Накануне в Татарстане стартовал третий этап проекта «Великие имена России» — голосование по присвоению международным аэропортам Казань и Бегишево имен выдающихся земляков
Фото: «БИЗНЕС Online»

КТО ПОЯВИТСЯ НА ФАСАДЕ БЕГИШЕВО — ЕВГЕНИЙ БАТЕНЧУК ИЛИ НИКОЛАЙ ЛЕМАЕВ?

Накануне в Татарстане стартовал третий этап проекта «Великие имена России» — голосование по присвоению международным аэропортам Казань и Бегишево имен выдающихся земляков. На первом этапе жители республики направляли свои предложения по именам-претендентам для названия аэропорта. Всего, по данным нашего издания, было названо 158 известных и не очень фамилий. На втором этапе члены комиссии Общественной палаты РТ выступили в роли фильтра, отсеивая претендентов, которые не попадают под формальные критерии. Главные из них — историческая связь претендента с территорией и запрет на выдвижение ныне живущих людей, а также политиков периода новейшей истории страны (последние 100 лет). Члены комиссии в итоге выбрали 40 фамилий (полный список опубликован на сайте Общественной палаты РТ прим. ред.). В список помимо ожидаемых Александра Бутлерова, Кул Гали, Максима Горького, Гаврилы Державина, Галиаскара Камала, Аделя Кутуя, Николая Лобачевского, Шигабутдина Марджани, Ивана Шишкина попала, например, и Марина Цветаева, связь которой с Татарстаном ограничивается тем, что она покончила с собой в Елабуге. Соблюден, можно сказать, и межнациональный баланс: у 16 претендентов — татарские фамилии.

Своеобразная интрига складывается вокруг Бегишево. Подавляющая часть имен исторически связана скорее с Казанью. Прямое отношение к Набережным Челнам или Нижнекамску имеют только руководитель «КамГЭСэнергостроя», построивший КАМАЗ и Челны, Евгений Батенчук и не менее легендарный гендиректор «Нижнекамскнефтехима», министр химической и нефтеперерабатывающей промышленности СССР Николай Лемаев. В процессе голосования может сказаться некоторая ревность между двумя городами — чей герой главнее. Любопытно, что пока оба деятеля не набрали даже 5% голосов, но у жителей Челнов и Нижнекамска (и их властей) еще есть все шансы активизироваться. Впрочем, в шорт-лист гендиректора Бегишево Сергея Романцова ни тот ни другой не входят. По мнению Сергея Анатольевича, воздушная гавань могла бы носить имя ученого Дмитрия Менделеева (в честь последнего назван город Менделеевск, где он некоторое время трудился на химических заводах Ушковых), художника Ивана Шишкина (родился и жил в Елабуге) или авиаконструктора Андрея Туполева.

После отбора 40 претендентов было запущено голосование в официальных группах проекта «Великие имена России. Республика Татарстан». Организаторы конкурса разделили претендентов на четыре десятки — и по каждой запустили отдельное голосование. Десятки формировались сбалансированно, чтобы в каждой были представители разных направлений — ученые, литераторы и композиторы и политики. Опрос завершится уже 18 октября в 23:00. По его итогам будут выбраны 10 претендентов-финалистов для Казани, столько же — для Бегишево. В каждой десятке наметились свои лидеры. К примеру, с большим отрывом от соперников (35,4% голосов) идет советский летчик-истребитель Михаил Девятаев. В другой десятке опережает конкурентов инженер-конструктор Сергей Королев (23,7%). 37,5% симпатий жителей Татарстана в третьей десятке получил поэт Муса Джалиль. Завершает шорт-лист второй поэт, Габдулла Тукай, с результатом в 27,2%. К 11:00 каждый пост из 10 претендентов набрал минимум 7 тыс. голосов. Итоги будут подведены 18 октября в 23:00, тогда будут сформированы 10 претендентов для Казани, столько же — для Бегишево. После этого эксперты Общественной палаты выберут только трех претендентов для каждого аэропорта. Затем с 8 ноября победителя будут определять жители всей страны. Результаты станут известны 5 декабря.

