Николай Троицкий — гендиректор «Винербергер Россия» Николай Троицкий — гендиректор «Винербергер Россия» Фото: Оксана Черкасова

КРИЗИС-2014: ПРОИЗВОДСТВО ЦЕМЕНТА УПАЛО НА 22%, КИРПИЧА — НА 26%

- Десять лет назад вы открыли завод в Татарстане. На российский рынок вы вышли еще раньше — в конце 2006-го, и через пару лет — кризис, потом девальвация-2014. Что учредители из Австрии думают про наш рынок?

- Не секрет, что отрасль строительных материалов очень серьезно пострадала с начала кризиса — конца 2014 года. Производство цемента в России упало за 2015-2016 годы на 22 процента. И мы, конечно, не можем оставаться в стороне от всего рынка. Кризис повлиял на наши объемы производства, объемы сбыта. Поэтому основной вопрос для нас сейчас — это оперативное управление, оптимизация, повышение эффективности работы... Несмотря на то, что на рынке строительных материалов в России сейчас не самые лучшие времена, в последнее время мы наблюдаем некую стабилизацию ситуации, стабилизацию спроса.

- Сколько составило падение в вашем сегменте?

-  По данным Росстата   рынок керамического  кирпича за период с 2014 по 2016 годы  упал  — с 5,3 млрд условных единиц до 3,9 миллиарда.  По нашим оценкам  рынок керамического  блока в  2014 году составлял  около 1,16 млрд  условных единиц кирпича, в 2016-м — 853 миллиона.. 

- Получается, что производство в условных единицах стандартного кирпича просело на 26% — как по блоку, так и по кирпичу.

- Да, примерно так, но мы надеемся, что скоро начнется рост и считаем, что у керамических блоков потенциал роста выше рынка, это доказывается ситуацией до 2014 года.

- Ваш основной конкурент — это керамический кирпич? 

- Что касается конкуренции — я все-таки не считаю, что кирпич является нашим прямым конкурентом. Поризованный блок позволяет строить теплый дом без дополнительного утепления. Стена, возведенная из керамического блока Porotherm, позволяет соответствовать всем требованиям СНиП «Тепловая защита зданий» без дополнительного утепления,  в то время как толщина стены, построенной из обычного кирпича,  соответствующей требованиям этого СНиП  должна быть не менее 1,3 м для региона Татарстана.  Поэтому я не считаю, что мы играем на рынке кирпича как такового. 

- То есть для вас конкуренты — скорее пенобетонные блоки?

- Газобетон или газосиликат является нашим основным конкурентом. Это тоже современный и крупноформатный материал.

- А стоимость блока — как она меняется? Она зависит от сезона? Насколько поднялась цена?

- Цена на блок зависит от спроса. Мы, соответственно, отталкиваемся от рынка и от конкурентной ситуации на рынке. У нас цены на блок поднялись за послекризисный период примерно на 6%. Это меньше, чем инфляция. 

- Кроме блоков Porotherm на рынке есть еще какая-то керамика подобного рода? И какую долю рынка вы занимаете?

- Есть несколько производителей керамического блока. Просто-напросто Wienerberger был одним из первых, кто начал производство блока в России. У нас 3 линии по производству блоков. Две из них расположены во Владимирской области, и одна линия — здесь, в Татарстане. Наша общая суммарная мощность — 395 миллионов условных единиц кирпича. И по объему производства, и по установленной мощности мы являемся производителями №1 керамического блока в России (по оценкам аналитического агентства СМ ПРО за 2014 год). Большинство других производителей  пришли после того, как Wienerberger начал внедрение керамического блока на российский рынок. Это говорит о том, что блок стал пользоваться спросом. Поэтому сейчас есть несколько заводов на территории России, которые производят керамический блок.. По нашим внутренним  оценкам, доля рынка, которую занимает наша компания — около 35%. 

- А почему не расширите ассортимент? В керамике же ассортимент очень разный. Вот вы делаете блоки, но не делаете, например, лицевой кирпич. Будет ли в России Wienerberger  производить что-то такое?

