Сессия Госсовета РТ сегодня началась с минуты молчания по погибшим во время массового убийства в Керчи Фото: gossov.tatarstan.ru

АБДУЛЛИН УШЕЛ ДОСТОЙНО

42-я сессия Госсовета РТ сегодня началась с минуты молчания по погибшим во время массового убийства в Керчи. Президент РТ Рустам Минниханов, госсоветник РТ Минтимер Шаймиев, премьер-министр РТ Алексей Песошин, а также депутаты и приглашенные встали со своих мест и почтили память невинно убиенных. На данный момент, напомним, число жертв достигло 21 человека. 

После этого работа сессии пошла по накатанной колее. По традиции в самом начале спикер Госсовета Фарид Мухаметшин известил о последних кадровых переменах в органах власти. Он представил собравшимся нового исполнительного директора Госжилфонда при президенте РТ — им стал бывший шеф госкомитета по тарифам Марат Зарипов. Камера видеооператора выхватила момент, когда тот встал где-то на задних рядах и молча кивнул залу — представлять опытного чиновника не было никакой необходимости. А вот покинувшего ГЖФ Талгата Абдуллина депутаты искупали в дружеских овациях. Мухаметшин отметил, что тот стоял у истоков создания института строительства социального жилья в республике, и поблагодарил Талгата Мидхатовича за многолетнюю бессменную работу. Абдуллин с достоинством выдержал этот не самый приятный момент в жизни — хотя и без улыбки на лице, он даже похлопал вместе с залом в честь своей отставки.

Талгат Абдуллин Покинувшего ГЖФ Талгата Абдуллина депутаты искупали в дружеских овациях Фото: Сергей Елагин

В преддверии обсуждения главного вопроса сессии — проекта бюджета на 2019 год — депутаты должны были решить несколько моментов, которые напрямую влияют на наполнение казны республики. Проект закона с невзрачным названием «О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Республики Татарстан» (№ 505-5) прошел без дискуссий, однако за полчаса до этого он вызвал бурное обсуждение на комитете по бюджету. Суть предложения, кстати, внесенного главой комитета Леонидом Якуниным, — ликвидировать 50-процентную льготу по транспортному налогу для лизинговых компаний. «Льгота в размере 50 процентов от ставки транспортного налога была направлена на поддержку организаций, осуществляющих передачу в лизинг грузовых автомобилей и автобусов, произведенных в РФ и оснащенных двигателями не менее „Евро-2“. Льгота действовала с 2006 года, то есть в течение 12 лет», — напомнил глава комитета.

«Успокоил» всех депутат Леонид Барышев: «Мы не пользуемся услугами лизинговых компаний из Татарстана, потому что их уже нет»Фото: gossov.tatarstan.ru

«МЫ ВЫИГРАЕМ КОПЕЙКИ, А ПОТЕРЯЕМ НА МИГРАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ»

Объясняется это немного странно — тем, что с 1 января 2019 года канет в Лету налог на имущество организаций. В комитете рассудили, что это приведет к снижению налоговой нагрузки налогоплательщиков, так что отсутствие льготы по транспортному налогу в данной связи не ударит больно по карманам лизинговых компаний. Якунин даже привел расчеты: если в текущем году по ликвидируемому налогу на движимое имущество фирмы заплатят 102 млн рублей, то отмена льготы по транспортному налогу с будущего года добавит лизинговым компаниям расходов всего на 7,5 млн рублей.

Однако резко против выступил депутат, гендиректор ООО «КАМАЗ-Марко» Роман Мугерман. «Мы знаем, что лизинговые компании передают имущество, проданное в лизинг, на баланс лизингополучателей чаще всего, эти льготы надо считать не у лизингодателей, а у лизингополучателей, — считает депутат. — Кто пострадает в первую очередь? Это перевозчики и пассажирские перевозки». Он напомнил, что не так давно в Челнах в лизинг было куплено более 190 автобусов. В столице РТ также было закуплено порядка 140 новых автобусов, и казанские перевозчики тут же заявили требование о повышении тарифов с 25 до 33 рублей. «Сегодня, если мы примем этот законопроект, льгота уйдет, сумма уплаты по налогу на транспорт за автобусы будет увеличена в два раза. Это неизбежно отразится на стоимости проезда», — уверен Мугерман.

