«КАК СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ НАШИ ДЕТИ СТАЛИ ЛУЧШЕ НАС?»

Это лишь на первый взгляд кажется, что тема детских театров — нечто узконишевое и малоинтересное большинству читателей. Напротив, это священные для театралов имена, вроде Льва Додина или Яна Фабра, могут ничего не говорить обывателю, а вот качество снегурочек, дюймовочек и трех поросят, идущих в вашем городском драмтеатре, касается фактически всех родителей, а посещение в выходные дневных спектаклей со своими отпрысками является важным элементом досуга и воспитательного процесса. Так что прошедший в Доме Актера круглый стол «Детский театр как точка притяжения и центр раскрытия талантов» изначально виделся любопытным мероприятием как по причине заявленной темы, так и благодаря составу участников. Забегая вперед: дискуссия и впрямь получилась местами увлекательной.

Инициатором такого общения стала министр культуры РТ Ирада Аюпова, которая и публично, и в приватных беседах указывает, что хотела бы максимально слышать голос разных профессионалов и общественности, предлагающих свои пути решения тех задач, которые находятся в ведении минкульта. Вот и на нынешний круглый стол кроме местных театральных деятелей пригласили экспертов из Москвы, Хабаровска, Ульяновска. Интересно, что открылся он экспериментальной постановкой студентов театрального училища, которые читали начало «Руслана и Людмилы» в стиле африканской темы из «Короля Льва» под аккомпанемент джембе в руках босоногого «Пушкина».

«Каким должен быть театр, чтобы он был интересен нашему очень непростому ребенку? Ребенку, который в мире интернета может получить все? И что самое главное, он в этом мире может безбоязненно, без страха быть раскритикованным, высказать свою позицию. Какими мы должны быть, чтобы дети, приходя к нам, не боялись быть самими собой?» — с самого начала Аюпова обозначила круг вопросов, которые — это очень чувствуется — волнуют ее не только как чиновника. По мнению министра, большая проблема современных театров в том, что если в кукольный ребенка приводят родители, то на этапе театра юного зрителя происходит массовый отсев: когда ребенок встает перед самостоятельным выбором, то он далеко не всегда будет в пользу театра.

«Наша задача с вами как родителей — воспитывать наших детей таким образом, чтобы в системе их ценностей удовлетворение культурных благ было так же естественно, как потребность поесть, поспать, получить качественное образование. Чтобы ребенок испытывал потребность сходить в театр или музей, как в спортзал, обеспечить тренировку своих эмоциональных, духовных мышц», — продолжала Аюпова. Она подчеркнула, что главное — не вырастить из ребенка большого начальника, а сделать из него гармоничную личность, которой будет комфортно жить. Ведь в современном мире дети утрачивают ощущение ценности жизни, а в целом в обществе теряется умение общаться друг с другом и отстаивать свою позицию.

«Мне очень хочется, чтобы не было пафоса, официоза. Мы сами стали черствыми — проходим мимо тех людей, которые нуждаются в помощи. Как сделать так, чтобы наши дети стали лучше нас? Мне бы хотелось, чтобы мы сами в рамках этого разговора были искренними, и эту искренность я бы хотела поставить во главу угла. Искренними друг перед другом и сами перед собой», — призвала министр.

ИДУТ ЛИ ДЖУЛЬЕТТЕ ДЖИНСЫ?

В самом начале беседы — традиционно для споров на тему театра — столкнулись условные «традиционалисты» и «модернисты». За первых ответ держала депутат Госсовета Анастасия Исаева, которая, по воспоминаниям корреспондента «БИЗНЕС Online», некогда признавалась в любви к постановкам Качаловского театра. Так что, учитывая бэкграунд госпожи Исаевой, ее речь вряд ли могла удивить. Она сделала упор на необходимости заинтересовать детей театром не через принуждение, а созданием качественного контента, не забывая и о просветительской функции. «Конечно, нужно рисовать идеал человека, которого мы хотим получить в итоге — достойного члена общества, который был бы и наполнен внутренне. Это основная задача театра — чтобы ребенок на взрослых постановках отличал качественный контент от некачественного». Примером такого «некачественного контента» Исаева назвала постановку, в которой Джульетта идет «с пивом и в рваных колготах». «Это не Джульетта, она не такая!» — почти театрально негодовала депутат, можно сказать, в духе спектаклей коллеги по республиканскому парламенту Александра Славутского, под внезапные редкие аплодисменты.