- У нас несколько направлений того, что мы умеем делать из керамики, — это керамические блоки, лицевой кирпич, черепица, керамические трубы и брусчатка. В России из этих позиций производятся только блоки и керамические перемычки для окон. Мы с самого начала считали, что здесь (в России)  наибольшая перспектива по керамическому блоку и именно поэтому построили заводы по производству поризованных керамических блоков. Если посмотреть на рынок  лицевого кирпича, то все-таки основной объем кирпича, который продается в России — это очень простой кирпич, который стоит недорого — 5, 6, 10, 15 рублей. Из всех тех миллиардов кирпича, которые производятся в РФ, основной объем приходится на него. Объем рынка премиального лицевого кирпича недостаточно велик. Рынок лицевого кирпича на самом этапе развития. Это не вопрос того, сколько его продается. Это вопрос многофакторный. Сколько мы сможем продать? Какая цена на такой кирпич? В пределах каких регионов?

Мне кажется,  что вопрос развития рынка лицевого кирпича России это вопрос времени. Я вижу, что между девелоперами началась очень сильная конкуренция. И если раньше продавалось однотипное жилье, и все было более-менее стандартно, то теперь делать это сложнее. И девелоперы стараются отстроиться друг от друга путем того, чтобы сделать какой-то проект с интересными архитектурными решениями. Один из вариантов, как сделать интересное решение — это не только планировки квартир, но и в том числе интересный фасад. И если эта тенденция продлится, то это может качественно изменить рынок фасадных решений, в том числе повлиять на спрос лицевого кирпича премиум-класса.

«Вопрос развития рынка лицевого кирпича России это вопрос времени» «Вопрос развития рынка лицевого кирпича России это вопрос

ТИХИЙ ДОМ: «ВСЕ ЗАВИСИТ ОТ ТОГО, КАКИЕ РЕШЕНИЯ ВЫ ГОТОВЫ ИСПОЛЬЗОВАТЬ»

- А звукоизоляция у вашей продукции достаточная?

- Для кладки межквартирных и межкомнатных стен выпускаются блоки толщиной 120 и 80 мм — это Porotherm 12 и Porotherm 8. Требования  СП «Защита от шума таковы»: межквартирная перегородка должна обеспечивать звукоизоляцию 53 децибел, межкомнатная — 43 децибел. Что это значит? Если в соседней квартире будет громко звонить телефон, этот звонок будет приглушенно слышно. Или, допустим, будут громко ругаться — прислушавшись, вы различите слова. 

- Какие-то страшные эти правила...

- Поэтому и существует мнение, что эти уровни звукоизоляции надо повышать. Строители, особенно в эконом-сегменте, часто экономят и делают все по минимуму. Да, в итоге все соответствует нормативам — но насколько комфортно в таком жилье жить? Весь вопрос в том, какие вы готовы использовать  решения. Если вы хотите сделать стену с большей звукоизоляцией, надо увеличивать толщину перегородки. В этом случае используют 20-й или 25-й блок, которые обеспечивают значительно большую изоляцию. 

- Еще окна нужно учесть — чтобы не было слышно криков...

- Акустические, ударные шумы распространяются не только через перегородки, но в том числе и через перекрытия. А это обычные бетонные конструкции — соответственно, через них определенные частоты, ударные волны проходят очень-очень хорошо. Если мы говорим о внешней стене дома, где используется 44-ый или 51-й блок — естественно, вряд ли вы услышите крики снаружи дома.

- В общем, если ты, например, маньяк, то дом, похоже, надо строить из 51-го блока... Ну, хорошо, а есть возможность экономии при использовании поризованных керамических блоков? 

- У нас стеновой блок начинается от 20-го и заканчивается 51-м — соответственно, они предназначены для возведения стен толщиной от 200 до 510 мм. Все зависит от того, какую конструкцию стены ты хочешь использовать. Хочешь ты делать полностью керамическую стену — или стену с утеплением. Построить дом из 25-го блока и утеплить  стену утеплителем будет несколько дешевле, чем построить стену из 51-го блока. Но комфортнее будет жить в доме, стены которого однородны.. В климате средней полосы, где и находится Татарстан, можно возводить однородную стену из 44-го блока с фасадом из лицевого керамического кирпича. Это полностью соответствует  своду правил Тепловая защита зданий , и дом будет теплым. Но если ты хочешь, чтобы все было на высшем уровне, тогда, конечно, используй 51-й блок, который подходит для более холодных регионов Сибири и Урала. Естественно, в этом случае стоимость  стены  будет выше.

- Блок «44» у вас, наверное, самый ходовой?

- Один из лидеров.

- Не знаю, насколько это правильно, но говорят, что возможна компоновка решений из разных блоков в одном строении. Грубо говоря, на наветренной стороне может быть использован 51 блок, а на подветренной, где ветра нет — более тонкий блок.

- Мы не рекомендуем такой подход. Нужно, чтобы стены были однородными.

