. Подготовились к закладке камня на месте строительства завода стиральных машин Haier основательно. Учитывая ветреную погоду и обещанный дождь, на месте соорудили белый шатер

КАМЕНЬ ДЛЯ HAIER ПРИВЕЗЛИ С УРАЛА

Историческое событие сегодня произошло в Челнах — именно так неоднократно называли чиновники исполкома и, собственно, сами китайцы закладку камня на месте строительства будущего завода стиральных машин компании Haier. Подготовились к этому мероприятию основательно. Учитывая ветреную погоду и обещанный синоптиками дождь, на месте соорудили белый шатер, водрузив в центр сооружения полуторатонный зеленого цвета камень змеевик, привезенный с Урала. Закапывать его предполагалось белейшим песочком — почти таким же, как на пляжах Таиланда.

Инвестиции в высокотехнологичный завод составят 3 млрд рублей, площадь производственной площадки — 29 тыс. кв. метров. Запуск производства намечен на июль 2019 года. Срок окупаемости составит около 7 лет. Проектная мощность будет составлять 500 тыс. машин в год. Завод будет выпускать машины барабанного типа среднего и премиального сегмента для российского рынка, регионов Средней Азии и Европы. На заводе будут трудоустроены 385 сотрудников. Но, собственно, сам завод — лишь стартовая площадка для огромного, в 127 га величиной, индустриального парка Haier, на котором разместятся 12 заводов по выпуску всевозможной бытовой техники, филиалы логистических компаний, банков, а также учебный центр для сотрудников и лаборатории по тестированию готовой продукции и компонентов. Заявленные инвестиции под эти планы составляют $1 миллиард. Китайцы решили играть по-крупному и перейти от экспорта продуктов к экспорту заводов, создав в том числе базу для продажи стиральных машин на всех пяти континентах. Как неоднократно говорилось на мероприятии, в среднем в год компания планирует запускать по заводу. Стоит ли говорить, что все эти производства, разумеется, войдут в налоговый рай под названием ТОСЭР.

На открытие новой китайской площадки приехала внушительная китайская делегация: генконсул КНР в Казани У Инцинь, вице-президент Haier Electrical Appliance Industry Group Шу Хай, гендиректор Haier Europe Янник Фиерлинг, гендиректор Haier в России Сунь Чженьхуа, гендиректор ООО «Хайер Фридж РУС» Ван Шоужун и гендиректор ООО «Хайер Лаундри Машин РУС» Сунь Гуйвэй. Российскую сторону представили министр экономики РТ Фарид Абдулганиев и мэр Челнов Наиль Магдеев.

. Экскурсию для Наиля Магдеева провел директор по качеству и технологии действующего завода холодильников Haier Сергей Седых

Перед ответственным моментом хозяева будущего промпарка и гости мероприятия осматривали скромную экспозицию бытовой техники Haier, в числе которой были холодильники, стиральные машины, телевизоры и водонагреватели. Особо цепляла внимание стиральная машина с двумя барабанами для раздельной стирки и источающая пар презентационная модель машины, обеспечивающей антибактериальную обработку вещей. Экскурсию для Магдеева и журналистов провел директор по качеству и технологии действующего завода холодильников Haier Сергей Седых. На последней модели он остановился особо, доложив, что помимо пара, убивающего большинство известных бактерий, барабан и уплотнитель такой техники дополнительно имеют антибактериальные добавки. Специальная конструкция барабана позволяет очень бережно относиться к вещам во время стирки — это, так сказать, ноу-хау компании. Кроме того, имеется и модельный ряд, где пользователь может изменять частоту вращения двигателя и, соответственно, барабана без дополнительных механических требований. Это положительно влияет на долговечность машины, а гарантия на двигатели в отдельных моделях дается пожизненная. Как заверил Седых, большинство присутствующих моделей будут локализованы на челнинском заводе, но, скорее всего, не сразу. Как сообщила «БИЗНЕС Online» директор по маркетингу международного департамента Haier, госпожа Лю Ся, продукт, выпускаемый на челнинской площадке, будет новым и созданным по последним технологиям. В конце прошлого года выпуск стиральной машины Made in Chelny запустили пока на китайском заводе. Результаты хорошие — за семь месяцев эта модель занимает третье место по продажам.

Отметим, что стиральные машины марки Haier стоят от 16 990 до 45 990 рублей, в интернет-магазине компании представлено 14 моделей.


