Одной из приоритетных тем экологического надзора в обозначенном регионе с начала 2016 года стал рост промышленных мощностей Одной из приоритетных тем экологического надзора в обозначенном регионе с начала 2016 года стал рост промышленных мощностей

СВОДНОЙ СТАТИСТИКИ НЕТ, НО БУДЕТ

На вопросы читателей «БИЗНЕС Online» отвечали на этот раз сразу четверо спикеров – практически все управленческое звено прикамского территориального управления минэкологии РТ. Столь представительная делегация от прикамского ТУ оправдана географией полномочий – подразделение минэкологии отвечает за 7 районов Татарстана (Мамадышский, Елабужский, Менделеевский, Агрызский, Тукаевский, Мензелинский, Актанышский), городской округ Набережные Челны и еще за часть резидентов ОЭЗ «Алабуга» – за тех, которые по категории опасности производства подпадают под региональное, а не федеральное регулирование. Фактически это крупное ТУ контролирует пятую часть республики.

Одной из приоритетных тем экологического надзора в обозначенном регионе с начала 2016 года стал рост промышленных мощностей – именно тогда премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление о создании территории опережающего социального-экономического развития «Набережные Челны». Число новых производств с тех пор практически достигло четверти сотни – крайние предприятия осталось только утвердить в Москве. Понятно, что с каждым новым заводом экологическая нагрузка на Челны и Тукаевский район растет. Как выяснилось в ходе интернет-конференции, сводных данных по влиянию промышленности на окружающую среду пока не существует в принципе – само экологическое законодательство почему-то не предусматривает такой практики. Проблема заключается в том, что производства относятся к разным категориям загрязнителей: за самых опасных отвечают федералы, за предприятия с меньшей нагрузкой на среду – регионалы. По ведомствам ответственность распределяется между федеральными Роспотребнадзором, Росприроднадзором и региональным министерством экологии.

Но прогресс есть: как пояснил начальник прикамского ТУ Наил Гарипов, в начале этого года руководитель Росприроднадзора по РТ Фарид Хайрутдинов предложил свое учреждение в качестве общей копилки всей статистики – теперь его ведомство будет сводить данные всех источников в единую экологическую картину территорий. Не исключено, что к такому самоотверженному решению Хайрутдинова подтолкнула злоба дня – индустриализация Татарстана растет не по дням, а по часам, и нужно понимать, как это влияет на среду в разрезе географии, а не отчетности перед Москвой. Как обозначил Гарипов, он сам «категорически против разделения надзора — простому жителю нет разницы, кто контролирует».

Тем не менее на сегодняшний день сводной статистики по уровню промышленных выбросов не существует. Есть лишь систематизированные данные по наиболее рисковым зонам, что явствует из пояснений замначальника прикамского ТУ Оксаны Колесовой. Она пояснила, что, когда новое предприятие получает разрешение на выбросы, формируется справка по фоновым концентрациям. «Санитарно-эпидемиологическое заключение делается в контексте тех предприятий, которые окружают заявителя, – сообщила Колесова. – Выбросы учитываются в совокупности. Весь город таким образом не покрыт, но наиболее значимые участки — например камазовская территория или промзона — анализируются целиком». По словам Колесовой, сложнее обстоит дело с учетом на тех промышленных территориях, которые характеризуются обилием малых производственных предприятий – в частности, неоднозначны данные по так называемой Шестой промплощадке.

«У ПЕНСИОНЕРОВ В ГЛАЗАХ ИСКРА БЫЛА, НО НЕ КЛЮНУЛИ…»

Новые промпредприятия, которые заявляются на дислокацию в Челнах, проходят согласование в ТУ. Колесова пояснила механизм: «Когда стоит вопрос о размещении производства в том или ином месте, в том числе и резидентов ТОСЭР, он выносится на заседание межведомственной комиссии, в которую входим и мы и, в частности, Роспотребнадзор». Гарипов отметил, что экологи ставят свою печать на заключении, а он лично, как начальник управления, оставляет автограф. При этом экологи рассматривают вопрос комплексно – учитывают соседей-производственников, удаленность от жилья (существуют нормы расстояний и до садовых обществ), наличие водных объектов.

Напомним в этой связи, что до сих пор единственным резидентом, несостоявшимся в Челнах по экологическим соображениям, стала китайская «Камасталь». Компания занимается окраской металлов и опасалась за неудобства для соседей из-за неизбежного едкого запаха. Экологи отметили, что через земельную комиссию, в которой они принимают участие, «Камасталь» просто не проходила, знакомиться с проектом не пришлось, что объяснимо: в Челнах «Камасталь» претендовала на аренду площадей в КИП «Мастер», ей не нужно было отдельного места. Именно поэтому она и ушла: в нижнекамском ТОСЭР, где в итоге обосновалась компания, компания отделена от соседей капитальными стенами, а не перегородками, как в «Мастере».

Беседа с прикамско-закамскими экологами коснулась многих тем: кроме проблематики ТОСЭР, мы подробно поговорили о нюансах водного законодательства, что связано с многочисленными жалобами на «приватизацию» водных объектов в Челнах и Тукаевском районе; обсудили контекст новой территориальной схемы по обращению с твердыми коммунальными отходами и актуальное состояние Тогаевского полигона, на решение о рекультивации которого ушло не одно десятилетие; поговорили об ответственности бизнеса за его влияние на окружающую среду и о тенденциях в вопросе «давления» надзорного органа на МСБ. С полным содержанием беседы читатели «БИЗНЕС Online» смогут ознакомиться в ближайшее время, а пока можем констатировать, что население активно подключается к контролю качества окружающей среды через электронные сервисы. Так, с начала года в адрес прикамского ТУ поступило 937 обращений, из которых 267 пришло через «Электронный документооборот», 113 – на телефон горячей линии, 34 обращения – через «Народный контроль» и 523 – через «Школьный экопатруль». Школьники, по словам Гарипова, наиболее заинтересованы в сотрудничестве.

«Важно не просто сообщить, а прислать фотографию, – рассказал начальник Прикамского ТУ. – У нас очень активный руководитель отделения ПФР Эдуард Фаттахов, с которым мы развили вроде бы плодотворную тему работы с пенсионерами. Существует «Университет третьего возраста» – вот мы со своими акциями пришли туда предложить пенсионерам «прибавку» к пенсии, объясняли, какая может быть выгода от сигналов на экологическую тематику. У них в глазах искра была, но статистика показывает, что не клюнули. Зато по программе «Школьный экопатруль» эффект впечатляет. Школьник на смартфон скачивает специальную программу, из которой фотография приходит к нашему оператору. Я иногда смотрю – уже «комендантский час», несовершеннолетний ребенок не должен гулять. А он говорит: я с родителями! Родители тоже заинтересованы, чтобы мне айфон подарили за первое место! Так вот, нам за первые три дня октября три ученика прислали 300 сообщений… Мы теперь за голову хватаемся – нам-то на рассмотрение дается 30 суток. Нужно ли всю работу бросить и ехать сюда по сообщениям трех челнинских учеников?»

Генеральный партнер проекта