Айрат Насыбуллин рассказал, что при изначальном проектировании Набережные Челны были рассчитаны на 17 тыс. автомобилей, сегодня их количество достигло 189 тысячФото: nabchelny.ru

«ПРОЕКТИРОВЩИКИ НЕ ПРЕДПОЛАГАЛИ, ЧТО В ГОД ПОЙДЕТ ПО 17−20 ТЫСЯЧ АВТОМОБИЛЕЙ»

При изначальном проектировании Набережные Челны были рассчитаны на 17 тыс. автомобилей — сегодня их количество достигло 189 тысяч. Об этом сегодня на пресс-конференции сообщил начальник управления административно-технической инспекции (АТИ) города Айрат Насыбуллин.

«Челны проектировались в 70-х годах сначала на 350 тысяч жителей, потом на 400. Машин мы проектировали на 17 тысяч. Проектировщики не предполагали, что у нас пойдет в год по 17−20 тысяч автомобилей. У нас сегодня 189 тысяч машин зарегистрировано в Тукаевском районе и в Челнах. А сколько еще приезжих — мы их даже не считаем. По расчету, у нас машины во дворах стоять не должны были — только заехать и выехать», — сказал Насыбуллин, отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online».

Он добавил, что сегодня в центре города необходимо создать около 5 тыс. парковочных мест. При строительстве новых кварталов девелоперы вынуждены учитывать существующие проблемы в этой области. Так, ни один жилой дом теперь не может идти на проектирование без решения о размещении автомобилей для жителей этого дома.

Больной для Челнов вопрос о парковочных местах снова возник в связи с поправками в республиканское законодательство, которые в марте подписал президент РТ Рустам Минниханов. Согласно им, муниципалитеты получили право штрафовать автомобилистов за парковку на зеленой зоне, детских площадках и хозплощадках на придомовой территории. Поправки были приняты Госсоветом РТ 20 февраля. Размер штрафов составит 2−3,5 тыс. рублей на физлицо, 5−20 тыс. рублей — на должностное лицо и от 50−100 тыс. рублей — для юрлица. Деньги пойдут в муниципальный бюджет.

При этом уточняется, что штрафовать не будут в том случае, если граждане и юрлица предотвращают противоправные деяния, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, выполняют оборонные мероприятия и охраняют общественный порядок.

«Мы всем говорим: ребята, убирайте машины, пришло время наказания. Если ставить не будете — наказывать не будем, а уж если поставили, значит, будем привлекать к административной ответственности», — сказал Насыбуллин.

Сегодня в центре города необходимо создать около 5 тыс. парковочных местФото: Олег Спиридонов

«У НАС И ЦЕНТРА-ТО НЕТ, НЕ ГОВОРЯ О ТОМ, ЧТО В ЦЕНТР НЕ ПРОБИТЬСЯ»

АТИ Челнов была создана в 2013 году и сразу начала работу по контролю за выполнением правил благоустройства. По воспоминаниям Насыбуллина, в то время даже за заезд на бордюр могли привлечь к административной ответственности. Всего за эти годы инспекторы составили на нарушителей около 3,9 тыс. протоколов, а сумма штрафов достигла 9 млн рублей. По новому законодательству протоколы могут составлять все должностные лица, наделенные соответствующими полномочиями, — это 9 сотрудников АТИ, 42 представителя ОПОП, которые взаимодействуют с местными районными администрациями, а также 150 человек из управления обеспечения охраны общественного порядка.

«У нас, в принципе, получается очень солидная команда, которая может контролировать эти нарушения», — отметил Насыбуллин.

В свою очередь, АТИ работает через приложение «Народный инспектор», где зарегистрированы более тысячи активистов, которые могут присылать фотографии нарушений. Проверяет эти фотографии модератор в Казани: снимки регистрируются и пересылаются в АТИ, которая устанавливает персональные данные нарушителя через МВД. После этого горе-парковщика приглашают на беседу и составляют на него протокол. Постановление на протокол АТИ и размер штрафа определяет административная комиссия. С одним нарушителем работа идет в среднем два месяца — по истечении этого срока данные передаются судебным приставам. По словам Насыбуллина, «это кропотливая, тяжелая и нудная работа».

