На обновленной набережной озера Нижний Кабан вовсю развернулись монтажные работы: строители готовятся сдать новый сквер, а вместе с ним и памятник богослову Шигабутдину Марджани Фото: Сергей Елагин

«НЕ УСПЕЮТ К КОНЦУ МЕСЯЦА, ЕЩЕ ПОЛНО РАБОТЫ»

На обновленной набережной озера Нижний Кабан вовсю развернулись монтажные работы. Строители готовятся сдать 10 ноября на берегу озера новый сквер, а вместе с ним и памятник татарскому богослову Шигабутдину Марджани. Накануне скульптуру в огромных запечатанных ящиках уже привезли на строительную площадку. Но раскрывать содержимое этих ящиков и выставлять на всеобщее обозрение рабочие пока не спешат: все еще не готова часть набережной, где суждено стоять памятнику татарскому просветителю.

Обширная стройка развернулась на участке набережной от лебединого домика до гостиницы «Старый город» по улице Марджани. «Не успеют к концу месяца, еще полно работы», – констатировал наблюдающий за стройкой охранник. Действительно, работы на набережной хватает – только-только вырыли небольшой котлован под фундамент будущего памятника и сейчас активно заполняют его содержимым, попеременно шлифуя огромные каменные блоки под плитку.

Завесу таинственности несколько приоткрыл представитель мечети Аль-Марджани, продемонстрировавший часть эскизов будущего сквера и памятника. На снимке видно, что скульптура Марджани, выполненная только по торс, – это больше бюст, чем классический памятник во весь рост. В правой руке у него расположился главный атрибут философа, богослова и просветителя – книга. Важная деталь – бюст установят таким образом, чтобы взгляд Марджани был направлен в сторону мечети и казанского исламского колледжа, а главное – в сторону Мекки. Такое расположение – спиной к озеру – будет удобно и туристам, чтобы они имели возможность сфотографироваться со скульптурой.

На эскизах видно, что скульптура Марджани, выполненная только по торс, – это больше бюст, чем классический памятник во весь рост Фото предоставлено мечетью Аль-Марджани

«ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ФОН ДЛЯ СКУЛЬПТУРЫ СОЗДАДУТ ИВЫ»

Авторство принадлежит великому татарскому живописцу и скульптору Баки Урманче. Он ушел из жизни еще в 1990 году, и все эти годы его задумка ждала своего воплощения. Как пояснил сын мастера Айдар Урманче, его отец успел воплотить образ Марджани только в гипсе. Скульптуру разместили в музее Урманче на улице Щапова. Действительно, если посмотреть на сайте музея фотографии выставки, то можно увидеть совершенно идентичный планируемому к установке бюст Марджани. «Отец собирался воплотить его в мраморе, но не успел уже по возрасту. С тех пор фигура находилась в семье, потом мы ее передали в музей, – поделился с «БИЗНЕС Online» Урманче-младший. – Мы решили в семье воплотить все-таки эту работу в жизнь, перевести это в твердый материал, мрамор».

Осуществить задумку помог известный московский предприниматель и меценат с татарскими корнями, президент фонда Марджани Рустам Сулейманов, а за выполнение взялся скульптор Рамин Нафиков, известный больше своими картинами. «Сделал он эту работу в 2012–2014 годах, вывез к себе в мастерскую фигуру из гипса, поставил рядом блок из мрамора, и с помощью нынешних современных инструментов у него ушло 1,5 года на абсолютно идентичный перенос той скульптуры из гипса в мрамор. То есть это практически полноценная мраморная работа, сделанная по гипсовому прототипу, абсолютно идентичная», – пояснил сын Урманче. Гипсовый прототип по окончании работ сразу же вернули в музей Урманче на Щапова. Память настоящего автора памятника Марджани навсегда запечатлена на его творении выбитыми инициалами «Б.У.». Других надписей на скульптуре нет.

Скульптуру в огромных запечатанных ящиках уже привезли на строительную площадку Фото: Максим Кирилов

«Архитектурную часть, то есть эскизный проект памятника, размещение объекта и проект благоустройства разрабатывали мы, авторский коллектив института. Делали пьедестал, проектировали в соответствующей форме», – рассказал «БИЗНЕС Online» главный архитектор проектов ГУП «Татинвестгражданпроект» Герман Бакулин. Концепция «Татинвестгражданпроекта» предполагает благоустройство береговой зоны с устройством площадки, пьедестал, ограждение – с мраморными досками, с надписями. Кроме того, проектом предусмотрена аванплощадь с пешеходным переходом через улицу Марджани, на которой смогут собираться люди. Общая высота памятника не превышают 3 метров. Сам памятник выполнен из мрамора, а пьедестал и прилегающее благоустройство – из гранита.

В проект также заложено озеленение. «Предполагается цветник с посадкой многолетников до лета, когда они наиболее выигрышно смотрятся. Планируется посадка двух ив, которые создадут определенный фон для этой скульптуры. Будет такое соседство с памятником – в пользу раскрытия образа. Ивы хорошо растут у береговой полосы, а их крона и сам образ ивы соответствует выражению образу скульптурного произведения», – объясняет наш собеседник.

По словам Бакулина, создание эскизного проекта памятника и его согласование происходило в течение лета. Участие в одном из обсуждений приняла помощник президента Наталия Фишман. «Она курирует благоустройство набережных Кабана. А эта сторона должна будет в будущем разрабатываться. И для нашего благоустройства было важно услышать ее мнение по части стыковки с будущим проектом. Мы это выслушали и учитывали в своем проекте», – пояснил Бакулин. 