Он считает, что это приведет к бегству перевозчиков в другие регионы. «Завтра начнется миграция этих предпринимателей, они пойдут в соседний регион, зарегистрируют там свои компании, поставят на учет машины и будут платить все налоги там», — пророчил депутат. «Мы выиграем копейки, а потеряем на миграции предпринимателей», — возмущался Мугерман. Он попросил отправить проект на доработку.

Якунин попросил «не валить все в кучу» и не связывать отмену льготы с повышением тарифов на пассажирские перевозки. Представитель минфина поддержал его, заметив, что льгота предоставлялась не для транспортных компаний, а для лизинговых. Влияние могло бы быть через размер лизинговых платежей, но в связи с отменой налога на движимое имущество лизингодатели, напротив, могли бы пересмотреть свои расценки в сторону уменьшения, считают в министерстве финансов РТ. «Успокоил» всех депутат Леонид Барышев: «Мы не пользуемся услугами лизинговых компаний из Татарстана, потому что их уже нет. Мы уже убили этот вид бизнеса давно. Мы спокойно пользуемся московскими, йошкар-олинскими компаниями. Татарстан ничего не потеряет, потому что их уже нет». В итоге при одном против законопроект проскользнул на обсуждение сессии Госсовета и позже был принят сразу в трех чтениях без дискуссий.

Фарид Абдулганиев Фарид Абдулганиев по пенсионерской минималке ответил, что в Татарстане этот показатель (8 тыс. 232 рубля), оказывается, на 1 тыс. рублей даже превышает уровень, рекомендованный минтрудом РФ Фото: gossov.tatarstan.ru

«МАКАРОШКИ»: ОТВЕТИТ ЛИ ТАТАРСТАНСКИЙ МИНИСТР ЗА ПЕНСИОНЕРСКУЮ МИНИМАЛКУ?

Ну и наконец, главной темой сессии стало обсуждение бюджета республики на 2019 год. Министр экономики РТ Фарид Абдулганиев и министр финансов РТ Радик Гайзатуллин практически слово в слово зачитали свои доклады, которые ранее они не раз озвучивали в ходе и заседаний комитетов, и парламентских слушаний (см. справку).

Средства по нацпроектам, которыми федералы грозят озолотить регионы, до сих пор не распределены, так что в канву бюджета республики они до сих пор не вплетены. Все ждут, что это случится, наконец, ко второму чтению бюджета, а пока депутаты дежурно утвердили приблизительные очертания главного финансового документа Татарстана на будущий год: доходы бюджета РТ — 228 млрд рублей, расходы — 232 млрд рублей с дефицитом в 4 млрд рублей.

Зато недежурными оказались вопросы, которыми депутаты буквально засыпали министров. Первым у микрофона оказался глава ТНВ Ильшат Аминов, который поинтересовался, какой вклад в экономику республики дает малый и средний бизнес. Абдулганиев отметил, что за последние 10 лет рост оборота предприятий МСБ составил 20%, в этом году он будет равен около 10% от экономики республики.

Ильшат Аминов (слева) поинтересовался, какой вклад в экономику республики дает малый и средний бизнесФото: Сергей Елагин

Представитель КПРФ, депутат Артем Прокофьев задал вопрос с подвохом. Начал он с недоумения по поводу того, что на фоне всевозможных ожидаемых повышений — НДС, стоимости проезда в транспорте, жилищно-коммунальных услуг — депутаты ни на рубль не увеличили на будущий год прожиточный минимум пенсионеров в республике, который составляет сейчас 8 тыс. 232 рубля.

«В соответствии с вашим прогнозом, в 2019 году повышение ставки НДС приведет к усилению инфляции, между тем ваши же экономисты рассчитали, что в следующем году у нас прожиточный минимум пенсионера не будет меняться», — удивлялся Прокофьев.

Ну а дальше коммунист припомнил ситуацию в Саратовской области, где после рассказов о прелестях жизни на 8 тыс. 278 рублей своим креслом поплатилась министр занятости, труда и миграции Саратовской области Наталья Соколова. Уволена она была с формулировкой «за пренебрежительное отношение к темам, имеющим жизненную важность для людей». «Жить можно! Сбалансированное, но диетическое! Вы станете моложе, красивее и стройнее! Макарошки всегда стоят одинаково!» — расхваливала она меню саратовских пенсионеров в 3,5 тыс. рублей в месяц.