«Откуда мы знаем, Анастасия Георгиевна, какая Джульетта?» — вдруг послышалась реплика из зала, которая принадлежала первому замминистра культуры РТ Эльвире Камаловой. То был ответ настоящего поклонника театрального эксперимента, благо, по нашей информации, за последние пару лет Камалова стала настоящим фанатом театральных лабораторий фонда «Живой город» и не пропускает премьер творческой лаборатории «Угол». «Это наш образ, придуманный. Если они искренне любят друг друга, почему нет?» — сказала первый замминистра культуры Татарстана и встретила еще более бурное одобрение зала. «Хотя бы пусть ребенок сравнивает два образа — современный и классический», — попыталась найти компромисс Исаева. По ее мнению, театр должен заложить в голову ребенка определенные принципы и ценности. В свою очередь, депутат пообещала, что позаботится о материальном обеспечении детских театральных проектов в рамках партпрограммы «Единой России».

Как оказалось, тема «Джульетта в джинсах» чутко отозвалась в сердцах присутствующих. Право художника на интерпретацию образа юной особы из Вероны поддержал и модератор дискуссии, завлит театра им. Камала Нияз Игламов: «Я-то как раз сегодня не за кринолин, а за Джульетту в джинсах. Но главная суть должна оставаться неизменной — история-то про подростковую любовь, а если мы сегодняшнему подростку изобразим какую-то Верону, какие-то кринолины... Но это моя точка зрения, а это ваша. Давайте будем уважать все точки зрения и приходить к какому-то консенсусу».

Но у Исаевой также нашлись соратники. Зампред Русского национально-культурного объединения РТ, директор казанской гимназии №93 Ирина Александровская считает, что если подросток не читал Шекспира, то, увидев ту же Джульетту в джинсах, он может подумать, что так и есть в оригинале: «Он имеет право увидеть современный образ Джульетты только в том случае, если хорошо знает классическое произведение и может сопоставить, проанализировать, подискутировать». А вот руководитель одной из казанских детских театральных студий Екатерина Столяр-Жукова видит проблему более радикально: «Почему не с банкой пива? А если такая сильная любовь, почему бы им не кольнуться при всех?» Правда, осталось непонятным, то ли это была ирония, то ли идея для смелого режиссера.

ТЕАТР В ОКНАХ, БРОДИЛКИ И СПЕКТАКЛИ-ЧАТЫ

Все же «кольнуться» персонажам постановок для детей и юношества обычно не предлагают, однако есть множество других способов собирать полные залы заинтересованных подростков. О них рассказали приглашенные спикеры. Например, директор креативного агенства Evolution и молодая мама Арина Судакова призналась, что не только ее детям, но и ей неинтересно ходить в казанские театры. Она показала тизеры постановок в лондонских «Лицеуме», театре короля Эдварда и Ковент-Гарден, норвежских и датских спектаклей с качественными и красочными декорациями, высоким уровнем хореографии и пластики. «На таких представлениях дети не в девайсах, дети в представлении, дети внутри. Это целое шоу, билеты трудно достать за 8 месяцев», — рассказала Судакова.

Конечно, реакция на такие видео предсказуема — слишком дорого, наши театры не потянут. Но режиссер Алексей Брайнин, который живет в Казани и Тель-Авиве, заверил: это не так дорого, как кажется. В Израиле тоже идут такие постановки, все расходы берут на себя антрепренеры, а их залы заполняются благодаря тому, что спектакли всегда ставят по сказкам, на которые сняты диснеевские мультфильмы.

Тем не менее и в России создают популярные театральные проекты — о своем опыте рассказала завлит хабаровского ТЮЗа Анна Шавгарова: «Зачастую они не приносят денег, зачастую это головная боль, и нет никакого материального выхлопа, а есть только место вашего театра в культурном пространстве города, то, о чем говорят: „Там происходит какая-то тусня, пойдем и мы посмотрим“». Такой «тусней» в хабаровском ТЮЗе стали «Театр в окнах» — этюды в окнах здания театра, которые привлекают прохожих, спектакли по принципу «кот в мешке», когда зритель не знает заранее, какую постановку он увидит, бесплатные дни открытых дверей, во время которых дети сами могут сыграть на сцене. Для развития драматургов они проводят «Лабораторию актуальных текстов», где молодые режиссеры и актеры берут самый острый материал, показывают его в неожиданных локациях, а потом обсуждают со зрителями. «Выхлоп всегда есть в виде молодого зрителя. Проектная деятельность важна для резонанса в городе, чтобы ТЮЗ, детский театр не звучал как анахронизм. Нужно думать широко и на всех зрителей», — подчеркнула Шавгарова.

Широко думают и в Ульяновском театре кукол — по словам его замдиректора Олеси Кренской, маленькие зрители там мастерят кормушки для птиц, приносят подарки на день рождения персонажа спектакля, пишут письма Деду Морозу, ищут театральных кукол в «Детском мире», обсуждают с актерами произведения школьной программы, оценивают эскизы постановок и даже управляют театром в день самоуправления — проверяют билеты, отвечают на звонки и контролируют работу. «Здесь важно понимать — кто зритель, с кем ты имеешь дело, и создавать проекты не для галочки, а чтобы тебе самому было во всем этом интересно жить», — заключила Кренская.

