Аэропорт Бегишево теперь имеет разрешение на обслуживание грузовых самолетов большой грузоподъемности — так что, возможно, в Закамье открывается новая веха в развитии авиаперевозок Фото: «БИЗНЕС Online»

ИЗ ИТАЛИИ ДО НИЖНЕКАМСКА

Сегодня в первой половине дня в Закамье приземлился самый крупный в мире грузовой серийный самолет Ан-124−100ЕМ «Руслан» компании «Волга-Днепр». Как стало известно «БИЗНЕС Online», на его борту прибыл груз из Италии для ОАО «ТАИФ-НК». Наш источник сообщил, что речь идет о крупногабаритном оборудовании, которое тяжело перевезти наземным или морским транспортом. «Производитель находится недалеко от аэродрома, поэтому проще и дешевле было перевезти воздушным транспортом, чем морским», — говорит наш собеседник.

На запрос «БИЗНЕС Online» в ГК «ТАИФ» на момент публикации не ответили. Отметим, что ТАИФ уже не впервые проводит сложнейшие логистические операции по доставке оборудования для заводов ТАИФ-НК. Так, осуществленная в 2014 году доставка  40-метрового реактора гидрокрекинга из Индии в Нижнекамск даже попала в книгу рекордов Гиннесса, сообщалось, что такие гигантские грузы прежде никогда не переправлялись по реке.

В состав «ТАИФ-НК» входят три завода: нефтеперерабатывающий завод, завод бензинов и нашумевший комплекс глубокой переработки тяжелых остатков (КГПТО). На последнем сейчас проходит капремонт. По мнению экспертов «БИЗНЕС Online», из Италии могли быть доставлены колонны или теплообменники. 

По словам председателя совета директоров авиакомпании «Тулпар» и бывшего руководителя казанского аэропорта Азата Хакима, обычно доставка «Русланом» обходится примерно в $200–300 тыс., то есть около 20 млн рублей. В одной из московских компаний, организующих фрахт самолетов, «БИЗНЕС Online» сообщили, что подобная грузоперевозка могла обойтись и в сумму 25 миллионов. «По воде, скорее всего, везти дешевле. Но здесь есть несколько факторов. Например, а можно ли доставить до воды? Эта проблема еще есть», — уточнил эксперт.

«Руслан» — это разработка ОКБ им. Антонова. Размеры лайнера внушительные: 69 м в длину, размах крыла 73 м, а высота с семиэтажный дом — 21 метр. Максимальная грузоподъемность составляет 120 т, а максимальная взлетная масса — 392 т, одного только топлива «Руслан» может взять более 200 т, отметили в Бегишево. Самолет создавался в 80-е годы прошлого века для менее мирных целей, чем перевозка оборудования для заводов, — для транспортировки мобильных пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет и для проведения крупномасштабных десантных воздушных перевозок личного состава, а также тяжелой боевой техники. На борту лайнера помещаются до 440 парашютистов-десантников или 880 солдат с полным снаряжением.

Размеры «Руслана» внушительные: 69 м в длину, размах крыла 73 м, а высота с семиэтажный дом — 21 метр. Максимальная грузоподъемность составляет 120 т, а максимальная взлетная масса — 392 тонн Фото: Pavol Svetoň - CC BY-SA 3.0, commons.wikimedia.org

Отметим, что этот рейс «Руслана» в Бегишево уже второй на этой неделе и в целом — в истории аэропорта. И оба раза груз везли для «ТАИФ-НК». Заместитель генерального ди⁠ректора по производству Андрей Парфененко сообщил о том, что посадка самолета прошла сегодня успешно, Бегишево не испытало затруднений с подготовкой к прилету Ан-124. «Было проведено усиление аварийно-спасательной команды, аэродромная служба провела расчеты нагрузки на полосу, рулежные дорожки и перрон. Могу сказать, что из-за очень большого взлетного веса может показаться, что он создает большую нагрузку на взлетную полосу и место стоянки. Но на самом деле это не так. У „Руслана“ площадь соприкосновения с плоскостными сооружениями больше, чем у других самолетов. Основные стойки шасси — это сзади 20 колес и спереди еще 4. Так что полосу и стоянки он нам точно не испортит, не продавит, не зря же мы перрон и рулежки капитально ремонтировали. Полосы для взлета и посадки ему хватает. Вот теперь можем похвастать, что на новом перроне постоял уже целый „Руслан“, показал качество. Примечательно, что „Руслан“ заправляет много топлива: 120 тонн — это два вагона керосина в одном самолете», — поделился впечатлениями Парфененко.