У присутствующих на пресс-конференции журналистов возник вопрос: как понять, где начинается, например, детская площадка и заканчивается газон?

«В каждом дворе есть четко обозначенные границы — спортивной, детской и бельевой площадки. Не мне определять это. Я пришел, сфотографировал, отправил модератору, он мне говорит: „Да, это нарушение, я зафиксировал, привлекайте“. Мне даже проще. Мои сотрудники сами по дворам не ходят — туда будут ходить в основном ОПОП и ОООП. Мои сотрудники работают в городе по нарушениям земельного законодательства, экологии, правил благоустройства. В части парковок мне будет приходить информация от народных инспекторов, которые зарегистрированы в приложении. Вы тоже можете сегодня скачать это приложение и будете народным инспектором. Сможете в своем районе наводить порядок», — обратился Насыбуллин к журналистам.

Что касается парковок во дворах, тут, по словам Насыбуллина, проблема не решена не только в Челнах, но в Казани и Москве.

«С помощью платных парковок они решили только проблему заезда в центр города, — ответил Насыбуллин корреспонденту „БИЗНЕС Online“. — У нас и центра-то еще нет, не говоря уже о том, что в центр не пробиться».

По его словам, еще при Рафгате Алтынбаеве была идея приспособить открытые места на пустырях и перспективных строительных площадках под двух-трехуровневые парковки.

«Но тогда стоимость машины и стоимость парковки как-то сравнялись, и люди были просто в шоке от этих сумм, — сказал он. — Мы не смогли уговорить их на создание этих площадок».

Что касается парковок во дворах, тут проблема не решена не только в Челнах, но в Казани и МосквеФото: Олег Спиридонов

ПРОДАЕТСЯ МЕСТО НА ПАРКОВКЕ, ЦЕНА — 1,2 МЛН РУБЛЕЙ

Проблему с парковочными местами затрагивали на итоговой пресс-конференции с мэром Наилем Магдеевым в декабре. Тогда градоначальник отметил, что ежегодно число машин в городе увеличивается на 3−5 тыс. единиц, и даже автоград, который проектировался современным, под широкие улицы и дворы, сегодня не может переварить имеющееся количество транспорта. Выход мэр видит в строительстве паркингов, первый из которых в 63-м микрорайоне строит «Комфортное жилье» Михаила Золотухина. При этом Магдеев сказал, что рост числа транспорта — хороший показатель доходов челнинцев.

«Человек, если не имеет доходов, не бежит машину покупать, — заметил градоначальник. — Он первым делом думает, как покушать, где жить, как одеться. Если есть финансовый жирок, тогда он идет покупать машину. Я вот машину купил в 30 лет, хотя мог купить во времена работы в стройотряде, будучи студентом третьего курса. Это был 80-й год, я работал в Коми АССР, где коэффициент был 1,75 — на заработанные 100 рублей выплачивали 175. У меня на книжке было 5 тысяч рублей. „Копейка“ тогда стоила 5500. Но я тогда 500 рублей себе оставил, а остальное отдал маме».

По теме паркингов Магдеев также сообщил журналистам, что в домах, которые строит ГК «Профит», имеются подземные паркинги, но они дорогие. Не каждый может себе позволить купить там место. Задача — находить любую возможность, чтобы в городе появлялись паркинги. Пока экономика не позволяет, чтобы эти средства быстро могли окупаться. Пока готового рецепта нет», — констатировал мэр, отметив все же, что если у человека есть возможность купить машину, ее нужно обязательно покупать.

К слову, об экономике парковочных мест можно привести такой пример. В доме ЖК «Солнечный парк», к примеру, буквально неделю назад было выставлено на продажу парковочное место. Цена его — 1,2 млн рублей — неподъемна для подавляющего большинства челнинцев.