Своеобразная интрига складывается вокруг Бегишево. Прямое отношение к Набережным Челнам или Нижнекамску имеют только Батенчук и Лемаев. Пока они не набрали даже 5% голосов Фото: «БИЗНЕС Online»

По оценкам заместителя председателя Общественной палаты РТ Тимура Халикова, дискуссия при отборе 40 претендентов была «живая». «Мы начали с того, можно ли вообще говорить о том, чтобы переименовать аэропорт, — заметил Халиков в беседе с корреспондентом „БИЗНЕС Online“. — Причем речь же не идет о полном переименовании, мы добавляем к названию имя нашего известного соотечественника. Среди предложений было немало ныне живущих и почивших спортсменов и артистов, таких как актриса Чулпан Хаматова, певец Ренат Ибрагимов, голкипер Ринат Дасаев. Из Набережных Челнов приходило предложение назвать аэропорт Бегишево именем российского автогонщика, семикратного победителя ралли „Дакар“ Владимира Чагина, ныне руководителя гоночной команды „КАМАЗ-Мастер“, — настолько в автограде ралли вошло в историю. В нарушение правил конкурса неоднократно звучало имя государственного советника РТ Минтимера Шаймиева и даже Леонида Брежнева, но организаторы были неумолимы. Впрочем, немало жителей захотели связать воздушные гавани с именами более приземленных личностей — собственных учителей, спортивных тренеров, преподавателей, но тут включался фильтр известности».

Заведующий кафедрой отечественной истории КФУ Александр Литвин объяснил отсев царицы Сююмбике: «Мы решили не оставлять достаточно мифических и неоднозначных личностей давнего прошлого. За что ставить Сююмбике? Последняя царица, которая похоронена в Костроме. А народ ее воспринимает так, как будто она с башни сбросилась. И потом какое отношение она имеет к аэропорту? Музей женщин татарского народа может ее использовать, но в нашем списке хватает других выдающихся людей, которые более достойны».

«Нам предлагали даже имя Ленина, он ведь начал свою деятельность раньше чем 100 лет назад, поначалу его оставили на следующий этап, но потом он все же выбыл, — сказал Халиков. — Его поддерживало малое число экспертов, в итоге все сошлись на том, что в данном случае он в сравнении с другими не набирает нужной поддержки. Нашлись и те, кто пожелал прилепить аэропорту имя Филиппа Киркорова». Впрочем, кандидатура эстрадного певца также не подошла по формальным основаниям. «Мы прекрасно понимаем, что большое число наших сограждан неизвестны в мире, часто нам приходили предложения дать аэропортам имя малоизвестных за границами республики людей, — пояснил заместитель председателя Общественной палаты РТ. — Представляете, прилетает человек в аэропорт с именем, которое ему ничего не говорит и для него ничего не значит. К примеру, называют имя Рустема Яхина (советский татарский композитор, пианист и педагог прим. ред.). При всем уважении к данной личности в Татарстане и его известности в СССР... для иностранца это имя мало что скажет. Поэтому эксперты при отборе обращали внимание на то, чтобы человек был узнаваем (заметим, что Яхин в итоговые топ-40 все-таки вошел,прим. ред.)».