- Кто для вас основной клиент? Каков портрет покупателя?

- Мы ориентированы на частное домостроение. Это наш основной рынок. Есть сегменты этого рынка. В зависимости от того, из чего люди решили строить дом — кому-то нравится дерево, кому-то больше каркас. Но если мы говорим о каменном домостроении, то с точки зрения соотношения «цена-качество» материала лучше, чем керамический блок, просто нет.

- Почему?

- Если мы возьмем цену на куб материала — газобетон и блок керамический — конечно, сравнение по цене не в пользу керамического блока. Но если мы посмотрим полностью на стоимость возведения среднего дома, который строит потребитель — это около 200 кв. метров, и учтем при этом особенность технологии строительства, то получается вот что. При строительстве дома в два этажа газобетон требует создание железобетонного армирующего пояса, что само по себе затратно. Кроме того, требуется время, чтобы бетон набрал свою прочность — обычно это 30 дней. Если мы возьмем все дополнительные расходы, то по нашим оценкам стоимость дома из керамического, блока всего-навсего на 2-3 процента выше, чем стоимость дома, построенного из газобетона. Мне кажется, что это очень небольшая премия по цене — за то, что вы получаете дом с отличным микроклиматом внутри, за дом построенный из керамики,  которая доказала свою долговечность, свою надежность практическим использованием несколькими поколениями населения  планеты.  Помимо этого, в связи с тем, что отпускная влажность газобетона около 20 процентов, нельзя в доме, построенном  из газобетона, сразу делать внутреннюю отделку помещений. Нужно высушивать дом перед тем, как приступать к отделке, чтобы эта отделка не треснула, не посыпалась.

- А что касается многоэтажного домостроения? С кем из строительных компаний вы сотрудничаете?

- Мы очень активно работаем с компаниями «Сити-Строй» и «#СуварСтроит». С использованием наших блоков построен ЖК «Столичный», жилой дом на улице Тихомирова, д. 19, ЖК «Романтика» на улице Профессора Камая. Сейчас из нашего материала начинают строить ЖК «Голливуд», ЖК «Пять звезд». Помимо этого, из нашего блока построен республиканский перинатальный центр в Казани. Мы традиционно всегда работали с Госжилфондом,  наши блоки широко применяются на проектах ГЖФ в районных центрах — там, где строятся дома средней этажности, там, где он используется в качестве материала для несущих стен. Из нашего блока построено три корпуса в проекте «Салават Купере».

- Но они в основном используют их не для заполнения проемов, а для межкомнатных перегородок?

- Что касается тех ЖК, которые я назвал, — там блок использовался именно для заполнения железобетонного каркаса. Если говорить языком строителей — для кладки ограждающих конструкций.

«Мы ориентированы на частное домостроение. Это наш основной рынок» «Мы ориентированы на частное домостроение. Это наш основной рынок»

«ПОТЕНЦИАЛ КЕРАМИЧЕСКОГО БЛОКА НЕ ДО КОНЦА ОСОЗНАН ПОТРЕБИТЕЛЕМ»

- Вы, кстати, по поводу реновации в Москве какие-то планы строите для себя? Какой-то кусочек пирога отхватите?

- По нашей информации, технического решения о том, из чего будут строиться эти дома, и какая там будет технология строительства, пока не принято. Но из того, что мы знаем по предварительным разговорам, скорее всего, будут использоваться наиболее экономичные технические решения. Поэтому я очень сомневаюсь, что мегапроект реновации в Москве как-то существенно сможет помочь производителям керамических строительных материалов.

- То есть, это та же самая хрущевка, на одном уровне? Те же самые панельки будут?

- Это один из вариантов, которые могут там использоваться.  В частности, компания «ПИК» сейчас перезапустила производство панелей, поэтому это может быть одним из решений, которые примет правительство Москвы. По этому проекту очень много вопросов, поэтому полного понимания, как он будет реализовываться, у нас нет.

- Каков потенциал работы в республике? Вы встречаетесь с руководством РТ, с президентом Рустамом Миннихановым? 

