцо, тогда вы будете понимать, откуда берется его цена. Посмотрите, какая сегодня цена на зерно, на транспорт, на топливо, на все энергоресурсы! Вот тогда вам станет все понятно», — пояснил корреспонденту «БИЗНЕС Online» представитель торгового дома «Яйцофф» Олег Бойков. По его словам, никакого картельного сговора между сетями нет — налицо лишь способ компенсировать свои убытки в выгодный для производителей яиц предновогодний сезон.

«Когда начался зимний период и корма все выросли, почему-то начинают задавать вопросы. А летом никого нет, никого ничего не интересует. Почему летом наши убытки никто не считает? В мае, июне, июле… Почему тогда никто не смотрит на цены? А как зима, как новогодний период, так сразу все — экономика страны как будто рухнула, во всем виноваты производители яйца, — отметил Бойков. — При чем тут торговые сети? Они тоже на свое живут как-то».

Как отметил производитель яиц, в жаркий период цены на яйцо опускаются «ниже плинтуса» за счет относительно низких цен на зерно. К зимнему периоду цены на зерно повышаются в 2–3 раза. Соответственно, это отражается на экономике производства яйца. Летом оптовая цена на яйцо может падать до 20–23 рублей при себестоимости производства в районе 30–35 рублей. Сейчас же в предновогодний период себестоимость яйца возросла до 40–45 рублей — и это только в тот момент, как оно сходит с конвейера. А еще надо упаковать, перевезти его при нынешних ценах на топливо, разгрузить… Так и рождаются 60–70 рублей на прилавке.

«Тут простая арифметика, негде здесь обогащаться. Это вам не крабов в Японию продавать! — пояснил Бойков. — Нет здесь никаких картельных сговоров. Просто все пытаются выжить. Сейчас надо просто свалить на что-то это естественное поднятие цены, найти виноватого, какого-то крайнего, чтобы устроить очередной спектакль и чтобы народ успокоился».

Однако с такой трактовкой ситуации не согласен глава ассоциации фермерских хозяйств Камияр Байтемиров. «Имеет место сезонность. Растут цены на зерно, из чего, по сути, изготавливается яйцо. Но говорить о том, что цены могут увеличиться аж на 30 процентов на яйца… Такого не должно быть. Возможен, наверное, и сговор. Если говорить о спросе и предложении, то вы прекрасно знаете, что спрос перед Новым годом на продукты традиционно растет, потому торговые сети могут воспользоваться данной ситуацией. Но не думаю, что производители яиц, птицефабрики, участвуют в этом. Надо смотреть на разницу, на то, по какой цене они продают сетям. Правильно, что данной темой займутся соответствующие организации, которые должны контролировать ситуацию на рынке, чтобы цены не назначались от потолка», — считает Байтемиров.