О не менее интересных проектах рассказала известный столичный критик, член экспертного совета «Золотой Маски» и завлит Московского детского театра теней Марина Шимадина. В прошлом году «Детский уик-энд» «Золотой Маски» был посвящен инновационным постановкам — таким как «Школа сна», на которой актеры и зрители учились засыпать, но на самом деле развеселились и побесились, или спектакль-бродилка «Мир инопланетного вторжения», где дети могли убедиться, как легко сфальсифицировать доказательства — даже в случае с прибытием НЛО. А еще была постановка, построенная как диалоги «ВКонтакте», и спектакль о подростках, который бегут из ГДР в ФРГ, где благодаря разделению зала зрители могли почувствовать себя в разных частях Германии.

Попал в эту подборку и спектакль казанской творческой лаборатории «Угол» «Дети и эти» Регины Саттаровой по произведениям Григория Остера — как заметила Шимадина, «очень интересно придуманный в формате картонной книжки». «Конечно, консервативные родители с трудом ведут детей на новые названия, им, конечно, хочется на „Золушку“, „Дюймовочку“. Но подвижки есть, они находят своего зрителя, свою публику и самое главное — дают театру импульс для дальнейшего развития», — подытожила московский гость.

«ТЕАТР — ЭТО НЕ СЦЕНА, ЭТО СРЕДА»

Далее пришел черед брать слово и руководителям местных театральных учреждений. Идеи новых проектов — это хорошо, но готовы ли казанские театры реализовать их у себя? Директор казанского ТЮЗа Айгуль Горнышева уверяет: все условия там уже созданы. В ТЮЗе ставят классику в современной режиссуре — гоголевский «Нос» главрежа Туфана Имамутдинова, который успешно прошел на фестивале в Барнауле; есть просветительские постановки на актуальные темы, например антинаркотическая «Семья Романа»; существует дискуссионный клуб, где подростки могут рассказать о своих чувствах и впечатлениях, проанализировать увиденное. По мнению Горнышевой, важно показать детям всех возрастов, что в театре они смогут дать волю эмоциям, чувствам, сопереживать, что там никто не осудит их за мнение или позицию. Такое эмоциональное развитие ребенка приведет к формированию его как гармоничной личности — что и будет успехом. Кроме того, в ТЮЗе работает бэби-театр, куда можно приводить детей от года, и инклюзивная лаборатория «Создавая театр», где дети-инвалиды и сироты играют на сцене вместе с другими ребятами. В феврале они сыграли «Чайку по имени Джонатан Ливингстон», и мама одного из актеров, Ирина Биктагирова, рассказала присутствующим, как такой театр помог ее сыну с аутизмом.

«Почему я изначально пыталась эту тему поднять? Я считаю, что театр — это не сцена, это среда, в которой должен ребенок раскрываться, находить ответы на свои вопросы. В которой постоянно должна кипеть жизнь, не только во время спектакля, — размышляет министр Аюпова. — Мне понравились открытые двери и проекты, которые привлекут внимание и родителей, и самих детей и подростков быть их участниками. Это должен быть своего рода бизнес-инкубатор. Понятно, есть профессиональная сцена, где идут спектакли, но пространство должно быть организовано так, чтобы лаборатории проходили постоянно. Чтобы ребенок чувствовал, что в любой момент может сюда прийти... Мы думаем, что в рамках взрослого, серьезного драматического театра должна быть площадка, на которой родители могут оставить своего ребенка. Это должен быть как театральный кластер: якорь — профессиональный театр, а вокруг него формируются театральные лаборатории».

Инициативу готов подхватить и татарский ТЮЗ им. Кариева, который в апреле переехал в новое здание на улице Петербургской и совсем недавно сменил и директора — театр возглавила основатель творческого объединения «Калеб», экс-ведущая ТНВ Гузель Сагитова. К слову, на нее возлагают большие надежды как на еще недавно активного общественника — от Сагитовой ждут, что татарский театр юного зрителя станет площадкой для креативной молодежи. На круглом столе в Доме Актера она заявила, что в театре готовы организовать как режиссерские, так лаборатории для драматургов, причем всех возрастов — например, по типу Class Act подростки смогут написать пьесу о подростках, а потом ее поставят на сцене ТЮЗа. Может быть, с легкой руки Сагитовой появятся новые Галиаскары Камалы и Каримы Тинчурины. А пока будем ждать результатов круглого стола и новых проектов, которые действительно приведут детей в театр.