«СЛОВО НAIER НА ТАТАРСКОМ ЯЗЫКЕ ОЗНАЧАЕТ ДАНЬ, ПОДАРОК»

Совпадение или нет, но именно сегодня президент Татарстана Рустам Минниханов находится в Шанхае, где проходит третье заседание нового банка развития БРИКС, а совсем недавно — 10 дней тому назад — глава республики посетил с рабочим визитом две провинции Китая. Перед торжественной засыпкой уральского камня об этом напомнил и китайский генконсул, попутно выдав публике тайну: через 10 дней президент России Владимир Путин будет находиться с государственным визитом в Китае, а также присутствовать на саммите Шанхайской организации сотрудничества в городе Синьхао провинции Шаньтон. Все это, по мнению генконсула, является доказательством того, что «китайско-российские отношения переживают наилучший период в истории своего развития». «Это свидетельствует о том, что Татарстан уделяет особое внимание развитию отношений и делового сотрудничества с Китаем. Данный проект — это сотрудничество в несырьевой сфере», — особо подчеркнул генконсул, говоря уже о будущем заводе.

С приветственным словом обратился и Магдеев. «Сегодня в Набережных Челнах знаковое событие. Мы начинаем строительство очень нужного для города, для республики и для нашей страны современного высокотехнологичного производства — завода по выпуску стиральных машин. И мне очень приятно приветствовать на челнинской земле наших партнеров, единомышленников, руководителей компании Haier, — сказал в приветственном слове Магдеев. — Haier — компания номер один на глобальном рынке бытовой техники в мировом рейтинге. У Haier в Челнах уже есть история успеха — с апреля 2016 года в Набережных Челнах работает завод по производству холодильников. На нем трудятся почти 600 челнинцев с очень хорошими условиями труда, на высокотехнологичном оборудовании, с хорошим уровнем заработной платы. Благодаря поддержке со стороны руководства Российской Федерации, президента Татарстана и доброй воле компании Haier эту историю успеха мы планируем повторить с новым продуктом, что благоприятно повлияет на атмосферу в городе, высокую занятость, достойную зарплату».

Пока Магдеев раздавал комплименты китайским партнерам, небеса над будущим заводом разверзлись — и на шатер обрушился сначала мощный ураган, изрядно потрепавший металлоконструкции, а затем сильный дождь. Министр экономики, предвосхищая торжественный момент, был настроен на лирическую волну. «Я с особым чувством говорю „Haier'ле көн“. Слово Haier на татарском языке означает „дань“, „подарок“. Дождь — это хорошая традиция, — напомнил примету Абдулганиев. — Это подарок, что в этот священный месяц мы закладываем камень для нового производства. Светлые и чистые, как этот светлый песок, наши партнерские отношения уже доказали свою состоятельность. На новые машины уже есть заказы. Это говорит о том, что рынок сформирован, он ждет и необходимо успешно реализовать поставку новой продукции. Старт индустриальному парку — это большое событие для всех нас. Хочу пожелать компании реализации самых амбициозных задач».

Вице-президент компании Шу Хай отметил, что в Татарстане успешно развиваются экономика, технологии, инновации, а Челны и вовсе являются транспортным и экономическим центром для всего евразийского континента, что и предопределило локализацию завода стиральных машин. «Второй по величине потребительский рынок стиральных машин в Европе станет надежной клиентской базой для компании Haier. Инвестиции завода в России также являются важным шагом в реализации глобальной стратегии Haier. За десятилетий период Haier построил 20 производственных площадок по всему миру, работает пять RnD-центров, которые поддерживают технологическое и инновационное развитие компании. Стиральные машины продаются более чем в 160 странах и, по данным „Евромонитор интернешнл“, на протяжении последних 9 лет занимают первое место в мире. На российском рынке уже три года подряд стиральные машины Haier демонстрируют темпы роста, выражаемые трехзначными числами, и становятся надежным брендом для клиентов», — сообщил вице-президент. Под трехзначными цифрами понималось, по всей видимости, то, что в первом квартале 2018 года продажи стиральных машин Haier увеличились на 100% по сравнению с предыдущим годом.

