. Трамваи в Челнах прекратили перевозку челнинцев в промзону из-за того, что компания «Татэнергосбыт» отключила электроэнергию
Фото: Валентина Шистерова

«ПОЧЕМУ КАЖДЫЙ РАЗ СТРАДАЕТ ИМЕННО НАШЕ НАПРАВЛЕНИЕ?»

Накануне вечером стало известно о том, что работники ПАО «КАМАЗ» не смогут уехать с работы домой привычным транспортом. Трамваи в Челнах прекратили перевозку челнинцев в промзону из-за того, что компания «Татэнергосбыт» отключила электроэнергию. Связано это с долгом в 12 млн рублей, который скопился у ООО «Электротранспорт» перед поставщиком энергоресурса. Такой информацией с «БИЗНЕС Online» поделился руководитель пресс-службы КАМАЗа Олег Афанасьев.

Предприятие уже вчера было вынуждено вывозить автобусами сотрудников, работающих во вторую смену, а это около 10 тыс. человек. Конечно, кто-то добирается на личных автомобилях, но для нескольких тысяч человек проблема актуальна. Пострадали и работники других предприятий, расположенных в промзоне, а также дачники. По словам руководителя пресс-службы, никаких предупреждений о грядущем транспортном коллапсе не было. «Трамвайное управление не обязано, конечно, нас уведомлять, но хотя бы жителей они могли уведомить. Сейчас мы привлекаем автобусных перевозчиков, с которыми у нас есть договорные отношения», — заметил Афанасьев.

Собеседник издания добавил, что до разрешения ситуации развозить заводчан будут все так же автобусами. «Мы вынуждены были людей оповещать, чтобы они шли на автобусные остановки. Происходило это через профсоюзы, через начальников цехов, мастеров и далее по цепочке. У нас есть договоры с перевозчиком „Альтекс“. Люди, конечно, очень недовольны. Нам непонятно в этой ситуации: что случилось? Ведь „Электротранспорту“ невыгодно возить как на ГЭС, так же и в промзону. Но утром трамваи в промзону ходят забитые. Почему каждый раз страдает именно наше направление?» — возмущался руководитель пресс-службы.

. Частники, чутко реагирующие на спрос, уже вчера прознали про трамвайные проблемы и сегодня с утра решили заработать
Фото: Валентина Шистерова

«ВЫ БЫ ВИДЕЛИ, ЧТО ТАМ СЕГОДНЯ ТВОРИЛОСЬ! НИКТО НАС НЕ ПРЕДУПРЕЖДАЛ НА ЗАВОДЕ»

Сегодня утром корреспондент «БИЗНЕС Online» почти час дежурил на одной из остановок общественного транспорта и ажиотажа в виде разъяренных толп камазовцев не заметил. Сразу несколько автобусов, ждущих своей очереди, стояли у остановки. Остальные подъезжали с интервалом в 3–5 минут. Не исключено, что частники, чутко реагирующие на спрос, уже вчера прознали про трамвайные проблемы и сегодня с утра решили заработать. Кроме маршруток частников, подъезжали и автобусы «Альтекса», но значительно реже. И все же неудобства для челнинцев, едущих с утра на работу, трамвайный коллапс создал.

«Трамвай отменили за неуплату, — проявив осведомленность, сообщила корреспонденту работница ПРЗ с заплаканными глазами. — 27-й сажает, если остановится, они ведь до сюда полные доезжают — народа много. Я обычно на трамвае добиралась. А сегодня с ЗЯБи приехала сюда. Мне вообще на работу уехать больше не на чем. На трамвае с депо выехала, еще там ждала минут 10. Трамваи-то ходят по городу — 4-й и 7-й маршрут. Это только на ПРЗ не ходят».

Еще более эмоциональными оказались собеседники предпенсионного возраста. «Нет сегодня трамваев на ПРЗ — так сказали, — с недольством констатировала женщина. — На литейный пошел — и то один битком набитый. Вы бы видели, что там сегодня творилось! Поэтому я приехала сегодня сюда — на „Глобус“. Никто нас не предупреждал на заводе. На трамвае, конечно, добираться было удобнее. Трамвай есть трамвай. Ходил без сбоев — два вагона по расписанию».

«Вот так и мыкаемся», — согласился с ней мужчина с автосборочного завода. Беседу прервал еще один подъехавший 27-й маршрут, куда устремилась очередная партия заводчан.

Предупрежденными оказались действительно не все. На трамвайной остановке нам удалось застать женщину, ждущую трамвай №3 на ПРЗ. «Сейчас вот две „четверки“ проехало — они на литейный едут. Значит, ходят трамваи», — с надеждой сказала заводчанка. Однако после того, как по расписанию не подъехала ожидаемая «тройка», женщина и еще человека три-четыре с остановки все-таки побежали в сторону автобусов.

Другой счастливчик, в очках и наушниках, оказался работником завода запчастей, поджидавшим «четверку», так что ему повезло больше остальных. «Обычно первый вагон проходит в 5:45, второй — около 6 утра. Да, трамваем добираться удобнее. Хотя нас на завод возит вахта, но мне привычнее трамваем. Много ли народа? Да нормально, особенно если студентов нет», — рассказал мужчина. В этот момент подъехал трамвай. «Сегодня один вагон, а обычно был двойной», — отметил парень.

