Создатели нашумевшей страницы самого известного продукта Набережных Челнов подробно объяснили, для чего решили заняться раскруткой челнинского брендаФото: скриншот

ТУАЛЕТНАЯ БУМАГА. ПРОДОЛЖЕНИЕ

«Вчера был интересный день. Всего за сутки на нас написали сразу два заявления в правоохранительные органы: первое — в прокуратуру, второе — в полицию. И если вы подумали, что мы кого-то убили, то это не так. Все гораздо проще. Мы просто создали паблик туалетной бумаги из Набережных Челнов во „ВКонтакте“», — так начинался оправдательный пост в «Фейсбуке» от создателя фейкового аккаунта, наделавшего шума в автограде. Им оказался 25-летний глава агентства Out Digital, уроженец Челябинской области, маркетолог и блогер Роман Зарипов. В посте он подробно описал, почему решил прославить этот предмет обихода.

«Несколько недель назад, разрабатывая предложение для одного из клиентов, наша команда анализировала активности корпоративных брендов в соцсетях и буквально засыпала от того, насколько плохо и скучно ведутся сообщества. Тогда пришла в голову идея взять какой-нибудь бренд и показать, как бизнес, приходя в соцсети, может адаптироваться под формат площадки и проявлять креативный подход. Тогда же Семен Ефимов (коллега Зариповаприм. ред.) написал, что в соцсетях не хватает паблика туалетной бумаги, — и тут пазл сложился», — воодушевленно повествует Зарипов.

Сообщество туалетной бумаги, которое молодой блогер начал вести от имени одного из сотрудников компании, всего за три публикации получило с десяток упоминаний в федеральных СМИ, 300 тыс. охвата пользователей и более 1,5 тыс. признаний в любви бренду и маркетингу. «Кто-то начал писать посты о туалетной бумаге, кто-то сходил в магазин и купил целую упаковку продукта, чтобы прислать фотографии, а кто-то начал делать мемы, которые начали распространяться по интернету. Казалось бы, бесплатный пиар, дикая активность и признание в любви от тысячи пользователей — что еще нужно? Но нет, руководству реального завода не приходит в голову проявить очевидный ход: связаться с нами, договориться о сотрудничестве и красиво выйти из этой истории. Они решают замолчать о сообществе и предпринять меры по удалению пабликов из сети, тем самым запуская эффект Барбары Стрейзанд. Только за вчерашний вечер об инциденте написали все ключевые интернет-издания страны — от „Медузы“ и „Ленты“ до Mash и „Афиши“, а пользователи, которые еще несколько часов назад были максимально положительно настроены к заводу, резко поменяли свое мнение после такого хода», — недоумевает Зарипов.

Как сообщает главный ньюсмейкер КБК, сейчас личности его команды пытаются установить правоохранительные органы, но он якобы не хочет создавать трудностей коллегам из «ВКонтакте» и прокуратуре, поэтому решил раскрыться сам. «Полиция должна заниматься безопасностью граждан, а не поиском авторов фейковых страниц, — резонно замечает Зарипов. — Еще неизвестно, по какой статье наше дело будет развиваться дальше, но для нас очевидно, что излишний консерватизм — это враг не только всего нового, но и того, что непонятно и незнакомо. И если сжигание мостов приносит облегчение и свободу, то сжигание мостов перед собой не даст пойти далеко».

Любопытно, но между КБК и создателем паблика уже обнаружились и медиаторы, призвавшие зарыть топор войны. С призывом к участникам «конфликта» выступила ассоциация профессиональных пользователей соцсетей и мессенджеров (АППСИМ). «Очевидно, что паблик велся с юмором и задором. Он не нанесет репутационных или имиджевых потерь компании, а, напротив, располагает пользователей к покупке туалетной бумаги из Набережных Челнов», — заметил директор АППСИМ Владимир Зыков.

К сожалению, КБК пока не ответил на эти обращения, посты и воззвания. На предприятии «БИЗНЕС Online» сказали, что сегодня руководство ведет переговоры с партнерами, связанные с модернизацией предприятия, и поэтому не может оперативно реагировать на запросы, однако в пресс-центре пообещали дать комментарий завтра. Кстати, провокационная группа в соцсети «ВКонтакте» пока не закрыта, последний пост в ней датируется 21 августа, а число подписчиков на данный момент приближается к 5 тыс. пользователей.

Напомним, что паблик туалетной бумаги в ВК был создан 7 августа. Решение о выходе в соцсети самого известного продукта КБК — туалетной бумаги — якобы принял совет директоров народного предприятия. Об этом сообщалось в первом посте. Модераторы с юмором отвечали на интересующие публику вопросы — например, где у челнинской бумаги втулка или сколько сантиметров бумаги нужно отрывать при использовании. Апогеем недолгой деятельности страницы стал конкурс среди пользователей, победителю которого пообещали стратегический запас бумаги — 50 рулонов, или «2,5 тыс. метров счастья» (такой лозунг придумали для розыгрыша). Для участия лишь требовалось вступить в сообщество и сделать репост записи на личной странице. Конкурс уже собрал 6,7 тысяч лайков и 2,8 тысячи репостов.

Однако такая «вольница» совершенно не понравилась руководству КБК, которое заявило, что созданная страница является фейком, а опубликованная информация не соответствует действительности и порочит деловую репутацию предприятия.

WHO IS MR. ZARIPOV?

Зарипов, судя по странице в «Фейсбуке», несмотря на молодой возраст, имеет большой послужной список: работал эсэмэмщиком в компании Nectarin, менеджером по маркетингу в компании Wheely, менеджером проектов в медиаагентстве «Легенда», был специалистом техподдержки во «ВКонтакте», специалистом по работе с соцсетями в компании Apostol Media. Прославился он не только продвижением туалетной бумаги. В частности, пример успешного кейса — «Инстаграм» Бориса Борка, рядового пенсионера из Химок, который благодаря умелой раскрутке Романа покорил соцсети, превратившись в гламурного богача. Потратив на этот проект всего около 30 тыс. рублей и создав дедуле красивую легенду, Зарипов со товарищи обеспечил аккаунту за пару часов около 2 тыс. подписчиков. Персонажа в итоге удалось раскрутить до 13,5 тыс. подписчиков, героя пригласили на Первый канал в качестве эксперта, чтобы сделать репортаж о счастливой старости, на пять радиоэфиров и одно публичное выступление. И только после Борка на свет появился танцующий дед-миллионер Джанлука Вацци на яхте со своей молодой невестой.

В интервью изданию Helloblogger.ru Зарипов рассказал, что еще в школе проявлял какую-то активность в сети: создавал сайты, реализовывал мелкие проекты и продавал телефоны через соцсети (хотя участковый никогда в это не верил). В 2010 году после переезда в Москву молодой человек начал открыто делиться событиями из новой жизни в соцсети «Вконтакте». Начался рост подписчиков. Затем развитие получил и «Инстаграм»-канал блогера.

«Хочешь популярности? Выходи за рамки! Все любят треш. Интеллектуальный контент тоже интересен, но он не настолько вирусно распространяется в сети. Зачастую людям сложно прочитать текст, состоящий более чем из трех предложений, но посмотреть 10-минутный ролик, где кто-то кривляется на камеру, — это легко. Наверное, я бы смог набрать более широкую аудиторию, если бы снимал глупые вещи, обсуждал бы голую Ольгу Бузову или то, кто с кем переспал на прошлой неделе. Но что подумает мама? Да и читатели сразу заметят, что это не мой стиль, и почувствуют фальшь. Мне очень важно, чтобы мой контент нравился мне самому», — откровенничал в интервью Зарипов.

Именно он стал автором набравшей популярность в соцсетях идеи аренды праздничных букетов напрокат для фотографий. О создании бизнеса по аренде букетов Роман задумывался около 6 лет назад, однако претворить идею в жизнь удалось лишь в прошлом году. «Я запостил три фотографии 101 розы и рассказал пользователям о возможности аренды букета во время праздников. Выложив скриншот на своей странице, я решил посмотреть, сработает ли это», — рассказывал Зарипов tjournal.ru.

В итоге сработало. Блогер закупил букеты у «знакомых ребят» в магазине. Команда наняла трех курьеров, работавших по 15 часов в день. К 9 марта получилось более 500 обращений, около 230–250 заказов, а прибыль составила примерно 270–300 тыс. рублей.

ПО ТАКИМ ДЕЛАМ СУДЫ МНОГО НЕ ВЗЫСКИВАЮТ

Тем временем судебные перспективы дела, если КБК все же пойдет на принцип и решит довести его до логического конца, весьма туманны. «Если действия действительно порочат честь и достоинство, то им могут предъявить иск и потребовать компенсацию. Суммы небольшие. Это зависит от желания истца, от того, что они видят в тех нарушениях, которые в отношении них допущены, насколько большой репутационный ущерб... Это же все надо доказывать. Они могут любую сумму потребовать, но обычно суды много не взыскивают», — пояснил «БИЗНЕС Online» юрист агентства «Татюринформ» Роман Филатов.

А вот есть ли здесь нарушение рекламного законодательства, эксперты оценивать не берутся: слишком тонкий вопрос, надо тщательно изучать материалы. «Все, что связано с результатами интеллектуальной деятельности, напрямую законом о рекламе не регулируется. В законе о рекламе есть отсылка, что необходимо соблюдать требование гражданского законодательства», — отметил Филатов.