- Да, Wienerberger удостоен чести быть приглашенным в клуб инвесторов, который ведет господин Минниханов. Мне очень нравится формат встреч, которые проходят в рамках работы клуба, так как они построены на  диалоге.  У всех инвесторов есть возможность высказаться и если есть какая-то проблема — ее озвучитьНа одном из совещаний я как-то высказал мысль о том, что так как  керамические материалы  это высокоэкологичные материалы, то имело бы смысл разработать типовой проект школы и типовой проект детского сада с использованием керамических блоков без использования дополнительного утепления. В этом случае можно было бы, во-первых, сделать эти здания энергоэффективными и дать возможность детям учиться и воспитываться в экологически чистых помещениях со здоровым и комфортным микроклиматом.  Моя идея была поддержана и было дано  соответствующее поручение министерству строительства, сейчас мы с ними по этому вопросу работаем. Как я понимаю, сейчас не так много строится новых школ и детских садов за счет бюджета и поэтому это  программа на будущее, но это то направление, которое помогает объединить и интересы бизнеса, и социальные интересы.

- Я так понимаю, что основной сбыт компании находится, грубо говоря, до Урала. А вы верите в перспективы за Уралом?

- У нас были проекты и в Дальневосточном федеральном округе. В частности  Красноярском  крае  построен целый жилой квартал из нашего блока.  Однако, я с вами согласен в том, что это все-таки некая фрагментарная, не массовая продажа,  так как стоимость логистики высока и препятствует расширении географии продаж блока. .

«Нужно понимать, что модель поведения потребителя, когда он выбирает строительные материалы для своего дома и когда он выбирает стиральный порошок — совершенно разная» «Нужно понимать, что модель поведения потребителя, когда он выбирает строительные материалы для своего дома и когда он выбирает стиральный порошок — совершенно разная»

«ЦЕНА ОШИБКИ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ДОМА — КОЛОССАЛЬНАЯ»

- Как вы работаете с потребителем? 

- Нужно понимать, что модель поведения потребителя, когда он выбирает строительные материалы для своего дома и когда он выбирает стиральный порошок — совершенно разная. Если ты покупаешь порошок и он тебе не понравился — ты всегда можешь выбросить его и пойти купить новый. Цена ошибки невелика. И плюс у всех есть некий опыт использования того или иного продукта в быту. А те, кто первый раз в жизни берется за строительство дома, в лучшем случае располагают опытом отца, который строил, к примеру, погреб...  Поэтому многие покупатели начинают опираться на советы профессионала. И для них профессионалом  является тот, кто строит для них дом. С одной стороны это хорошо, но с другой, зная, кто строит частные дома, мы понимаем, что  не всегда их можно назвать профессионалами, советами которых следуют всегда доверять. Зачастую это специалисты, которые  не имеют профильного образования и  часто бывает, что  у них  крайне искажённое представление о  преимуществах и недостатках тех или иных строительных материалов и особенностях их использования. .

- В чем зачастую можно наглядно убедиться, придя на стройплощадку.

- Примерно так. Возможно, это даже не те люди, которые постоянно занимаются строительством. Это могут быть люди, которые приехали из другого региона или даже страны. В этом случае их основной интерес — быстро построить. Времени на обучение они особенно тратить не хотят. И это для нас сейчас является вызовом. Мы пытаемся найти какой-то ключ, как мы могли бы обучить строителей, которые являются основными советниками для наших клиентов, рассказать им об особенностях блока, но пока мы в самом начале этого проекта.   Как один их первых шагов в этом направлении мы  начали  работать с профучилищами, формируем группы, проводя обучения и объясняя  учащимся об особенностях работы с нашим материалом.

- Законодательство вообще не обязывает частного застройщика нанимать архитектора или профессионального строителя. 

Если бы было иначе, можно было бы обучать  проектировщиков, которые являются профессионалами. Они могли бы  профессионально  объяснить заказчику, какие бывают материалы, каковы их преимущества и недостатки — и помочь им сделать правильный выбор. А так получается, что проект делается уже постфактум — часто узаконивается то, что построили. Зачастую берется типовой проект, где вообще не указаны материалы. И поэтому момент работы с проектировщиками, когда мы говорим о частном рынке, зачастую выпадает.

- Просто наверное экономическая ситуация такая. У людей не так много денег. Это же удорожание строительства получается.

- Я не согласен. Многие, возможно, думают так, как вы говорите. Проектировщик стоит несколько десятков тысяч рублей, лучше  я на этом сэкономлю, сам нарисую, как хочу. Но в этом случае вы, возможно, многое потеряете. Вы можете не увидеть  интересное решение, как сделать планировку или  элегантно решить проблему  строительства какого-либо узла. Сколько раз я слышал обратную связь от людей, которые строят дома. «Я бы сделал по-другому...». Но теперь это уже либо стоит очень дорого, либо невозможно сделать вообще.