В начале августа прекратил существование один из некогда самых популярных ночных клубов Казани – Luxor. На днях с входной двери демонтировали вывескуФото: Ирина Ерохина

БЫВШИЙ КАВЭЭНЩИК ПРОДАЛ ПРОЕКТЫ СВОИМ МЕНЕДЖЕРАМ

В начале августа прекратил существование один из некогда самых популярных ночных клубов Казани – Luxor. Осенью клубу, который сменил на площадке в ТЦ «Колизей» на ул. Пушкина, 29а другой известный клуб, Doctor, должно было исполниться 10 лет. Прощальная вечеринка заведения прошла в ночь с 4 по 5 августа.

Официально причины закрытия не озвучивались, а в группе клуба в социальной сети «ВКонтакте» указано, что площадка пока продолжит работать как концертная – в ближайшее время на ней выступят модные молодые исполнители Монеточка и Face. На вопросы газеты о закрытии и будущих планах владелец клуба Ильдар Фатхутдинов, известный в городе как основатель и капитан первого состава (1998–2001 годы) команды КВН «Четыре татарина», предпочел не отвечать.

В то же время с нашей газетой связался Руслан Шакиров — новый владелец площадки. Он лишь коротко сообщил, что приобрел клуб у Фатхутдинова и в помещении в настоящее время идет ремонт. О закрытии площадки речи не идет, но название будет другим — на днях с входной двери демонтировали вывеску Luxor.

Нажмите, чтобы увеличитьФото: скриншот

Согласно базе данных «Контур.Фокус», Фатхутдинов является учредителем ООО «Сенигор», зарегистрированного по месту нахождения Luxor, который в 2016 году показал 31 млн рублей чистой прибыли.

Помимо Luxor, с его именем связан целый ряд проектов в здании, напротив, — на ул. Пушкина, 46. Не случайно именно он директор ТСЖ «Пушкина 46». Во-первых, до весны прошлого года он владел ООО «Метелица», которому принадлежат ресторан «Бивень XL» и Shima. Однако в марте 2017 года новым владельцем стал Михаил Козлов, который с января 2016 года занимал там же пост директора. Судя по тому, что баланс у ООО всего 668 тыс., а выручка по итогам 2016 года – 10,2 млн, заведения работают на условиях аренды.

По тому же адресу расположен еще один проект бывшего кавээнщика — ночной клуб Idol, занимающий 600–700 кв. метров. О его открытии наша газета писала осенью 2016 года. Созданием нового проекта полностью занималась команда Luxor. Клуб принадлежит ООО «Республика», в котором у Фатхутдинова 50% доли, а остальное принадлежит Максиму Бакрину и Любови Бакуниной.

Самое интересное, что директором ООО «Республика» с октября 2016 года работает не кто иной, как новый собственник Luxor Руслан Шакиров. Вместе с Рустемом Салахутдиновым, который с 2009 года был директором Luxor (точнее ООО «Сенигор»), они в июне 2018 года стали совладельцами ООО «Студия», за месяц до этого учрежденного Фатхутдиновым. Видимо, на это юрлицо и будут оформляться выкупленные активы. В начале июля ООО уже успело оформить алкогольную лицензию.

Что ж, похоже, заслуженный деятель клубной культуры решил продать свои проекты менеджерам, а самому пожить жизнью рантье. По крайней мере, так это выглядит со стороны.

Еще один монстр клубной жизни с той же, кстати, ул. Пушкина – клуб «Арена» — закрыл двери в 2012 годуФото: Ирина Ерохина

ЭПОХИ КЛУБНОЙ ЖИЗНИ

Наши собеседники, близкие к сфере развлечений столицы республики, отмечают, что решение закрыть или как минимум перезагрузить заведение вполне логично и наверняка сложилось не спонтанно. Игроки рынка отмечают, что клуб в последние годы терял клиентов и в первую очередь платежеспособных. Интересно, что источники в индустрии еще в конце 2015 года рассказывали нам о проблемах с посещаемостью и возможной скорой продаже клуба. Представители так называемой золотой молодежи несколько лет назад мигрировали в другой клуб – RAЙ, открытый по московской франшизе, а затем в The Legend. Но и там этот социальный пласт надолго не задержался – в моду вошли кальянные, лаунджи и небольшие бары.

Что касается тех, кто приходил в клуб исключительно ради электронной музыки, то, по словам наших собеседников, представители нового поколения в какой-то момент перестали воспринимать Luxor всерьез, предпочитая бары на ул. Профсоюзной – Jam, «Соль», а с недавних пор новый Bazzar. Вообще, ул. Профсоюзная сильно выигрывает в последнее время в качестве барно-ресторанной улицы, и не только у ул. Пушкина. Один из очевидных секретов успеха – там попроще с парковкой.