«Что касается благоустройства улицы Марджани, то надо подождать, пока поработает тяжелая техника. В ближайшее время эти работы должны быть закончены, и где-то в начале ноября мы уже должны установить скульптуру», – добавил архитектор.

Выставлять скульптуру всеобщее обозрение рабочие пока не спешат – все еще не готова часть набережной, где суждено стоять памятнику татарскому просветителю Фото: Сергей Елагин

5 МЛН – ЗА ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПАМЯТНИКА, 3,62 МЛН – ЗА АВТОРСКОЕ ПРАВО

Сам памятник был приобретен республикой еще в 2015 году. Минкультуры РТ купило его за счет бюджета РТ за 11 млн рублей у Урманче-младшего . В документации закупки есть калькуляция расходов на изготовление памятника, в которой его автором указывается именно народный художник РСФСР и ТАССР, лауреат госпремии имени Тукая Баки Урманче, а исполнителем – его сын. Из общей суммы (11 млн рублей) в 2,38 млн рублей обошелся мраморный блок белого цвета, 5 млн стоило изготовление самой фигуры. Помимо этого, за 3,62 млн рублей было выкуплено авторское право.

В закупке сказано, что минкультуры приобрело полуфигуру Марджани в мраморе у Айдара Урманче как у единственного поставщика, поскольку «только ему принадлежат исключительные права на такое исполнение». Акт сдачи-передачи памятника был подписан Урманче-младшим и на тот момент министром культуры РТ Айратом Сибагатуллиным 8 июля 2015 года. 14 декабря 2015 года министерство перечислило Урманче оговоренную сумму.

Электронный аукцион на установку памятника Марджани и благоустройство прилегающей территории был объявлен лишь спустя три года – 22 октября 2018 года. Заказчиком этих работ выступает комитет внешнего благоустройства города Казани, а источником средств является бюджет столицы РТ. На выполнение всех работ власти готовы потратить 28,7 млн рублей, из них 7,2 млн рублей пойдет на благоустройство. Подрядчик должен будет установить памятник на пересечении улиц Шигабутдина Марджани и Зайни Султана до 31 декабря 2018 года, а также дать гарантию на выполненные работы сроком на 5 лет. Аукцион, как водится в Татарстане, назначен на дату после фактического начала работ – на 12 ноября 2018 года.

Помимо того, комитет внешнего благоустройства города Казани объявил аукцион на осуществление строительного (технического) надзора за выполнением работ по установке памятника Шигабутдину Марджани и благоустройству прилегающей территории с максимальной стоимостью 358 тыс. рублей, он должен состояться 2 ноября 2018 года. 

В январе 2018 года исполнилось 200 лет со дня рождения татарского богослова. ДУМ РТ объявило 2018-й Годом Марджани Фото: «БИЗНЕС Online»

«ДАВНО НАДО БЫЛО СТАВИТЬ»

Напомним, что в январе 2018 года исполнилось 200 лет со дня рождения Шигабутдина Марджани. ДУМ РТ объявило 2018-й Годом Марджани, а Рустам Минниханов подписал указ о соответствующих юбилейных мероприятиях. Правда, многие из ученых уверены, что в целом Год Марджани в Татарстане прошел скромно. Вот и недавняя большая конференция в Академии наук РТ, посвященная «татарскому Геродоту», была фактически проигнорирована первыми лицами республики. «Марджани — это очень большая фигура, очень значимая, но многое осталась на уровне интеллектуалов», — так прокомментировал тогда «БИЗНЕС Online» итоги юбилейных мероприятий директор Института татарской энциклопедии Искандер Гилязов, имея в виду, что население республики мало что узнало за этот год о деятельности и работах великого просветителя. Видимо, будущее открытие памятника должно подсластить эту горькую пилюлю.

По мнению председателя общества татарских краеведов РТ, заслуженного деятеля науки РТ Альберта Бурханова, с установкой в Казани памятника выдающемуся деятелю культуры и истории власти сильно запоздали. «Его давно надо было ставить. Это великий богослов, ученый, историк, очень много сделавший для истории и культуры татар и России в целом», — подчеркивает Бурханов. Наш собеседник называет Марджани первым татарским крупным историком, основателем серьезной исторической науки, связанной с татарской тематикой. «Он написал историю татаро-булгарских городов, вообще всей этой цивилизации — очень много сделал. У него были прекрасные связи с религиозными, общественными, государственными деятелями России и стран Востока. Марджани всегда активно работал в этом направлении и сделал очень много для восстановления и расцвета татарской культуры в XVIII веке», — рассказывает Бурханов.

Заведующий кафедрой отечественной истории КФУ Александр Литвин также считает, что Марджани достоин такого памятника и установить его пора было давно. «Время конца XIX – начала XX века, в которое он жил, было временем формирования татарской буржуазной нации, и такие люди, как Шигабутджин Марджани, очень много для этого сделали. Он был ярким философом, богословом, общественным деятелем, был объединителем народа, его просветителем», — отмечает Александр Алтерович. По его мнению, берег Кабана в Старо-Татарской слободе неподалеку от мечети Марджани – вполне удачное место для размещения памятника этому человеку. «Потому что Старо-Татарская слобода сейчас становится одним из главных туристических мест Казани, куда охотно идут туристы. Там есть что показать, и памятник такому человеку, тем более рядом с улицей, которая названа его именем, будет очень уместен. Он сам по себе многое разъяснит и покажет. Место хорошее, место старинного расселения татарского народа в Казани», — уверен Литвин.