В целом же народ воспринял транспортный коллапс без особых эмоций. Афанасьев был даже более разгорячен инцидентом, нежели его коллеги из цехов. «Автобусы были битком, — доложил по утренним итогам руководитель пресс-службы. — Несколько сотен людей опоздали сегодня на работу. Это скромные цифры еще я назвал. У нас процесс на заводе постоянный — на всех заводах стоят конвейеры. И сегодня был сбой работы конвейера. Теперь у нас дополнительная потребность в 150 автобусах. И где их найти срочно? А сейчас люди как селедки в бочке ездят».

. Кроме маршруток частников, подъезжали и автобусы «Альтекса», но значительно реже
Фото: Валентина Шистерова

«СЛЕДУЮЩИЙ ЭТАП — ОТКЛЮЧЕНИЕ ОСТАЛЬНЫХ ПОДСТАНЦИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ И ГОРОДСКИХ»

Как сообщили источники «БИЗНЕС Online», у «Электротранспорта» на каждую подстанцию с «Татэнергосбытом» якобы отдельный договор. За те подстанции, которые питают трамвайные ветки городских маршрутов, предприятие платило, а за те, которые связаны с промзоной, и образовался долг. Однако в «Татэнергосбыте» эту информацию несколько скорректировали.

«У нас с „Электротранспортом“ заключено три договора, они разделены в зависимости от того, к какой компании подключены эти подстанции — АО „Сетевая компания“, ООО „Предприятие электрических сетей“, отдельно был заключен договор с нами по тяговой подстанции, которая была введена в эксплуатацию буквально два года назад, — объяснил начальник набережночелнинского отделения „Татэнергосбыта“ Рустем Габидуллин. — При этом основной договор заключен на городские и промышленные подстанции. То есть платить за отдельные подстанции невозможно, так как соглашение единое и долг нельзя разделить на разные подстанции. Но дело в том, что у „Электротранспорта“ есть согласованная и утвержденная аварийная технологическая бронь. Это объем электроэнергии, который необходим, чтобы безболезненно в случае чего остановить технологический процесс. Отключение таких объектов, где имеется аварийная технологическая бронь, осуществляется в два этапа: сначала снижение количества подаваемой электроэнергии, а затем уже полное отключение. У двух подстанций, которые вчера были отключены, это технологическая бронь была исчерпана. Следующий этап — отключение остальных подстанций, в том числе и городских».

Как пояснил нашему изданию Габидуллин, долг ООО «Электротранспорт» перед энергетиками стал образовываться с февраля этого года. И предприятие-потребитель дважды в этом году обращалось в «Татэнергосбыт» с просьбой отсрочить уплату задолженности. Порядка 12 млн рублей «Электротранспорт» обещал поэтапно платить до осени. «Это была попытка каким-то мирным образом отрегулировать вопрос оплаты, — поясняет наш собеседник. — До июля „Электротранспорт“ своих обещаний придерживался — оплачивал текущие платежи и понемногу гасил накопившуюся задолженность, а в августе, к сожалению...»

Мы хотели предоставить слово и второй стороне данной истории — руководителю ООО «Электротранспорт» Рашиду Шамсудинову, но сделать этого не удалось. Несмотря на многочисленные попытки с ним связаться, его телефон постоянно отвечал, что абонент занят. Напомним, что с июля этого год Шамсудинов возглавляет только ООО, то есть ведает именно трамвайным хозяйством города. А руководителем МУП «Электротранспорт», за которым числятся автобусы, стал Александр Гурьянов, бывший глава МУП «Альметьевское транспортное управление». Ответ на запрос нашего издания из исполкома автограда также не пришел.  

. До 2013 года КАМАЗ и «Электротранспорт» были единым целым, но затем предприятие было передано городу. При этом было принято решение, что автогигант будет в течение трех лет выплачивать трамвайщикам по 30 млн рублей ежегодно
Фото: «БИЗНЕС Online»

Когда материал уже был готов к публикации, «БИЗНЕС Online» стало известно, что челнинскому отделению «Татэнергосбыта» от головного руководства поступило указание подключить тяговые подстанции, расположенные в промзоне, уже сегодня. Но очевидно, что это лишь кратковременное перемирие. И если ситуация с платежами «Электротранспорта» не изменится, то отключения могут повториться. Процедура ограничения энергии, конечно, является более действенной для истребования долгов, чем, например, обращение в суд — там тяжба может длиться годами. Кто знает, может, в следующий раз отключения затронут не только подстанции в промзоне, но и городские. В таком случае в автограде действительно наступит настоящий «трамвайный коллапс».

Напомним, что до 2013 года КАМАЗ и «Электротранспорт» были единым целым, но затем последний был передан городу. При этом было принято решение о том, что автогигант будет в течение трех лет выплачивать трамвайщикам по 30 млн рублей ежегодно. Адаптационный период закончился, но «Электротранспорт» на рентабельность так и не вышел. Чтобы сократить убытки, в апреле 2017 года на предприятии было принято решение отменить ночной вывоз персонала КАМАЗа по двум маршрутам — №2, который ходит с Сидоровки на ПРЗ, и №5 (ПРЗ — Московский проспект — Кузнечный завод). Такой ход, по мнению автогиганта, нарушал законодательство, согласно которому муниципальный транспорт обеспечивает доставку жителей города по его территории, в том числе и до места работы, а промкомзона — это крупнейший промышленный район Набережных Челнов, где также находятся многие городские предприятия. В итоге пришлось организовать ночной вывоз персонала вахтовыми автобусами, которые дублировали трамвайные маршруты №2 и №5. В конечном итоге КАМАЗ уступил «Электротранспорту» и продолжал платить «подъемные» до конца 2017 года.