Так вот представитель КПРФ справедливо заметил, что в Татарстане меню пенсионера еще более диетическое и сбалансированное, так сказать, но министров у нас почему-то никто не гонит. «После дискуссии министр Наталья Соколова подала в отставку. Вы пошли еще дальше. У вас прогноз инфляции — 4,2 процента, а рост прожиточного минимума — ноль. Может быть, вам тоже задуматься о том, готовы ли вы дальше руководить этим министерством?» — прямо спросил Прокофьев.

Абдулганиев острый вопрос о будущем своей карьеры проигнорировал, а по пенсионерской минималке ответил лишь, что в ряде регионов этот показатель также не вырастет с 2019 года. Более того, прожиточный минимум пенсионера в РТ, оказывается, на 1 тыс. рублей превышает уровень, рекомендованный минтрудом РФ. В общем, и так как сыр в масле катаются! Стоит отметить, что размер прожиточного минимума пенсионера — это стоимость условной потребительской корзины; если цены на продукты в регионе растут, то и прожиточный минимум по логике должен увеличиваться. Сам этот показатель напрямую не влияет на размер пенсии, но в случае, если доходы конкретного пенсионера не дотягивают до минималки, то пенсионный фонд обязан сделать социальную доплату до этого уровня. Меньше минималка — меньше доплата: все просто.

Коллега Прокофьева (слева) по КПРФ Александр Комисаров (справа) озадачился снижением численности сельского населенияФото: Сергей Елагин

БЮДЖЕТНЫЙ «ПЛАН Б» И ГДЕ ВЗЯТЬ 5 ТЫС. РАБОЧИХ В ЗАКАМЬЕ

Коллега Прокофьева по КПРФ Александр Комисаров озадачился снижением численности сельского населения, поинтересовавшись, что делается для того, чтобы переломить ситуацию. Абдулганиев вспомнил, что для сохранения численности населения в сельской местности молодым мамочкам предусмотрена разовая выплата в размере 50 тыс. и 100 тыс. рублей.

Мухаметшин поддержал министра, который после вопроса про минималку заметно нервничал. «Процесс старения населения, урбанизации негативно влияет», — рассудил спикер. Мол, это не только татарстанская тенденция, во всем мире люди уезжают в города. Однако ни один субъект в России не делает столько для поддержки ЛПХ и сельского населения. Глава парламента заверил, что все программы по поддержке села сохранены в бюджете 2019 года.

Экс-глава Казанского порохового завода, депутат Халил Гиниятов спросил, как готовы в Татарстане к новым антироссийским санкциям. Абдулганиев признал, что торговые войны уже внесли свой вклад в структуру экспорта республики: снизился объем поставок в Италию и Нидерланды, но зато вырос экспорт в Казахстан, Китай и Чехию. «Эта ситуация создает новые возможности», — считает министр, который намерен наращивать долю несырьевого экспорта.

Депутат и директор ОАО «КОМЗ-Байгыш» Руслан Юсупов поинтересовался, имеется ли альтернативный сценарий развития социально-экономической ситуации в регионе. Так сказать, «план Б» на случай падения стоимости нефти. Оказалось, он действительно есть. Консервативный сценарий развития экономики РТ предполагает снижение роста ВПП с оптимистичного прогноза в 102,9% до пессимистичного в 101,9%.

«В Закамской зоне сегодня нулевая безработица. У нас и КАМАЗ испытывает недостаток людей, и новые объекты открываются в ТОСЭРе и ОЭЗ „Алабуга“. Около 5 тысяч рабочих мест недоукомплектовано», — поднял тему Барышев.

Однако министр экономики не дал конкретных рецептов, откуда Закамью взять 5 тыс. новых умелых рук, но рекомендовал подумать о росте производительности труда.

«Вам верится, что только за счет производительности труда? За счет повышения производительности труда может быть только пополнение рядов безработных», — задумчиво вставил реплику Мухаметшин. Казалось, он был не очень доволен глубиной ответов нового министра, который, надо сказать, впервые проходит обкатку бюджетом.

Сразу двое депутатов независимо друг от друга подняли тему молока: Тахира Хадеева и Рифата Ганибаева волнует, что при профиците сырого молока, которое вывозится за пределы РТ, в республику завозят еще и сухого обезжиренного молока (СОМ), что негативно сказывается на численности КРС.

