Креспи, Джованни Баттиста. Дева Мария с Младенцем, Франциском Ассизским, Святым Бонавентурой и Антонием Падуанским. Италия, 1620-е гг. Холст, масло, 342×234 см. БСИИ ASG, инв. №04-3292

Джованни Баттиста Креспи (1573-1632), более известный по прозвищу Иль Серано, связанному с местом рождения, вошел в историю искусства как художник, скульптор и архитектор. Знакомство с самой влиятельной семьей Милана – кардинала Борромео - обеспечило его выгодными заказами для частных дворцов и храмов и способствовало раннему признанию Креспи как даровитого мастера.

Творчество Креспи являет собой синтез двух важнейших направлений живописи  XVII века – позднего маньеризма и барокко. В 2005 году ему посвящена книга «Иль Серано (1573-1632), главный герой Ломбардии семнадцатого века», где Креспи расценивается как великий художник, гораздо менее известный, чем он того заслуживает. Скорее всего, причиной тому служит нахождение его картин не столько в галереях, сколько в алтарях храмов и монастырей.

Значительный размер картины из БСИИ ASG «Дева Мария с Младенцем, Франциском Ассизским, Святым Бонавентурой и Антонием Падуанским» (342х234 см) указывает на то, что она также была выполнена для храма или монастыря. Из-за продолжительного неправильного хранения полотно получило множественные повреждения и осыпи, кроме того, его поверхность была покрыта слоем воска, что значительно исказило колорит.

Атрибуция картины стала возможной не на основе сюжета, достаточно распространенного в творчестве старых мастеров, а благодаря весьма характерной внешности трех мужских персонажей, изображенных на полотне из собрания ASG. Их всех объединяет высокий рост, фактурность, землистый цвет кожи, изящные руки с длинными пальцами и др. Аналогичный типаж внешности встречается в картинах Джованни Баттиста Креспи, который в 1620-е годы написал Святого Франциска Ассизского с одного и того же натурщика, в работе «Мадонна с Младенцем и Франциском Ассизским», проходившей 22 сентября 2016 года на аукционе «Desa Unicum Warsaw»**, а также на полотне из собрания ASG.

Данное предположение подтверждено большим числом научных материалов по итальянской живописи эпохи барокко, о чем рассказывает информационный портал ASG «Мир искусств».

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции