«АКВАРИУМ» ЕСТЬ «АКВАРИУМ», НАМ НЕЧЕГО ПОДДЕРЖИВАТЬ, У НАС И ТАК ВСЕ В ПОРЯДКЕ»

«Спасибо, любимые!» — эти слова Борис Гребенщиков произносил накануне во время концерта в «Пирамиде» чаще других. Напомним, что в начале марта БГ напугал своих поклонников: тогда появилась информация о том, что 64-летний музыкант загремел в реанимацию в родном Санкт-Петербурге. Из-за этого пришлось сдвинуть сроки тура по случаю выхода в начале года сольного альбома главного рок-поэта отечества «Время N». Вот и традиционное казанское выступление перенесли с конца марта на середину мая. Кстати, столица Татарстана стала лишь третьим городом у Гребенщикова после завершения перерыва в концертной деятельности после Самары и Нижнего Новгорода. Но, судя по намеченному плотному гастрольному графику, артист восстановился после осложнений, связанных с пневмонией.

Многим памятен прошлый приезд рок-гуру в Казань: летом он сыграл в кремле один из своих фирменных для последнего времени уличных концертов, пообщался с публикой в камерной обстановке, а потом выдал блестящее трехчасовое выступление, в ходе которого фронтмен «Аквариума» почти пускался в пляс вместе с благодарной аудиторией. Отличий от того июньского шоу на этот раз было несколько. Во-первых, музыкальный коллектив пополнился молодым клавишником Константином Тумановым, а также мультиинструменталистом Игорем Тимофевым, который уже играл с БГ в середине нулевых. Во-вторых, Гребенщиков на этот раз был не столь подвижен, предпочитая в основном восседать на стуле, а роль главного массовика-затейника передать флейтисту Брайану Финнегану, без которого нынешний «Аквариум» уже трудно представить. Накануне ирландец периодически выдавал танцевальные па вполне в духе Олега Гаркуши и призывал публику к большей активности. В-третьих, к моменту прошлогоднего казанского концерта на просторах YouTube только-только появилось записанное на iPhone видео с песней «Время ***» — возможно, главного мегахита «Аквариума» образца 2018 года, давшего название сольной пластинке Гребенщикова.

Формально нынешний тур и был заявлен в поддержку выхода альбома «Время N», хотя герой отечественного рок-н-ролла и посмеялся в одном из интервью над подобными привязками: «„Аквариум“ есть „Аквариум“, нам нечего поддерживать, у нас и так все в порядке». Действительно, количество выдающихся произведений у Гребенщикова таково (композиция «500», по количеству написанных БГ песен, вышла еще на альбоме «Сестра Хаос» в 2002 году), что он может себе позволить строить программу как хочет. Да, настойчивый голос из зала всегда будет требовать: «Боря, давай „Аделаиду“». Но что петь здесь и сейчас — решают только сами музыканты. А вот Владимир Шахрин или Вячеслав Бутусов себе такого позволить не могут. БГ же все время заставляет поклонников вспоминать какие-то старые и вроде бы забытые вещи, скажем, «Елизавету» с «Русского альбома», где у главной героини два друга: конь, и тот, кто во сне. Она прозвучала на вчерашнем концерте одной из первых.

И НЕМНОГО ГРАЖДАНСКОЙ ЛИРИКИ

В прямом соответствии с еще одной строчкой из «Елизаветы» — «молчи, слова — это смерть» — БГ, в общем-то склонный к разговору со своей «паствой», на этот раз почти ничего не говорил между песнями. Хотя корреспондент «БИЗНЕС Online» и до последнего надеялся на какую-то хлесткую цитату о сегодняшнем дне для заголовка статьи. Герой вечера разве что посетовал, что публика не танцует, после чего последняя, только и ждавшая сигнала от своего кумира, тут же высыпала к сцене, нивелировав преимущества обладателей дорогих билетов из первых рядов партера. Да и хочется отметить охрану «Пирамиды», которая научилась быть незаметной, хотя на обучение этой премудрости и ушли долгие годы. В итоге БГ в основном только отвечал (не всегда в микрофон) на реплики зрителей, которые столпились буквально метрах в пяти от артиста, где у них завязался свой междусобойчик. «Борис Борисыч, не болей!» — крикнули из зала. «А я и не болею», — кажется, что-то подобное ответил чуть виновато Гребенщиков.

Zoom zoom zoom, «Двери травы», «Желтая луна» (в новой аранжировке), «Болота Невы» прозвучали на старте, как и положено в последнее время у «Аквариума», двухактного концерта, о чем «закадровый голос» известил перед самым началом. Но самыми сильными номерами первого отделения были несколько баллад разных лет: «Второе стеклянное чудо», Voulez Vous Coucher Avec Moi и особенно «Та, которую я люблю». Эту вещь, которой больше 20 лет, Гребенщиков всегда исполняет особенно эмоционально, заставляя думать, что за этой песней стоит какая-то очень и очень личная история.

В общем, первое отделение обошлось без злободневных высказываний, хотя и «шить политику» БГ — это всегда дело неблагодарное. Впрочем, «Время N», по признанию едва ли не всех критиков, это одно из самых мощных и внятных музыкальных высказываний о российском дне сегодняшнем. Так что большой русский поэт, пусть и в формате доброго и светлого весеннего концерта, вряд ли мог вовсе отказаться от своей «гражданской лирики». Хотя с последней пластинки прозвучала буквально пара песен («Соль» и «Прикуривает от пустоты»), но были и «Человек из Кемерово» (хотя на фоне недавней трагедии в этом городе вспоминается другая песня «Аквариума» — «Губернатор») и «Ласточка». Во время этих композиций сцена заливалась красным светом. Причем «Ласточка» с все того же легендарного «Русского альбома» еще раз подтвердила: главный рок-поэт страны про наше сегодня все написал уже давным-давно. «Прыг, ласточка, прыг — а всюду враги. На битву со злом взвейся, сокол, козлом. А ты, ласточка, пой, а вслед не беги», — удивительные точные слова о России-2018.

Было еще много хитов – от «Кострома mon amour» до «Гарсон №2», потом публика долго звала БГ и Ко вновь на сцену и в итоге была вознаграждена длинными бисами, так что «Аквариум» вновь перешагнул отметку в три часа хронометража концерта, и это несмотря на то, что сам Гребенщиков к концу выглядел заметно уставшим. Завершился вечер «Днем радости» под аккомпанемент детского крика «Бо-о-о-ря» и непременное «давай „Аделаиду“».

Но хочется обратить внимание на другую композицию, которая неожиданно стала визитной карточкой нынешнего «Аквариума». Это знаменитая «Поколение дворников и сторожей» с альбома аж 1987 года «Равноденствие», песня, которая фактически дала название целому поколению, но и, казалось, ушедшая вместе с «дворниками и сторожами», повзрослевшими, отрастившими себе брюшко и пополнившими отечественный средний класс. Но, как оказалось, это не так. И дело не только в «актуалочке» от БГ: «В наше время, когда каждый третий герой, они не пишут в „Фейсбук“, они не ведут „Инстаграм“...» (Сам музыкант ведет «Инстаграм», где иногда читает стихи, например такие: «Изабелла Юрьевна в шелковом халате, чтобы было чисто, собирала косточки у себя в кровати»). Весь текст этого почти гимна пронизан какой-то неодолимой тревогой: «Мы молчали, как цуцики, пока шла торговля всем, что только можно продать, включая наших детей...» Непонятно, про что это, но кажется, что про всех нас. Возможно, потому что «мы еще смотрим в экран» и, несмотря ни на что, все «еще ждем новостей».