. Янник Фиерлинг отметил, что глобальная доля рынка Haier достигает 30%, а по стиральным машинам растет значительными темпами, составив на сегодняшний день 16,5%

Фиерлинг — гендиректор европейского холдинга компании — отметил, что глобальная доля рынка Haier достигает 30%, а по стиральным машинам растет значительными темпами, составив на сегодняшний день 16,5%. «Один из пяти продаваемых холодильников имеет бренд Haier, эта группа занимает ведущие позиции в Азии и второе место на рынке Северной Америки. Но позиции в Европе и в России более скромные, — констатировал Фиерлинг. — Так как мы начали наши инвестиции в этом направлении только в 2010 году. Однако в Европе мы растем двузначными темпами, а в России рост составляет трехзначные цифры. Наша миссия в Европе и России заключается в достижении уровня топ-5 брендов. Мы являемся лидерами в трех категориях, и одна из них это холодильники. Но, чтобы выполнить стратегическую цель, нужны и стратегические инвестиции в регионе. И мы здесь для того, чтобы отметить одну из подобных инвестиций. Здесь мы собираемся производить уникальные продукты, которые будут приносить пользу клиентам. Это основные инвестиции компании Haier в России и в Европе».

После этих слов приглашенные VIP-персоны попросили пройти к камню и символически укрепить его, подбросив песка в основание. Песок подбрасывали лопатками размером чуть больше саперских.

. Можно сказать, что китайцы создают в Челнах нечто вроде плацдарма для захвата рынка в России как минимум

ПЛАЦДАРМ ДЛЯ ЗАВОЕВАНИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА НА ФОНЕ РОБКО РАСТУЩЕГО СПРОСА

Можно сказать, что китайцы создают в Челнах нечто вроде плацдарма для захвата рынка в России как минимум. На вопрос «БИЗНЕС Online» о том, какую долю стиральных машин планирует занять в Татарстане и в России компания Haier после выхода на проектную мощность, четкого ответа, к сожалению, получено не было. «Вызывает сомнение среди покупателей — какой-то Haier, какое качество и насколько долго они будут тут работать , — сказал Ван Шоужун (кстати, на достаточно уверенном русском языке). — Техника бытовая — это долгосрочный продукт, поэтому после завода холодильников это большая мотивация для наших партнеров и для каналов сбыта. Они поняли, что Haier здесь надолго... Навсегда. И они уверены, что продукт будет в Татарстане, и, если у них будет вопрос, они смогут получить помощь. И это наша глобальная политика. Мы не только в России, мы и в других странах тоже так работаем».

Руководитель филиала ООО Haier Сергей Фомичев сообщил журналистам, что по оборотам холодильников китайский бренд занимает 4-е место. Впереди LG, Samsung, Bosch. Причем эту строчку Haier занял во многом благодаря созданию челнинского завода два года назад. По стиральным машинам же задача к 2020 году выйти на 1–2-е место в России. По Европе же вопрос пока обсуждается — это экономика, доставка. На этот год планы по продажам в России стиральных машин — 150 тыс. штук, которые импортируются с китайского завода в Циндао.

Завоевание рынка компания затеяла тоже не в лучшие времена. Покупательская способность демонстрирует не самые оптимистичные показатели. По словам Фомичева, этот год показывает растущий тренд — плюс 4% по продажам холодильников и стиральных машин. Последние три года рынок же был спящим из-за сложной экономической ситуации. Поэтому в компании надеются на «небольшой, но позитивный тренд». Несмотря на это, китайцы нацелились на производство товара среднего и средневысокого сегмента, как и в случае с холодильниками. «В эконом-серии мы пока себя не видим, потому что это более агрессивный рынок. Там работают другие бренды. А мы нацелены на хорошую стоимость с хорошим ожиданием для партнеров и для нас», — объяснил Фомичев. Кроме того, Haier планирует развивать по всей России собственную сеть магазинов. В конце июня откроется первый магазин в Москве, где будет представлена вся продукция Haier — от смартфона до холодильников и кондиционеров. В ближайших планах открыть магазины в самых крупных городах: Уфа, Санкт-Петербург, Екатеринбург... Цель — 50 магазинов за 2 года.

Несмотря на то, что завод пока по большому счету существует лишь на бумаге, совместно с машиностроительным кластером РТ компания уже организовывала день поставщика для стиральных машин. На 7 июля намечен второй день поставщика компании Haier. При этом часть поставщиков завода холодильников будет вовлечена и в работу с заводом стиральных машин, например КБК, который сейчас производит гофротару для холодильников.