Тем не менее не будет преувеличением сказать, что Luxor олицетворяет одну из сменяющих друг друга эпох клубной жизни Казани. Вспомнить ее историю «БИЗНЕС Online» помог совладелец продюсерской компании Ozone Pro Шамиль Ибрагимов, который в настоящее время как раз собирает материалы, фото и видео на эту тему.

Первые клубы и вечеринки в городе появились в 80-е. Тогда, по словам Ибрагимова, на слуху были культурный центр медработников (КЦ КГМИ; с 1993-го – Doctor Club) и очень модная дискотека в баре Молодежного центра (МЦ). В МЦ тусовалась золотая молодежь в дефицитных джинсах и кроссовках, а билеты на вечеринки достать было непросто. «В 90-х, конечно, ярче всего были легендарный Bald’n’Max в „УНИКСЕ“ и Doctor Club на Пушкина – в 1994–1995-м они были монстрами», — вспоминает собеседник газеты. Bald’n’Max был открытием для казанцев, и именно в нем появились первые в Казани CD-проигрыватели. На смену затухающему Bald’n’Max в 1997 году пришел дискоклуб «Арена». Тогда же открывалось немало клубов, например «Идель», ставшая затем «Центром клубной жизни».

. Период с 2009-го по конец 2016-го – начало 2017-го в клубной индустрии связывают с затишьем: экономический кризис наложился на демографический
Фото: Сергей Елагин

«Жирные золотые годы по всей России пошли после кризиса 1998 года – в начале 2000-х. Тогда открылись „Штат 51“, „Эрмитаж“, потом второй „Эрмитаж“, RAЙ. Эта волна закончилась во время кризиса 2008–2009 годов, — рассказывает Ибрагимов. – Сейчас, видимо, идет третья или четвертая волна. Период с 2009-го по конец 2016-го – начало 2017-го я связываю с затишьем».

В данный период экономический кризис наложился на демографический. Дело в том, что как раз в эти годы в клубы должны были пойти те, кто родился в 90-е. А это, как известно, время резкого обвала рождаемости.

В 2003 году после закрытия Doctor и появился клуб Luxor. По мнению Ибрагимова, ребрендинг был проведен успешно, и новое заведение приняли очень хорошо. «Взрослая публика, которая к ним ходила до конца 90-х годов, выросла, и ей уже хотелось чего-то нового. Часть ушла в „Эрмитаж“, часть – в „Штат“, затем – в Ferz и RAЙ. Поэтому у Luxor осталась очень молодая публика. Владельцы поняли, что старое уходит, и все правильно сделали. Luxor считался хорошим клубом для студентов старших курсов», — отмечает собеседник.

При этом известно, что клуб пользовался популярностью и у людей постарше – до 50–55 лет. Но им скорее как раз хотелось окунуться в атмосферу молодости и легких знакомств. Некоторые казанские бизнесмены вспоминают, что в жирные годы оставили в Luxor только за шампанское не один миллион рублей. Кстати, легендарный фейс-контролер тетя Ира проработала в клубе до последнего времени.

. Два года назад совладелец клуба «Ленин» и на тот момент директор «Арены» рассказывал, что мечтает «сделать из «Арены» целый развлекательный комплекс с общим входом, из которого можно будет попасть и в клуб «Ленин»
Фото: Ирина Ерохина

Еще один монстр клубной жизни с той же, кстати, ул. Пушкина – клуб «Арена» — прекратил существование в 2012 году. Собственники передали клуб нижегородцам, проекту Milo. Впрочем, он не пошел и вскоре закрылся, а «Арена» попыталась возродиться, но не слишком успешно. Два года назад совладелец клуба «Ленин» и на тот момент директор «Арены» Талгат Закиров в интервью «БИЗНЕС Online» рассказывал, что мечтает «сделать из „Арены“ целый развлекательный комплекс с общим входом, из которого можно будет попасть и в клуб „Ленин“». Судя по всему, планы провалились, а на рынке коммерческой недвижимости Казани уже не первый месяц ходят разговоры о том, что собственник здания ищет, чем бы заполнить пустующие площади, но нового арендатора пока не нашел.

Собеседники газеты из клубной отрасли говорят, что в последние три-четыре года серьезная часть посетителей клубов перетекла в бары и кальянные. При этом, по их словам, клубная культура ни в коем случае не стагнирует, а, наоборот, с конца 2016 года переживает подъем, который опять же отчасти связан с демографией. Сейчас по клубам пошло «поколение Путина» — дети, рожденные в начале 2000-х. В эти годы рождаемость пошла на подъем, а теперь в гору пошел и спрос на клубы.   