Абдулганиев взялся рассуждать на тему того, что это встречные процессы: кто-то завозит, кто-то вывозит СОМ. И вновь плечо ему подставил куда более опытный спикер парламента. Он согласился с депутатами, мол, беспокойство по поводу закупочных цен есть. «Рустам Нургалиевич, я боюсь ошибиться, вы большую сумму денег на поддержку данного вопроса выделили, это серьезно повлияло на то, чтобы под нож не пустить в частном секторе... Надеюсь, ситуация будет выправляться», — обнадежил Мухаметшин, поглядывая на президента РТ, но тот хранил молчание.


«БУКВАЛЬНО НА ДНЯХ ДВА ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯ КАЗАНИ УЖЕ ОБАНКРОТИЛОСЬ»

Чуть позже держать ответ перед депутатами пришлось уже Гайзатуллину. Обилие вопросов — записались 15 человек — удивило Мухаметшина. «Вы на комитетах обсуждали бюджет, парламентские слушания прошли. Вы не знакомились, что ли, с бюджетом?» — пожурил он сидящих в зале, но микрофон не отключил.

Первым вновь кнопку нажал Аминов. Его вопрос касался того, из каких ресурсов будет покрываться дефицит бюджета, который в 2019 году составит 4 млрд рублей, ведь эра бюджетных кредитов прошла. Гайзатуллин ожидаемо ответил, что дефицит с лихвой покрывается за счет остатков бюджета 2018-го.

«Особого внимания требуют „особые дети“. Для них требуется специальный норматив финансирования, поскольку с ними работают педагоги и дефектологи. Есть положительное заключение ЦЭСИ, но нет субсидии», — обозначил проблему глава медуниверситета и депутат Алексей Созинов. Гайзатуллин заметил, что в бюджете деньги могут быть заложены, если будут внесены изменения в нормативы.

Николай Рыбушкин вновь поднял тему ремонта детских садов и школ. «В Казани, например, предписания надзорных органов составляют сумму в размере более 1 миллиарда рублей», — заметил депутат. Он предложил учесть в бюджете для решения этой проблемы дополнительно 100 млн рублей.

«Были времена, у нас была возможность часть прибыли направлять на развитие инвестпрограмм, но сейчас налоговая политика ужесточается», — бил в колокола гендиректор «Челны-Хлеба» Рафаэль Юнусов. Он считает, что рост экономики без подобных инструментов поддержки бизнеса просто невозможен. Гайзатуллин ответил обоим: мол, различных налоговых льгот в РТ предоставляется на общую сумму более 6 млрд, так что недовольных, по его мнению, быть не должно.

Юсупов обратился к теме стоимости проезда в общественном транспорте. «Буквально на днях два транспортных предприятия Казани уже обанкротилось. Во многих городах России отказались от льготной перевозки граждан», — предупреждал директор ОАО «КОМЗ-Байгыш». Он считает несправедливым, что при стоимости проезда 25 рублей государство компенсирует за проезд льготников лишь 15 рублей. Он также попросил у минфина скорого решения проблемы. Гайзатуллин фактически дал понять, что вопрос не по адресу: какие нормативы ему дают, по тем он и платит. 

Ильсоя Мезикова обратила внимание Гайзатуллина на необходимость строительства трамвайной линии в Нижнекамске — в районе, где живут нефтехимики. «Этот вопрос включен в законопроект за счет внебюджетных средств. Есть ли возможность профинансировать строительство из бюджета?» — предложила она, но конкретного ответа, к сожалению, тоже не получила.

Председатель комитета по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Разиль Валееев поднял вопрос создания Национального педагогического института, о чем говорилось в ежегодном послании президента. Депутат считает, что тему надо форсировать. «Следует максимально быстро обеспечить школы национальными педагогическими кадрами, ускорить разработку учебников на татарском языке, подготовку перевода учебников с русского языка, внесение их в федеральный список и выпуск», — призвал Валеев.

К сожалению, большинство вопросов так и осталось без ответов. Впрочем, депутатам дано время до 26 октября для внесения поправок в проект бюджета-2019. Мухаметшин заметил, что депутатам и правительству предстоит засучив рукава усердно потрудиться.