Итоги будут подведены 18 октября в 23:00, тогда будут сформированы 10 претендентов для Казани, столько же — для Бегишево. Победители станут известны 5 декабря Фото: «БИЗНЕС Online»

В УФЕ В ЧИСЛЕ ПРЕТЕНДЕНТОВ — НУРИЕВ, А В ЕКАТЕРИНБУРГЕ ВООБЩЕ ПРОТИВ КОНКУРСА

Проект «Великие имена России» по выбору имен для 45 российских аэропортов путем общенационального конкурса стартовал 11 октября. Идею переименовать аэропорты РФ в честь великих деятелей искусства и культуры приписывают митрополиту Тихону Шевкунову, который курирует выставочный проект «Моя история». Его предложение поддержали Русское географическое общество, Российское историческое общество, Общество русской словесности и Российское военно-историческое общество. Общественная палата РФ также решила принять участие в переименовании и контролировать работу. Сам Шевкунов ссылается на мировую традицию называть аэропорты в честь различных деятелей. Говоря о проекте, митрополит отметил, что фасады аэропортов и их внутренний дизайн будут оформлены с отсылкой к выбранному историческому деятелю. Появятся экраны, на которых будет рассказано об этом человеке и его вкладе в историю.

В регионах чаще всего предпочитают называть аэропорты именами людей, связанных с городами, где они расположены. К примеру, аэропорт Норильска предложили назвать в честь исследователя Арктики Николая Урванцева или первого атамана Енисейского казачьего войска, геолога Александра Сотникова. Симферопольский аэропорт может быть назван в честь Екатерины II или Антона Чехова. Аэропорт Волгограда предлагали назвать именем спортсменки Елены Исимбаевой, но по формальным признакам этот вариант был исключен. А вот так выглядит десятка лидеров опроса общественного мнения по названию аэропорта в Уфе: народный поэт Мустай Карим, военный летчик Муса Гареев, национальный герой Салават Юлаев, писатель Сергей Аксаков, артист балета Рудольф Нуриев, генерал-майор Минигали Шаймуратов, оперный певец Федор Шаляпин (есть и в татарстанском списке), герой Советского Союза Александр Матросов, художник Михаил Нестеров, писатель Сергей Довлатов.

В ряде городов федеральную инициативу восприняли в штыки. К примеру, губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев заметил, что его устраивает название воздушной гавани в нынешнем виде, и многие екатеринбуржцы поддержали Куйвашева. Губернатор Прикамья Максим Решетников также высказался за сохранение прежнего названия пермского аэропорта Большое Савино. Большинство жителей Магаданской области в соцсетях выступили против добавления нового имени магаданскому аэропорту «Сокол». Только в опросе на сайте «Одноклассники», который устроил блогер Антон Афанасьев, нет сказали более 7,4 тыс. человек. В других соцсетях подавляющее большинство также выступает против.

В Татарстане такого противостояния не произошло благодаря публичности процедуры отбора претендентов, убежден Халиков. «Мы, в отличие от других регионов, решили провести открытое голосование, чтобы жители республики почувствовали свою сопричастность к принятию решения, — пояснил заместитель председателя Общественной палаты РТ. — Благодаря СМИ тема обсуждается, люди для себя вспоминают великих деятелей прошлого, это же хорошо, что такие люди всплывают в умах наших соотечественников. Пусть часть людей в нашем списке работали в закрытых „шаражках“, их труды принесли потрясающие результаты. Почему же именами этих людей мы не можем назвать аэропорты? Очень многие люди в те годы творили только для страны, на благо потомков — неужели они не стоят признания?»

«Переименование аэропортов — это ответвление от „Бессмертного полка“, проект, направленный на поддержание народной акции. Те, кто предлагает имена известных личностей, работают с историей, восстанавливают прошлое своих предков, а некоторые даже выдвигают своих дедов и прадедов как героев, чьи имя может носить аэропорт. Общественное самосознание может укрепить история конкретного человека в нашей стране, а не политические конструкции. Только через прошлое человек будет видеть здесь свое место и понимать, что он и есть эта страна. Вот на поддержание такого самосознания и направлен данный проект», — заключил Халиков.

«Я ПРЕДЛОЖИЛ НАЗВАНИЕ «ЗИЛАНТ», ИСХОДЯ ИЗ ТОГО, ЧТО АЭРОПОРТ — ЭТО ЧТО-ТО СВЯЗАННОЕ С ПОЛЕТАМИ»

По просьбе «БИЗНЕС Online» члены комиссии, участвовавшие в отборе фамилий для названия аэропортов Казань и Бегишево, прокомментировали проект.