Одним из первопроходцев новой волны стал бар «Соль», соучредителем которого является основатель China-Town, главный редактор закрывшегося журнала «Карл Фукс», культурный промоутер Павел Федоровский, в настоящее время проживающий в Европе. У бара сложилась своя лояльная аудитория, которая ходит за интересной музыкой. Там же, на ул. Профсоюзной, находится бар Jam, рассчитанный на учеников старших классов и студентов первых курсов вузов. Заведение известно дешевым алкоголем и актуальной музыкой – в выходные перед заведением выстраивается очередь из нескольких десятков человек. Наконец, несколько месяцев назад на этой же улице открылся маленький клуб Bazzar (на 400 кв. м). Это второе заведение соучредителей кальянной «Чалбар» (ООО «Чалбар», отработавшее 2016 год с убытком в 869 тыс. рублей) Тимура Гайнутдинова и Доната Мухаметшина.

. The Legend закрылся в начале января этого года, а в апреле появились объявления о наборе персонала в новый проект на площадях заведения
Фото: Ирина Ерохина

ЖДАТЬ ЛИ ВОЗРОЖДЕНИЯ THE LEGEND?

Осенью в столице республики, возможно, появится еще один клубный проект. Речь идет о помещениях клуба The Legend на ул. Парижской Коммуны. По информации нашей газеты, в клубе в настоящее время идет ремонт. Напомним, в 2011 году по этому адресу открылся московский проект RAЙ, но закрылся уже через год. Причиной стало расхождение взглядов на развитие проекта с казанскими партнерами. В тот же год открылся местный проект The Legend – на 3,5 тыс. кв. м, с тремя барами и танцполом на 500 человек. Клуб закрылся в начале января этого года, а в апреле появились объявления о наборе персонала в новый проект на площадях заведения – ресторан The Legend Karaoke Hall. Он открылся к лету, а на время чемпионата мира по футболу – на месяц – временно открылся и танцпол. Забавно, но в группе клуба «ВКонтакте» именно на период чемпионата записи от лица админов группы велись на английском языке – ориентация на иностранную аудиторию, приехавшую на ЧМ, очевидна. Местные клабберы в комментариях лишь смеялись над этим, отмечая, что после окончания ЧМ клуб снова закроется. Так и произошло, но админы уверяют, что скоро публику ждет новый проект.

Как ранее писала наша газета, владельцем ночного клуба The Legend является довольно крупный казанский бизнесмен Айрат Самигуллин (но собственником здания он не является). Согласно базе данных «Контур.Фокус», Самигуллин также владелец 50% ООО «ЧОО „Легенда“», 49% ООО «Арамис» (розничная торговля строительными материалами, не включенными в другие группировки, в специализированных магазинах; чистый убыток по итогам 2016-го – 1,4 млн рублей), ООО «Строй Гранд Поволжье Плюс» (строительство жилых и нежилых зданий).

Самый известный объект в сфере влияния Самигуллина – КРЦ «Родина» на ул. Баумана. Он числится директором и совладельцем половины ООО «КРЦ „Родина“» (деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания; чистая прибыль по итогам 2016 года – 2,2 млн рублей), директором и полноправным хозяином ООО «Родина плюс» (прочая деятельность в области спорта; чистый убыток в 2016-м – 3,4 млн рублей), а также директором и владельцем 5% ООО «Премиум-кинотеатр «Родина» (деятельность в области демонстрации кинофильмов; чистый убыток в 2016 году – 2,3 млн рублей).

Газета «БИЗНЕС Online» связалась с Самигуллиным, чтобы уточнить, будет ли он возрождать проект The Legend или запускать новый. «Возможно, да», — лаконично прокомментировал бизнесмен.

На рынке коммерческой недвижимости с начала этого года известно, что здание на улице Парижской Коммуны предлагается в аренду. Появлялись объявления о продаже офисных помещений на четвертом этаже бизнес-центра (всего в здании пять этажей), но также была возможна аренда отдельного этажа и здания целиком. Квадратный метр площади предлагался за 85 тыс. рублей, а здание целиком – за 61,7 млн рублей. Сейчас на сайте объявлений Avito все еще можно найти три объявления по данному зданию – предложения в аренду торговых и офисных площадей, а также продажа помещения свободного назначения. Предлагается и аренда здания целиком.

«ДЕЛО В ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ»

Представители клубной культуры Казани прокомментировали газете последние новости на рынке.

Шамиль Ибрагимов – совладелец продюсерской компании Ozone Pro: 

– Точные причины закрытия Luxor мне неизвестны, но их может быть две. Во-первых, учредителям надоел этот бизнес, и они закрывают проект из-за, возможно, отсутствия прибыли – зависит от того, помещение в аренде или собственности. Второй вариант – просто ребрендинг. Может быть, будет какой-то другой проект, а, возможно, не будет ничего, и площадка будет сдаваться в аренду под концерты или корпоративы, потому что помещение в центре, довольно большое, со звуком.