Пресс-служба воздушной гавани отметила, что событие, возможно, станет первым шагом к развитию грузовых перевозок, выполняемых на данном типе воздушного судна. Такая вероятность действительно есть. «Раньше мало кто задумывался, что воздушным путем, тем более на „Руслане“, можно привезти в Бегишево груз. Многие думали, что Бегишево такие самолеты не принимает. Ко мне обращались как к эксперту, возможна ли перевозка грузов именно „Русланом“. А в свое время, будучи директором казанского аэропорта, как раз мы организовывали первый рейс „Русланом“. Этот путь мы проходили. Я им сказал, что в этом ничего сложного, подсказал, как это делается. Руководство Бегишево путь прошли. И теперь аэропорт будет официально допущен к приему таких самолетов», — рассказал Хаким.

Андрей Парфененко: «Не зря же мы перрон и рулежки капитально ремонтировали. Теперь можем похвастаться, что на новом перроне постоял уже целый «Руслан», показал качество»Фото предоставлено пресс-службой аэропорта Бегишево

ПЕРЕРАБОТКА В 95%, РАЗЪЯРЕННЫЕ ТУРКИ И ПОЖАР

Напомним, строительство КГПТО стартовало в ноябре 2012 года, когда Рустам Минниханов заложил в основание комплекса капсулу с посланием потомкам. Этот проект был, пожалуй, самым амбициозным из ныне реализуемых ТАИФ-НК — его стоимость оценивалась в $1,8 миллиарда. Здесь впервые в мире применена в промышленном масштабе технология Veba Combi Cracking (VCC). Мощность установки позволяет перерабатывать в год 2,7 млн т гудрона и до 1 млн т вакуумного газойля.

С помощью КГПТО ТАИФ-НК должен нарастить глубину переработки углеводородного сырья минимум до 95%, она позволит не только превращать в светлые нефтепродукты все тяжелые остатки производства, но и увеличить изготовление прямогонного бензина, а также дизельного топлива стандарта «Евро-5». Ожидаемая чистая прибыль от проекта должна составить 13–13,5 млрд рублей в год. С вводом его в эксплуатацию прибыль всего ТАИФ-НК должна увеличиться в 1,7–2 раза. Однако ввод КГПТО в эксплуатацию несколько раз откладывался по разным причинам.


После старта проект фактически встал на паузу почти на два года. В его реализации компания существенно продвинулась только в 2014 году, заключив генподрядный контракт с турецкой компанией «Гемонт». В феврале 2016-го, турецкие строители устроили на объекте организованную забастовку — из-за падения рубля их зарплата в лирах упала на 60%. Потом сроки сорвала авария: 2 ноября в компрессорной одного из цехов КГПТО прогремел взрыв с возгоранием. Через час пожар был локализован, через полтора — ликвидирован, но в результате ЧП были госпитализированы четверо работников предприятия. Пуск объекта перенесся на первый квартал 2017 года, а потом еще несколько раз переносился. В итоге официально запустить его удалось лишь в январе этого года и то не на заявленном ранее гудроне, а на газойле. Отметим, что в правительстве все же не считают, что пуск состоялся. Президент Татарстана во время ежегодного послания Госсовету отметил, что пуск ожидают до конца года. «До конца года необходимо завершить пусконаладочные работы и ввести в эксплуатацию комплекс глубокой переработки тяжелых нефтяных остатков «ТАИФ-НК». Стоимость проекта составляется 1,7 миллиарда долларов», — отметил Минниханов.