Сергей Саначин — главный архитектор проектов центра разработки генерального плана Казани, градостроитель и краевед:

— Я против такого переименования. Мне кажется, это совершенно неподготовленное решение, предложенное географическим обществом. Вся страна сразу дернулась его исполнять. Меня удивляет, что никто не вмешался: ни Госдума, ни Совет Федерации. Я спросил об этом на экспертном совете, мне ответили, что это негосударственный вопрос.

Голосовать будут разные города, по чужим городам в том числе. Во-первых, это уже странно: почему какие-то другие города должны решать, как будет называться мой аэропорт? А во-вторых, меня удивляет вот это решение. По-моему, такого прецедента еще не было, чтобы появились битопонимы, как я их называю. Это ведь не переименование — это донаименование, как объяснили нам. Я не верю, что москвичи и питерцы согласятся, например, на аэропорт Шереметьево имени Ломоносова, или Внуково имени Рязанова. Одно дело — одинарный топоним, когда одно слово, но на это тоже никто не согласится.

С Казанью все попроще, но такие смешные случаи, когда Бегишево имени Бегичева… Если говорить серьезно, я против этого, но думаю, что обратного пути нет — вся комиссия работает над текстами, только я один предложил одинарный топоним. Если уж переименовывать, то в одно слово. Я предложил название «Зилант», исходя из того, что аэропорт — это что-то связанное с полетами, а мы живем в Казани, но к данной идее отнеслись не очень серьезно. Из фамилий я выбирать никого принципиально не буду.

Как выбирали? Палату засыпали предложениями: там были и живые люди, и политики, а условие — не выбирать политических деятелей, умерших менее 100 лет назад. В итоге остановились на 68, довели этот список до 40 фамилий, которые были пущены на открытое голосование жителей Татарстана.

Я еще понимаю, если бы аэропорт только сейчас построили и ему надо было придумать название, а он был возведен давно, в другую эпоху, и ему вдруг сейчас придумывают имя. Это все равно что человека переименовать в 30 лет.

Александр Литвин — заведующий кафедрой отечественной истории Казанского федерального университета:

— В принципе, меня устраивали и имеющиеся названия. Я считаю, что сочетание «аэропорт Казань» звучит хорошо, понятно и красиво. Но, поскольку идет российская инициатива и народ ее, в общем-то, подхватил, ничего плохого я здесь не вижу.

Это дает возможность людям вспомнить о своих известных земляках, поучаствовать в голосовании, выразить свое мнение. Наша Общественная палата поработала очень прилично: все люди в данном списке очень достойные. Там есть люди искусства и науки, знаковые для Татарстана, есть военные герои и известные деятели. Для Бегишево, например, там есть и Батенчук — главный строитель Челнов, есть Лемаев, благодаря которому «Нижнекамскнефтехим» был создан… Так что есть из чего выбрать. Почему бы лишний раз людям не подумать о том, кто составляет славу нашей республики?!

Если бы решал лично я, то выбрал бы людей, которые связаны с аэропортами. Я очень уважаю Тукая, я очень уважаю Губайдулину, но их именами, как мне кажется, нужно называть организации культуры. Для меня здесь фавориты — Туполев, Петляков, похороненный на Арском кладбище, Горбунов — один из основателей авиазавода, Копылов… Или же забытый нами единственный дважды герой Советского Союза из Татарстана летчик Столяров, или Девятаев, подвиг которого знает весь мир. А для Челнов я бы думал о Батейчуке, Лемаеве. Но если народ выберет Тукая, то я, конечно, это тоже поддержу.

Список из 40 фамилий вынесен на общественное обсуждение, а в пятницу мы с его учетом будем выбирать 10 фамилий. После этого решать будет только народ: люди оставят двоих.