В Казани не осталось больших клубов. Большой – это плюс 300 человек. Закрылся и дискоклуб в «Пирамиде». Остался «Корстон», но там все помещения собственности, поэтому им легче. И то они постоянно перепрофилируют проекты то в бар, то в клуб. Классические клубы в моем понимании, когда это отдельная площадка, где основой является танцпол, а все остальное – бар, кальян – прилагается к танцам, к сожалению, уходят из Казани. Думаю, дело в платежеспособности населения – она падает, несмотря на сообщения по телевизору. Я вижу по своим знакомым, предпринимателям, гостям клубов, когда общаюсь с ними, что сейчас не до развлечений.

Клубная культура ни в коем случае не затихла, а только растет. Клубная культура – это не помещение, а направление отдыха людей. И если сейчас большие клубы переформировались в какие-то небольшие заведения – бары, кальянные, — в них все равно происходит та же тусовка. Под клубной культурой я понимаю место встреч людей по интересам. Соответственно, заведений сейчас стало еще больше. Возможно, они меньше по масштабу, и это связано, мне кажется, со спадом рождаемости в 90-е, а сейчас как раз идет некий всплеск – это видно по молодежным заведениям 16–18+. Это такие заведения, как Jam, «Базар». Аудитория там совсем молодая. В пятницу и субботу там очереди. Такого не было очень давно, возможно, со времен «Штата 51». Это говорит о том, что людям интересно совмещать отдых с танцами, диджеями, новыми танцевальными стилями.

Из-за того что Казань достаточно консервативный город и нашествий со стороны полицейских по клубам в поисках наркоманов, что не было успешным, ряду проектов пришлось закрыться. Это в том числе наш проект. По этой причине молодежь ушла в подполье, практически каждую неделю проводится много закрытых мероприятий – на заброшенных заводах, фабриках, каких-то помещениях. Таким образом сильно развивается музыкальная культура, потому что подобные неформальные встречи не привязаны к популярности музыки и не надо что-то доказывать гостям. В первую очередь я, конечно, говорю об электронной музыке. Недавно в Казани прошел фестиваль «Arenaland», на котором я пообщался с одним из самых известных DJ в России – Фонаревым. Он часто путешествует по России и говорит, что сейчас происходит ренессанс в клубной культуре. Идет возрождение, потому что подросла молодежь и хочет чего-то более интеллектуального в музыкальном плане, а не что-то вроде группы «Грибы». Меня и многих диджеев это радует.

Вообще эта сфера достаточно прибыльная при грамотном управлении. Одними маленькими барами трудно насытить такой большой город, как Казань.  

Бейтимир Асенов – управляющий партнер ночного клуба Noble Korston Kazan:

– Клуб Luxor — это очень классный проект, который себя зарекомендовал, который долгое время работал, и очень успешно. Думаю, он уже неоднократно оправдал все свои инвестиции. Но сейчас на рынке больших площадок идут перемены, потому что народу, к сожалению, не стало больше, а маленьких заведений – баров, танцевальных ресторанов – появилось намного больше.

Думаю, что молодежь из Luxor основным объемом перешла в новое заведение «Базар». Ребята там классно подготовили площадку, все очень технологично, стильно, они действительно идут в ногу со временем. Они грамотно проработали фирменный стиль, внутреннюю логистику. Считаю, сегодня они номер один в рамках ночных клубов, и не только для молодежи. Сейчас хипстерская культура зашла на рынок Казани и среди взрослой аудитории. Все хотят попроще, никто не хочет надевать каблуки, все от этого устали. Думаю, понятие фейс-контроля в ближайшие несколько лет максимально исчезнет. Будут пускать просто стильных ребят, которые хорошо выглядят и без всяких понтов.

Ночной клуб – это очень классный бизнес, когда он один в городе, когда мало небольших баров и танцевальных ресторанов и когда в клубе постоянно происходят какие-то события. Но в то же время ночной клуб – это большие расходы. Коммерческий цикл ночного заведения, увы, очень короткий – буквально с полуночи до пяти утра, иногда прайм-тайм смещается – с двух ночи до шести утра. За четыре часа нужно заработать достаточно денег, чтобы хватило и на аренду, и на зарплату сотрудникам, и себе что-то осталось. Поэтому клубы сейчас содержать очень сложно. Или как вариант это должна быть очень классная многофункциональная концепция, когда внизу расположен бар на одну аудиторию, далее идут ресторан, караоке, ночной клуб-концерт-холл. Тогда это действительно может работать как бизнес.