В исполкоме пока только хлопают в ладоши. Магдеев рассказал, что перед стартом проекта президент РТ и Сетевая компания Ильшата Фардиева достаточно оперативно смогли решить вопрос по переносу линий электропередач за три недели. В обычном случае на это уходит несколько месяцев. Кроме того, фонд развития моногородов поможет обустроить внеплощадочные инженерные сети на сумму около 400 млн рублей.

Эльдар Тимергалиев Эльдар Тимергалиев: «Наша главная задача — диверсификация экономики. Так что мы только при реализации данного проекта эту задачу выполним, а у нас еще есть другие крупные проекты»

Как сообщил в разговоре с «БИЗНЕС Online» замруководителя исполкома по ТОСЭРу Эльдар Тимергалиев, после осуществления всех задуманных планов по 12 заводам доля отгруженной продукции в ВТП Челнов составит 30%, при этом будет создано 5 тыс. рабочих мест, а перечисления в бюджет составят 7 млрд рублей от всех действующих заводов. «Сейчас они проектируют и маркетинговые исследования проводят по новым заводам бытовой техники. На сегодняшний день по тем предприятиям, которые уже работают в ТОСЭРе, доля их в отгруженной продукции составляет 7 процентов. 47 процентов отгружает КАМАЗ. Так что можно сопоставить. Наша главная задача — диверсификация экономики. Так что мы только при реализации данного проекта эту задачу выполним, а у нас еще есть другие крупные проекты. Алла бирса, за 50 процентов перевалить бы нам!» — высказал надежду Тимергалиев.

Второе производство, которое появится после завода стиральных машин, — это завод кухонного оборудования. Строительство его намечено в 2021 году, а количество рабочих мест составит более 600. Производить намерены все, что связано с кухней, — и саму мебель, и технику. Так что лет через 10 у челнинцев вся бытовая техника будет под одной маркой, как у генконсула Китая. «У нас каждая семья использует эту технику. У меня недавно сломалась стиральная машина. И я решил купить машину Haier. Без сомнения. У меня вся техника дома — это марка Haier. И кондиционер, и холодильник, и водонагреватель», — признался консул, уточнив, что сломавшаяся машина была другой марки.

. Инвестиции в высокотехнологичный завод составят 3 млрд рублей, площадь производственной площадки — 29 тыс. кв. метров. Запуск производства намечен на июль 2019 года

«ПРОДАВАТЬ КИТАЙЦЫ УМЕЮТ»

Эксперты «БИЗНЕС Online» считают, что новый проект в Челнах, скорее всего, состоится и новая продукция займет свою нишу.

Антон Сайфутдинов — вице-президент ОАО «АЦЦ-Инвест» (экс-гендиректор сети бытовой техники DOMO):

— Haier как был мировым лидером по продажам стиральных машин, так и останется им — они, в принципе, не могут утратить эту позицию. Это же крупнейший концерн. Их ближайшие конкуренты — корейцы Samsung и LG, а европейцы просто меньше производят, и это разные рынки. Спрос в России будет зависеть только от цены стиральных машин. Хотя они и заявляют премиум-сегмент, но сколько будет стоить машина в абсолютном выражении, пока неизвестно. «Премиум-сегмент» — понятие относительное. Bosch, например, тоже позиционируется как премиум, хотя по факту это ценовая категория «средний плюс». Китайцы — не дураки, они свои продажи просчитали с учетом российской сборки. Сделают красивую и навороченную машинку по средней цене. Это, разумеется, только гипотеза, но холодильники-то они продают, не ошиблись в расчетах.

Павел Евдокимов — гендиректор ГК «Инжиниринг Плюс»:

— У Haier огромный ассортимент продукции, они крупнейшие производители по многим позициям, занимают 10 процентов мирового рынка крупногабаритной техники. Представлены они в достаточно высоким ценовом сегменте. Ребята они упорные и профессиональные, я могу судить об этом по рынку кондиционеров. Они в 2012 году открыли в России представительство по продажам кондиционеров, а уже в 2017 году, всего лишь через пять лет, стали лидером продаж бытовых кондиционеров в России. Конечно, холодильники и стиральные машины — это другие каналы продаж, они реализуются через сети вроде «М.Видео», а для рынка кондиционеров это только половина сбыта, вторая половина — профессиональные продажи. Однако мы видим, что продавать китайцы умеют, конкурентам стоит опасаться.